Антонин Чума | |
---|---|
Ангел смерти, поражающий дверь во время римской чумы: гравюра Левассера после Жюля-Эли Делоне | |
Болезнь | Корь или оспа |
Первое сообщение | Селевкия |
чума Антонина от 165 до 180 г. н.э., также известная как чума Галена (после Галена, врача, описавшего ее), была древняя пандемия, принесенная в Римскую империю войсками, которые возвращались из походов на Ближний Восток. Ученые подозревали, что это была либо натуральная оспа, либо корь. Чума могла унести жизнь римского императора, Луция Вер, который умер в 169 году и был соправителем Марка Аврелия Антонина, семья которого имя Антонин стало ассоциироваться с пандемией.
Древние источники согласны с тем, что чума впервые возникла во время осады римлянами месопотамского города Селевкии зимой 165–166 гг. Аммиан Марцеллин сообщил, что чума распространилась на Галлию и на легионы вдоль Рейна. Евтропий заявил, что по всей империи погибло большое население. Согласно современному римскому историку Кассию Диону, болезнь снова вспыхнула девятью годами позже, в 189 году нашей эры, и унесла до 2000 смертей в день в Риме, четверть всех заболевших. Общее число погибших оценивается в 5 миллионов человек, болезнь убила до трети населения в некоторых районах и опустошила римскую армию.
австралийский синолог и историк Рэйф де Креспиньи предполагает, что чума могла также разразиться в Восточном Хань Китае до 166 г. из-за сообщений о эпидемиях в китайских записях. Чума затронула римскую культуру и литературу и могла серьезно повлиять на индо-римские торговые отношения в Индийском океане.
В 166 году, во время эпидемии, греческий врач и писатель Гален путешествовал из Рима в свой дом в Малой Азии и вернулся в Рим в 168 году, когда был вызван двумя Августами, соправители Марк Аврелий и Луций Вер. Он присутствовал при вспышке среди войск, расквартированных в Аквилеи зимой 168/69 г. Гален кратко записал наблюдения и описание эпидемии в трактате Methodus Medendi и разбросал другие ссылки на нее в своих объемных трудах. Он описал чуму как «сильную» и длительную и упомянул лихорадку, диарею и фарингит, а также кожную сыпь, иногда сухую, а иногда пустулезный, появившийся на девятый день болезни. Информация, предоставленная Галеном, не позволяла четко определить природу болезни, но ученые в целом предпочитали диагностировать ее как оспа.
Историк Уильям Х. Макнил утверждает, что чума Антонина и более поздняя чума Киприана (251– ок. 270) были вспышками двух разных болезней, одной оспы и одной кори, но не обязательно в таком порядке. Серьезные разрушения, нанесенные европейскому населению от двух эпидемий, могут указывать на то, что люди ранее не подвергались ни одной из болезней, которые обеспечивали иммунитет выжившим. Другие историки считают, что обе вспышки были связаны с оспой. Последнее мнение подкрепляется молекулярными оценками, согласно которым развитие кори развилось где-то после 1000 г. н.э.
В ужасе многие обратились к защите, предлагаемой магия. Ироничный рассказ Лукиана из Самосаты о шарлатане Александр из Абонотейха записывает его стих, «который он разослал всем народам во время эпидемии...». повсюду написано на дверных проемах ", особенно в опустевших домах, - замечает Лукиан.
Эпидемия имела серьезные социальные и политические последствия по всей Римской империи. Бартольд Георг Нибур (1776–1831) пришел к выводу, что «поскольку правление Марка Аврелия стало поворотным моментом во многих вещах, и прежде всего в литературе и искусстве, я не сомневаюсь что этот кризис был вызван этой чумой... Древний мир так и не оправился от удара, нанесенного ему чумой, поразившей его во время правления Марка Аврелия ». Во время Маркоманских войн Марк Аврелий написал свой философский труд. В отрывке (IX.2) говорится, что даже эпидемия вокруг него была менее смертоносной, чем ложь, злобное поведение и недостаток истинного понимания. Когда он лежал умирая, он произнес слова: «Не плачьте обо мне; подумайте лучше о мора и смерти многих других». Эдвард Гиббон (1737–1794) и Майкл Ростовцев (1870–1952) придавали влияние Антонина меньшее влияние, чем современные политические и экономические тенденции, соответственно.
Выделяются некоторые прямые последствия заражения. Когда имперские войска двинулись на восток под командованием императора Вера, после того, как войска Вологасов IV Парфии атаковали Армению, римлянам оборона восточных территорий была затруднена, когда большое количество войска скончались от болезни. Согласно испанскому писателю V века Паулюсу Орозию, многие города и деревни на итальянском полуострове и европейских провинциях потеряли всех своих жителей. Когда болезнь распространилась на север, до Рейна, она также заразила германские и галльские народы за пределами империи. В течение многих лет эти северные группы продвигались на юг в поисках земель, чтобы поддержать свое растущее население. Поскольку их ряды поредели из-за эпидемии, римские армии теперь не могли отбросить племена. С 167 г. до своей смерти Марк Аврелий лично командовал легионами у реки Дунай, пытаясь, с частичным успехом, контролировать продвижение германских народов через реку. Крупное наступление против маркоманов было отложено до 169 г. из-за нехватки имперских войск.
Хотя Ге Хун был первым автором традиционной китайской медицины, который точно описал симптомы оспы, историк Рэйф де Креспиньи размышлял о том, что казни, поразившие Восточную Хань империю во время правления императора Хуана Ханьского (годы правления 146–168) и Император Лин из Хань (годы правления 168–189) - со вспышками в 151, 161, 171, 173, 179, 182 и 185 - возможно, был связан с чумой Антонина на западном конце Евразии. Де Креспиньи предполагает, что эпидемии привели к возникновению культа исцеления верой тысячелетнего движения, возглавляемого Чжан Цзюэ (ум. 184 г.), который спровоцировал катастрофическое восстание желтых тюрбанов (184–205). Он также заявил, что «это может быть только случайностью», что вспышка чумы Антонина в 166 г. совпадает с высадкой римского посольства «Дацина » (Римская империя) в Цзяочжи (северный Вьетнам) и посещение ханьского двора императора Хуана, утверждающего, что представляет «Андун» (安敦; транслитерация Марка Аврелия Антонина или его предшественника Антонина Пия ).
Рауль Маклафлин писал, что римские подданные, посетившие китайский двор Хань в 166 году, могли возвестить новую эру римской торговли на Дальнем Востоке, но вместо этого это было «предвестником чего-то гораздо более зловещего». Маклафлин предположил, что истоки чумы лежат в его основе. в Средней Азии, от какой-то неизвестной и изолированной группы населения, которая затем распространилась на китайский и римский миры. Чума, по словам Маклафлина, убьет примерно 10% римского населения, причинив «непоправимый» ущерб Римская морская торговля в Индийском океане, что подтверждается археологическими находками, начиная с из Египта в Индию, а также значительно снизила римскую коммерческую деятельность в Юго-Восточной Азии. Однако, как свидетельствуют Перипль Эритрейского моря 3-го века и Христианская топография 6-го века Космы Индикоплевст, римская морская торговля в Индийском океане, в частности, шелк и пряности, конечно, не прекратились, но продолжались до потери Египта мусульманским Рашидунским халифатом. Китайская история также настаивает на том, что римские посольства пришли в Китай через Ринан во Вьетнаме в 226 и 284 годах нашей эры, где были обнаружены римские артефакты.