Люди Aeta

редактировать
Молодая девушка Aeta из Mariveles, Bataan, в 1901 году.

Aeta (Ayta ; Kapampangan : áitâ), или Agta , являются коренные жители, которые живут в разбросанных, изолированных горных частях острова Лусон, Филиппины.

Эти люди считаются негритосами, чья кожа варьируется от темной до очень темно-коричневой и обладает такими чертами, как небольшой рост и телосложение; волосы от курчавых до курчавой текстуры и более высокая частота естественно более светлого цвета (блондизм ) по сравнению с населением в целом, маленький нос и темно-карие глаза. Считается, что они были одними из первых жителей Филиппин, предшествовавших австронезийским миграциям.

Эты были включены в группу людей по имени «негрито » во время Испанская эпоха. Различные группы этов на севере Лусона называются пугутом или пуго, илокано термином, который также означает «гоблин» или «лесной дух» и является разговорным термином для людей с более темной кожей.

Как кочевые люди, общины аэта обычно состоят из приблизительно 1-5 семей мобильных групп. Таким образом, слово Aeta или Agta часто используется в качестве обобщающего термина для многочисленных групп Aeta на Филиппинах, учитывая их различные местоположения на Лусоне, в том числе некоторые из них, живущие в некоторых частях Висайских островов и Минданао. Группы под эгидой «Aeta» обычно упоминаются после их демографического местоположения. Ученые (особенно антропологи и этнографы), занимающиеся сообществами аэтов, склонны следовать этому конкретному наименованию, чтобы также учитывать культурные различия (в первую очередь, языковые) для каждой отдельной группы. Эта из Магбукуна (также называемая Эта из Батаана), Касигуран Думагат Агта, Эта из Замбалеса (также называемая Эта из горы Пинатубо), Эта из Сан-Мариано Исабела и Агта из Ламики - некоторые из Аэта общины Филиппинского архипелага.

Молодой мальчик Aeta из города Ирига, Camarines Sur, в 2015 году.
Содержание
  • 1 История
  • 2 Демография
  • 3 Родовые земли
  • 4 Образ жизни
  • 5 Язык
  • 6 Религия
    • 6.1 Коренная монотеистическая религия
    • 6.2 Коренная политеистическая религия
    • 6.3 Колониальная религия
  • 7 Одежда
  • 8 Практики
  • 9 Медицина
  • 10 Искусство
  • 11 Музыка
  • 12 Традиционная политическая организация
  • 13 См. Также
  • 14 Ссылки
История
Эты, как показано в Carta Hydrographica y Chorographica de las Yslas Filipinas, 1734. Подпись на испанском языке описывает их как «диких людей гор». Художественная иллюстрация Эта в 1885 году.

Народ аэта на Филиппинах часто группируется с другими негритосами, такими как Семанг на Малайском полуострове, а иногда группируется с австрало-меланезийцами, включая такие группы, как аборигены из Австралии ; папуасы ; и меланезийцы с Соломоновых Островов, Вануату, Фиджи и французы особые заморские сообщества из Новая Каледония.

Охотники аэтов, как показано в боксерском кодексе (ок. 1595).

История этов продолжает сбивать с толку антропологов и археологов. Одна из теорий предполагает, что аеты являются потомками коренных жителей Филиппин, которые, в отличие от своих австронезийских соседей-мореплавателей, прибыли через сухопутные мосты, которые связывали острова с материковой частью Азии. В отличие от многих своих австронезийских собратьев, Aetas оказали сопротивление переменам. Этас мало общался с испанцами, поскольку они оставались в горах во время испанского владычества. Даже попытки испанцев не смогли уладить их в reducciones или оговорках на всем протяжении испанского правления. По словам испанских наблюдателей, таких как Мигель Лопес де Легаспи, негритос владел железными инструментами и оружием. Их скорость и точность обращения с луком и стрелами были пресловутыми, и они были грозными воинами. Неосмотрительные путешественники или полевые рабочие часто становились легкой добычей. Однако, несмотря на их боевое мастерство, небольшая численность, примитивная экономика и недостаток организации часто делали их легкой добычей для более организованных групп. Замбалы, стремящиеся поработить людей, часто использовали в своих интересах свою внутреннюю вражду. Их часто порабощали и продавали на Борнео и в Китай, и, в отличие от крепостной феодальной системы, навязанной другим филиппинцам, было мало шансов на увольнение.

Демография

В 2010 году насчитывалось 50 236 человек аэта. на Филиппинах.

