J-10 Vigorous Dragon. F-10 Vanguard | |
---|---|
Роль | Многоцелевой боевой самолет |
Национальное происхождение | Китай |
Производитель | Chengdu Aircraft Industry Group |
Конструкторская группа | Чэндуский институт проектирования самолетов |
Первый полет | 23 марта 1998 г. |
Введение | 2006 |
Статус | На вооружении |
Основной пользователь | ВВС Народно-освободительной армии |
Произведено | 2002 - настоящее время |
Построено | 468 на 2020 год |
Стоимость программы | 500 миллионов юаней выделено в 1982 году (Проект № 10) |
Стоимость единицы | 190 миллионов RMB (27,84 миллиона долларов США ; 2010) |
Chengdu J-10 (упрощенный китайский : 歼 -10; традиционный Китайский : 殲 -10; отчетное имя НАТО : Жар-птица, также известное как Энергичный дракон (китайский : 猛龙; пиньинь : Měnglóng), это одномоторный легкий многоцелевой истребитель capa система всепогодной эксплуатации, сконфигурированная с треугольным крылом и утка, с проводным управлением управлением полетом и произведенная на Chengdu Aircraft Corporation (CAC) для ВВС Народно-освободительной армии (PLAAF).
Программа была авторизована Дэн Сяопином в 1980-х, который выделил ¥ 0,5 миллиарда на разработку собственного самолета. Работа над проектом № 10 началась несколько лет спустя, в январе 1988 г., как ответ на МиГ-29 Микоян и Су-27, которые затем были представлены на вооружении СССР <98.>, и F-15, F-16 уже на вооружении в США. Разработка была делегирована Институту 611, также известному как Чэндуский авиаконструкторский институт, и Сун Вэньцун был назначен главным конструктором, поскольку ранее он был главным конструктором J-7III <98.>. Первоначально самолет проектировался как специализированный истребитель, но позже стал многоцелевым самолетом, способным выполнять как боевые действия «воздух-воздух», так и штурмовики.
В 2006 году Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) подтвердил свое участие в программе J-10; SibNIA утверждала, что проводила наблюдения и инструктировала только как «научные гиды», в то время как ее инженеры также полагали, что J-10 был «более или менее версией» IAI Lavi, включающий в себя «плавильный котел иностранных технологий». и приобрел методы проектирования ».
J-10 был официально представлен правительством Китая в январе 2007 года, когда были опубликованы фотографии информационным агентством Синьхуа. О существовании самолета было известно задолго до анонса, хотя конкретные детали оставались скудными из-за секретности. Слухи о авариях во время летных испытаний на самом деле были происшествиями, связанными с двигателем АЛ-31.
Первый прототип «J-10 01» был выкатан в ноябре 1997 года и впервые поднялся в воздух 23 марта 1998 года за двадцать минут. рейс.
AVIC планирует продавать на экспорт модернизированный J-10, скорее всего, J-10B, после завершения разработки. Некоторые страны проявили интерес.
В 2015 году China Military Online опубликовала анализ, в котором говорится о принятии Аргентиной J-10, утверждая, что, хотя рабочий диапазон текущих версий еще не позволяет достичь На Фолклендских островах самолет, особенно его радар, превосходил «Тайфун», и этот самолет-заправщик мог находить острова в пределах досягаемости. Китай продвигал J-10 в Аргентинскую республику, и во время визита в Китай президента Киршнера в феврале 2015 года была создана совместная рабочая группа по истребителям.
J-10 был спроектирован и разработан Чэндуским институтом дизайна самолетов (CADI), дочерней компанией Chengdu Aircraft Corporation.
Планер изготовлен из металлических сплавов и композитных материалов для обеспечения высокой прочности и малого веса аэродинамическая компоновка планера планера имеет конфигурацию крыла «без хвоста с треугольным треугольником» . Большое треугольное крыло установлено посередине по направлению к задней части фюзеляжа, в то время как пара канардов (или носовых плоскостей) установлены выше и ближе к передней части. фюзеляжа, позади и ниже кабины экипажа. Эта конфигурация обеспечивает очень высокую маневренность, особенно на низких скоростях, а также снижает скорость сваливания, что позволяет снизить воздушную скорость во время захода на посадку по приборам. Большой вертикальный хвост присутствует на верхней части фюзеляжа, а небольшие подфюзеляжные ребра под фюзеляжем обеспечивают дополнительную устойчивость.
Прямоугольная аппарель для забора воздуха и Разделительная пластина (только на J-10A) расположена под фюзеляжем, обеспечивая подачу воздуха в двигатель. В более новых вариантах используется воздухозаборник без переключателя, который не требует разделительной пластины и может снизить перекрестную заметность радара. Также под фюзеляжем и крыльями находятся 11 узлов подвески, используемых для перевозки различных типов вооружения, и сбрасываемых баков с дополнительным топливом.
Выдвижная ходовая часть состоит из управляемой пары носовых колес под воздухозаборником и двух основных колес в задней части фюзеляжа.
PLAAF J-10AY группы высшего пилотажа 1 августаКабина экипажа покрыта двухместной кусок купола, обеспечивающий 360 градусов визуального обзора пилота. Купол поднимается вверх, позволяя входить и выходить из кабины. Органы управления имеют форму обычного центрального джойстика и ручки газа, расположенной слева от пилота. Они также включают в себя элементы управления «дроссель и рычаг» (HOTAS ). Для пилота предусмотрено катапультное сиденье с нулевым значением , позволяющее безопасно катапультироваться в аварийной ситуации даже на нулевой высоте и нулевой скорости.
Из-за аэродинамической нестабильности J-10, цифровая система управления полетом (FCS) с квадруплексным резервированием по проводам (FBW) помогает пилоту управлять самолетом. FCS обычно отслеживает вводимые пилотом управляющие сигналы, предотвращая случайное выход из зоны действия пилотом из-за применения слишком большого управляющего воздействия во время высокопроизводительных полетов. Это очень важно для самолетов с утопленным крылом, поскольку они способны разворачиваться в гораздо меньшем радиусе, чем обычные самолеты. Массивные управляющие поверхности способны перемещаться настолько далеко, что могут полностью разрушить самолет в полете на высоких скоростях, если не будут контролироваться FCS.
В кабине есть три жидкокристаллический (LCD) Многофункциональные дисплеи (MFD) вместе с разработанным в Китае голографическим проекционным дисплеем (HUD), все из которых полностью совместимы с отечественный китайский усовершенствованный нашлемный прицел (HMS), который, по утверждениям Китая, превосходит HMS на Су-27, проданном Китаю.
Согласно официальным лицам Chengdu Aircraft Industry Corporation, J-10 использует многорежимный радар управления огнем, разработанный в Китае. РЛС оснащена плоской антенной антенной решетки с механическим сканированием и способна отслеживать 10 целей. Из 10 отслеживаемых целей 2 могут быть поражены одновременно ракетами с полуактивным радиолокационным самонаведением или 4 могут быть поражены ракетами с активным радиолокационным самонаведением.
Для J- 10B, носовой обтекатель модифицирован для размещения бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (AESA). Генеральным проектировщиком AESA для J-10B является г-н Чжан Кунхуи (张昆辉, 1963 г. -), руководитель исследовательского института 607 в Нейцзяне, Сычуань. Г-н Чжан Кунхуи стал заместителем руководителя 607-го научно-исследовательского института в 1997 году, а четыре года спустя, в 2001 году, он стал его руководителем, когда началась программа AESA для J-10B. Основным подрядчиком этого AESA является Исследовательская академия радаров и электронного оборудования Корпорации авиационной промышленности Китая, расположенная в Сычуань, образованная в марте 2004 года путем объединения 607-го научно-исследовательского института и 171-го завода. вместе с г-ном Чжан Кунхуи был назначен главой исследовательской академии. По данным китайских правительственных СМИ, на разработку AESA для J-10B потребовалось 8 лет, и она была завершена в 2008 году, и, таким образом, китайские истребительные радары достигли квантового скачка в том, что они перешли от механически сканируемой планарной щелевой антенной решетки непосредственно к AESA, пропустив пассивный ФАР РЛС PESA. Многие подозревали, что радар является PESA, но во время его кратких дебютов на 7-й Китайской международной выставке оборонной электроники (CIDEX) в мае 2010 г. и 6-й Международной конференции по радарам, состоявшейся в Пекине в сентябре 2011 г., официальные источники Китая заявили, что это AESA.
J-10 оснащен одним ТРДД.
J -10 поступил в серийное производство с российскими самолетами Люлька-Сатурн АЛ-31 FN серии 3. Первоначальная версия создавала максимальную статическую тягу 12 500 кгс (123 кН ). В декабре 2013 года Saturn сообщил, что проводит испытания модернизированной Series 3 для Китая с увеличенным сроком службы на 250 часов и большей тягой на 1000 кгс. AL-31F был установлен на J-10 путем поворота коробки передач и комплекта принадлежностей в нижнюю часть. Воздухозаборник имеет форму, аналогичную той, что используется на Су-27.
. Предполагаемый двигатель J-10 - китайский Shenyang WS-10. WS-10 столкнулся с трудностями при разработке, и производство самолета было продолжено с Saturn AL-31 в качестве замены. Опытный образец J-10C летал с WS-10 на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке 2018; сопло двигателя было изменено на малозаметность и вектор тяги (TVC). В марте 2020 года на видео из китайских государственных СМИ был показан J-10C в ливрее НОАК, оснащенный WS-10. В J-10C используется безконтактный воздухозаборник.
Внутреннее вооружение самолета состоит из Грязева-Шипунова ГШ-23 сдвоенного типа. Ствол пушка, расположенный под левым бортом воздухозаборника. Другое вооружение и оборудование устанавливаются снаружи на 11 точках подвески, к которым могут быть прикреплены 6000 кг (13 228 фунтов) ракет и бомб, сбрасываемых баков с топливом или другого оборудования, такого как блоки авионики.
Развернутые ракеты «воздух-воздух» могут включать в себя ракеты «воздух-воздух» малой дальности, такие как PL-8 и PL-9, ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности с радиолокационным наведением, такие как PL-11 и PL-12, неуправляемые и высокоточные боеприпасы, такие как лазерные - управляемые бомбы, противокорабельные ракеты, такие как YJ-9 K, и противорадиационные ракеты, такие как.
Первые самолеты были доставлены в 13-й испытательный полк 23 февраля 2003 г. Самолет был объявлен «готовым к эксплуатации» в декабре того же года. год, после 18 лет разработки. Первым оперативным полком был полк.
J-10C поступил на боевую службу в апреле 2018 года.
В феврале 2006 года, тогда - президент Пакистана Первез Мушарраф, посетил производственные мощности J-10 и JF-17 во время поездки в Китай, во время которой ВВС Пакистана (PAF) предложил J-10, и закупка 36 FC-20, варианта J-10B для Пакистана, была одобрена в апреле 2006 года. В ноябре 2009 года Пакистан подписал соглашение с Китаем о покупке 36 истребителей J-10B в рамках сделки. на сумму около 1,4 миллиарда долларов.
В июле 2011 года Daily Jang сообщила, что Китай передаст Пакистану эскадрилью современных истребителей J-10B. Согласно отчету, "высокопоставленные китайские военачальники предложили посетить начальника генерального штаба пакистанской армии генерал-лейтенант Вахид Аршад ". В марте 2012 года между двумя странами прошли переговоры о поставке Пакистану новейших истребителей J-10B. Однако с 2016 года это было отменено. ВВС Пакистана сосредоточили внимание на JF-17 Block 3 и в будущем планируют закупить экспортную версию J-31, истребителя-невидимки FC-31. Первоначально необходимо закупить 40 самолетов.
J-10 внешне похож на IAI Lavi. В 2008 году авиационное издательство Jane's утверждало, что при разработке Китая Chengdu J-10 использовалась техническая информация проекта Lavi, со ссылкой на старших российских инженеров, которые сказали, что слышали это от китайских коллег. В 2007 году конструктор J-10, Сун Вэньцун (宋文 骢), отрицал какую-либо связь с Лави, указывая на сходство с Chengdu J-9, разработанным в 1960-х годах. Это подтвердил майор НОАК Чжан Вэйган в интервью 2012 года. Не было никаких публичных заявлений или официальных заявлений по этому поводу; к 2000 году, однако, открыто разглашенная передача передовых технологий любого происхождения стала проклятием для США, что вынудило Израиль отменить продажу самолетов дальнего обнаружения Phalcon.
13 ноября 2016 года первая пилот-женщина J-10, капитан Юй Сю, была убита во время соревнований по высшему пилотажу в провинции Хэбэй во время выступления с командой 1 августа по высшему пилотажу.
Данные из
Общие характеристики
Характеристики
Вооружение .
Авионика .
Связанные разработки
Самолет сравнимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
На Викискладе есть материалы, относящиеся к Chengdu J-10. |