WS-10 | |
---|---|
Тип | Турбореактивный двигатель |
Национальное происхождение | Китайская Народная Республика |
Производитель | Shenyang Liming Aircraft Engine Company |
Разработан | Shenyang Aeroengine Research Institute |
Первый запуск | 1990-е годы |
Основные области применения | Chengdu J-10 C. Shenyang J-11B. Шэньян J-15. Шэньян J-16 |
Статус | В производстве |
Количество построенных | 300+ по состоянию на май 2015 года |
Разработано от | CFM International CFM56 / General Electric F101 |
Разработано в | Shenyang WS-20 |
Shenyang WS-10 (Китайский : 涡 扇 -10; pinyin : Wōshàn-10; букв. : 'turbofan-10'), кодовое имя Taihang, это турбовентилятор двигатель, спроектированный и произведенный Китайской Народной Республикой.
Китайские СМИ сообщили, что с 2010 по 2012 год для программы J-11 было изготовлено 266 двигателей. По неофициальным оценкам, к маю 2015 года добыча превысила 300 единиц.
WS-10A рекламируется как тяговый двигатель мощностью 120–140 килоньютон (27 000–31 000 фунтов f). Он имеет полное цифровое управление двигателем (FADEC).
WS-10 заимствован из CFM56 с опытом, полученным от проект ТРДД Woshan WS-6, от которого отказались в начале 1980-х годов. Сообщается, что проект WS-10 был начат Дэн Сяопином в 1986 году для производства двигателя, сопоставимого с Saturn AL-31. Работа была передана в Шэньянский научно-исследовательский институт авиационных двигателей (институт 606) Корпорации авиационной промышленности Китая (AVIC). WS-10 мог быть основан на ядре CFM-56II (сам основан на General Electric F101 ); Китай приобрел два CFM-56II в 1980-х годах до введения эмбарго на поставки оружия. Не имея возможности приобрести исходный код у Салюта, Китай потратил почти 20 лет на разработку собственного исходного кода для двигателя WS-10.
WS-10A, рассчитанный на 130 килоньютон (29 000 фунт f) тяги, уже находился в разработке в 2002 году. Ранняя версия летела на J-8II в 2002 году. В 2004 году российские источники, знакомые с проектом, сообщили о проблемах с достижением цели по тяге; в 2005 году они сообщили о проблемах снижения веса первичного и вторичного компрессоров, а также о проблемах с соблюдением требований по тяговому усилию. Испытания двигателя на J-11 уже начались к 2004 году, а испытания с использованием одного двигателя на J-11, возможно, имели место еще в 2002 году.
Полномасштабный двигатель WS-10A впервые был показан на выставке 2008 Китайская международная авиационная и аэрокосмическая выставка.
В 2009 году западные СМИ утверждали, что WS-10A приблизился по характеристикам к AL-31, но развил тягу намного дольше, чем AL-31. Кроме того, двигатель, как сообщается, развивал только 110–125 килоньютон (25 000–28 000 фунтов f) тяги. В апреле 2009 года [ж ], глава AVIC, сообщил, что качество двигателя неудовлетворительное. В 2010 году сообщалось, что надежность также была низкой; WS-10A проработал всего 30 часов, в то время как AL-31 нуждался в ремонте через 400 часов. Проблемы качества, возникшие с WS-10A, отражают состояние китайской аэрокосмической промышленности. В 2011 году AVIC инициировала общие усилия по улучшению контроля качества по всей своей производственной цепочке.
Сообщается, что после 2009 года WS-10A стал достаточно зрелым, чтобы установить на него самолет J-11B Block 02. Проблемы с производством или производительностью могли помешать WS-10A запитать J-10B. В 2018 году китайские государственные СМИ сообщили об увеличении срока службы двигателя с 800 до 1500 часов из-за повышенной термостойкости новых монокристаллических лопаток турбины третьего поколения.
В марте 2020 года китайские государственные СМИ опубликовали видео показан J-10C с приводом от WS-10B; Маркировка самолетов предполагает, что он был частью четвертой партии J-10C для НОАК.
Shenyang WS-20 (WS-188) является Сообщается, что двухконтурный двигатель развивает тягу 13,8 тонны. Считается, что он основан на ядре WS-10A.
Шэньян WS-20 впервые был замечен в январе 2014 года во время испытаний на Ил-76, и считается предназначен для стратегического авиалайнера Y-20.
Стенд J-10B с приводом от WS-10 с вектором тяги (TVC), названный Джейми Хантер «WS-10B-3», был продемонстрирован на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке 2018 года. В сопле TVC используются подвижные лепестки с сервоприводом, аналогичные по концепции осесимметричным векторным выхлопным соплам (AVEN) от General Electric и насадкам балансирных балок Pratt Whitney ( PYBBN).
Сопоставимые двигатели
Связанные разработки
Связанные списки