AW109 | |
---|---|
AW109E с номером No. 32-я эскадрилья RAF в 2012 г. | |
Роль | Поисково-спасательный / служебный вертолет |
Производитель | Agusta. AgustaWestland. Leonardo SpA |
Первый полет | 4 августа 1971 (1971-08-04) |
Введение | 1976 |
Статус | Активная служба, в производстве |
Основные пользователи | Итальянский Армия. Rega (Swiss Air Rescue). Южноафриканские ВВС. Королевские ВВС Новой Зеландии |
Производство | 1971– настоящее время |
Стоимость единицы | US $ 6,3 миллиона |
вариантов | AgustaWestland AW109S Grand |
Разработан в | AgustaWestland AW119 Koala |
AgustaWestland AW109 , первоначально Agusta A109 - легкий, двухмоторный восьмиместный многоцелевой вертолет производства итальянского производителя Leonardo SpA (ранее AgustaWestland, с 2016 года слитый с новой Finmeccanica). Это был первый полностью итальянский вертолет, выпускавшийся серийно.
Разработанный как A109 компанией Agusta, он первоначально поступил на вооружение в 1976 году и с тех пор использовался в различных ролях, включая легкие. транспорт, медицинская эвакуация, поисково-спасательные и военные роли. AW109 находится в непрерывном производстве уже 40 лет. AgustaWestland AW119 является производным от AW109, главное отличие состоит в том, что он приводится в действие только одним двигателем.
В конце 1960-х годов Agusta спроектировала A109 как коммерческий одномоторный вертолет. Однако вскоре стало ясно, что необходима двухмоторная конструкция, и в 1969 году она была модернизирована с двумя турбовальными двигателями Allison 250-C14 . Спроектированная военная версия (A109B) рассматривалась на раннем этапе, но Agusta изначально решила не заниматься немедленной разработкой, вместо этого сосредоточившись на восьмиместной версии A109C. Первый из трех прототипов совершил свой первый полет 4 августа 1971 года. Фаза летных испытаний A109 была продлена, отчасти это было связано с обнаружением динамической нестабильности, устранение которой заняло год с помощью измененной конструкции трансмиссии; это привело к созданию первого серийного самолета, который был завершен почти четыре года спустя, в апреле 1975 года. 1 июня 1975 года от Федерального управления гражданской авиации был получен сертификат по правилам визуального полета (VFR) для A109. 4>(FAA).
В 1976 году начались поставки продукции A109 покупателям. Преимущества перед лидером на рынке Bell 206 заключались в превосходной скорости A109, резервировании двух двигателей и большей вместимости. В 1975 году Agusta вернулась к возможности создания военной версии, поэтому в период с 1976 по 1977 год была проведена серия испытаний с использованием в общей сложности пяти A109A, оснащенных Hughes Aircraft - построенными ракетами TOW <4.>. В результате этой программы возникли две военные версии: одна была предназначена для легких атак / миссий непосредственной поддержки, а другая - для операций на борту корабля.
Улучшенный гражданский версии быстро последовали за моделью первоначального производства; в 1981 году операторам был предоставлен A109A Mk2 с расширенной кабиной. В 1993 году был представлен A109 K2 с новой силовой установкой, парой двигателей Turbomeca Arriel 1K1 ; за ним последовал A109 Power, в целом аналогичный K2, за исключением использования двигателей Pratt Whitney Canada PW206 в 1996 году. По данным AgustaWestland, к 2008 году A109 Power эксплуатировался в 46 странах.. В 2006 году был представлен увеличенный вариант, A109S Grand.
Agusta A109 был переименован в AW109 после слияния в июле 2000 года компаний Finmeccanica SpA и GKN plc соответствующие дочерние вертолетные компании Agusta и Westland Helicopters, чтобы сформировать AgustaWestland. С середины 1990-х годов фюзеляжи для AW109 производились на PZL-widnik, которая в 2010 году стала дочерней компанией AgustaWestland. В июне 2006 года PZL-widnik поставил 500-й фюзеляж с маркировкой 10 лет сотрудничества двух компаний над AW109. В 2004 году AgustaWestland создала совместное предприятие с Changhe Aircraft Industries Corporation для поддержки и производства AW109; к 2009 году совместное предприятие было способно выполнить окончательную сборку AW109, а также изготовить основные части, такие как фюзеляж.
В феврале 2014 года AgustaWestland сообщила, что разрабатывает AW109 Trekker, обновленный вариант модели AW109. Он оснащен бортовым шасси (первый двухмоторный вертолет компании AgustaWestland с этой функцией) и оснащен парой двигателей FADEC Pratt Whitney Canada PW207C ; его авионика поставляется Genesys Aerospace, которая была разработана для работы с одним пилотом. Сообщается, что Trekker превосходит стандартные служебные возможности AW109. Как и в предыдущих версиях AW109, окончательная сборка Trekker производится на площадках как в США, так и в Италии.
AW109 - легкий двухмоторный вертолет, известный своей скоростью, элегантным внешним видом и простотой управления. С момента ввода в коммерческую эксплуатацию было внесено несколько изменений и модификаций, часто с введением новых технологий авионики и двигателей. AgustaWestland продвинула этот тип за его многоцелевые возможности и удобство обслуживания. Этот тип оказался очень популярным среди VIP / корпоративных клиентов; согласно AgustaWestland, 50% всего варианта AW109 Power было продано в таких конфигурациях. Другие роли для AW109 включали службу экстренной медицинской помощи, правоохранительные органы, миссии внутренней безопасности, лоцман в гавани дежурство челнока, поисково-спасательные операции, морские операции и военное использование. В 2008 году AgustaWestland заявила, что AW109 является «одним из самых продаваемых вертолетов в отрасли».
Ряд турбовальных силовых установок использовался для питания многочисленных вариантов AW109, начиная с оригинальные двигатели Allison 250-C14 на Turbomeca Arriel 1K1 и Pratt Whitney Canada PW206 более современных самолетов. Силовые установки могут быть заменены или заменены во время капитального ремонта планера , что приведет к увеличению грузоподъемности и другим изменениям характеристик. В случае отказа одного двигателя AW109 должен иметь значительный запас мощности даже на одном двигателе. Двигатели приводят в действие полностью сочлененную четырехлопастную систему ротора. Со временем для основного и хвостового роторов AW109 постепенно применялись более совершенные конструкции лопастей ротора, например, композитные материалы, используемые для замены связанного металла, эти улучшения обычно делались с целью снижения эксплуатационных расходов. и шумовая подпись. Согласно Rotor Wing, этот тип получил высокую оценку за свои «высокие, горячие и тяжелые» характеристики.
Обзор низколетящего AW109, 2008 г.Согласно AgustaWestland, AW109 Power оснащен разнообразной современной авионикой. К ним относятся трехосный автопилот, система посадки по приборам с автоматическим подключением, интегрированный GPS, отображение движущейся карты, метеорологический радар и система оповещения о дорожном движении. Эти системы предназначены для снижения нагрузки на пилотов (AW109 может управляться с одним или двумя пилотами правилами полетов по приборам (IFR)) и позволяют использовать очки ночного видения (NVG). для проведения дневных и ночных операций. AW109 имеет систему принудительной дифферента, которая может быть легко и выборочно активирована управляющим пилотом с помощью триггеров, расположенных на циклическом и коллективном, которые удерживают управляющие входы на последнее установленное положение, если оно активировано. Все критические системы намеренно избыточны для отказоустойчивых операций; гидравлическая система, гидравлические приводы и электрическая система имеют двойное резервирование, в то время как инверторы питания имеют тройное резервирование. AW109 также имеет сниженные требования к техническому обслуживанию из-за упора на надежность всего диапазона используемых компонентов.
Некоторые модели AW109 имеют «быстро трансформируемый интерьер», конфигурацию кабины, разработанную для гибкой перенастройки для позволяют быстро адаптировать винтокрылый аппарат для выполнения различных задач, таких как установка или снятие консолей для миссий или медицинских носилок. Специальное оборудование также можно установить в доступном извне отдельном багажном отделении, которое можно дополнительно расширить. Дополнительное оборудование кабины включает в себя звукоизоляцию, кондиционер и обогрев отбираемого воздуха. Конфигурации кабины послепродажного обслуживания предлагаются третьими сторонами; Pininfarina и Versace предложили дизайнерские интерьеры для AW109, а Aerolite Max Bucher разработал облегченный интерьер для службы экстренной медицинской помощи. Большинство AW109s оснащены выдвижным колесным трехколесного шасси, что обеспечивает больший комфорт, чем полозья и руление возможности. Для работы на борту судна колесное шасси усилено, точки швартовки на палубе закреплены на нижней части фюзеляжа, и обычно применяется обширная защита от коррозии.
Дополнительное боевое оборудование для AW109 включает двойное управление, тормоз ротора, дворники, фиксированный грузовой крюк, снежные лыжи, внешние громкоговорители, система защиты от ударов проволоки, сепаратор частиц двигателя, огнетушители в моторном отсеке, канал передачи данных и спуска штуцеры. На AW109 может быть установлено различное вооружение, в том числе ручные -установленные пулеметы, пулеметные гондолы, 20-мм пушки, ракетные гондолы, противотанковые ракеты и ракеты класса "воздух-воздух". Эти AW109, эксплуатируемые США. Береговая охрана, позже обозначенная как MH-68A, установила следующее оборудование: спасательный подъемник, аварийные поплавки, FLIR, Spectrolab NightSun, поисковый фонарь 7,62 мм Пулемет M240D и полуавтоматическая антиматериальная винтовка Barrett M107.50 с лазерным прицелом.
Различные филиалы итальянской военные использовали варианты AW109; Guardia di Finanza использовала собственный вариант AW109 с 1980-х годов для пограничного патрулирования и таможенных пошлин, а к 2010 году он находился в процессе замены своих оригинальных AW109 на AW109 нового поколения.
В 1982 году аргентинская армейская авиация направила три A109A на Фолклендские острова во время Фолклендской войны. Они работали с вертолетным парком (9 UH-1H, 2 CH-47C и 2 Pumas) в качестве разведки и связи. Один из вертолетов был уничтожен на земле в результате атаки британцев Harrier ; остальные были схвачены и отправлены в Европу на HMS Fearless (L10). Британский армейский авиакорпус решил использовать эти вертолеты во внутренних операциях (которыми управлял рейс AAC 8 для поддержки развертывания полка SAS в Великобритании), наряду с двумя дополнительными A109, которые были приобретены позже после благоприятного использования первых двух; все они были сняты с производства в 2009 году. Улучшенные версии AW109E и SP - Grand New также эксплуатировались компанией No. 32-я эскадрилья Королевских ВВС для перевозки членов британской королевской семьи.
В 1988 году 46 A109 были проданы Бельгийским вооруженным силам ; позже утверждалось, что Агуста дала Бельгийской социалистической партии более 50 миллионов бельгийских франков в качестве взятки для обеспечения продажи. Возникший скандал привел к отставке и последующему осуждению генерального секретаря НАТО Вилли Клааса. В Бельгии работает команда аэрофотосъемки A109. В начале 2013 года пара бельгийских AW109 была отправлена в Севаре, Мали для выполнения медицинской эвакуации в поддержку операции под руководством Франции. Сервал. В июне 2013 года бельгийская газета La Libre Belgique заявила, что несколько бывших бельгийских военных вертолетов были проданы через частную компанию Южному Судану в нарушение Европейского Союза эмбарго на продажу оружия.
Пара Южноафриканских ВВС (SAAF) A109 LUH приземлилась в строюВ 1990-х годах Береговая охрана США, стремясь бороться с незаконным оборотом наркотиков на небольших скоростных катерах с помощью вооруженных воздушных вертолетов пресечения, оценил несколько вариантов и выбрал AW109 в качестве победителя. В течение ряда лет восемь вооруженных AW109, получивших обозначение MH-68A Sting Ray, были арендованы у AgustaWestland и размещены на наземных объектах береговой охраны и на борту катеров. Положительный опыт с AW109 привел к тому, что Береговая охрана решила вооружить все свои вертолеты, и, после адаптации имеющихся у них активов, AW109 были возвращены после истечения срока аренды.
В сентябре 1999 года South Африканские ВВС (SAAF) разместили заказ на 30 AW109; 25 из 30 вертолетов были собраны на месте Denel Aviation, начиная с 2003 года. Целых 16 вертолетов SAAF AW109 были задействованы для патрулирования, обслуживания и медицинской эвакуации во время Чемпионата мира по футболу 2010. В июле 2013 года SAAF сообщило, что 18 AW109 были фактически заземлены из-за отсутствия финансирования, эти винтокрылые машины только время от времени приводились в действие, но не выполняли полеты; в 2013 году на весь парк AW109 был выделен всего 71 час. Тип может быть уменьшен до летающих VIP, а не функционально пригоден; Южная Африка также рассматривает возможность продажи ряда AW109 и может вообще прекратить полеты вертолетов.
В 2001 году для шведских вооруженных сил было заказано 20 AW109, получивших военное обозначение Швеции Hkp. 15. В 2010 году сообщалось, что к флоту AW109 предъявляются значительные требования, отчасти из-за задержки поставки NHIndustries NH90. В начале 2015 года пара шведских AW109 была размещена на борту корабля Королевского военно-морского флота Нидерландов HNLMS Johan de Witt, что стало их первым развертыванием на борту иностранного судна для поддержки многонациональная миссия по борьбе с пиратством у берегов Сомали ; По имеющимся сведениям, AW109 достигает 100% степени готовности в течение трех месяцев.
Австралийский AW109E во время демонстрации спасательных работ, 2008 г.В период с 2007 по 2012 г. три вертолета AW109E Power эксплуатировались на условиях аренды у Royal ВМС Австралии (RAN) для обучения экипажей военно-морских сил.
В мае 2008 года Королевские ВВС Новой Зеландии (RNZAF) разместили заказ на пять вертолетов AW109LUH для замены устаревших Bell 47 Sioux в качестве тренировочного; они также используются в служебной роли, чтобы дополнить более крупную модель NHIndustries NH90, и были ограничены в использовании в VIP-миссиях.
В августе 2008 года Скотт Каспрович и Стив Шейк прервали кругозор. мировой рекорд скорости с использованием стандартного завода AgustaWestland AW109S Grand, время 11 дней, 7 часов и 2 минуты. AW109S Grand также считается самым быстрым вертолетом из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.
. В 2013 г. ВВС Филиппин (PAF) и ВМС Филиппин самостоятельно заказали партии винтокрылых аппаратов AW109 Power; дополнительные AW109 были заказаны в 2014 году. PAF AW109 используются в качестве боевых кораблей, в то время как вооруженные и невооруженные AW109 используются ВМС Филиппин. Во время битвы при Марави AW109 широко использовались против связанной с ИГИЛ Maute Group.
AW109 управляется рядом операторов включая частные компании, военные службы, службы экстренной помощи и чартерные компании.
Данные Leonardo "AW109 Power".
Общие характеристики
Характеристики
Связанные разработки t
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Agusta A109. |