Земли предков

Эты находятся в Замбалес, Тарлак, Пампанга, Панай, Батаан и Нуэва Эсиха, но были вынуждены переехать в районы переселения в Пампанге и Тарлаке после разрушительного извержения горы Пинатубо в июне 1991 года.

Некоторые общины аета получили государственные титулы на землю, признающие их претензии на земли своих предков.

27 мая 2009 года 454 семьи аэта во Флоридабланке, Пампанга, получили Свидетельство о праве на владение родовыми владениями (CADT). Это право составляет 7 440,10 га в Сан-Марселино и Брджи. Батиаван в Замбалесе и барангаи Мавакат и Набуклод во Флоридабланке. Это был первый раз, когда Национальная комиссия по коренным народам распространила чистые права на наследственные владения.

Община Аэта Абеллен в Ситио-Мапораке, Барангай, Новый Сан-Хуан, Кабанган, Замбалес, получила первый первый Филиппинский Сертификат Родового Домена Претензия (CADC) от 8 марта 1996 года. CADT был приобретен 16 лет спустя, в декабре 2010 года.

Образ жизни
Женщина Aeta стирает одежду в городе Ирига.

Aeta are кочевые и строят только временные убежища из палок, вбитых в землю и покрытых пальмой из банановых листьев. Более модернизированные Aetas переехали в деревни и районы расчищенных гор. Они живут в домах из бамбука и травы когон.

Добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, незаконные рубки и подсечно-огневое земледелие привели к тому, что численность коренного населения в стране неуклонно сокращалась до предела. где их сегодня только тысячи. Правительство Филиппин практически не предоставляет им защиты, а аеты стали крайне кочевыми из-за социальной и экономической нагрузки на их культуру и образ жизни, которые ранее оставались неизменными в течение тысяч лет.

Как охотники-собиратели, адаптация играет важную роль в выживании сообществ этитов. Это часто включает в себя получение знаний о тропических лесах, в которых они живут, циклах тайфунов, которые проходят через их территорию, и других сезонных погодных изменениях, влияющих на поведение флоры и фауны в их районе. Еще один важный навык выживания - рассказывание историй. Как и многие другие общества охотников-собирателей, Aeta продвигает социальные ценности, такие как сотрудничество, посредством рассказов. Таким образом, они высоко ценят опытных рассказчиков.

Сухой сезон для многих сообществ Aeta означает напряженную работу. Они не только больше охотятся и ловят рыбу, но и начало засушливого сезона означает промывку земли для будущего урожая. В то время как расчисткой земли занимаются как мужчины, так и женщины, женщины аета, как правило, делают большую часть сбора урожая. В течение этого периода они также проводят деловые операции с общинами, не относящимися к аэтам, живущими поблизости, в которых они временно поселились, либо для продажи собранной пищи, либо для работы в качестве временных фермеров или полевых рабочих. Женщины аета играют более активную роль в деловых операциях с общинами, не относящимися к аэтам, в основном в качестве торговцев и сельскохозяйственных рабочих для фермеров в низинах. В то время как сухой сезон обычно означает обильную пищу для Aetas, сезон дождей (который часто выпадает на Филиппинах с сентября по декабрь) часто дает противоположный опыт, учитывая трудности пересечения затопленных и влажных лесов для охоты и собирательства.

Общины аета используют различные инструменты в своей охоте и собирательстве. Традиционные инструменты включают ловушки, ножи, лук и стрелы с различными типами наконечников стрел для специальных целей. Большинство этов обучаются охоте и собирательству в возрасте 15 лет, включая женщин этов. В то время как мужчины и некоторые женщины обычно используют стандартный лук и стрелы, большинство женщин Aeta предпочитают ножи и часто охотятся со своими собаками и группами, чтобы повысить эффективность и по социальным причинам. Рыбной ловлей и сбором пищи также занимаются как самцы, так и самки. Таким образом, с точки зрения пола, сообщества Aeta более эгалитарны по структуре и на практике.

Язык

Все сообщества Aeta переняли язык своих австронезийских филиппинских соседей, которые иногда со временем расходились, превращаясь в разные языки. К ним относятся, в порядке количества говорящих, Mag-indi, Mag-antsi, Abellen, Ambala и . Маривелено.

Религия
Эты выступают на сцене в торговом центре.

Монотеистическая религия коренных народов

Существуют разные взгляды на доминирующий характер религии Ата. Те, кто считают себя монотеистами, утверждают, что различные племена аэтов верят в верховное существо, которое правит меньшими духами или божествами, с аэтой горы. Пинатубо поклоняется "Апо На ". Эты также анимисты. Например, Пинатубо Аэта верят в духов окружающей среды. Они верят, что добрые и злые духи населяют окружающую среду, например, духи реки, моря, неба, горы, холма, долины и других мест.

Эта не нуждается в особом поводе для молитвы, но есть четкая связь между молитвой и экономической деятельностью. Танец аета до и после охоты на свиней. В ночь перед тем, как женщины Aeta собирают моллюсков, они исполняют танец, который частично является извинением перед рыбой, а частично - заклинанием для обеспечения улова. Точно так же мужчины устраивают танец пчелы до и после экспедиций за медом.

Политеистическая религия коренных народов

Есть четыре проявления «великого творца», который правит миром. : Тигбалог - источник жизни и действия; Lueve заботится о производстве и росте; Амас побуждает людей к состраданию, любви, единству и умиротворению сердца; в то время как Бинангеван несет ответственность за изменения, болезни и смерть.

  • Гутугутумаккан - Высшее Существо и Великий Творец, имеющий четыре проявления: Тигбалог, Люве, Амас и Бинангеван.
  • Кедес - Бог охоты.
  • Пави - Бог леса.
  • Седсед - Бог моря.

Колониальная религия

В середине 1960-х годов миссионеры американской евангелической Протестантская миссия группы New Tribes Mission, стремясь донести до каждой филиппинской племенной группы христианское Евангелие, обратилась к Agtas / Aetas. Миссионерское агентство обеспечивало образование, в том числе пастырское обучение местных жителей, чтобы они могли достучаться до членов их собственного племени. Сегодня большая часть агтас / этас из Замбалеса и Пампанги - евангелисты. Свидетели Иеговы также имеют представителей народа аэта. (См. Ежегодник Свидетелей Иеговы 1993)

Одежда

Их традиционная одежда очень проста. Молодые женщины носят юбки с запахом. Женщины старшего возраста носят ткань из коры, а мужчины старшего возраста - набедренную повязку. Старухи Агты носят полосу ткани из коры, которая проходит между ног и прикрепляется к веревке вокруг талии. Сегодня большинство Aeta, которые контактировали с жителями низменности, переняли футболки, брюки и резиновые сандалии, которые обычно используются последними.

Практикует
Варанус битатава рагу, приготовленное соплеменниками аетов.

Эты искусны в ткачестве и плетении. Женщины ткут исключительно веялки и циновки. Нарукавники делают только мужчины. Они также производят плащи из пальмовых листьев, основание которых окружает шею владельца, а самая верхняя часть распространяется, как веер, по всему телу.

Согласно одному исследованию, «около 85% филиппинских женщин аета охотятся, и они охотятся на ту же добычу, что и мужчины. Женщины аета охотятся группами и с собаками, и имеют 31% успеха по сравнению с 17 % для мужчин. Их показатели даже лучше, когда они объединяют силы с мужчинами: у смешанных охотничьих групп показатель успеха среди аэтов составляет 41% ".

Медицина

Женщины этов известны во всем мире. страна как эксперты в лечебных травах.

Среди народа аэта в Илагане, Исабеле, например, банановые листья используются для лечения зубной боли. Они также купаются в охлажденной воде, кипяченной с камфорными листьями (субусоб), чтобы облегчить жар, или делают травяные чаи из камфорных листьев, которые затем пьют трижды в день, если лихорадка и простуда не проходят. При мышечных болях они пьют травяные чаи, извлеченные из листьев калулонга, и заставляют пациента принимать его трижды в день. Чтобы не допустить рецидива после родов, женщины также купаются в охлажденной воде, сваренной с корнями сахагубита. Травяной чай сахагубит также рекомендуется для дегельминтизации детей Aeta или в целом для облегчения боли в животе. В целях контроля рождаемости женщины Aeta пьют вино, приготовленное из корня лукбана (помело). Однако им не рекомендуется пить травяной чай из экстракта макахии, даже если он также используется для облегчения боли в животе, из-за веры в то, что это приведет к аборту. Идея заключается в том, что, как закрывающиеся листья макахии после прикосновения, матка также может закрыться, когда макахия прикоснется к ней. Aeta в Isabela также рекомендуют пить травяной чай из листьев или стебля полыни (herbaca), чтобы устранить нерегулярный менструальный цикл у женщин. Они принимают травяные чаи из экстракта лимонной травы (барбаранива) трижды в день, чтобы нормализовать кровяное давление.

Если болезнь не проходит даже после продолжительного употребления рекомендованных лечебных трав, они обращаются за помощью к траволарио (или прорицателю).). Они делают это, потому что аэты считают, что их болезни вызваны духом, которого они, возможно, оскорбили, и в этом случае лекарственные травы или врачи не смогут справиться с ними. Чтобы успокоить духов, они просят траволарио провести ритуал, называемый удудунг. В этом ритуале herbolario сначала кладет рис или сырые яйца на лоб пациента, чтобы определить причину болезни, и повторяет это несколько раз для подтверждения. После того, как herbolario насытится, пациента попросят вымыться с риском, а затем предложить еду, чтобы успокоить оскорбленного духа.

Сообщества Aeta гордятся тем, что используют лечебные травы и свои собственные естественные способы лечить больных. Поиск основного источника лечебных трав в их среде обитания, а не покупка дорогостоящих лекарств, подчеркивающих взаимоотношения с природой, также оказывает большое влияние на отношение к устойчивому подходу и практике в здравоохранении.

Искусство

Традиционной формой изобразительного искусства является тело скарификация. Эты намеренно ранили кожу на спине, руках, груди, ногах, руках, икрах и животе, а затем раздражали раны огнем, известью и другими средствами, чтобы образовались шрамы.

Другие «декоративные уродства» включают сколы зубов. С помощью напильника Думагаты модифицируют зубы в период позднего полового созревания. Через несколько лет зубы окрашиваются в черный цвет.

Эты обычно используют украшения, типичные для людей, ведущих натуральное хозяйство. В определенных случаях цветы и листья используются в качестве берушей. Часто носят пояса, ожерелья и ожерелья из плетеного ротанга с щетиной диких свиней.

Музыка

Музыкальное наследие Aeta состоит из различных типов ансамблей agung, ансамблей, состоящих из больших подвешенных, подвешенных или удерживаемых, с выступами / выступами гонгов, которые действуют как дрон, без каких-либо сопровождающих мелодических инструментов.

Традиционная политическая организация

В то время как отец обычно является номинальным главой семьи, общины или банды аэта традиционно имели анархическую политическую структуру, при которой они не назначали вождей для осуществления над ними власти. Индивидуальные аэты находятся на равных основаниях с другими, и их основной способ социального взаимодействия проходит через их традиции. Это также традиция, а не установленные законы, которые поддерживают равенство между ними и определяют их образ жизни. У них действительно есть группы старейшин в их сообществе, называемые писенами, к которым они обычно обращаются, когда дело доходит до арбитражных решений. Однако решения, принимаемые старейшинами, остаются только в качестве консультантов, и никто не может заставить кого-либо следовать этим решениям. Их руководящий принцип и разрешение конфликтов осуществляются путем длительных обсуждений.

Со временем эта эгалитарная политическая структура была нарушена из-за повторяющихся контактов с филиппинцами, проживающими в низинах, когда местные чиновники и отдельные лица, с которыми они взаимодействуют, вынуждали общины аэта создавать правительство структура, напоминающая таковые в низинах. Иногда сообщества Aeta действительно организуются в систему, подобную правительству, с капитаном (капитан), Conseyal (совет) и Policia (полиция). Но в основном они сопротивляются такой навязанной организации. В частности, они отказываются назначить вождя (или президента), который будет ими управлять, хотя у них есть один старейшина, который берет на себя ответственность за руководство. Этот неформальный вид правительства также можно найти в их судебном процессе. Когда кто-то в их сообществе сделал что-то не так, они обдумывали это, но, что более важно, они не говорили о том, какое наказание они наложат на правонарушителя, а вместо этого обсуждают мотивацию действия и предотвращают последствие действия переросло в нечто худшее. Юноши и девушки исключаются из процесса обсуждения. В этом конкретном случае женщины также в значительной степени исключаются из процесса обсуждения, даже когда им разрешают присутствовать на слушании или даже когда иногда они могут высказать свое мнение о проблеме. По большей части женщинам не дают места в процессе принятия решений, потому что сообщества Aeta также придерживаются строгой гендерной роли, в которой женщины должны заботиться о детях и мужьях.

См. Также
Ссылки
  1. ^«Аэта». peoplesoftheworld.org.
  2. ^Томас Н. Хедленд; Джон Д. Ранний (1 марта 1998 г.). Динамика численности населения филиппинских тропических лесов: Сан-Ильдефонсо Агта. Издательство Университета Флориды. п. 208. ISBN 9780813015552.
  3. ^Аллингем, Р. Рэнд (декабрь 2008 г.). «Оценка визуального статуса аэта, населения Филиппин, охотников-собирателей (тезис AOS)». Труды Американского офтальмологического общества. 106 : 240–251. ISSN 0065-9533. PMC 2646443. PMID 19277240.
  4. ^Balilla, Vincent S.; Анвар МакГенри, Джулия; МакГенри, Марк П.; Паркинсон, Рива Маррис; Банал, Данило Т. (2013). «Самоидентификация коренного народа Аета Магбукун, социально-политические структуры и самоопределение на местном уровне на Филиппинах». Журнал антропологии. 2013 : 1–6. doi : 10.1155 / 2013/391878. ISSN 2090-4045.
  5. ^Рай, Навин К. (1989). От леса к полю: исследование филиппинских собирателей негрито в переходный период (диссертация). Анн-Арбор, штат Мичиган: Университетские микрофильмы. OCLC 416933818.
  6. ^ Гриффин, П. Бион (2001). «Небольшая выставка об Агтах и ​​их будущем». Американский антрополог. 103 (2): 515–518. doi : 10.1525 / aa.2001.103.2.515. ISSN 1548-1433.
  7. ^Скотт, Уильям (1994). Барангай. Манила, Филиппины: Атенео де Манила. pp. 252–256.
  8. ^«Перепись населения и жилищного фонда 2010 г., Отчет № 2A: Демографические и жилищные характеристики (не выборочные переменные) - Филиппины» (PDF). Статистическое управление Филиппин. Проверено 19 мая 2020 г.
  9. ^Технические комментарии по странам по вопросам коренных народов: Республика Филиппины. Международный фонд сельскохозяйственного развития. Ноябрь 2012.
  10. ^Тевес, Ма Алтея (31 мая 2009 г.). «Присуждено первое чистое наследственное право владения Aetas». Новости ABS-CBN. Проверено 29 мая 2020 г.
  11. ^«Изучите примеры из практики: Малагай Догал / Матило, Филиппины». Реестр ICCA. Март 2013. Проверено 29 мая 2020.
  12. ^Гриффин, П. Бион. Гриффин, Агнес Эстиоко- (1985). Агта на северо-востоке Лусона: недавние исследования. Университет Сан-Карлоса. OCLC 760167711. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  13. ^Смит, Дэниел; Шлепфер, Филип; Майор, Кэти; Дайбл, Марк; Пейдж, Эбигейл Э.; Томпсон, Джеймс и др. (5 декабря 2017 г.). «Сотрудничество и эволюция рассказов охотников и собирателей». Nature Communications. 8. doi : 10.1038 / s41467-017-02036-8. ISSN 2041-1723. PMC 5717173. PMID 29208949.
  14. ^«Женщины-агта-собиратели на Филиппинах». Www.culturalsurvival.org. Проверено 10 ноября 2019 г.
  15. ^Гудман, Мадлен Дж.; Гриффин, П. Бион; Эстиоко-Гриффин, Агнес А.; Гроув, Джон С. (июнь 1985 г.). «Совместимость охоты и материнства среди агта-охотников-собирателей на Филиппинах». Половые роли. 12 (11–12): 1199–1209. doi : 10.1007 / bf00287829. ISSN 0360-0025.
  16. ^Рид, Лоуренс. 1987. «Ранний переход. гипотеза ". Человек и культура в Океании, 3 Специальный выпуск: 41-59.
  17. ^" 37 НОВЫХ ВЕРУЮЩИХ ЭТА КРЕСТИЛИСЬ НА ФИЛИППИРЕ S ". Asia Harvest. 11 ноября 2008 г.
  18. ^Дальберг, Фрэнсис (1975). Женщина-Собиратель. Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02989-6.
  19. ^Современная психология и древняя мудрость: практики психологического исцеления из мировых религиозных традиций. Михарес, Шарон Г. (Шэрон Грейс), 1942- (второе изд.). Нью-Йорк. 2015-09-11. ISBN 9781138884502. OCLC 904506046. CS1 maint: others (ссылка )
  20. ^ Михарес, Шэрон Грейс, 1942- (2015-09-11). Современная психология и древняя мудрость : психологические лечебные практики из мировых религиозных традиций. ISBN 978-1138884502. OCLC 1048748475. CS1 maint: несколько имен : список авторов (ссылка )
  21. ^ Новаль-Моралес, Дейзи; Монан, Джеймс (1979). Букварь по филиппинским негритофагам. Манила, Филиппины: Филиппинский бизнес для социального прогресса.
Последняя правка сделана 2021-06-09 15:21:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте