Многоцелевой боевой самолет ( MRCA) является боевым самолетом предназначен для выполнения различных ролей в бое. Эти роли могут включать в себя бой воздух-воздух, бомбардировки с воздуха, разведку, радиоэлектронную борьбу и подавление средств ПВО.
Термин «многоцелевой» был первоначально зарезервирован для самолетов, спроектированных с целью использования общего планера для множества задач, где один и тот же базовый планер приспособлен для ряда различных ролей. Основная мотивация разработки многоцелевого самолета - снижение затрат на использование обычного планера.
Могут быть добавлены дополнительные роли, такие как воздушная разведка, передовое управление воздушным движением и самолеты радиоэлектронной борьбы. Атакующие задачи включают подтипы воздушного пресечения, подавления противовоздушной обороны (SEAD) и непосредственной авиационной поддержки (CAS).
Многоцелевой также был применен к одному самолету с двумя основными ролями: основной боевой ролью воздух-воздух и второстепенной ролью, такой как атака воздух-поверхность. Тем не менее, те, которые разработаны с упором на воздушный бой, обычно рассматриваются как истребители превосходства в воздухе и обычно используются исключительно в этой роли, хотя теоретически они способны наносить удары по земле. Хороший пример - F-14 Tomcat против F / A-18 Hornet; Первоначально F-14 предназначался для обеспечения превосходства в воздухе, защиты флота и перехвата, а некоторые варианты позже получили возможность вторичной наземной атаки, в то время как F / A-18 с самого начала проектировался для ударов воздух-поверхность с относительно ограниченной мощностью. защищаться от других самолетов. В другом случае Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale классифицируются как многоцелевые истребители; однако Typhoon часто считают истребителем превосходства в воздухе из-за его более высокого боевого мастерства, в то время как его встроенная ударная способность имеет меньшую бомбовую нагрузку по сравнению с современниками, такими как Rafale, который жертвует способностью воздух-воздух ради большей полезной нагрузки.
Некоторые самолеты, такие как Saab JAS 39 Gripen, называются поворотными, чтобы подчеркнуть возможность быстрой смены ролей либо в короткие сроки, либо даже в рамках одной и той же миссии. Согласно «Военному словарю»: «возможность использовать многоцелевой самолет для нескольких целей во время одной и той же миссии».
Согласно BAE Systems, «самолет, который может выполнять роли как воздух-воздух, так и воздух-поверхность в одной и той же задаче и мгновенно переключаться между этими ролями, обеспечивает истинную гибкость. Это снижает затраты, повышает эффективность и улучшает взаимодействие с воздушными силами союзников. сил ».
«Возможности [Swing-role] также предлагают значительные преимущества с точки зрения стоимости владения для оперативных командиров».
Хотя термин «многоцелевой самолет» может быть относительно новым, некоторые планеры в истории доказали свою универсальность для множества ролей. В частности, Junkers Ju 88 был известен в Германии за то, что «мастер на все руки», способные выступать как бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, ночной истребитель, и так далее, так же, как британский де Havilland Mosquito сделал, как быстрый бомбардировочно-ударный самолет, разведчик и ночной истребитель. Hawker Hart был также весьма «многоцелевым» в его многочисленных вариантах, проектируются в качестве легкого бомбардировщика, но служащий в качестве самолета сотрудничества армии, боец два сиденья, корректировщик флот, истребитель-бомбардировщик (на самом деле это был, вероятно, первым) и тренер.
F-4 Phantom II объединенных сил США, построенный McDonnell-Douglas, также соответствует определению многоцелевого самолета в различных конфигурациях базовой конструкции планера. Различные конфигурации F-4 Phantom II использовались в миссиях воздух-воздух, истребителя-бомбардировщика, разведки и подавления противовоздушной обороны противника ( SEAD ), и это лишь некоторые из них.
Впервые этот термин был использован в многонациональном европейском проекте под названием Multi-Role Combat Aircraft, который был сформирован в 1968 году для производства самолета, способного выполнять тактические удары, воздушную разведку, противовоздушную оборону и морские операции. Конструкция была направлена на замену множества различных типов во взаимодействующих военно-воздушных силах. В рамках проекта был создан Panavia Tornado, который использовал ту же базовую конструкцию для выполнения различных задач, вариант Tornado IDS (Interdictor / Strike), а затем Panavia Tornado ADV (вариант противовоздушной обороны). Напротив, F-15 Eagle, который был еще одним истребителем той эпохи, был разработан для превосходства в воздухе и перехвата, с лозунгом «не фунт, воздух-земля», хотя у F-15C действительно был редко используемый вторичный наземный удар. возможности. Эта программа в конечном итоге превратилась в производную от истребителя F-15E Strike Eagle, которая сохранила летальность в боевых действиях воздух-воздух более ранних F-15.
Новейший истребитель, который подходит под определение «многоцелевой», - Lockheed Martin F-35 Lightning II / Joint Strike Fighter, разработанный для выполнения скрытых задач наземного / морского удара, истребителя, разведки и радиоэлектронной борьбы. Как и современный F-4, три варианта этого самолета выполняют различные задачи по нанесению ударов и противовоздушной обороны в соответствии с его требованиями к совместному обслуживанию: стандартный вариант предназначен для замены F-16 и A-10 в ВВС США и других западных авиалиниях. военно-воздушных сил, версия STOVL, предназначенная для замены Harrier в Корпусе морской пехоты США, британских Королевских ВВС и Королевском флоте, и вариант авианосца, предназначенный для замены более старых F / A-18C / D для ВМС США и других F / Операторы А-18. Конструктивную цель F-35 можно сравнить с его более крупным и более ориентированным на превосходство в воздухе кузеном, F-22 Raptor.
Ниже приведен список некоторых текущих примеров.
Страна | Производитель | Самолет | Введено |
---|---|---|---|
Соединенные Штаты | Локхид Мартин | F-16 | 1978 г. |
Соединенные Штаты | Боинг | F-15E | 1988 г. |
Россия | Сухой | Су-30 | 1996 г. |
Швеция | Saab | JAS 39 | 1997 г. |
Соединенные Штаты | Боинг | F / A-18E / F | 1999 г. |
Франция | Dassault | Рафаль | 2001 г. |
Германия / Италия / Испания / Великобритания | Еврофайтер | Тайфун | 2003 г. |
Китай | Chengdu Aerospace | J-10 | 2005 г. |
Пакистан / Китай | CAC / PAC | JF-17 | 2007 г. |
Соединенные Штаты | Локхид Мартин | F-35 Lightning II | 2015 г. |
Индия | HAL | HAL Tejas | 2015 г. |