Бетховен и Моцарт

редактировать

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) оказал сильное влияние на ранние произведения Людвига ван Бетховена (1770–1827). Говорят, что они встретились в Вене в 1787 году; однако свидетельств этого нет. Бетховен очень уважал Моцарта; некоторые из его произведений напоминают музыку Моцарта, он написал несколько вариаций на темы Моцарта и смоделировал ряд своих композиций на основе композиций более старшего композитора.

Содержание
  • 1 Годы Бетховена в Бонне
  • 2 Визит Бетховена в Вену
  • 3 Общий опыт
  • 4 Влияние Моцарта на Бетховена
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
Годы Бетховена в Бонн
Портрет Бетховена в молодости. Карл Трауготт Ридель (1769–1832)

Бетховен родился в Бонне в 1770 году, примерно через 14 лет после Моцарта (родился Зальцбург, 1756 г.). В 1781 году, в детстве Бетховена, Моцарт переехал из Зальцбурга в Вену, столицу австрийской империи, чтобы продолжить свою карьеру. В то время как Бонн был политически и культурно связан с Веной, он был географически даже более удален, чем Зальцбург, лежащий на расстоянии 900 км на противоположной стороне немецкоязычной Европы.

В юности и музыкальном обучении в Бонне, Бетховен имел обширное, близкое знакомство с музыкой Моцарта. Он играл концерты Моцарта для фортепиано с оркестром Боннского двора и исполнял (играя на альте) в операх Моцарта. Действительно, Льюис Локвуд пишет: «Как Моцарт однажды сказал своему отцу, что он« пропитан музыкой », так и Бетховен пропитался Моцартом». В ранних попытках сочинения Бетховен был настолько сильно вдохновлен Моцартом, что однажды он забеспокоился, что он по ошибке списал его на плагиат. Локвуд пишет:

На листе с набросками примерно октября 1790 года Бетховен записал короткий отрывок до минор размером 6/8 метра в партитуре для фортепиано с двумя нотами, а затем записал эти слова между нотоносцами о маленьком фраза: «Весь этот отрывок был украден из Симфонии Моцарта до мажор, где Анданте в 6-8 от...» (здесь он обрывается). Затем Бетховен снова пишет отрывок чуть ниже, немного по-другому, на той же странице эскиза, и подписывает его «сам Бетховен». Отрывок, который, как он думал, он цитировал, нельзя отнести к какой-либо известной нам симфонии Моцарта.

Визит Бетховена в Вену
Рисунок Моцарта в silverpoint, сделанный Дорис Сток в Апрель 1789 г.

Бетховен посетил Вену в начале 1787 г., но сведения о точных датах расходятся. Купер утверждает, что он прибыл в начале апреля и уехал примерно через три недели. Хаберль говорит, что он прибыл в январе 1787 года и уехал в марте или апреле, оставаясь в городе до 10,5 недель. Об этом свидетельствуют данные Регенсбургского дневника. Возвращение Бетховена в Бонн было вызвано, по крайней мере, частично, состоянием здоровья его матери (она умерла от туберкулеза в июле того же года). Его отец был почти выведен из строя из-за алкоголизма, а у Бетховена было два младших брата, поэтому ему, возможно, пришлось вернуться домой, чтобы поддержать свою семью.

Письменная документация о визите Бетховена скудна; два композитора могли встретиться. Даты Габерля подразумевают период примерно в шесть недель, когда это могло произойти (Моцарт был в Праге часть начала 1787 года).

Биограф 19 века Отто Ян привел анекдот, в котором утверждалось, что Бетховен импровизировал до Моцарта, и что последний был впечатлен, Ян не приводит никаких доказательств этого, упомянув только, что «это было сообщил мне в Вене на основе авторитетных источников ". Ни один современный документ (например, письмо Бетховена или Моцарта или воспоминание кого-либо из современников Бетховена) не подтверждает эту историю, и современные ученые не верят ей. Словарь музыки и музыкантов New Grove не упоминает об этом; В нем говорится о посещении:

Весной 1787 года Бетховен посетил Вену. В отсутствие документов многое остается неясным в отношении точных целей поездки и степени их реализации; но, похоже, мало сомнений в том, что он встретил Моцарта и, возможно, получил от него несколько уроков.

Мейнард Соломон, который написал биографии Моцарта и Бетховена, не упоминает рассказ Яна и даже выдвигает возможность того, что Моцарт мог устроить Бетховену прослушивание, а затем отказать ему:

В Бонне Бетховена готовили стать преемником Моцарта [группа влиятельных дворян], которые отправили его в Вену... для достижения этой цели. Однако шестнадцатилетний Бетховен еще не был готов к самостоятельной жизни. По настоянию отца молодой виртуоз покинул Вену... и вернулся домой в состоянии уныния из-за чахоточного состояния своей матери - и, возможно, из-за отказа Моцарта, который был озабочен своими собственными делами, в том числе своим тревожным финансовым положением, и возможно, он не мог серьезно подумать о том, чтобы взять другого ученика, даже очень талантливого и поддерживаемого выдающимися покровителями.

Соломон продолжает перечислять другие вопросы, которые занимали Моцарта в то время: его отец ухудшающееся здоровье, посещение Праги, начало работы над Дон Жуаном и написание «огромного количества другой музыки». Более того, у Моцарта уже был ученик, живший в его доме, девятилетний Иоганн Непомук Хаммель.

Гипотеза, совместимая со всеми документальными свидетельствами, за исключением отчета Яна без источников, состоит в том, что Моцарт и Бетховен просто никогда не встречались.

Хотя невозможно определить, встречался ли Бетховен на самом деле с Моцартом, более вероятно, что он слышал игру Моцарта. Ученик Бетховена Карл Черни сказал Отто Яну, что Бетховен сказал ему, что Моцарт (которого Бетховен мог слышать только в 1787 году) «имел прекрасную, но прерывистую [немецкую zerhacktes] манеру игры, а не лигато» <7.>

Независимо от того, встречался ли Бетховен с Моцартом в Вене, его визит туда в 1787 году, похоже, стал для него началом несчастливого времени. В словаре Grove отмечается, что его «первое сохранившееся письмо члену семьи из Аугсбурга, которая подружилась с ним по пути [в Вену], описывает меланхолические события того лета и намекает на... плохое здоровье [и] депрессия.

Общие переживания

Бетховен окончательно вернулся в Вену в 1792 году, через год после смерти Моцарта. Его ранние годы в Вене включают множество переживаний, подобных опыту Моцарта. в предыдущие годы, и он близко познакомился с некоторыми из соратников Моцарта. В частности, как и Моцарт, Бетховен рано завоевал прочную репутацию клавишника, его наставником был Йозеф Гайдн, а покровительствовала графиня Мария Вильгельмин Тун. Бетховен также находился под покровительством барона ван Свитена, в доме которого он играл произведения мастеров барокко, как и Моцарт. Как Моцарт, Бетховен путешествовал (в 1796 г.) в Прагу, Дрезден, Лейпциг и Берлин в компании принца Лича новский. На пражском этапе своего путешествия Бетховен сочинил расширенную концертную арию для известного сопрано Josepha Duschek, как это сделал Моцарт во время своего визита в 1789 году. К началу XIX века Бетховен был в центре внимания Внимание Эмануэля Шиканедера ; импресарио спонсировал этапы набросков оперы Бетховена Вестас Фейер, так же как он послужил толчком для создания Моцарта Волшебная флейта. (Бетховен в конце концов отказался от Vestas Feuer в пользу Фиделио.)

Влияние Моцарта на Бетховена

Даже после его смерти влияние Моцарта проявилось в произведениях Бетховена. Например, Бетховен скопировал отрывок из 40-й симфонии Моцарта в альбом для зарисовок, который он использовал при написании своей Пятой симфонии, третья часть которой открывается темой, аналогичной один из Моцарта. Чарльз Розен видит Концерт для фортепиано с оркестром до минор Моцарта, К. 491, как образец для 3-го фортепианного концерта Бетховена в той же тональности, Квинтета для фортепиано и духовых инструментов, К. 452, для квинтета Бетховена для тех же инструментов, Op. 16 и ля мажорный струнный квартет К. 464, для ля мажорного струнного квартета Бетховена Op. 18 № 5. Роберт Маршалл видит «сонату для фортепиано № 14 до минор, K. 457 Моцарта как образец для сонаты Бетховена« Патетическая », соч. 13, в той же тональности.

Бетховен написал каденции (WoO 58) к первой и третьей частях концерта Моцарта ре минор для фортепиано с оркестром К. 466 и четыре набора вариаций на темы Моцарта:

  • на «Se vuol ballare» из Свадьба Фигаро, для фортепиано и скрипки, WoO 40 ( 1792–3);
  • на «Là ci darem la mano» из Дон Жуан, для двух гобоев и английского рожка, WoO 28 (? 1795);
  • на тему «Ein Mädchen oder Weibchen» из Волшебная флейта, для фортепиано и виолончели, соч. 66 (? 1795);
  • на «Bei Männern welche Liebe fühlen» из той же оперы, для фортепиано и виолончели, WoO 46 (1801).

В конце своей карьеры Бетховен воздал должное Моцарту взяв цитату из Дон Жуана (вступительные ноты арии Лепорелло 'Notte e giorno faticar') за основу 22-й из Вариаций Диабелли.

Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 09:39:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте