CAIC Z-10

редактировать
Z-10
НОАК Changhe WZ-10 - Jordan.jpg
Z-10, представленный на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке в 2012 г..
РольУдарный вертолет
ПроизводительChanghe Aircraft Industries Corporation (CAIC)
ДизайнерChanghe Aircraft Industries Corporation
Первый полет29 апреля 2003 г.
ВведениеДекабрь 2012 г.
СтатусВ строю
Основной пользовательСухопутные войска Народно-освободительной армии
Производство2003-настоящее время
Количество построенных300+
Стоимость единицы17 миллионов долларов США

CAIC Z-10 (китайский : 直 -10, «вертолет-10»), также называемый WZ-10 (китайский : 武 直 -10, «вооруженный вертолет -10»), является Китайский средний ударный вертолет, пример для Сухопутных войск Народно-освободительной армии. Он в первую очередь для противотанковых задач, но также имеет дополнительные возможности боя-воздух. Инициированный главный конструктор Ву Симином, проект вначале участвовал в российском сотрудничестве с Камовым Конструкторским бюро России по контракту с правительством Китая, но сотрудничество было внезапно прекращено из-за разногласий в фундаментальной философии дизайна. Китайские конструкторы и их заказчик, Главное управление вооружением НОАК, предпочли более легкий и маневренный планер с меньшим упором на броню. Вертолет был доработан Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) и произведен на местном уровне.

Для названия использовались псевдонимы персонажей классического китайского романа Water Margin Z-10 и его легкий аналог Harbin Z-19 : Z-10 называется Fierce Thunderbolt (Пи Ли Хо, 霹雳 火), прозвище Цинь Мина., в то время как Z-19 называется Черный Вихрь (Хэй Сюань Фэн,,), прозвище Ли Куи.

. В сентябре 2016 года НОАК объявила, что все его армейской авиации были установлены WZ-10.

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 Ранняя разведка
    • 1.2 Программа средних вертолетов
    • 1.3 Программа ударных вертолетов
    • 1.4 Новый производитель
    • 1.5 Амфибия
  • 2 Дизайн
    • 2.1 Авионика (относящаяся к самолету)
      • 2.1.1 Летная аппаратура
      • 2.1.2 Навигация
    • 2.2 Авионика (связанная с миссией)
      • 2.2.1 Электронная война
      • 2.2.2 Электрооптика
      • 2.2. 3 Установленная на шлеме цель ночного видения
      • 2.2.4 Радар
    • 2.3 Кабина экипажа
    • 2.4 Силовая установка
      • 2.4.1 Силовая установка и вспомогательная силовая установка
      • 2.4.2 Роторы
    • 2.5 Вооружение
      • 2.5.1 Пушка и пулеметы
      • 2.5.2 Управляемые и неуправляемые ракеты
    • 2.6 OADS
  • 3 Стратегические последствия
  • 4 Заказы
  • 5 Варианты
  • 6 Операторы
  • 7 Технические характеристики (оценка)
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Разработка

Ранние исследования

В 1979 году китайские военные изучили проблему противодействия крупным бронетанковым образованиям. Он пришел к выводу, что лучшим обычным решением было использование ударных вертолетов. Для оценки были закуплены восемь Aérospatiale Gazelle, вооруженных Euromissile HOT.

К середине 1980-х годов китайцы решили, что нужен специальный боевой вертолет. В то они использовали гражданские вертолеты, переоборудованные для военных; они больше не подходили для атакующей роли и подходили только в разведчиков. После этого Китай провел оценку Agusta A129 Mangusta в 1988 году заключил соглашение с США о покупке AH-1 Cobras и лицензию на производство BGM-71 TOW. ракеты; последний был отменен после протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. и вызванного им эмбарго на поставки оружия. цветные революции предотвратили закупку боевых вертолетов из Восточной Европы в 1990 и 1991 годах; Болгария и Россия отклонили предложения Китая о покупке Ми-24.

. Попытка импортировать иностранные разработки провалилась, но военные игры определили, что боевые вертолеты должны находиться под командованием армии, а не воздушные силы. Это к формированию Воздушных сил Сухопутных войск Народно-освободительной армии (ПЛАГФАФ) с начальной численностью 9 бин Z-9. PLAGFAF провел тактические эксперименты, которые помогли определить будущие требования Z-10. Исследования также решили, что противотанковые ракеты, такие как BGM-71 TOW, неадекватны, и отдавали предпочтение аналогу AGM-114 Hellfire. Эти данные подтвердили, что Z-10 будет базироваться на новой ракете.

Программа средних вертолетов

Война в Персидском заливе высветила острую потребность в ударных вертолетах и ​​подтвердила мнение о специальной конструкции. (В то время китайские военные полагаются на вооруженные служебные вертолеты, такие как Changhe Z-11 и Harbin Z-9.) Кроме того, это действуетало, что новый боевой вертолет должен быть в состоянии защитить себя от других вертолетов и самолетов. Военные считали, что после ввода в эксплуатацию нового боевого вертолета вертолеты будут играть в разведчиков.

Рабочая группа по разработке вооруженных вертолетов (武装 直升机 开发 工作 小组) была создана для разработки новой конструкции среднего вертолета, а не для новой конструкции на основе легких вертолетов, которые находились на вооружении. 602-й и 608-й НИИ приступили к разработке программ эликоптеров (CHM) 6-тонного класса C hina M edium H . Был подписан секретный контракт. с российским конструкторским бюро Камова для проектирования и проверки планера и силовой установки вертолета.

Программа продвигалась как гражданский проект и смогла получить значительную техническую помощь Запада, такую ​​как от Eurocopter (консультации по проектированию установки ротора), Pratt Whitney Канада ( турбовальный двигатель PT6C) и Agusta Westland (трансмиссия). Китайцы сосредоточились в тех областях, где не могли получить иностранную помощь.

Программа ударных вертолетов

Pratt Whitney вместе с Гамильтон Сандстранд подразделениями незаконно доставленных и предоставленных американской военной техники в программе. Чтобы сохранить прибыль, они сговорились скрыть эти факты. В июне 2012 года они были признаны виновными по этим обвинениям. Решение по некоторым обвинениям было отложено.

В 1998 году 602-й научно-исследовательский вертолет либо программный компонент вооруженных вертолетов от программ средних вертолетов, либо все ресурсы к программе вооруженных вертолетов. 602-й научно-исследовательский институт назвал предложенную конструкцию вооруженного вертолета WZ-10 (Wu Zhi (武 直) -10), а некоторые источники за пределами Китая назвали его вооруженным вертолетом Z-X. В результате большая часть ресурсов ушла на Z-10, хотя программа средних вертолетов продолжалась с пониженным приоритетом; средний вертолет продолжает развивать технологии, как военными, так и гражданскими самолетами.

Программа Z-10 называлась «Особый вооруженный проект» (专 武 工程), сокращенно от проекта «Особый вооруженный вертолет» (专用 武装 直升机 工程). Разработка держалась в строжайшей секретности, чем истребитель Chengdu J-10. Первоначально было инвестировано почти 4 миллиарда лет, и WZ-1 - стала одной из самых важных программ, начатых в 9-м пятилетнем плане.

Публично 602-й научно-исследовательский институт был назначен главным разработчик, чтобы создать иллюзию этого ударного вертолет отечественной разработки, в то время как Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (HAMC) из China Aviation Industry Corporation II (AVIC II) была назначена основным согласно. В программе приняли участие около четырех десятков других заведений. Летом 1999 г. AVIC II начал использовать CAMC Z-8 для тестирования недавно разработанных подсистем Z-10. Осенью того же года на вооружение опытных самолетов был добавлен Харбин Z-9. Эти испытания были установлены на подсистемах, таких как системы управления огнем, элементы управления HOTAS и системы навигации.

Южная Африка предоставляет ограниченную помощь в области обеспечения устойчивости, лабораторную опыте проектирования Денел Руивалк. Помощь ЮАР прекратилась в 2001 году.

Новый производитель

В 2000 году китайцы снова попытались получить российский ударный вертолет, но сделка была на Камов Ка-50 развалился так же, как сделка Ми- 28 границ годами ранее. Неоднократные неудачи с получением иностранных ударных вертолетов усилили чувство, что Китаю ничего не оставалось, кроме как игнорировать иностранные варианты и разработать собственный такой самолет, а работа над Z-10 ускорилась. В том же году HAMC передала часть больших своих функций CAIC из AVIC II. Официальная причина - чрезмерная загруженность; HAMC была занята производством HC120 и Harbin Z-9, а также другие самолеты, такие как Harbin Y-12, и поэтому была увеличена до предела. Однако многие предполагали, что HAMC не работает достаточно хорошо из-за жестких и неэффективных методов управления в советском стиле, которые, как считается, приводят к тому, что компания влезла в долги.

Хотя HAMC находился в процессе реформы, которая, наконец, увенчалась успехом, правительство и военные были утомлены и нетерпеливы. Завод SH-5 стал очень прибыльным после успешной реструктуризации и реформы, но ему пришлось навсегда уйти из бизнеса по производству самолетов, производя цистерны под давлением и другие специализированные контейнеры. Было решено, что программа Z-10 слишком важна для выполнения HAMC, поэтому был выбран более стабильный подрядчик и был выбран CAIC. Компания HAMC по-прежнему несет ответственность за производство определенных подсистем и компонентов, для чего она могла использовать опыт, полученный при производстве деталей для иностранных вертолетов и самолетов, таких как семейство Embraer ERJ 145.

В мае 2002 г. Рулевой винт З-10 и некоторые другие узлы прошли наземные испытания в 602-м НИИ. В апреле 2003 г. прототип Z-10 совершил свой первый полет на аэродроме Люменг (吕蒙), который для такого использования был передан CAIC. Согласно китайским источникам, первые испытательные полеты были завершены 17 декабря 2003 г., тогда как согласно другим источникам они были выполнены девятью месяцами ранее, в марте 2003 г. Согласно Информационная группа Джейн, всего 3 прототипа имели К этому времени выполнило более 400 часов испытательных полетов. К 2004 году было построено еще 3 прототипа, всего 6, и второй этап испытательных полетовился 15 декабря 2004 года. В одном из испытательных полетов будущий главнокомандующий Народно-освободительной армией. Сухопутные войска ВВС (PLAGAF), Сун Сяншэн (宋湘生), находились на базе прототипа. Затем последовал третий этап интенсивных испытательных полетов, которые проходили днем ​​и ночью. К январю 2006 года проводились испытания вооружения и сенсоров, в том числе стрельба боевыми патронами.

Опытные образцы и небольшое количество предсерийных самолетов находятся на вооружении китайских вооруженных сил для оценки. Конструкция постоянно подвергается незначительным изменениям и обновлениям на основе отзывов.

Десантная роль

В марте 2014 года НОАК опубликовала фотографии вертолета Z-10, проводящего палубные испытания с военно-морским флотом Народно-освободительной армии типа 072A. десантный корабль. Целью может быть квалификация вертолета на корабле для обеспечения воздушной поддержки десантных групп, запускаемых с корабля. Суда типа 072A имеют вертолетную площадку, но не имеют ангара или вспомогательных средств для самолетов на борту. Z-10 также может быть квалифицирован на более крупном транспортном-амфибийном доке Тип 071.

Дизайн

CAIC WZ-10

Конструкторское бюро Камова заключило контракт на выполнение опытно-конструкторских работ. по секретному контракту. Камов работал с китайцами, чтобы установить базовые характеристики, такие как вес, скорость и грузоподъемность, после чего у них была полная свобода проектирования вертолета. Камов спроектировал, испытал и проверил конструкцию вертолета, после чего ее передали китайской команде. Несмотря на то, что прототип был разработан в России, создание прототипа, его летные испытания и дальнейшее развитие были выполнены китайцами.

У Симин (吴希明) из 602-го научно-исследовательского института, одного из ведущих китайских ученых, участвовавших в 863 Программа была публично признана главным конструктором Z-10 в попытке сохранить секретность контракта Камова. У ранее был в проектировании системы участвующих транспортных вертолетов Z-8A и WZ-9. Для завершения необходимых разработок 602-й научно-исследовательский институт и CAIC совместно построили новый проектно-конструкторский центр, промышленный тренажер, наземный испытательный центр авиационных двигателей, лабораторию усталости и роторную испытательную платформу (получившую название Iron Bird). Платформа, 铁 鸟 台). В конце 2001 года на полномасштабной роторной испытательной платформе завершились финальные испытания, открывшие дорогу испытательным полетам.

Композитный материал широко используется в Z-10, но Китай столкнулся с трудностями в этой области, особенно в области живучести при авариях. Огромные усилия были потрачены на отечественную композитных материалов, способ обеспечить сопоставимый уровень с западными аналогами. Это достижение принесло второе место в награде Комиссии по науке, технологиям и промышленности национальной обороны (COSTIND).

Авионика (относящаяся кам)

Основным подрядчиком авионики Z-10 является 613-й научно-исследовательский институт, отвечающий за интеграцию всех подсистем австралийцев, предоставленных субподрядчиками. Хотя используются иностранные технологии (в частности, французские и израильские, по слухам), это ограничивает только оборудование. Все программное обеспечение, полностью применимо к Z-10, разработано Китаем самостоятельно. Как сообщается, наиболее трудоемкой части разработки программного обеспечения для Z-10 была разработка всех математических моделей, необходимых для Z-10. Вместо использования французского стандарта DIGIBUS, Z-10 построен по китайскому стандарту GJV289A, китайскому эквиваленту MIL-STD-1553 B. Адаптация западного военного стандарта означает, что западное вооружение может быть легко установлено на Z-10, и разработчик утверждает, что все, что для этого требовалось, - это добавить модуль или интерфейс. Простота с использованием различных видов вооружения также поможет расширить экспортный рынок Z-10 в.

Летная аппаратура

Существуют две конфигурации летной аппаратуры для Z-10: одна бюджетная подборка на основе зарубежной системы (по слухам, французской), а другая - собственной разработки, и обе конфигурации используют один и тот же голографический проекционный дисплей . Разъем в компоновке между двумя конфигурациями в том, что в одной конфигурации есть три цветных многофункциональных дисплея LCD (MFD), а в другой они заменены двумя большими ЖК-МФУ. Неясно, какая из них исходит от зарубежной системы, а какая практика использования использования различных конфигураций модульной конструкции используется для экспортных целей. Однако в начале 2018 года было внесено в эксплуатацию, что для ввода в эксплуатацию была выбрана двухкомпонентная версия MFD.

Z-10 также является первым китайским вертолетом, использующим HOTAS, но традиционная традиционная система управления разрабатывалась параллельно в качестве резервной, как и в случае с МФУ в кабине, и точно по той же Причина, по которой разрабатывались две конфигурации летной аппаратуры. Ошибочное утверждение об установке российского катапультного кресла К-36/37 в кабине Z-10 оказалось ложным, и от аварийной способности вертолета зависит выживаемость пилотов при аварийных посадках. Чтобы уравновесить вес брони, защищающую пилотов, панель пилотажных приборов - это место, где в основном используется композитный материал, как и в случае приборной панели автомобилей, где концентрируется пластик. Одной из самых сложных задач было найти подходящий композитный материал, который соответствует стандартам безопасности, чтобы во время пожара пилоты были выбиты токсичным дымом, выделяемым при горении. композитный материал.

Навигация

В отличие от предыдущих китайских вертолетов, в которых используются разные навигационные системы на борту, использовались независимо, навигационные системы Z-10 полностью интегрированы, в том числе кольцевой лазер гироскоп, который в будущем будет заменен на волоконно-оптический гироскоп, который в настоящее время разработан, когда он станет доступным. Радиолокационный высотомер , установленный в настоящее время на Z-10, полностью взаимозаменяем с лазерным высотомером . Ранние модели Z-10 имели импульсный доплеровский навигационный радар, который имел только погодные и навигационные возможности, и была разработана более продвинутая (и, следовательно, более дорогая) модель, включающая картографирование земли, избегание местности и радар слежения за местностью.

Бортовая инерциальная навигационная система (INS) полностью интегрирована с навигационной спутниковой системой BeiDou, и предусмотрены условия для будущих обновлений, включая Galileo (спутниковая навигация) / GPS / ГЛОНАСС, когда станут доступны расширенные возможности этих систем. Для потенциальных экспортных заказчиков он может выбрать спутниковые навигационные системы по своему выбору, хотя GPS обычно является нормой. Кроме того, несмотря на заявление разработчика, что навигационная система Z-10 может использовать различные спутниковые системы навигации для повышения своей точности, интегрированная GPS скорректированная ИНС - единственная система, которая была показана публике на Чжухайские авиашоу и другие оборонные выставки. Модифицированный модуль навигации Blue Sky также может перевозиться на Z-10. Информация передается через защищенный канал передачи данных, который предоставляет информацию в реальном времени и почти в реальном времени.

Авионика (связанная с миссией)

Z-10 в Военном музее Китайской народной революции

Электронная война

Система радиоэлектронной борьбы (EW) Z-10 - первая китайская система РЭБ, которая объединяет радар, приемники радарных предупреждений (RWR), приемники лазерных предупреждений (LWR), электронные средства поддержки (ESM) и электронные контрмеры (ЕСМ) вместе. Система получила обозначение YH-96 (YH = Yu Huo, 浴 火), названное в честь радара YH. Утверждается, что YH-96 имеет высокую скорость перехвата враждебных сигналов, и в полностью автоматическом режиме он может автоматически анализировать угрозу и соответственно запускать различные ложные цели и сигналы помех. В качестве альтернативы, пилоты могут сами запускать ловушки или блокировать датчики противника. На вертолете также установлен инфракрасный глушитель.

Как и модифицированный блок навигации Blue Sky, модифицированный блок самозащиты BM / KG300G помехи также можно переносить, обычно на одной из жестких точек обрубки крыльев. Точно так же модифицированная разведывательная капсула KZ900 может быть использована для разведывательных миссий, хотя все эти дополнения происходят за счет уменьшения количества узловподвески, доступные для переноски вооружения. Обычно переносится одновременно только одна такая капсула. Система идентификации друг или враг (IFF) Z-10 специально для работы в условиях сильных помех противнику. Все внутренние системы постановки помех и ложного запуска построены по концепционной конструкции, так что их можно легко заменить, когда доступны новые технологии.

Электрооптика

Одной из двух основных систем управления огнем (FCS) является электрооптическая (optronics) система, в которой используется опыт, полученный при более раннем производстве похожие французские и израильские системы, сочетающие в себе лучшее из, но только с точки зрения аппаратного обеспечения. Программное обеспечение полностью обеспечение разработано в Китае. Оптроника FCS производится 218-м заводом China North Industries Group Corp, позже преобразованной в China North Industries Group Corporation Electro-Opticals Science Technology Ltd. (中 兵 光电 科技 股份有限公司.) Главным конструктором был доктор Ли Баопин (李保平), заместитель начальника бюро электрооптического бюро China North Industries Group Corp и руководитель проекта оптроники FCS Z-10, известной как Airborne Stabilized. Система прицеливания (机 载 稳 瞄 系统). Эта же фирма разработала свою ракету, противотанковую ракету HJ-10 .

. Всего было опубликовано четыре известных типа оптронных систем FCS, и все они имеют различные компоненты по большей части. Общие компоненты всех трех типов включают цветные дневные телекамеры, камеры ночного видения и инфракрасные камеры. Самый ранний образец - самый дешевый, с лазерным дальномером для HJ-8 и аналогичными ракетами с проводным наведением. Вскоре таких после этого появилась более продвинутая версия с лазерной системой определения дальности и наведения для ракет с лазерным лучом, как HJ-9. Последняя версия, находящаяся на вооружении в настоящее время, имеет лазерный дальномер / целеуказатель для полуактивных ракет с лазерным наведением, таких как HJ-9 A и HJ-10. Самая последняя система, которая в настоящее время находится в стадии разработки, включает в себя систему лазерного определения местоположения / наведения, которая может выполнять все функции, ранее выполнявшиеся отдельной системой, и этот новейший тип разработки также самым дорогим и громоздким из всех систем. В рамках 10-го пятилетнего плана 602-му научно-исследовательскому институту была поставлена ​​задача разработки системы крепления на мачте для оптроники FCS, что было успешно завершено в 2003 году (испытания прошли на Харбин Z -9 ). Оптроника FCS полностью совместима и может быть подчинена HMS / HMD пилотов, а самонаводитель ракет также может быть подчинен FCS.

Наведение на шлем и ночное видение

Помимо радара управления огнем миллиметрового диапазона и оптронной СУО, у пилота Z-10 есть еще одна СУО - нашлемный прицел (HMS), указатель 613-м НИИ. HMS является стандартным для Z-10. HMS основан на более раннем HMS, который использовался на WZ-9, который был впервые показан на 5-м авиашоу Zhuhai Airshow, состоявшемся в 2004 году. На 7-м авиашоу в Чжухае в 2008 году разработчик подтвердил, что HMS полностью интегрирована в СУО и бортовые навигационные системы. Навигационная информация может работать на MFD, пилоты также могут управлять Z-10 в практической манере, в том числе используя HMS-совместимые очки ночного видения (NVG), аналогичные французским TopOwl HMS Используется на Eurocopter Тигр. Китайская HMS может управлять как ракетами класса «воздух-воздух», так и ракетами класса «воздух-земля», другими неуправляемыми средствами, а также использованием навигационной информации.

Кроме того, нашлемные дисплеи (HMD) были разработаны для Z-10, аналогично Honeywell M142 Integrated Helmet and Display Sighting System (IHADSS), используемой на AH-64 Apache. Разработчик подтвердил, что HMD не является стандартным, поскольку он несовместим с NVG, их нельзя использовать одновременно. Неясно, является ли NVG стандартным; однако разработчик заявил, что шлем и HMS полностью совместимы с NVG. Показано, что в Z-10 используются ПНВ бинокулярной формы (а также другие вертолеты на вооружении Китая). Сообщается, что, как и в случае с оптронной FCS, NVG Z-10 разрабатывается на основе опыта, полученного при производстве аналогичных французских и израильских систем. В конце 2018 года был представлен китайский HMS 2-го поколения, в котором представлен Z-10, в котором большой одинарный окуляр заменил двухкомпонентные бинокли в HMS 1-го поколения.

Радар

Несмотря на первоначальный план, РЛС миллиметрового диапазона (MMW) РЛС управления огнем (FCR) не является стандартным для Z-10, потому что РЛС не была готова вовремя. Острая необходимость оценить ранние образцы Z-10 без планируемой РЛС, и позже радар стал доступ. MMW FCR для Z-10 разработан China Northern Electronic Co. (中国 北方 电子 公司), дочерней компанией Norinco. Этот MMW FCR является полностью твердотельным и полностью оцифрованным, весит 69,5 кг, что меньше половины аналогичной бывшей советской системы. Для сравнения: российский Арабелет / FH-101 MMW FCR, используемый на Камов Ка-50 N, и украинский Khinzhal MMW FCR, используемый на Mil Mi-28 N, весят около 150 кг. В отличие от российской системы, использующей две антенны, китайский MMW FCR использует западный подход с использованием одной антенны, аналогичный AN / APG-78, используемому для AH-64D Apache Longbow. Радар обозначается как YH, сокращение от Yu Huo (浴 火), что означает купание в огне. YH MMW FCR полностью интегрирован с другими подсистемами бортовой системы радиоэлектронной борьбы, такими как приемники радиолокационного предупреждения (RWR), приемники лазерного предупреждения (LWR), средства электронной поддержки (ESM) и средства электронного противодействия (ECM), вся система РЭБ названа в честь радара.

Кабина экипажа

Ступенчатый тандем В кабине находятся два летчика - стрелок сзади и пилот спереди - отличается от стандартной компоновки широко ударных вертолетов, что подтверждается видеоотчетом китайского официального информационного агентства. Управление полетом обоих летчиков для поддержки друг друга, пилот, который также является руководителем группы экипажа, может игнорировать команды наводчика. Дно и борта кабины защищены композитной броней, как и двигатели и топливный бак, расположенные в середине фюзеляжа.

Фонарь кабины специально обработан для предотвращения бликов от солнца, и в дополнительной опции, также доступна загорелая версия для маскировки, хотя это не стандартно. Пуленепробиваемое стекло фонаря может иметь толщину до 38 миллиметров и способно выдерживать прямые попадания шрапнели и пули из пулеметов калибра до 0,50. Для повышения защиты может быть установлен дополнительный броневой лист.

Силовая установка

CAIC WZ-10

Силовая установка и вспомогательная силовая установка

Рабочий двигатель Z-10 - отечественный WZ -9 (WZ = Wo Zhou, 涡 轴), Обратите внимание на 602-м научно-исследовательским институтом. Предыдущее утверждение о том, что WZ-9 является китайской версией MTR390, ложным, согласно опубликованным официальным техническим документам китайского правительства, VK-2500, TV3-117 и PT6 классифицируются как турбовальные двигатели третьего поколения, категория Wozhou. -9, а MTR390 классифицируется как турбовальный двигатель четвертого поколения. Wozhou-9 является вторым обозначенным двигателем из пяти испытанных для Z-10, но не имеет преимуществ, что отсутствуют компоненты иностранного производства. Кроме того, поскольку он на 100% построен в Китае, нет никаких политических проблем, которые могли бы повлиять на покупку жизненно важных деталей. Wozhou (WZ) -9 находится в полном производстве для установки на Z-10.

Технические характеристики турбовального двигателя Wo Zhou - 9 (涡 轴 -9), установленного на Z-10 для серийного производства:

  • Мощность: 1000 кВт
  • Расход топлива: 0,311 кг / (кВт · ч)
  • Степень давления:>8
  • Температура на входе: 1355 градусов Цельсия
  • Удельная мощность: 5,4

Еще один новый двигатель, нас считают Китаем и Turbomeca, это WZ16 (涡 轴 16). Его максимальная выходная мощность составляет 1500 кВт, и он будет устанавливаться на Z-10 и Z-15 / EC175. После установки новых двигателей мощность Z-10 увеличится на 500 кВт. С турбовальными валами WZ-9 Z-10 может нести 16 ракет HJ-10 с максимальной взлетной массой, но полезная нагрузка очень тяжелая для Z-10 и двигателей и двигателей опасна для полета, поэтому 8 ракет с другим вооружением силы максимумом. полезная нагрузка. После установки новых двигателей WZ16 на Z-10 он сможет нести 16 из них, как AH-64.

Вспомогательная силовая установка (APU) Z-10 на основе нового бесщеточного электродвигателя постоянного тока , разработанном Huafeng Avionics (华 烽 航空 电器) Co, дочерняя компания ГАИК. Двигатель отличается низким напряжением, высокой мощностью, высокими оборотами и стабильным током; вся разработка заняла всего три месяца. В отличие от предыдущих конструкций вертолетов, интегрированная ВСУ обеспечивает питание бортовой авионики для Z-10, где в ранних проектах были системы для запуска главного двигателя и питания бортовой авионики. Подобная система никогда раньше не использовалась на китайских вертолетах, и ее адаптация к Z-10 оказалась успешной.

Z-10 не является скрытным, но было уделено особое внимание тому, чтобы снизить его электромагнитные характеристики до снижения вероятности быть обнаруженным. Запланированная процедура по уменьшению его радиолокационного сечения включает использование поглощающих радаров красок. Другой запланированной мерой является внедрение лазерного высотомера, впервые разработанного Израилем, что снизило вероятность перехвата нового электрического сопротивления по сравнению с традиционным радиолокационнымотомером, излучает радио / радарные сигналы, в то время как гораздо менее подверженный перехвату. Китайцы утверждают, что авионика Z-10 более совершенная, чем российские ударные вертолетов, а комплект авионики позволяет Z-10 выполнять задачи на высоте всего 10 метров над землей.

Винты

Несущий винт установлен в средней части фюзеляжа и состоит всего из пяти лопастей. С 1994 по 2001 год заместитель главного инженера CAIC г-н Ли Мэн (李萌) возглавил команду по успешной разработке несущего винта для Z-10, выиграв при два патента. Лопасть несущего винта, композитная лопасть несущего винта типа 95KT, была главным приоритетом 8-го пятилетнего плана, который впервые начался в ту эпоху, и была одной из десяти важнейших технологий Z-10. В Китае никогда не было таких передовых технологий, и г-ну Ли Мэн пришлось руководить своей командой, чтобы разработать их самостоятельно. Раннее успешное завершение не только благодаря Z-10 летать с опознаванием графика на целый год, но и лопасти Type 95KT широко использовались в новых вертолетах и ​​модернизации старых вертолетов. Головка ротора Spheriflex - это тип, который используется в Z-10, с устойчивым дефектам конструкцией, самым низким уровнем вибрации в своем классе даже на высокой скорости, основным обслуживанием, отличной маневренностью и стабильностью.

Лезвие из вспененного композитного материала типа 95KT требует многих новых технологий производства, которые ранее не применялись в Китае, в том числе: вымачивание готового материала в специальных растворах при средней температуре, вспенивание углеродного волокна и композитного материала из стекловолокна, процесс отверждения вспениваемого материала, добавление слоев композитной оболочки и математические модели для прогнозирования теплового расширения форм, используемых для композитных материалов. Г-н Ли Мэн и его команда совершили прорыв во всех этих областях, и с помощью новых технологий, которые они разработали, производство было значительно улучшено: затраты на электроэнергию сократились на 90%, производственные циклы сократились более чем на пять шестых, а количество необходимых пресс-форм сократилось. также на пять шестых. Китай утверждал, что эти прорывы позволили китайской производительности достичь своих западных коллег. В дополнение к композитному материалу на передней кромке каждой лопасти имеется четыре слоя титанового сплава.

Успешные основной ротор и лопасти Z-10 будут также установлены на EC175 / Z-15, так что, как и UH-1Y и AH-1Z, EC175 и Z-10 имеют одинаковые двигатели, одинаковые роторы и лезвия, одно для транспортировки, другое для боя. Это перестроит всю структуру армейской авиации НОАК.

На основе успеха Harbin Z-9 и HC120, конфигурация фенестрон изначально был принят на вооружение рулевым винтом. Однако из-за присущих конструкции недостатков, таких как более высокая потребляемая мощность, более высокая стоимость конструкции и обслуживания, более высокое сопротивление и вес, от конструкции фенестрона отказались после испытательных полетов и была принята более обычная конфигурация рулевого винта. Рулевой винт с 4 лопастями аналогичен рулевому винту AH-64, с двумя парами на неравном расстоянии вместо 4 лопастей на равном расстоянии, и одной из основных целей такого расположения было уменьшение шум. Лопасти рулевого винта состоят в общей сложности из 11 слоев стеклопластика и композитного материала, что позволяет им выдерживать прямые попадания пули.

Вооружение

Благодаря своей модульной концепции конструкции Z-10 может быть вооружен самым разнообразным вооружением. Адаптация китайского стандарта GJV289A, китайского эквивалента архитектуры шины данных MIL-STD-1553B, позволяет использовать на Z-10 вооружение как советского, так и западного происхождения. Наступательное вооружение состоит из пулеметов, пушек, ракет и ракет. У коротких крыльев есть две точки подвески каждая, всего четыре, каждая точка подвески может нести до 4 ракет, всего до 16.

Пушка и пулеметы

Внутреннее вооружение состоит из артиллерийской установки, установленной на подбородке самолета (вероятно, калибра 30 мм). Два коротких крыла служат точками крепления для внешних артиллерийских орудий или гондол. В Орудия устанавливаются либо в виде цепной пушки, либо в башне. Все орудия на Z-10 могут быть нацелены как противозаконных, так и воздушных целей, и могут быть нацелены непосредственно с помощью HMS пилотов. В башне автоматический гранатомет также может быть размещен рядом с пулеметом в той же башне.

Для Z-10 доступны два типа автопушек, первая из которых представляет собой 23-мм автоматическую цепную пушку. Разработанная Китаем, еще одна автопушка, которая может быть установлена ​​на Z-10, - это китайская реконструированная 25-мм M242 Bushmaster, принятая для использования в вертолетах. Первоначально установленное на производном NVH-4 Type 85 AFV, китайские военные модифицировали орудие для использования в воздухе. Согласно заявлению Китая, 25-мм M242 Bushmaster является наиболее точным из трех автопушек такого типа, который используется китайскими военными, как в наземном, так и в воздушномах. Относительно низкая надежность 25-мм автопушки также помешала широкому распространению наземной версии.

Пушки для Z-10 также могут быть установлены в башенной форме, но это ограничивается пулеметами малого калибра. Самый крупный тип пулемета, который может быть установлен на башне Z-10, - это одинарная 14,5-мм пушка Гатлинга, тогда как пулеметы меньшего калибра 12,7 мм или 7,62 мм могут устанавливаться либо в одноствольном, либо в спаренном корпусе. бочкообразные формы. Когда они вооружены этими пулеметами меньшего калибра, зона обзора увеличена до 180 градусов по сравнению с 130 градусами у автоматов большего калибра . Башня достаточно гибкая, чтобы включить в себя такие конфигурации, как одноствольный пулемет и автоматический гранатомет калибром от 30 до 40 мм, как в AH-1 Cobra.

Управляемые и неуправляемые ракеты

CAIC Z-10 с его вооружением

в воздухе Ракеты класса "земля", развернутые на Z-10, включая отечественные противотанковые ракеты HJ-8, HJ-9 и HJ-10. Предполагается, что HJ-10 аналогичен AGM-114 Hellfire и помимо противотанковых средств обладает противовертолетными способностями. В июле 2011 года информационное агентство Синьхуа опубликовало Z-9WA, стреляющего ракетой класса "воздух-земля" ADK10. Сообщается, что ADK10 является официальным названием ракеты HJ10.

Основная ракета класса «воздух-воздух», размещенная на Z-10, - это TY-90, ракета специально для использования вертолетами в воздушном бою. Утверждается, что TY-90 обладает большей летальностью, чем ракеты ПЗРК, обычно перевозимые вертолетами. Китайские ракеты FN-6 и QW серии также могут быть развернуты, как и другие некитайские ПЗРК. TY-90 и ПЗРК часто переносятся парами, всего четыре. При использовании таких ракет класса "воздух-воздух", таких как PL-9 или других ракет, как AIM-9 Sidewinder, общее количество уменьшается до 2. Z-10 произвел выстрел. первая ракета класса "воздух-воздух" в середине августа 2013 года во время учений с боевой стрельбой и успешный перехват маловысотных целей.

Z-10 может быть вооружен широким спектром неуправляемых ракет диаметром от 20 мм до Калибр 130 мм. Самыми крупными испытанными ракетами установлены 130-мм ракеты, которые установлены на узлах подвески так же, как и ракеты меньшего калибра установлены в обычных ракетных блоках. Чаще всего используются ракеты диаметром от 57 до 90 мм, и в общей сложности под короткими крыльями можно нести 4 контейнера, по одной под каждой точкой. Семейство управляемых 90-миллиметровых ракеток, производимых дочерней компанией Norinco, Harbin Jiancheng Group (建成 建成 有限公司 有限公司), было впервые показано 9-м авиашоу в Чжухае, проведенного в ноябре 2012 года, обозначенный как Sky Arrow 90 (Tianjian 90 или Tian Jian 90, кит.: 天 箭 90).

OADS

OADS (система оптической воздушной передачи данных) устанавливается с правой стороны кабины между выходом и наводчика.

Стратегические последствия

В июне 2012 года США предъявили обвинение United Technologies и двум ее дочерним компаниям, Pratt Whitney Canada и Hamilton Sundstrand о продаже программного обеспечения для управления двигателем в Китае, которое помогло в разработке CAIC Z-10. Хотя министерство обороны Китая отрицало, что Китай купил или использовал программное обеспечение, Pratt Whitney Canada и Hamilton Sundstrand согласились выплатить более 75 миллионов долларов правительству США для урегулирования обвинений.

Приказы

Сухопутные войска Китая заказали 118 единиц, из которых 106 поставлены и еще 12 должны быть доставлены по состоянию на 2018 год. Пакистанская армия приобрела 3 единицы для оценки с последующим заказом еще на 7, но в 2017 году они остановили свой выбор на TAI / AgustaWestland T129 и планируют повторить детали для самолетов в Пакистане.

Варианты

Ударный вертолет Z-10K
Z-10
Прототип для базовых тестов. Не все имеют одинаковую компоновку: одни имели конфигурацию фенестрона, у некоторых была традиционная конфигурация рулевого винта ; у некоторых турель с подбородочным орудием, а у других цепная пушка ; некоторые электрооптические системы, установленную в то время как другие носили электрооптическую систему, установленную на мачте. Во время испытательных полетов летчику-испытателю приходилось совершать вызов опасных аварийных посадок из различных неисправностей.
Z-10H
Опытная серия на базе Pratt Whitney Canada PT6 C-76 турбовальный двигатель.
Z- 10K
Упрощенный Z-10H с двигателем китайского производства WZ-9 мощностью 930 - 950 кВт. Из-за резкого снижения мощности почти третье были удалены MASWS, IRCM и некоторые другие подсистемы ; броня также значительно уменьшена для экономии веса.
Z-10M
3 образца построены для Пакистана отсутствующим в Z-10K оборудование добавлено обратно, с двигателем WZ-9C максимальной мощностью около 1000 - 1100 кВт. Не выбран был Пакистаном после оценки, но эта конструкция была использована для модернизации Z-10, построенного ранее, когда стал доступен более мощный двигатель.
Z-10ME
Модернизированный вариант, впервые представленный в 2018 году с активным двигателем. Пассивные меры противодействия, система предупреждения о приближении, приемник радиолокационного предупреждения, новое выхлопное сопло двигателя, новое выхлопное сопряжение двигателя, увеличенное вверх для уменьшения инфракрасной сигнатуры, более мощный двигатель 1200 кВт, увеличенный магазин боеприпасов, аппликационные броневые панели на основе графена, инфракрасные генератор помех и новый запросчик IFF.
РЛС миллиметрового диапазона Z-10
Оборудование радаром миллиметрового диапазона Z-19 для наземных испытаний.

Операторы

Китайская Народная Республика

Технические характеристики (приблизительные)

Данные из JCZS

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина : 14,15 м (46 футов 5 дюймов)
  • Высота: 3,85 м (12 футов 8 дюймов)
  • Масса пустого: 5,100 кг (11,244 фунта)
  • Масса брутто: 5,540 кг (12 214 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 7000 кг (15 432 фунта)
  • Силовая установка: 2 × (WZ-9) турбовальных двигателей по 1000 кВт (1300 л.с.) каждый
  • Диаметр несущего винта: 12 м (39 футов 4 дюйма)

Производительность

  • Максимальная скорость: 270 км / ч (170 миль / ч, 150 узлов)
  • Крейсерская скорость: 230 км / ч (140 миль / ч, 120 узлов)
  • Диапазон: 800 км (500 миль, 430 миль)
  • Пределы перегрузки: +3
  • Скорость подъема: 10 м / с (2000 футов / мин) +

Вооружение .

  • Пистолеты: 1x 23-мм (0,906 дюйма) револьверный пистолет или 1x 25-мм (0,984 дюйма) M242 Bushmaster цепной пистолет, копия
  • Точки крепления: 4 с полезной нагрузкой 1500 кг (3307 фунтов),
  • Ракеты: 57 мм ( 2,244 дюйма) или 90 мм (3,543 дюйма) неуправляемые ракетные блоки
  • Ракеты: * * До 16 HJ-10 ракет воздух-поверхность / противотанковых / противовертолетных ракет. Сообщается, что ADK10 является официальным названием ракеты HJ10.

Авионика .

См. также

  • Авиационный портал
  • Harbin Z-19, 2012 Китайский ударный вертолет

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Источники

Внешние ссылки

Викискладе есть медиа относится к Changhe Z-10.
Последняя правка сделана 2021-05-13 10:00:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте