AH-1 HueyCobra / Cobra | |
---|---|
Bell AH-1G HueyCobra в полете | |
Роль | Боевой вертолет |
Национальное происхождение | США |
Производитель | Bell Helicopter |
Первый полет | 7 сентября 1965 г. |
Введение | 1967 |
На пенсии | 2001 (армия США) |
Статус | На службе |
Основные пользователи | Армия США (исторический). Сухопутные силы самообороны Японии. Армия Республики Корея. Королевские ВВС Иордании |
Произведено | 1967–2019 гг. |
Построено | 1116 |
Стоимость единицы | 11,3 миллиона долларов США (1995) (AH-1 HueyCobra) |
Разработано на основе | Bell UH-1 Iroquois |
Варианты | Bell AH-1 SeaCobra / SuperCobra. Bell 309 KingCobra |
Bell AH-1 Cobra - двухлопастный однодвигательный вертолет ударного вертолета производства Bell Helicopter. Он был разработан с использованием двигателя трансмиссии и роторной системы Bell UH-1 Iroquois. Член плодовитой семьи Huey, AH-1 также упоминается как HueyCobra или Snake .
AH-1 был основой Парк ударных вертолетов армии США, но на вооружении армии он был заменен на AH-64 Apache. Модернизированные версии продолжают летать с военными нескольких других стран. Двухмоторные версии AH-1 остаются на вооружении Корпуса морской пехоты США (USMC) в качестве основного ударного вертолета службы. Излишки вертолетов AH-1 переоборудованы для тушения лесных пожаров.
История создания Bell AH-1 тесно связана с историей Bell UH-1 Iroquois - символ войны во Вьетнаме и один из самых многочисленных построенных типов вертолетов. UH-1 сделал теорию воздушной кавалерии на практике, поскольку новая тактика требовала от американских войск высокой мобильности на обширной территории. В отличие от прошлого, они не будут стоять и сражаться в долгих битвах, и они не будут стоять и удерживать позиции. Вместо этого планировалось, что войска с флотом UH-1 "Hueys" будут перемещаться по всей стране, чтобы сражаться с противником время от времени и в местах по своему выбору.
Вскоре стало ясно, что невооруженные Военные вертолеты были уязвимы для наземного огня со стороны войск Вьетконга и Северного Вьетнама, особенно когда они спускались, чтобы сбросить свои войска в зоне высадки. Без дружественной поддержки со стороны артиллерии или сухопутных войск единственный способ умиротворить зону приземления был с воздуха, предпочтительно с помощью самолета, который мог бы близко сопровождать транспортные вертолеты и зависать над зоной приземления по мере развития боя. К 1962 году небольшое количество вооруженных UH-1A использовалось в качестве эскорта, вооруженных несколькими пулеметами и ракетными установками.
Массовое расширение американского военного присутствия во Вьетнаме открыло новую эру войны с воздуха. Основой тактики армии США были вертолеты, и защита этих вертолетов стала жизненно важной ролью.
Белл исследовал вертолет. боевых кораблей с конца 1950-х годов, и создал макет своей концепции боевого вертолета D-255, названный «Ирокезский воин». В июне 1962 года Белл представил макет армейским чиновникам, надеясь получить финансирование для дальнейшей разработки. Iroquois Warrior планировался как специально построенный штурмовик на базе компонентов UH-1B с новым тонким корпусом и двухместной тандемной кабиной. Он отличался гранатометом в шаровой башне на носу, 20-миллиметровым пулеметом на брюхе и короткими крыльями для установки ракет или SS.10 противотанковых ракет.
Армия заинтересовалась и заключила с Bell контракт на испытание концепции в декабре 1962 года. Bell модифицировала Model 47 в Model 207 Sioux Scout, который впервые поднялся в воздух в июле 1963 года. Sioux Scout имел все ключевые особенности современного ударного вертолета: тандемную кабину, укороченные крылья для вооружения и установленную на подбородке пушечную башню. После оценки разведчика сиу в начале 1964 года армия была впечатлена, но также почувствовала, что разведчик сиу был малоразмерным, слабым и в целом не подходящим для практического использования.
Армия решила недостатки разведчика сиу. для запуска конкурса Advanced Aerial Fire Support System (AAFSS). Требование AAFSS привело к созданию Lockheed AH-56 Cheyenne, тяжелого ударного вертолета с высокими скоростными характеристиками. Он оказался слишком сложным и был отменен в 1972 году, после десяти лет разработки. Армия стремилась повысить живучесть обычного ударного вертолета.
В то же время, Несмотря на то, что армия предпочитала AAFSS - для которой компания Bell Helicopter не была выбрана для участия в соревнованиях, Bell придерживалась собственной идеи меньшего и более легкого боевого корабля. В январе 1965 года Bell инвестировал 1 миллион долларов в разработку нового дизайна. Соединяя испытанную трансмиссию, роторную систему «540» модели UH-1C, дополненную системой стабилизации стабилизации (SCAS), и турбовальный двигатель T53 модели UH-1 с философией конструкции Sioux Scout, Bell произвела Модель 209 . Модель 209 Белла во многом напоминала макет «Воина ирокезов».
Во Вьетнаме события также развивались в пользу модели 209. Атаки на американские войска увеличивались, и к концу июня 1965 года их уже было 50 000 Сухопутные войска США во Вьетнаме. 1965 год также был крайним сроком для отбора в AAFSS, но программа застряла из-за технических трудностей и политических споров. Армии США требовался временный боевой вертолет для Вьетнама, и она попросила пять компаний предоставить быстрое решение. Поступили заявки на вооруженные варианты Boeing-Vertol ACH-47A, Kaman HH-2C Tomahawk, Piasecki 16H Pathfinder, Sikorsky S-61 и Bell 209.
3 сентября 1965 г. Bell представила прототип модели 209, а четыре дня спустя - совершил свой первый полет всего через восемь месяцев после разрешения. В апреле 1966 года модель выиграла оценку у других конкурирующих вертолетов. Затем армия подписала первый контракт на производство 110 самолетов. Белл добавил "Cobra" к прозвищу Huey UH-1, чтобы получить название HueyCobra для 209. Армия применила название Cobra к своему обозначению AH-1G для вертолета.
Демонстратор Bell 209 использовался для следующие шесть лет на испытания вооружения и приспособления оборудования. К началу 1970-х он был модифицирован, чтобы соответствовать производственному стандарту AH-1. Демонстрационный образец был отправлен в музей Паттона в Форт-Нокс, Кентукки и преобразован примерно в его первоначальный вид.
The Bell 209 конструкция была изменена для производства. Выдвижные полозья были заменены более простыми неподвижными полозьями. Была представлена новая широкохордная лопасть ротора. В производстве купол из плексигласа заменил бронированный стеклянный купол 209-го, который был достаточно тяжелым, чтобы снизить производительность. Другие изменения были внесены после ввода в эксплуатацию. Основным из них было перемещение рулевого винта с левого борта вертолета вправо для повышения эффективности несущего винта.
AH-1 был первым вертолетом армии США, не названным в честь коренных американцев со времен Практика началась с H-13 Sioux и продолжилась с UH-1 Iroquois, AH-56 Cheyenne, OH-58 Kiowa и более поздних вертолетов.
Корпус морской пехоты США интересовался Cobra и заказал улучшенную двухмоторную версию в 1968 году под обозначением AH-1J. Это привело бы к появлению большего количества двухмоторных вариантов. В 1972 году армия стремилась улучшить противотанковые возможности. В рамках программы усовершенствованного вооружения Cobra (ICAP) в октябре 1973 года были проведены испытания восьми AH-1, оснащенных ракетами TOW. После прохождения квалификационных испытаний в следующем году компания Bell получила контракт на модернизацию 101 AH-1G до конфигурация AH-1Q с возможностью TOW. После эксплуатационных испытаний AH-1Q с 1976 года были добавлены более мощный двигатель T53 и трансмиссия, в результате чего появилась версия AH-1S. AH-1S был модернизирован в три этапа, кульминацией которых стал AH-1F.
К июню 1967 г. доставлен первый AH-1G HueyCobras. Первоначально обозначенный как UH-1H, буква «A» для обозначения атаки была вскоре принята, и когда улучшенный UH-1D стал UH-1H, HueyCobra стал AH-1G. Первоначально AH-1 считался вариантом линейки H-1, в результате чего появилась буква серии G.
Первые шесть AH-1 прибыли на авиабазу Бьенхоа, Южный Вьетнам 30 августа 1967 года для боевых испытаний, проводимых тренировочной группой Cobra новой техники армии США. Они совершили свое первое боевое поражение 4 сентября, потопив лодку сампан и убив четырех вьетконговцев. Первое подразделение AH-1, 334-я штурмовая вертолетная рота, вступило в строй 6 октября 1967 года. Кобры использовались армией до ухода США из Южного Вьетнама в 1973 году. Кобры обеспечивали огневую поддержку наземных войск, сопровождали транспортные вертолеты и выполняли другие задачи., включая дивизионы воздушно-реактивной артиллерии (ARA) в двух аэромобильных дивизиях. Они также сформировали группы «охотников-убийц», объединившись с вертолетами-разведчиками OH-6A. Команда показала один OH-6, летевший медленно и низко, чтобы найти силы противника. Если ОН-6 откроет огонь, «Кобра» сможет ударить по обнаруженному противнику. 12 сентября 1968 года капитан Рональд Фоглеман летал на F-100 Super Sabre, когда самолет был сбит и катапультировался в 200 милях к северу от Бьен Хоа. Фогльман стал единственным пилотом, которого спасли, держась за открытую дверцу армейского AH-1G. В период с 1967 по 1973 год компания Bell построила 1116 самолетов AH-1G для армии США, а Cobras отработали более миллиона часов во Вьетнаме; Количество находящихся на вооружении «Кобр» достигло 1081. Из почти 1110 AH-1, поставленных с 1967 по 1973 год, около 300 были потеряны в результате боевых действий и аварий во время войны. Корпус морской пехоты США использовал AH-1G Cobras во Вьетнаме в течение короткого времени, прежде чем приобрел двухмоторные AH-1J Cobras.
AH-1T Cobras были развернуты для операции «Urgent Fury», вторжения в Гренаду в 1983 году. Выполняя миссии непосредственной поддержки и сопровождения вертолетов, двое из четырех были потеряны из-за зенитного огня при атаке форта Фредерик. Армейские кобры участвовали в операции Just Cause, США. вторжение в Панаму в 1989 году.
Во время операций «Щит в пустыне» и «Буря в пустыне» в Войне в Персидском заливе (1990–91), Кобры и СуперКобры выполняли роль поддержки. ВМС США развернули 91 суперкобру AH-1W и 140 армейских кобр AH-1 различных моделей; они управлялись с передовых, рассредоточенных баз в пустыне. Три AH-1 были потеряны в результате аварий во время боевых действий и после них. В ходе боевых действий «Кобры» уничтожили много иракской бронетехники и различные цели.
Армейские «Кобры» оказали поддержку гуманитарной интервенции США во время операции «Восстановление надежды» в Сомали в 1993 году. Они также использовались во время Вторжение США на Гаити в 1994 году. Американские кобры также использовались в операциях в конце 1990-х.
Армия США прекратила использование AH-1 в течение 1990-х, а AH-1 сняла с эксплуатации. службы в марте 1999 г., предлагая их союзникам по НАТО. Армия изъяла AH-1 из своих резервов в сентябре 2001 года. Списанные AH-1 были затем переданы другим странам, последние из которых были ликвидированы в 2010 году. Некоторые также были переданы в лесную службу Министерства сельского хозяйства США. AH-1 продолжает оставаться на вооружении Корпуса морской пехоты США, который использует двухмоторные AH-1W SuperCobra и AH-1Z Viper.
ВВС Израиля назвали свои кобры «цефа» (на иврите : צפע, от гадюка ). С середины 1970-х годов Ливан был самым активным фронтом Израиля; IAF Cobras сражался там более 20 лет.
Вертолеты Cobra также широко использовались израильскими ВВС в Ливанской войне 1982 года для уничтожения сирийской бронетехники и укреплений. IAF Cobras уничтожили десятки сирийской наземной техники. Кобры также использовались в крупных операциях против Хезболлы в операциях «Подотчетность » и «Гроздья гнева » на юге Ливана.
Израиль. списала свой флот из 33 AH-1 Cobras в конце 2013 года из-за сокращения бюджета. Роль ударного вертолета полностью взяли на себя эскадрильи израильских вертолетов AH-64 Apache, а парк беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) взял на себя роль патрулирования зон боевых действий. Флот Cobra был старше, чем Apache, что привело к нескольким катастрофам со смертельным исходом. «Кобры» были дороже в обслуживании, чем БПЛА, и их использование подвергало пилотов атакам переносных зенитно-ракетных комплексов, эксплуатируемых партизанскими группами. В конце 2014 года Израиль передал 16 «Кобр» Королевским военно-воздушным силам Иордании, чтобы добавить к их существующему флоту для обеспечения безопасности границ в ответ на угрозы, исходящие от боевиков «Исламского государства» или других повстанческих групп. 79>
Япония произвела 89 AH-1S Cobras по лицензии Fuji Heavy Industries с 1984 по 2000 год. Этот тип используется Японской наземной самообороной. Force и являются моделями Step 3, которые примерно эквивалентны AH-1F армии США. В качестве двигателя используется турбовальный двигатель T53-K-703, который Kawasaki Heavy Industries производил по лицензии.
Jordan приобрел 24 AH-1F в конце 1980-х, и в 2001 году было приобретено еще девять кобр бывшей армии США. В 2010 году Иордания передала Пакистану 16 вертолетов AH-1F в рамках спонсируемой США программы поддержки, которая предоставила Исламабаду 40 отремонтированных вертолетов AH-1.
В конце 2014 года Израиль передал 16 вертолетов «Кобр» Королевским ВВС Иордании. добавить к своему существующему флоту для обеспечения безопасности границ в ответ на угрозы, исходящие от боевиков Исламского государства или других повстанческих групп.
Королевские ВВС Иордании имеют на вооружении по крайней мере одну эскадрилью Кобр, и предполагается, что они использовали они участвовали в боях в Ираке и Сирии.
Турция купила десять AH-1W в начале 1990-х годов и дополнила их 32 бывшими армейскими «Кобрами» США. В состав «Кобр» армии США входило несколько тренажеров TAH-1P, остальные были доведены до версии AH-1F. Турецкие кобры участвовали в боевых действиях против курдских повстанцев недалеко от иракской границы. В ходе этих операций было потеряно несколько кобр.
Пакистан был поставлен США с 20 боевыми кораблями AH-1S с 1984 по 1986 год, позже они были модернизированы с помощью тепловизора C-NITE. Армейская авиация Пакистана впервые использовала «Кобру» в Сомали во время операции Организации Объединенных Наций в Сомали II, куда в 1994 году была отправлена одна эскадрилья. Позже пакистанские «Кобры» участвовали в боях в Сьерра-Леоне.
В 2013 году в Пакистане использовалось 35 вертолетов AH-1F. Техническое обслуживание этих самолетов было трудным, но возможно по коммерческим каналам. Кроме того, правительство США выделило 750 000 долларов до 2013 года на обновление существующего парка самолетов AH-1F / S Cobra Pakistan Army Aviation. Турция также бесплатно поставила запасные части для вертолетов Cobra в Пакистан. Пакистан потерял три самолета за последнее десятилетие.
Пакистан неоднократно запрашивал у США Bell AH-1 SuperCobra в качестве дополнения и замены его нынешних AH-1 Cobra. Попытки приобрести в США AH-1Z Viper или AH-64 Apache были отклонены, поэтому Пакистан обратился к покупке других иностранных боевых вертолетов. Среди возможных кандидатов были турецкий T129, китайский CAIC Z-10 и российский Ми-35 Hind. В ноябре 2014 года Россия одобрила продажу вертолетов Ми-35М Пакистану. В апреле 2015 года Китай поставил Пакистану три Z-10. В том же месяце Государственный департамент США одобрил продажу 15 AH-1Z и сопутствующего оборудования Пакистану. По состоянию на октябрь 2017 года претендентом был также T129.
Правительство Иордании предложило предоставить Филиппинам до четырех излишков ударных вертолетов AH-1S Cobra / Tzefa для борьбы с террористами. Но предложение было сокращено до двух единиц, что было принято правительством Филиппин.
26 ноября 2019 года авиалайнер Антонов Ан-124 с двумя самолетами Bell AH-1S Cobras из Иордании прибыл в международный аэропорт Кларк / Clark Air. Основание. Это подтвердил командующий ВВС генерал-лейтенант Роццано Бригес во время выступления на праздновании годовщины основания 15-го ударного крыла. Говорят, что вертолеты окрашены в светло-серый цвет, аналогичный схеме окраски вооруженных вертолетов AgustaWestland AW-109E ВВС США.
В 2003 году США Forest Service приобрела 25 списанных AH-1F у армии США. Они получили обозначение Bell 209 и сейчас переоборудуются в Firewatch Cobras с инфракрасными датчиками и датчиками низкой освещенности и системами для наблюдения за огнем в реальном времени.
Отдел лесного хозяйства Флориды также приобрел три AH-1P от армии США. Они называются Bell 209 "Firesnakes" и оснащены системой защиты от воды / огня.
Небольшое количество бывших военных вертолетов используется гражданскими организациями для демонстрации и демонстрации, например, Red Bull.
Red Bull (Flying Bulls) TAH-1F в Берлинский аэропорт Темпельхоф USFS Bell 209 во время лесных пожаров в Калифорнии в октябре 2007 г.Бывшие операторы
Израильский AH-1F Cobra над МасадойДанные из иллюстрированной энциклопедии современных военных самолетов в мире, Bell AH-1 Cobra, Современные боевые самолеты: AH-1 Cobra
Общие характеристики
Производительность
Вооружение .
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Списки по теме
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с AH -1 Cobra. |