Встречная торговля означает обмен товаров или услуг, которые оплачиваются для, полностью или частично, с другими товарами или услугами, а не с деньгами. Однако денежная оценка может использоваться во встречной торговле для целей бухгалтерского учета. В отношениях между суверенными государствами используется термин двусторонняя торговля.
Существует шесть основных вариантов встречной торговли:
Встречная торговля также имеет место, когда странам не хватает твердой валюты, или когда другие виды рыночной торговли невозможны.
В 2000 году Индия и Ирак договорились о бартерной сделке «масло в обмен на пшеницу и рис » при условии Организации Объединенных Наций одобрение в соответствии со статьей 50 санкций ООН в отношении войны в Персидском заливе, что обеспечит ежедневную доставку 300 000 баррелей нефти в Индию по цене 6,85 доллара за баррель, в то время как продажа иракской нефти в Азию оценивается примерно в 22 доллара бочка. В 2001 году Индия согласилась обменять 1,5 миллиона тонн иракской сырой нефти в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие».
Совет Безопасности отметил: «... хотя продукты местного производства становятся все более доступными по всей стране, большинство иракцев не имеют необходимой покупательной способности для их покупки. К сожалению, ежемесячные продовольственные пайки составляют наибольшую долю доходов их домохозяйств. Они обязаны либо обменивать продукты из продовольственной корзины, либо продавать их, чтобы удовлетворить другие основные потребности. Это один из факторов, который частично объясняет, почему ситуация с питанием не улучшилась в соответствии с увеличенной продовольственной корзиной. Более того, отсутствие нормальной экономической деятельности привело к распространению глубоко укоренившейся бедности ".
Встречные торговые операции в основном проводились между бывшим Советским Союзом и его союзниками в Восточной Европе и других частях мира. Причина того, что эти страны направили значительную часть своей торговли на встречную торговлю, объясняется недостаточным объемом твердой валюты. Значительная часть международной торговли, возможно, до 25%, связана с обменом продуктов на другие продукты, а не на твердую валюту. Встречная торговля может варьироваться от простого бартера между двумя странами до сложной сети обменов, отвечающих потребностям всех вовлеченных стран.
Известный американский экономист Пол Самуэльсон скептически относился к жизнеспособности встречной торговли как маркетинговый инструмент, утверждающий, что «если голодный портной не найдет фермера без драпировки, у которого есть и еда, и желание купить штаны, ни один из них не сможет торговать». (Это называется «двойным совпадением желаний ».) Но это, возможно, слишком упрощенная интерпретация того, как рынки работают в реальном мире. В любой реальной экономике бартер происходит постоянно, даже если он не является основным средством приобретения товаров и услуг.
Объем встречной торговли растет. В 1972 году было подсчитано, что встречная торговля использовалась бизнесом и правительствами в 15 странах; в 1979 г. - 27 стран; к началу 1990-х гг. около 100 стран (Verzariu, 1992). Значительная часть встречной торговли связана с продажей военной техники (вооружения, транспортных средств и оборудования).
В настоящее время более 80 стран регулярно используют или требуют встречной торговли. Должностные лица организации Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) утверждали, что на встречную торговлю приходится около 5% мировой торговли. Британский департамент торговли и промышленности предложил 15%, в то время как некоторые ученые полагают, что это ближе к 30%, при этом торговля между Востоком и Западом в течение нескольких лет составляла 50% в некоторых торговых секторах стран Восточной Европы и третьего мира.. Согласно консенсусу экспертных заключений (Okaroafo, 1989), процентная доля стоимостных объемов мировой торговли, связанных со встречной торговлей, составляет от 20% до 25%.
Согласно официальному заявлению США, «Правительство США обычно считает встречную торговлю, включая бартер, противоречащей открытой системе свободной торговли и, в конечном итоге, не отвечающей интересам делового сообщества США. Однако в соответствии с политикой правительство США не будет препятствовать участию американских компаний в соглашениях о встречной торговле, если только такие действия не могут оказать негативное влияние на национальную безопасность ".