Chengdu J-10

редактировать

J-10 Vigorous Dragon. F-10 Vanguard
J-10B с PL-10 и PL-12.jpg
РольМногоцелевой боевой самолет
Национальное происхождениеКитай
ПроизводительChengdu Aircraft Industry Group
Конструкторская группаЧэндуский институт проектирования самолетов
Первый полет23 марта 1998 г.
Введение2006
СтатусНа вооружении
Основной пользовательВВС Народно-освободительной армии
Произведено2002 - настоящее время
Построено468 на 2020 год
Стоимость программы500 миллионов юаней выделено в 1982 году (Проект № 10)
Стоимость единицы190 миллионов RMB (27,84 миллиона долларов США ; 2010)

Chengdu J-10 (упрощенный китайский : 歼 -10; традиционный Китайский : 殲 -10; отчетное имя НАТО : Жар-птица, также известное как Энергичный дракон (китайский : 猛龙; пиньинь : Měnglóng), это одномоторный легкий многоцелевой истребитель capa система всепогодной эксплуатации, сконфигурированная с треугольным крылом и утка, с проводным управлением управлением полетом и произведенная на Chengdu Aircraft Corporation (CAC) для ВВС Народно-освободительной армии (PLAAF).

Содержание
  • 1 История разработки
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Планер
    • 2.2 Авионика
    • 2.3 Радар
    • 2.4 Силовая установка
    • 2.5 Вооружение и внешние нагрузки
  • 3 История эксплуатации
    • 3.1 Китай
    • 3.2 Потенциальные операторы
      • 3.2.1 Пакистан
  • 4 Противоречие
  • 5 Варианты
  • 6 Операторы
  • 7 Несчастные случаи и происшествия
  • 8 Технические характеристики (J-10A)
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
История разработки

Программа была авторизована Дэн Сяопином в 1980-х, который выделил ¥ 0,5 миллиарда на разработку собственного самолета. Работа над проектом № 10 началась несколько лет спустя, в январе 1988 г., как ответ на МиГ-29 Микоян и Су-27, которые затем были представлены на вооружении СССР <98.>, и F-15, F-16 уже на вооружении в США. Разработка была делегирована Институту 611, также известному как Чэндуский авиаконструкторский институт, и Сун Вэньцун был назначен главным конструктором, поскольку ранее он был главным конструктором J-7III <98.>. Первоначально самолет проектировался как специализированный истребитель, но позже стал многоцелевым самолетом, способным выполнять как боевые действия «воздух-воздух», так и штурмовики.

В 2006 году Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) подтвердил свое участие в программе J-10; SibNIA утверждала, что проводила наблюдения и инструктировала только как «научные гиды», в то время как ее инженеры также полагали, что J-10 был «более или менее версией» IAI Lavi, включающий в себя «плавильный котел иностранных технологий». и приобрел методы проектирования ».

J-10 был официально представлен правительством Китая в январе 2007 года, когда были опубликованы фотографии информационным агентством Синьхуа. О существовании самолета было известно задолго до анонса, хотя конкретные детали оставались скудными из-за секретности. Слухи о авариях во время летных испытаний на самом деле были происшествиями, связанными с двигателем АЛ-31.

Первый прототип «J-10 01» был выкатан в ноябре 1997 года и впервые поднялся в воздух 23 марта 1998 года за двадцать минут. рейс.

AVIC планирует продавать на экспорт модернизированный J-10, скорее всего, J-10B, после завершения разработки. Некоторые страны проявили интерес.

В 2015 году China Military Online опубликовала анализ, в котором говорится о принятии Аргентиной J-10, утверждая, что, хотя рабочий диапазон текущих версий еще не позволяет достичь На Фолклендских островах самолет, особенно его радар, превосходил «Тайфун», и этот самолет-заправщик мог находить острова в пределах досягаемости. Китай продвигал J-10 в Аргентинскую республику, и во время визита в Китай президента Киршнера в феврале 2015 года была создана совместная рабочая группа по истребителям.

Дизайн

J-10 был спроектирован и разработан Чэндуским институтом дизайна самолетов (CADI), дочерней компанией Chengdu Aircraft Corporation.

Планер

Планер изготовлен из металлических сплавов и композитных материалов для обеспечения высокой прочности и малого веса аэродинамическая компоновка планера планера имеет конфигурацию крыла «без хвоста с треугольным треугольником» . Большое треугольное крыло установлено посередине по направлению к задней части фюзеляжа, в то время как пара канардов (или носовых плоскостей) установлены выше и ближе к передней части. фюзеляжа, позади и ниже кабины экипажа. Эта конфигурация обеспечивает очень высокую маневренность, особенно на низких скоростях, а также снижает скорость сваливания, что позволяет снизить воздушную скорость во время захода на посадку по приборам. Большой вертикальный хвост присутствует на верхней части фюзеляжа, а небольшие подфюзеляжные ребра под фюзеляжем обеспечивают дополнительную устойчивость.

Прямоугольная аппарель для забора воздуха и Разделительная пластина (только на J-10A) расположена под фюзеляжем, обеспечивая подачу воздуха в двигатель. В более новых вариантах используется воздухозаборник без переключателя, который не требует разделительной пластины и может снизить перекрестную заметность радара. Также под фюзеляжем и крыльями находятся 11 узлов подвески, используемых для перевозки различных типов вооружения, и сбрасываемых баков с дополнительным топливом.

Выдвижная ходовая часть состоит из управляемой пары носовых колес под воздухозаборником и двух основных колес в задней части фюзеляжа.

PLAAF J-10AY группы высшего пилотажа 1 августа

Кабина экипажа покрыта двухместной кусок купола, обеспечивающий 360 градусов визуального обзора пилота. Купол поднимается вверх, позволяя входить и выходить из кабины. Органы управления имеют форму обычного центрального джойстика и ручки газа, расположенной слева от пилота. Они также включают в себя элементы управления «дроссель и рычаг» (HOTAS ). Для пилота предусмотрено катапультное сиденье с нулевым значением , позволяющее безопасно катапультироваться в аварийной ситуации даже на нулевой высоте и нулевой скорости.

Из-за аэродинамической нестабильности J-10, цифровая система управления полетом (FCS) с квадруплексным резервированием по проводам (FBW) помогает пилоту управлять самолетом. FCS обычно отслеживает вводимые пилотом управляющие сигналы, предотвращая случайное выход из зоны действия пилотом из-за применения слишком большого управляющего воздействия во время высокопроизводительных полетов. Это очень важно для самолетов с утопленным крылом, поскольку они способны разворачиваться в гораздо меньшем радиусе, чем обычные самолеты. Массивные управляющие поверхности способны перемещаться настолько далеко, что могут полностью разрушить самолет в полете на высоких скоростях, если не будут контролироваться FCS.

Авионика

В кабине есть три жидкокристаллический (LCD) Многофункциональные дисплеи (MFD) вместе с разработанным в Китае голографическим проекционным дисплеем (HUD), все из которых полностью совместимы с отечественный китайский усовершенствованный нашлемный прицел (HMS), который, по утверждениям Китая, превосходит HMS на Су-27, проданном Китаю.

Radar

Согласно официальным лицам Chengdu Aircraft Industry Corporation, J-10 использует многорежимный радар управления огнем, разработанный в Китае. РЛС оснащена плоской антенной антенной решетки с механическим сканированием и способна отслеживать 10 целей. Из 10 отслеживаемых целей 2 могут быть поражены одновременно ракетами с полуактивным радиолокационным самонаведением или 4 могут быть поражены ракетами с активным радиолокационным самонаведением.

Для J- 10B, носовой обтекатель модифицирован для размещения бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (AESA). Генеральным проектировщиком AESA для J-10B является г-н Чжан Кунхуи (张昆辉, 1963 г. -), руководитель исследовательского института 607 в Нейцзяне, Сычуань. Г-н Чжан Кунхуи стал заместителем руководителя 607-го научно-исследовательского института в 1997 году, а четыре года спустя, в 2001 году, он стал его руководителем, когда началась программа AESA для J-10B. Основным подрядчиком этого AESA является Исследовательская академия радаров и электронного оборудования Корпорации авиационной промышленности Китая, расположенная в Сычуань, образованная в марте 2004 года путем объединения 607-го научно-исследовательского института и 171-го завода. вместе с г-ном Чжан Кунхуи был назначен главой исследовательской академии. По данным китайских правительственных СМИ, на разработку AESA для J-10B потребовалось 8 лет, и она была завершена в 2008 году, и, таким образом, китайские истребительные радары достигли квантового скачка в том, что они перешли от механически сканируемой планарной щелевой антенной решетки непосредственно к AESA, пропустив пассивный ФАР РЛС PESA. Многие подозревали, что радар является PESA, но во время его кратких дебютов на 7-й Китайской международной выставке оборонной электроники (CIDEX) в мае 2010 г. и 6-й Международной конференции по радарам, состоявшейся в Пекине в сентябре 2011 г., официальные источники Китая заявили, что это AESA.

Силовая установка

J-10 с турбовентиляторным двигателем AL-31FN

J-10 оснащен одним ТРДД.

J -10 поступил в серийное производство с российскими самолетами Люлька-Сатурн АЛ-31 FN серии 3. Первоначальная версия создавала максимальную статическую тягу 12 500 кгс (123 кН ). В декабре 2013 года Saturn сообщил, что проводит испытания модернизированной Series 3 для Китая с увеличенным сроком службы на 250 часов и большей тягой на 1000 кгс. AL-31F был установлен на J-10 путем поворота коробки передач и комплекта принадлежностей в нижнюю часть. Воздухозаборник имеет форму, аналогичную той, что используется на Су-27.

. Предполагаемый двигатель J-10 - китайский Shenyang WS-10. WS-10 столкнулся с трудностями при разработке, и производство самолета было продолжено с Saturn AL-31 в качестве замены. Опытный образец J-10C летал с WS-10 на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке 2018; сопло двигателя было изменено на малозаметность и вектор тяги (TVC). В марте 2020 года на видео из китайских государственных СМИ был показан J-10C в ливрее НОАК, оснащенный WS-10. В J-10C используется безконтактный воздухозаборник.

Вооружение и внешние нагрузки

Внутреннее вооружение самолета состоит из Грязева-Шипунова ГШ-23 сдвоенного типа. Ствол пушка, расположенный под левым бортом воздухозаборника. Другое вооружение и оборудование устанавливаются снаружи на 11 точках подвески, к которым могут быть прикреплены 6000 кг (13 228 фунтов) ракет и бомб, сбрасываемых баков с топливом или другого оборудования, такого как блоки авионики.

Развернутые ракеты «воздух-воздух» могут включать в себя ракеты «воздух-воздух» малой дальности, такие как PL-8 и PL-9, ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности с радиолокационным наведением, такие как PL-11 и PL-12, неуправляемые и высокоточные боеприпасы, такие как лазерные - управляемые бомбы, противокорабельные ракеты, такие как YJ-9 K, и противорадиационные ракеты, такие как.

История эксплуатации

Китай

Группа высшего пилотажа 1 августа

Первые самолеты были доставлены в 13-й испытательный полк 23 февраля 2003 г. Самолет был объявлен «готовым к эксплуатации» в декабре того же года. год, после 18 лет разработки. Первым оперативным полком был полк.

J-10C поступил на боевую службу в апреле 2018 года.

Потенциальные операторы

Пакистан

В феврале 2006 года, тогда - президент Пакистана Первез Мушарраф, посетил производственные мощности J-10 и JF-17 во время поездки в Китай, во время которой ВВС Пакистана (PAF) предложил J-10, и закупка 36 FC-20, варианта J-10B для Пакистана, была одобрена в апреле 2006 года. В ноябре 2009 года Пакистан подписал соглашение с Китаем о покупке 36 истребителей J-10B в рамках сделки. на сумму около 1,4 миллиарда долларов.

В июле 2011 года Daily Jang сообщила, что Китай передаст Пакистану эскадрилью современных истребителей J-10B. Согласно отчету, "высокопоставленные китайские военачальники предложили посетить начальника генерального штаба пакистанской армии генерал-лейтенант Вахид Аршад ". В марте 2012 года между двумя странами прошли переговоры о поставке Пакистану новейших истребителей J-10B. Однако с 2016 года это было отменено. ВВС Пакистана сосредоточили внимание на JF-17 Block 3 и в будущем планируют закупить экспортную версию J-31, истребителя-невидимки FC-31. Первоначально необходимо закупить 40 самолетов.

Противоречие

J-10 внешне похож на IAI Lavi. В 2008 году авиационное издательство Jane's утверждало, что при разработке Китая Chengdu J-10 использовалась техническая информация проекта Lavi, со ссылкой на старших российских инженеров, которые сказали, что слышали это от китайских коллег. В 2007 году конструктор J-10, Сун Вэньцун (宋文 骢), отрицал какую-либо связь с Лави, указывая на сходство с Chengdu J-9, разработанным в 1960-х годах. Это подтвердил майор НОАК Чжан Вэйган в интервью 2012 года. Не было никаких публичных заявлений или официальных заявлений по этому поводу; к 2000 году, однако, открыто разглашенная передача передовых технологий любого происхождения стала проклятием для США, что вынудило Израиль отменить продажу самолетов дальнего обнаружения Phalcon.

Варианты
J-10S, эксплуатируемый ВВС Китая
  • J-10A : Одноместный многоцелевой вариант. Экспортное обозначение: F-10A .
  • J-10S : учебно-тренировочный вариант J-10A с тандемным сиденьем.
  • J-10B : модернизированный J-10, первоначально обозначенный как " Супер-10 ". Он имеет более легкий и незаметный сверхзвуковой впускной патрубок без дивертора, более длинный носовой обтекатель, возможно, вмещающий активную решетку с электронным сканированием радар, электрооптический датчик наведения (IRST, и лазерный дальномер) и новый электронный блок предупреждения или противодействия наверху вертикального стабилизатора. Самолет оснащен двигателями АЛ-31ФН М1 ; один самолет был запущен на самолете WS-10A в июле 2011 года, но этот двигатель не был выбран для начальной партии. Первый полет самолета состоялся не позднее декабря 2008 года.
  • J-10C : модернизированная версия J-10B, он оснащен встроенной системой активного электронного сканирования (AESA). РЛС управления и оснащена инфракрасной системой самонаведения ПЛ-10 и новой ракетой дальнего действия ПЛ-15 воздух-воздух ( AAM).
  • FC-20 : одноместный многоцелевой истребитель, экспортная версия J-10.
  • J-10B TVC Demonstrator : прототип истребителя на базе J-10B с двигателем управления вектором тяги WS-10 B. Истребитель имеет сверхманевренность, способен выполнять Кобра Пугачева.
Операторы
Китайская Народная Республика
Несчастные случаи и происшествия

13 ноября 2016 года первая пилот-женщина J-10, капитан Юй Сю, была убита во время соревнований по высшему пилотажу в провинции Хэбэй во время выступления с командой 1 августа по высшему пилотажу.

. Технические требования (J -10A)
J-10B с ракетами PL-10 и PL-8B и безконтактным воздухозаборником, показанные на Airshow China 2018 Ортографическая проекция диаграммы Chengdu J-10

Данные из

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 16,43 м (53 футов 11 дюймов)
  • Размах крыла: 9,75 м (32 футов 0 дюймов)
  • Высота: 5,43 м (17 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 33 м (360 кв. Футов)
  • Масса пустого: 9,750 кг (21,495 фунтов)
  • Масса брутто: 12,400 кг (27,337 фунтов)
  • Максимальная взлетная масса: 19,277 кг ( 42,499 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Сатурн-Люлька АЛ-31ФН ТРДД с форсажем, тяга 79,43 кН (17 860 фунт-сил) (или WS-10A ) сухая, 125 кН (28000 фунтов силы) с форсажной камерой

Характеристики

  • Диапазон: 3200 км (2000 миль, 1700 нм)
  • Боевой диапазон: 1250 км (780 миль, 670 нм)
  • Максимальная скорость: Мах 2,2
  • Практический потолок: 18000 м (59000 футов)
  • Пределы g: +9 –3
  • Нагрузка на крыло: 381 кг / м (78 фунтов / кв. Фут)
  • Тяга / масса : 1,15 (с Saturn AL-31FN3 ); 1,16 (с WS-10A ).
  • Мгновенная скорость поворота: 31 градус в секунду
  • Скорость поворота: 300 градусов в секунду

Вооружение .

Авионика .

См. Также
  • Портал авиации

Связанные разработки

Самолет сравнимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, относящиеся к Chengdu J-10.
Последняя правка сделана 2021-05-14 09:48:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте