Клод Николя Леду

редактировать
Французский неоклассический архитектор
Клод-Николя Леду
Claude Nicolas Ledoux by Martin Drolling.JPG Леду Мартин Дроллинг, 1790
Родился(1736-03-21) 21 марта 1736 г.. Дорман-сюр-Марн, Франция
Умер18 ноября 1806 г. 1806-11-18) (70 лет). Париж, Франция
ПрофессияАрхитектор
Проект идеального города Шо: Дом смотрителей у истока Лу. Опубликовано в 1804 году.

Клод-Николя Леду (21 марта 1736 - 18 ноября 1806) был одним из самых ранних представителей французской неоклассической архитектуры. Он использовал свои знания теории архитектуры для проектирования не только внутренней архитектуры, но и городского планирования; благодаря его дальновидному плану идеального города Шо он стал известен как утопист. Его величайшие произведения финансировались французской монархией и стали восприниматься как символы Ancien Régime, а не Утопии. Французская революция помешала его карьере; большая часть его работ была уничтожена в девятнадцатом веке. В 1804 году он опубликовал коллекцию своих проектов под названием L'Architecture considérée sous le rapport de l'art, des mœurs et de la législation (Архитектура, рассматриваемая в отношении искусства, нравственности и законодательства). В этой книге он воспользовался возможностью пересмотреть свои ранние проекты, сделав их более строго неоклассическими и современными. Эта переработка исказила точную оценку его роли в эволюции неоклассической архитектуры. Его самой амбициозной работой была незавершенная Королевская соляная фабрика в Арк-и-Сенане, идеалистическом и дальновидном городе, показывающем множество примеров архитектуры parlante. Напротив, его работы и заказы также включали более приземленную и повседневную архитектуру, такую ​​как около шестидесяти тщательно продуманных платных ворот вокруг Парижа в стене Главного налогового хозяйства.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние работы (1762–1762 гг.) 1770)
  • 2 Поздние работы
    • 2.1 Королевская соляная фабрика в Арк-э-Сенанс (1775–1778)
    • 2.2 Театр Безансона
    • 2.3 Бытовая и коммерческая архитектура
    • 2.4 Архитектура для фермы générale
    • 2.5 Трудные времена
    • 2.6 Утопизм
  • 3 Работы
    • 3.1 Конструкции
    • 3.2 Проекты
    • 3.3 Публикации
  • 4 В массовой культуре
  • 5 Примечания
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Леду родился в 1736 году в Дормане -сур- Марне, сыне скромного торговца из Шампани.. В раннем возрасте его мать, Франсуаза Домино, и крестная мать, Франсуаза Пилуа, поощряли его развивать свои навыки рисования. Позже аббатство Сассенаж финансировало его обучение в Париже (1749–1753) в Коллеж де Бове, где он прошел курс классики. Покинув Коллеж в 17 лет, он устроился на работу гравером, но четыре года спустя он начал изучать архитектуру под руководством Жака-Франсуа Блонделя, к которому он всю жизнь уважал.

Затем он тренировался у Пьера Контан д'Иври, а также познакомился с Жаном-Мишелем Шевоте. Эти два выдающихся парижских архитектора спроектировали как в сдержанной французской манере рококо, известной как «стиль Людовика XV », так и в «Goût grec » (буквально « Греческий вкус ») эпохи раннего неоклассицизма. Однако под опекой Контан д'Иври и Шевоте Леду также познакомился с классической архитектурой, в частности с храмами Пестума, которые наряду с работами Палладио сильно повлиял на него.

Два главных архитектора представили Леду своей состоятельной клиентуре. Одним из первых покровителей Леду был барон Кроза де Тьер, чрезвычайно богатый знаток, который поручил ему реконструировать часть своего роскошного городского дома на Вандомской площади. Другим клиентом, привлеченным через его учителей, был президент Хоккар де Монфермей и его сестра г-жа де Монтескью.

Ранние работы (1762–1770 гг.)

Замок Мопертюи, 1763 г. (снесен)

В 1762 г. молодому Леду было поручено отремонтировать кафе Годо на улице Сен-Оноре.. В результате получился интерьер из trompe l'oeil и зеркал. Пилястры, нарисованные на стенах, чередовались с чередующимися трюмовыми стеклами и панелями, расписанными трофеями в виде шлемов и оружия, выполненных с большим количеством деталей. В 1969 году этот интерьер был перенесен в Musée Carnavalet.

. В следующем году маркиз де Монтескью-Фезенсак поручил Леду реконструировать старый замок на вершине холма в его поместье в Mauperthuis. Леду перестроил замок и создал новые сады с фонтанами, снабженными акведуком. Вдобавок к садам и парку он построил оранжерею, фазанарий и обширные постройки, от которых сегодня мало что осталось.

В 1764 году он спроектировал для президента Хокварта палладианский дом на Chaussée d'Antin, используя колоссальный заказ. Леду часто использовал этот мотив, который был осужден строгой французской традицией, которая включала принцип наложения классических мотивов колонн на каждом этаже, от самых простых до самых сложных: тосканский, дорический, Ионический, Коринфский и т. Д.

Hôtel d'Hallwyll, Париж, 1766 г. Возвышение фасада на улице Мишель-ле-Конт.

На 26 июля 1764 года в церкви Сент-Эсташ в Париже Леду женился на Мари Бюю, дочери придворного музыканта. Друг из Шампани, Жозеф Марин Массон де Курсель, устроил ему должность архитектора Департамента водного и лесного хозяйства. Здесь между 1764 и 1770 годами он работал над реставрацией и дизайном церквей, мостов, колодцев, фонтанов и школ, и Бассиньи.

Среди сохранившихся работ этого периода - мост Марак, мост Прежибера в Ролампоне, церкви Фуван-ле-О, Рош-э-Раукур, Ролампон, неф и портал Крузи-ле-Шатель и quire Сент-Этьен д'Оксер.

В 1766 году Леду начал проектирование Hôtel d'Hallwyll ( Le Marais, Paris), здание, которое, по словам дижонского архитектора Жака Селлерэ, получило широкую похвалу и привлекло к архитектору новых покровителей. Владелец Франц-Йозеф д'Халлвилл (швейцарский полковник) и его жена Мария-Тереза ​​Демидорж очень хотели, чтобы работа велась экономно. Поэтому Леду пришлось повторно использовать части существующих зданий, бывшего Hôtel de Bouligneux. Он предусмотрел две колоннады в дорическом ордене, ведущие к нимфею, украшенному урнами у подножия сада. Однако ограничения участка сделали это невозможным, поэтому Леду прибегнул к trompe l'oeil, нарисовав колоннаду на глухой стене соседнего монастыря, таким образом расширив перспективу.

Признание, данное относительно скромному Hôtel d'Hallwyll, привело в 1767 г. к созданию более престижной комиссии, Hôtel d'Uzès, расположенной на улице Монмартр. Здесь Леду также сохранил структуру более раннего здания. Сегодня обшивка салона, ранний образец неоклассического стиля, в значительной степени вырезанная Жозефом Метивье и Жан-Баптистом Бойстоном по рисункам Леду, хранится в Музее Карнавале. Париж.

Павильон мадам дю Барри, Лувесьен, 1770–1771.

Леду спроектировал замок Бенувиль в Кальвадосе (1768–1769) для маркиза де Ливри. Замок Бенувиль с его простым, почти строгим четырехэтажным фасадом, разбитым простилем портиком, хотя и не является одним из самых изобретательных планов Леду, отличается необычным расположением главной лестницы в центре фасада сада, положение, обычно занимаемое главным салоном.

Леду путешествовал в Англию в 1769-1771 годах. Там он познакомился с палладианским архитектурным стилем. Палладио, влиятельный архитектор эпохи Возрождения, был известен своими итальянскими виллами (например, Вилла Ротонда ). С этого момента Леду часто работал в палладианском стиле, обычно используя кубический дизайн, разбитый простильным портиком, который придавал важность даже небольшому строению. В этом жанре он построил в 1770 г. дом для Мари Мадлен Гимар в Chaussée d'Antin; и после этого заказали дом мадемуазель Сен-Жермен на Rue Saint-Lazare, дом Аттильи в пригороде, дом поэта Жана Франсуа де Сен-Ламбера в Обонне, и прежде всего Музыкальный павильон, построенный между 1770 и 1771 годами в Шато де Лувесьен для королевской хозяйки мадам дю Барри, чье покровительство и влияние должны были быть использованы Леду в последующие годы.

Более поздние работы
Мадам дю Барри, для которой Леду спроектировал Музыкальный павильон в ее Шато де Лувесьен, должен был использовать ее влияние для продвижения своей карьеры.

Его репутация установилась, Леду начал период еще более амбициозных замыслов. Отель de Montmorency на Chaussée d'Antin датируется этим периодом. Он имеет главный фасад в ионическом порядке над деревенским первым этажом. Статуи выдающихся членов семьи Монморанси украшают крышу. Однако истощение состояния Монморанси означало, что Леду требовалось выполнить проект с некоторой скупостью.

Леду интересовался работой Департамента королевской администрации и временами рассматривал возможность работать на них, хотя предлагаемые ими должности часто находились на грани между архитектором и инженером. Благодаря этому интересу к гражданской и муниципальной архитектуре и, в немалой степени, благодаря печально известному влиянию мадам дю Барри, Леду было поручено модернизировать Salines de l'Est (Восточные соляные заводы). Модернизация началась после строительства Бургундского канала. В 1771 году Леду был назначен инспектором солеварни в Франш-Конте, титул, которым он занимал до 1790 года, с этой должности, приносящей ему годовой оклад в 6000 ливров.

Королевская солеварня в Арке. -эт-Сенанс (1775–1778)

Вид комплекса в плане

В 18 веке соль была важным и ценным товаром. Непопулярный налог на соль, известный как gabelle, взимался Ferme Générale. Соль служила ценным источником дохода французского короля. В Франш-Конте из-за подземных пластов галита соль извлекалась из солевых скважин путем испарения в дровяных печах.

В Сален-ле-Бен или в Монтморо котлы солеварни были построены рядом с колодцами, а древесина привозилась из прилегающих лесов. Вопреки желанию французского правительства, Леду разместил солеварни рядом с лесом, а не возле источника соленой воды. Он логично рассуждал, что перевозить воду легче, чем дрова. Близко к первому из этих участков Фермеры Женеро решили изучить более механизированный и эффективный метод добычи, построив специально построенный завод рядом с лесом Шо в Валь д'Амур. Соленая вода должна была поступать на завод по недавно построенному каналу.

Получивший королевское одобрение проект Королевских соляных заводов в Арк-э-Сенанс, или Салин-де-Шо, считается шедевром Леду. Первоначальные строительные работы были задуманы как первая фаза большого и грандиозного плана нового идеального города. Первый (и, как оказалось, единственный) этап строительства был построен между 1775 и 1778 годами. Вход через массивный дорический портик, вдохновленный храмами в Пестуме. Союз колонн - архетипический мотив неоклассицизма. Внутри пещерный зал производит впечатление входа в настоящую соляную шахту, украшенную бетонным орнаментом, представляющим элементарные силы природы и организующий гений Человека, что отражает взгляды на отношения между цивилизацией и природой, одобренные такими людьми XVIII века. философы как Жан-Жак Руссо.

Королевские солеварни в Арк-э-Сенанс: Дом директора

Входное здание открывается в обширное полукруглое открытое пространство, окруженное десятью зданиями, которые расположены по дуге полукруга. На дуге медная кузница, кузнечный цех и две кузницы для рабочих. На прямом диаметре расположены цеха по добыче соли, чередующиеся с административными зданиями. В центре - дом директора (на фото), в котором изначально также была часовня.

Этот план имеет двоякое значение: круг, идеальная фигура, вызывает гармонию идеального города и теоретически окружает место гармонии для совместной работы, но он напоминает также современные теории организации и официального наблюдение, особенно Паноптикум из Джереми Бентам.

Солеварня вступила в болезненную фазу промышленного производства и получения предельной прибыли из-за конкуренции с солеными болотами. После нескольких не очень прибыльных испытаний он закрылся на неопределенный срок в 1790 году во время национальной нестабильности, вызванной Французской революцией. Так закончилась мечта об успехе фабрики, задуманной одновременно как королевская резиденция и новый город.

В течение короткого периода в 1920-х солеварни использовались повторно, но в конце концов закрылись из-за конкуренции. В течение следующих десятилетий соляные копи лежали в упадке, пока не были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО и переоборудованы в местный культурный центр.

Театр Безансона

Театр Безансона, 1784

В 1784 году Леду был архитектором, выбранным для проектирования театра в Безансоне, Франш-Конте. Внешний вид здания был выполнен в виде строгого палладианского куба, украшенного только почти греческим неоклассическим портиком из шести ионических колонн. Однако если неоклассические намеки на экстерьер считались современными, то интерьер стал революцией - места для общественных развлечений были редкостью во французских провинциях, а там, где они действительно существовали, было традиционно, что только дворяне имели места для сидения, а менее ликующий ранг стоял. Леду, понимая, что это не только неудобно, но и элитарно планировал театр в Безансоне на более эгалитарных принципах с местами для всех, но в некоторых кругах такой план считался радикальным, если не революционным, аристократия не хотела сидеть рядом с простыми людьми. Однако Леду нашел союзника в лице интенданта Франш-Конте, просвещенного человека, и он согласился следовать этому плану реформирования. Несмотря на это, было решено, что социальные классы по-прежнему будут сегрегированы таким образом, в то время как театр был первым, у которого на первом этаже был амфитеатр, оборудованный сиденьями для обычной платной публики. Над ними была приподнятая терраса или балкон для государственных работодателей. Непосредственно выше был первый ряд ящиков, предназначенных для аристократии, а над ним - ярус меньшего размера, занятый вторым средним классом. Таким образом, Леду достиг своей цели, согласно которой театр мог одновременно быть местом социального общения и общих развлечений, сохраняя при этом строгую иерархию классов.

Рассадка была не единственным нововведением театра. С помощью машиниста Дарта де Боско Леду расширил крылья и аппарат декорации задней сцены, придав ему большую глубину, чем обычно, и многие другие современные улучшения. Безансон был первым театром, который показывал музыкантов в оркестровой яме. Здание было широко известно при его открытии в 1784 году, но когда Леду представил планы нового театра в Марселе, они не были приняты.

В 1784 году Леду был выбран вместо Пьера-Адриана Пари для строительства новой ратуши в Невшателе. За этим последовал впечатляющий проект, который он задумал для Дворца правосудия и тюрьмы Экс-ан-Прованса. Однако этому проекту пришлось столкнуться с множеством трудностей. Проблемы начались в 1789 году, когда строительство было прервано Французской революцией, когда были завершены только стены первого этажа

Бытовая и коммерческая архитектура

Леду был Масон Леду вместе со своим другом Уильямом Бекфордом участвовал в различных масонских церемониях в Loge Féminine de la Candeur, которые собирались в городском доме, который он построил для мадам д'Эспиншаль, на берегу моря.

Он был хорошо знаком с миром финансов и теми, кто его населял. Он спроектировал большой дом и парк для Praudeau de Chemilly, казначея Maréchaussées, в Bourneville около Ferté-Milon. Один из наиболее примечательных городских домов принадлежал вдове женевского банкира Телюссона. Этот классический особняк, место встречи парижского высшего общества, был расположен в самом сердце большого ландшафтного сада, к которому можно попасть с Rue de Provence. В доме имелась огромная порте-коча в виде триумфальной арки с колоннами. Круглый центральный салон имел в центре колоннаду, поддерживающую потолок.

Для креола Хостена Леду спроектировал для сдачи в аренду ансамбль многоквартирных домов, спроектированных таким образом, чтобы в будущем их можно было расширять до бесконечности. На улице Сен-Лазар, вокруг коммерческого склада, он спроектировал сады Зефира и Флоры, которые были проиллюстрированы Юбер Робер.

Архитектура для ferme générale

Rotonde de la Виллет на площади Сталинграда, старая станция Стены генерала фермеров Rotonde de Chartres (сегодня: вход в парк Монсо)

В процессе своей работы в Франш-Конте, Леду стал архитектором ferme générale, для которого он построил хранилище соли в Компьене и взялся спланировать их обширную штаб-квартиру на улице дю Булуа в Париже.

Шарль Александр де Калонн, генеральный контролер финансов, полученный по идее химика и генерала Фермиера Антуана Лавуазье, о создании барьера вокруг Парижа для ограничение контрабанды и уклонение от octrois, или внутренних таможенных пошлин: эта пресловутая Стена Фермеров-Генерала должна была иметь шесть башен (по одной каждые 4 километра) и состоит из шестидесяти налоговых офисов. Леду было поручено спроектировать эти здания, которые он помпезно окрестил «les Propylées de Paris» и которым он хотел придать характер торжественности и великолепия, воплощая в жизнь свои идеи о необходимых связях между формой и функция.

Чтобы пресечь протесты парижского населения, операция была проведена быстро: между 1785 и 1788 годами было построено пятьдесят барьеров для доступа. Большинство из них были разрушены в девятнадцатом веке и очень немногие остались сегодня, из них те La Villette и Place Denfert-Rochereau - единственные, которые не были изменены до неузнаваемости. В некоторых случаях вход был обрамлен двумя одинаковыми зданиями; в других он состоял из одного здания. Формы были архетипическими: ротонда (Heap, Reuilly); ротонда, венчающая греческий крест (La Villette, Rapée); куб с перистилем (Picpus); греческий храм (Джентильи, Курсель); колонна (le Trône). На площади Этуаль здания, окруженные колоннами, чередующимися с кубическими и цилиндрическими элементами, напоминали Дом директора в Арк-энд-Сенанс; в Bureau des Bonshommes апсида, открытая перистилем, напоминала павильон мадам дю Барри и отель де ля Гимар. Орден в основном был дорическим греческим. Леду также использовал множественное тиснение в деревенском стиле.

Это дерзкое сооружение было встречено политической критикой, а также эстетической критикой архитектора, обвиненного такими комментаторами, как и Quatremère de Quincy, в нарушении древних канонов. Бахомон осудил «памятник деспотизма и деспотизма» («памятник порабощению и деспотизму»). В своей «Таблице Парижа» (1783 г.) Луи-Себастьян Мерсье заклеймил «les antres du fisc métamorphosés en palais àcolnes» («бастионы налогообложения, превращенные в дворцы с колоннами») и воскликнул: «Ах! Месье Леду, vous êtes un ужасный архитектор! »(Ах! Месье Леду, вы ужасный архитектор). Леду, ставший объектом скандала из-за этих мнений, был освобожден от своих официальных функций в 1787 году, в то время как Жак Неккер, сменивший Калонн, дезавуировал все предприятие.

Трудные времена

Портрет Леду с дочерью. 1782 г. - Musée Carnavalet.

В то же время работа в судах Экс-ан-Прованса была приостановлена, и Леду обвинили в том, что он вовлек казну в необдуманных расходах. Когда разразилась революция, его богатая клиентура эмигрировала или погибла под гильотиной. Он видел, как его карьера и его проекты остановились, и в то же время первые удары кирки зазвенели по уже устаревшей стене Fermiers généraux. По состоянию на июнь 1790 года Ferme générale смогла разместить своих сотрудников в зданиях Леду, но октрои (предоставление) было отменено в мае 1791 года, что сделало помещения бесполезными. Символ финансового угнетения, Леду, который накопил приличное состояние, был арестован и брошен в Тюрьма Ла Форс.

. Он все еще создавал проект сельскохозяйственной школы для герцога де Дюраса, своего товарища в плену. Возможно, вмешательство художника Жака-Луи Давида, зятя предпринимателя Пекуля, значительно обогатившего коллекцию октруа, помогло ему избежать гильотины. Но он потерял свою любимую дочь, а другая подала на него в суд.

Леду, который в конце концов был освобожден, прекратил строительство и попытался подготовить публикацию своего полного творчества. С 1773 года он начал гравировать свои конструкции и свои проекты, но из-за эволюции своего стиля он не переставал ретушировать свои рисунки, и граверам постоянно приходилось переделывать свои доски. Леду эволюционировал в сторону архитектуры, всегда более детализированной и колоссальной, с огромными стенами, которые становились все более гладкими, и со все более редкими отверстиями. Различия между первоначальным рисунком Павильона де Лувесьен, выполненным британским архитектором сэром Уильямом Чемберсом, и гравюрой, опубликованной в 1804 году, иллюстрируют этот процесс.

Во время заключения Леду начал писать текст, сопровождающий гравюры. Только первый том появился при его жизни, в 1804 году, под названием L'Architecture considérée sous le rapport de l'art, des mœurs et de la législation (Архитектура, рассматриваемая как взаимосвязь искусства и законодательства). Он представил театр Безансона, солеварни Арк-и-Сенанс и город Шо.

Он умер в Париже в 1806 году.

Утопизм

Примерно во времена королевских солеварен Леду формализовал свои новаторские дизайнерские идеи для урбанизма и архитектуры, призванной улучшить общество., наполненный символами и значениями. Наряду с Этьеном-Луи Булле и его проектом кенотафа Ньютона, он считается предшественником утопистов, которые последуют за ним. Булле и Леду оказали особое влияние на последующих архитекторов греческого возрождения, и особенно на Бенджамина Генри Латроба, который пронес этот стиль в Соединенных Штатах для общественной архитектуры с намерением, чтобы дух древней афинской демократии был отражен здания, служащие новой демократии Соединенных Штатов Америки.

После 1775 года он подарил Тюрго первые наброски города Шо, в центре которого находились королевские солеварни. Этот проект, который постоянно совершенствовался, но никогда не выполнялся, был выгравирован с 1780 года. Гравюры, заявленные в 1784 году и, вероятно, все созданные к 1799 году, были наконец опубликованы в 1804 году как часть первого издания его L'Architecture Рассмотрение.

Как радикальный утопист архитектуры, преподавая в École des Beaux-Arts, он создал особый архитектурный порядок, новую колонну, состоящую из чередующихся цилиндрических и кубических камней, наложенных друг на друга. их пластический эффект. В этот период вкус вернулся к античности, к различению и изучению вкуса к «деревенскому» стилю.

Работы

Конструкции

Hôtel de Mlle Guimard - Elevation Hôtel de Thélusson, 1778

Проекты

Некоторые из других его «дальновидных» проектов:

Публикации

В 1804 году был издан том, включающий работы 1768 года. по 1789 г.: L'Architecture considérée sous le rapport de l'art, des mœurs et de la législation.

В массовой культуре

В Тите Кубо манга серия Блич персонаж Зоммари Леру назван в честь Клода Николя Леду.

Примечания
Библиография
  • Брэхэм, Аллан (1980). Архитектура французского Просвещения. Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press. ISBN 9780520067394.
  • Эриксен, Свенд (1974). Ранний неоклассицизм во Франции, перевод Питера Торнтона. Лондон: Фабер.
  • Галле, Мишель (1980). Клод-Николя Леду (1736–1806). Париж.
  • Галле, Мишель (1982). «Леду, Клод Николя», т. 2, стр. 648–654, в Энциклопедии архитекторов Macmillan под редакцией Адольфа К. Плачека. Лондон: Кольер Макмиллан. ISBN 9780029250006.
  • Галле, Мишель (1991). Архитектура Леду, inédits pour un tome III. Париж.
  • Галле, Мишель (1995). Парижские архитекторы XVIII века: биография и критика словаря. Париж: Менже. ISBN 9782856203705.
  • Кауфманн, Эмиль (1952). Три революционных архитектора, Булле, Леду и Лекё. Филадельфия.
  • Левалле-Хауг, Женевьева (1934). Клод-Николя Леду, 1736-1806 гг. Париж и Страсбург.
  • Лионне, Жан-Пьер (2013). Les Propylées de Paris, Клод-Николя Леду. Издания Оноре Клер ISBN 978-2-918371-16-8.
  • Маллгрейв, Гарри Фрэнсис (2005). Архитектурная теория: Антология от Витрувия до 1870 г. Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-0257-8.
  • Moreux, J.-Ch.; Раваль, Марсель (1945). Клод-Николя Леду, Architecte du Roi. Пэрис.
  • Палмер, Эллисон Ли (2011). Исторический словарь неоклассического искусства и архитектуры. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 9780810874749.
  • Рабро, Даниэль (2005). Клод Николя Леду, Monum, Париж. ISBN 2-85822-846-9.
  • Видлер, Энтони (1987). Леду. Париж: Издания Хазана. ISBN 9782850251252. Зарубежные издания: Берлин, 1989; Токио, 1989 г.; Мадрид, 1994.
  • Видлер, Энтони (1990). Клод-Николя Леду: Архитектура и социальная реформа в конце Ancien Régime. Кембридж (Массачусетс) и Лондон: MIT Press. ISBN 9780262220323.
  • Видлер, Энтони (1996). "Леду, Клод-Николя", т. 19, стр. 55–58, в The Dictionary of Art, 34 тома, под редакцией Джейн Тернер, переиздано с небольшими исправлениями в 1998 году. Нью-Йорк: Grove. ISBN 9781884446009. Также на Oxford Art Online (требуется подписка).
  • Видлер, Энтони (2006). Клод-Николя Леду: Архитектура и утопия в эпоху Французской революции. Базель: Биркхойзер. ISBN 3-7643-7485-3.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Клодом Николя Леду.
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:29:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте