В политической экономии и особенно марксистской экономике, меновая стоимость (Немецкий: Tauschwert) относится к одному из четырех основных атрибутов товара, т. Е. Предмета или услуги, произведенной для рынка и проданной на нем. Остальные три аспекта - это потребительная стоимость, экономическая ценность и цена. Таким образом, товар имеет:
Эти четыре концепции имеют очень долгую историю человеческое мышление, от Аристотеля до Давида Рикардо, становилось все более отчетливым по мере развития коммерческой торговли, но в значительной степени исчезло как четыре отдельные концепции в современной экономической науке. Эта статья фокусируется на концепции Маркса. суммирование результатов экономической мысли о меновой стоимости.
Маркс рассматривает меновую стоимость как пропорцию, в которой один товар обменивается на другие товары. Меновая стоимость, по Марксу, не тождественна денежной цене товара. Фактические денежные цены (или даже равновесные цены) будут только приблизительно соответствовать меновой стоимости; соотношение между меновой стоимостью и ценой аналогично точному измерению температуры в комнате и повседневному осознанию этой температуры, исходя из одного чувства, соответственно. Таким образом, Маркс не рассматривал расхождение между ними как опровержение своей теории. Стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем, необходимым для производства товара. Маркс считал, что понимание меновой стоимости необходимо для объяснения колебаний цены.
Меновая стоимость не обязательно должна быть выражена в денежных ценах (например, в встречной торговле где x количество товаров p стоит y количество товаров q ). Маркс делает это предельно ясно в своем диалектическом выводе форм стоимости в первых главах Das Kapital (см. форма стоимости ).
На самом деле слово «цена» вошло в употребление в Западной Европе только в 13 веке нашей эры, причем латинский корень означает «pretium», что означает «награда, приз, ценность, ценность», что отсылает к понятию «вознаграждения», или того, что было дано взамен, расходов, ставок или затрат, понесенных при переходе товара в другое распоряжение. Глагол, означающий «установить цену», использовался только с 14 века.
Развитие лингвистических значений отражает раннюю историю растущей денежной экономики и эволюцию коммерческой торговли. В настоящее время значение слова «цена» очевидно и самоочевидно, и предполагается, что все цены уникальны. Это потому, что деньги стали использоваться почти для всех транзакций. Но на самом деле существует много разных видов цен, некоторые из которых являются действительными, а некоторые являются только «условными ценами ». Хотя конкретная цена может не относиться к какой-либо реальной сделке, она, тем не менее, может влиять на экономическое поведение, поскольку люди привыкли оценивать и рассчитывать меновую стоимость в ценах, используя деньги (см. реальные цены и идеальные цены ).
В первых главах Das Kapital Маркс дает краткое логическое резюме развития форм торговли, начиная с бартера и простого обмена, и заканчивая капиталистическим товаром. Этот набросок процесса «маркетизации» показывает, что товарная форма не зафиксирована раз и навсегда, но фактически претерпевает развитие по мере того, как торговля становится более сложной, в результате чего меновая стоимость товара может быть выражена просто в (условное) количество денег (денежная цена).
Однако превращение продукта труда в товар (его «маркетинг») на самом деле не простой процесс, но имеет множество технических и социальных предпосылок. К ним часто относятся:
Таким образом,, превращение в товар товара или услуги часто связано со значительными практическими достижениями в торговле. Это процесс, на который могут влиять не только экономические или технические факторы, но также политические и культурные факторы, поскольку он затрагивает права собственности, требования о доступе к ресурсам и гарантии качества или безопасности использования.
«Торговать или не торговать», вот в чем может быть вопрос. Современные дискуссии в этом отношении часто сосредотачиваются на правах интеллектуальной собственности, потому что идеи все чаще становятся объектами торговли, и теперь существует технология, позволяющая гораздо проще превращать идеи в товары.
В абсолютном выражении меновая стоимость также может быть измерена как количество средних рабочих часов. Напротив, цены обычно измеряются в денежных единицах. Однако для практических целей в качестве расчетных единиц цены обычно предпочтительнее, чем количество рабочих часов, хотя в капиталистических рабочих процессах они связаны друг с другом (см. рабочая сила ).
Взгляд Маркса на товары в Капитале иллюстрируется следующей цитатой:
Мы видели, что когда товары находятся в В отношении обмена их меновая стоимость проявляется как нечто совершенно независимое от их потребительной стоимости. Но если мы абстрагируемся от их потребительной стоимости, останется их стоимость, как было только что определено. Таким образом, общим фактором меновых отношений или меновой стоимости товара является его стоимость. (Vintage / Penguin edition, стр. 128, глава 1, §1, параграф 12)
В этой первой части говорится, что стоимость товаров, когда они обмениваются друг на друга - или, если выражается в денежных единицах, их цены - сильно отличаются от их ценности использования для людей, их потребительной стоимости.
Далее Маркс описывает, как он абстрагировался от различий в потребительной стоимости и, следовательно, от конкретных различий между товарами, ища их общие характеристики. Он, как известно, заявил, что обнаружил, что все товары имеют стоимость (или «трудовую стоимость»), абстрактное рабочее время, необходимое для их производства. То есть все товары - это общественные продукты труда, созданные и обмениваемые сообществом, причем каждый товаропроизводитель вкладывает свое время в социальное разделение труда. Каждый товар по своей природе является общественным продуктом.
В-третьих, стоимость - это не то же самое, что меновая стоимость (или цена). Скорее, стоимость - это общая характеристика меновых стоимостей всех товаров. Он называет это «общим фактором», в то время как кто-то другой мог бы назвать это «сущностью». Напротив, меновая стоимость представляет собой видимость или «форму» выражения стоимости в торговле. Как и в случае с подержанными автомобилями, блестящий вид может радикально отличаться от лимонной сущности. Фактически, одна из его основных тем (теория «товарного фетишизма ») заключается в том, что система товарного обмена, доминирующая над капитализмом, затемняет классовую природу этого института.
Для Маркса «меновая стоимость» товара также представляет покупательную способность его владельца, способность командовать рабочей силой, то есть количество рабочего времени, затрачиваемого на его приобретение. Этот аспект проявляется не только в современной экономике услуг, но и на рынке материальных товаров: покупая товар, человек получает результаты труда, затраченного на его производство, а также командует (направляет) труд для производства большего количества товаров. Это.
В томах I и II книги Капитал Маркс обычно предполагал, что меновые стоимости равны стоимости, а цены пропорциональны ценностям. Он говорил об общих движениях и средних значениях, и его интересовали социальные производственные отношения, существующие за экономическим обменом. Однако он вполне осознавал различие между эмпирической и микроэкономической концепцией цен (или меновых ценностей) и социальной концепцией стоимости. Фактически он завершил черновик тома 3 Das Kapital до того, как опубликовал том 1.
Несмотря на это, бесплодные поиски количественной зависимости, позволяющей логически вывести цены из ценностей (трудовая теория цены) с помощь математических функций занимала многих экономистов, создавших известную литературу по проблеме преобразования.
Если, однако, цены могут колебаться выше или ниже значения по разным причинам, то закон стоимости Маркса лучше всего рассматривать как «закон больших средних», общее обобщение экономических обмена, а количественные отношения между отработанными рабочими часами и реальными ценами, взимаемыми за выпуск, лучше всего выражать в вероятностных терминах.
Кто-то может спросить, как можно преобразовать «стоимость» в «цену», если товар по определению уже имеет стоимость и цену? Чтобы понять это, нужно осознать процесс, посредством которого продукты попадают на рынки и изымаются с рынков. За пределами рынка, не выставленные на продажу или проданные, товары имеют в лучшем случае потенциальную или гипотетическую цену. Но для Маркса цены формируются в соответствии с уже существовавшими стоимостями продукта, которые социально установлены до их обмена.
Маркс стремился теоретизировать трансформацию товарных стоимостей в цены производства внутри капитализма диалектически, как «движущееся противоречие»: а именно, при капитализме стоимость произведенной товарной продукции включает в себя как эквивалент стоимости использованных ресурсов, которые были первоначально куплены для его производства, а также компонент валовой прибыли (прибавочная стоимость ), который стал определенным и проявился только после того, как товар был продан и оплачен, и после вычета затрат из продаж. Ценность как бы зависала между прошлым и будущим.
Была произведена продукция с определенной стоимостью, но точно, какая часть этой стоимости будет впоследствии реализована при продаже на рынках, обычно заранее не было известно. Тем не менее, эта потенциальная стоимость также сильно повлияла на доход от продаж, который производители могли бы получить от нее, и, более того, эта стоимость определялась не отдельными предприятиями, а всеми предприятиями, производящими один и тот же тип продукции для данного рыночного спроса ("состояние рынок »). На результаты деятельности каждого предприятия повлияли общие эффекты, создаваемые всеми предприятиями в результате их производственной деятельности как непрерывного процесса.
Однако эта простая «рыночная реальность» поставила в тупик многих интерпретаторов Маркса; они не видят, что стоимость сохраняется, передается и добавляется живым трудом между первоначальной покупкой ресурсов за деньги, с одной стороны, и последующей продажей продукции за дополнительные деньги, с другой. Они видят только входные цены и выходные цены или себестоимость и продажные цены, а не создание продукта, который уже имел стоимость до того, как был обменен по определенной цене - стоимость, которая, к тому же, социально определена группой людей. предприятия вместе, и который устанавливает пределы колебаний цен.
По этой причине весь процесс формирования стоимости, который так тщательно описывает Маркс, с его сложными детерминантами, кажется ненужным уклонением от коммерческой мудрости. Однако, если мы хотим понять «глубокую структуру» рыночного поведения, мы быстро сталкиваемся со всеми проблемами, которые волновали Маркса.
В современной неоклассической экономике сама меновая стоимость больше не теоретизируется явно. Причина в том, что концепция денежной цены считается достаточной для понимания торговых процессов и рынков. Таким образом, меновая стоимость становится просто ценой, по которой товар будет продаваться на данном рынке, что идентично тому, что Маркс называет ценой. Эти торговые процессы больше не понимаются в экономике как социальные процессы, связанные с отдачей и принятием, получением и получением людьми, а как технические процессы, в которых рациональные, корыстные экономические субъекты ведут переговоры о ценах на основе субъективного восприятия утилита. Таким образом, рыночные реалии понимаются в терминах кривых спроса и предложения, которые устанавливают цену на уровне, при котором предложение равно спросу. Профессор Джон Итуэлл критикует этот подход следующим образом:
Поскольку рынки движимы средним мнением о том, каким будет среднее мнение, огромная премия придается любой информации или сигналам, которые могут указать на колебания среднего мнения и как среднее мнение отреагирует на меняющиеся события. Эти сигналы должны быть простыми и четкими. Изощренная интерпретация экономических данных не дает четкого определения. Таким образом, на денежных рынках и валютных рынках доминируют простые лозунги: больший бюджетный дефицит приводит к более высоким процентным ставкам, увеличение денежной массы приводит к более высокой инфляции, государственные расходы - плохо, частные расходы - хорошо - даже когда эти лозунги настойчиво опровергнуто событиями. К этим упрощенным правилам игры добавляется требование к правительствам публиковать свои собственные финансовые цели, чтобы показать, что их политика сформулирована в твердых финансовых рамках. Основная цель настаивания на приверженности правительства финансовому таргетированию - помочь среднему мнению угадать, как среднее мнение ожидает от правительства реакции на меняющиеся экономические обстоятельства и как среднее мнение отреагирует, когда правительство не сможет достичь своих целей. Итак, «рынки» - это, по сути, собрание перевозбужденных молодых мужчин и женщин, отчаявшихся заработать деньги, угадывая, что будут делать все остальные на рынке. Многие претендуют на экономическую рациональность не больше, чем информаторы на местных ипподромах, и, вероятно, имеют гораздо меньше специальных знаний.