Вверху: женщина-манъян в традиционной одежде, около 1912 г.; Внизу: мужчина-мангян в традиционной одежде около 1904 года. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Филиппины ( Миндоро ) | |
Языки | |
Бухидские, Tawbuid, Хануноо, Alangan, Iraya, Tadyawan, тагальский, английский | |
Религия | |
Анимизм (большинство), христианство (преимущественно католики и евангелические протестанты ) |
Мангьян - это общее название восьми групп коренных народов, обитающих на острове Миндоро, к юго-западу от острова Лусон, Филиппины, каждая из которых имеет собственное племенное название, язык и обычаи. Общая численность населения может составлять около 280 000 человек, но официальную статистику трудно определить в условиях отдаленных районов, затворнических племенных групп и некоторых из них, практически не имеющих контактов с внешним миром.
Этнические группы острова, с севера на юг, следующие: Ирая, Аланган, Тадиаван, Таубуид (называемый Батанганом жителями равнин на западе острова), Бухид и Хануно. Дополнительная группа на южном побережье называется Ратаньон. Похоже, они вступили в брак с жителями низин. Группа, известная на востоке Миндоро как Bangon, может быть подгруппой Tawbuid, поскольку они говорят на «западном» диалекте этого языка. У них также есть разновидность поэзии, которая называется амбахан.
Когда-то мангьяны были единственными жителями Миндоро. Сначала они были прибрежными жителями, поэтому они перебрались вглубь страны и в горы, чтобы избежать притока и влияния иностранных поселенцев, таких как тагалоги, испанцы, их завоевания и религиозное обращение, а также набеги моро (они совершали набеги на испанские поселения в экономических целях., и удовлетворить спрос на рабский труд). Сегодня мангьяны живут уединенно в отдаленных частях Миндоро, но в конце концов спускаются в низины, чтобы вести обычные торги. Их пропитание - это земледелие для выращивания собственных культур, фруктов и охота. Определенная группа мангьянов, проживающих в Южном Миндоро, называет себя Ханунуо Мангян, что означает «истинный», «чистый» или «подлинный», термин, который они используют, чтобы подчеркнуть тот факт, что они строги в смысле сохранения традиций и практик..
Ритуал Ирая Мангян для подготовки земли для каингина ( подсобного земледелия ).До того, как испанцы прибыли на Миндоро, люди активно торговали с китайцами, имея тысячи подтверждающих археологических свидетельств, найденных в Пуэрто-Галере, и письменных источников на китайском языке. Когда пришли испанцы, среди жителей Миндоро образовалось разделение. Были ирайя мангьяны, которые изолировали себя от культуры испанцев, и низинные христиане, покорившиеся новой системе верований. Эти две группы взаимодействовали только по экономическим вопросам, продавая лесные товары у мангьянов и товары народного потребления для жителей равнин.
Несмотря на то, что мангяны сгруппированы в одно племя, они во многом различаются. По сравнению с технологическим прогрессом между двумя географическими подразделениями, южные племена более продвинуты, что видно в их использовании ткачества, гончарного дела и системы письма. С другой стороны, северные племена живут проще. Их язык, как и на остальных Филиппинах, происходит из австронезийской языковой семьи. Однако, даже если они определены как одна этническая группа, племена использовали разные языки. В среднем они разделяют только 40% словарного запаса. Племена также имели различный физический и этногенетический облик: Ирайя имеет веддоидные черты; Тадьяваны в основном монголоиды; а Ханунуо выглядит как прото-малайский.
Еще одно различие между племенами - это дата их прибытия на Филиппины. Теория предполагает, что южные племена уже существовали к 900 году нашей эры, в то время как северные племена, как полагают, прибыли на сотни лет раньше своих южных коллег. Испанские власти задокументировали их существование с момента их прибытия в 16 веке. Однако историки предполагают, что мангьяны, возможно, были первыми филиппинцами, торговавшими с китайцами. Примеры этой взаимосвязи можно увидеть в погребальных пещерах, где много фарфора и других гончарных изделий. Однако было проведено не так много этнографических исследований, за исключением племенных и языковых различий, которые могут привести к указанию на то, что племена можно рассматривать отдельно.
Мангяны жили мирными обществами. Социологи предположили, что некоторые общества становятся мирными, потому что их система норм и ценностей поощряет мирное поведение, но не одобряет агрессивное и импульсивное поведение. Мирные общества характеризуются эгалитарной социальной организацией без статусной конкуренции между мужчинами и без асимметричных отношений между мужчинами и женщинами. Другая теория утверждала, что популяции приспосабливаются, следовательно, предлагая более логичное объяснение, почему мангянцы предпочитали отступать во внутренние районы. Они принимают мирную покорность, когда сталкиваются с низинными поселенцами, миссионерами, торговцами и правительственными чиновниками.
Мангян в основном занимаются натуральным сельским хозяйством, выращивая различные сорта сладкого картофеля, риса на возвышенностях (сухое выращивание) и таро. Также они ловят мелких животных и диких свиней. Многие из тех, кто живет в тесном контакте с филиппинцами из низменностей, продают такие товарные культуры, как бананы и имбирь.
Их языки взаимно непонятны, хотя у них общий словарный запас и для написания используется скрипт хануно'о : таубуид и бухид тесно связаны между собой и необычны для филиппинских языков наличием / f / фонемы ; Таубуид делится на восточные и западные диалекты; Западный Таубуид может быть единственным филиппинским языком, в котором нет голосовых фонем, не имеющих ни / h /, ни / ʔ /. Они называли жителей равнин или людей, живущих в местных пригородах и равнинах, «Дамуонг».
Их традиционное религиозное мировоззрение в первую очередь анимистично ; около 10% приняли христианство, как католицизм, так и евангелический протестантизм (Новые Заветы были опубликованы на шести языках мангьянов).
У мангьянов сложная духовная система верований, в которую входят следующие божества:
Коренные мангьяны предлагают множество культурно богатых артефактов, которые дают представление об их культуре и торговле. Люди, жившие в Южном Миндоро в доиспанскую эпоху, уникальны в своем ткачестве, керамике и системе письма. Их одежда различается в зависимости от пола. Мужчины обычно носят набедренные повязки в качестве прикрытия для нижней части тела, тогда как женщины носят юбку и рубашку в качестве верха. Условия и материалы будут отличаться от племени к племени, но исключительный дизайн будет исходить от Хануно'ос. Их ткани окрашены в синий цвет индиго, а на спине есть вышивка под названием «пакудо», а также их можно найти на тканых сумках.
Их система письма, называемая Сурат Мангьян, является доиспанской слоговой системой и, как полагают, имеет индийское происхождение. Это все еще практикуется сегодня и все еще преподается в различных школах мангьяна Восточного Миндоро. Хануно'о также практикуют свою собственную традиционную поэзию, называемую Амбахан, ритмическое поэтическое выражение с шагом в семь слогов, представленное посредством декламации и пения или начертанное на бамбуке.