Рейд Зебрюгге

редактировать
Морское сражение в Первой мировой войне

Рейд Зебрюгге
Часть Первой мировой войны
Zeebrugge raid.png . Схема Зебрюгге гавань после рейда
Дата23 апреля 1918 г.
МестоположениеПорт Зебрюгге, Бельгия 51 ° 21′28.66 ″ N 3 ° 11′50.64 ″ E / 51,3579611 ° N 3,1974000 ° E / 51,3579611; 3,1974000 Координаты : 51 ° 21'28,66 ″ N 3 ° 11'50,64 ″ E / 51,3579611 ° N 3,1974000 ° E / 51,3579611; 3,1974000
РезультатНерешительность
Воюющие стороны
Соединенное Королевство Германия
Командиры и лидеры
Джон Джеллико. Роджер Киз. Реджинальд Бэкон Людвиг фон Шредер
Сила
1700. 1 эсминец
Потери и потери
227 убитыми. 356 ранеными. 1 эсминец потоплен8 убитыми. 16 ранеными

Рейд на Зебрюгге (голландский : Aanval op de haven van Zeebrugge; французский : Raid sur Zeebruges) 23 апреля 1918 г. был попыткой Королевский флот заблокировал бельгийский порт Брюгге-Зебрюгге. Британцы намеревались потопить устаревшие корабли у входа в канал, чтобы немецкие суда не могли покинуть порт. Порт использовался Имперским флотом Германии в качестве базы для подводных лодок и легких судов, которые представляли угрозу для контроля союзников над Ла-Манш и южная часть Северного моря. Несколько попыток закрыть порты Фландрии бомбардировками потерпели неудачу, и операция «Тишина», план 1917 года по продвижению вдоль побережья, не увенчалась успехом. По мере того, как количество случаев потопления подводными лодками увеличивалось, срочно требовалось найти способ закрыть порты, и Адмиралтейство стало более склонным рассматривать возможность рейда.

Попытка совершить набег на Зебрюгге была предпринята 2 апреля 1918 года, но была отменена в последний момент, когда направление ветра изменилось и стало невозможным установить дымовую завесу для прикрытия кораблей. Другая попытка была предпринята 23 апреля с одновременным нападением на Остенде. Два из трех блокпостов были затоплены в самой узкой части канала Брюгге, и одна из двух подводных лодок протаранила виадук, соединяющий берег и мол, чтобы захватить Немецкий гарнизон. Блок-корабли затопили не в том месте, и через несколько дней немцы открыли канал для подводных лодок во время прилива. Однако в ходе операции были извлечены ценные уроки, которые будут использованы два десятилетия спустя.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Стратегические разработки
    • 1.2 Тактические разработки
      • 1.2.1 Обстрел Зебрюгге, 12 мая 1917 г.
      • 1.2.2 Бомбардировка Остенде, 5 июня 1917 г.
  • 2 Прелюдия
    • 2.1 Немецкая оборона
    • 2.2 Британские приготовления
  • 3 Рейд
  • 4 Последствия
    • 4.1 Анализ
    • 4.2 Потери
  • 5 Виктория Кросс
  • 6 Поминовение
  • 7 Порядок боя
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Сноски
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки
Предыстория

Стратегические разработки

В конце 1916 года адмирал Льюис Бейли рассматривал совместную операцию против Боркума, Остенде и Зебрюгге, командир станции Берег Ирландии. План был отклонен из-за сложности снабжения десантных сил и уязвимости таких сил для наземной контратаки; последующие предложения были отклонены по тем же причинам. Обстрел шлюзов Зебрюгге под прикрытием дымовой завесы изучал вице-адмирал сэр Реджинальд Бэкон, командир Дуврского патруля и Адмиралтейства в конце 1915 года, но также был отвергнут как тоже рискованно. В 1916 году коммодор Реджинальд Тирвитт предложил атаку, чтобы заблокировать Зебрюгге, но она была отклонена. Тирвитт предложил более амбициозную операцию по захвату крота и города в качестве прелюдии к наступлению на Антверпен. Бэкона попросили высказать свое мнение, и он отверг план, как и Адмиралтейство.

Вице-адмирал Роджер Киз был назначен директором отдела планов в Адмиралтействе в октябре 1917 г. и 3 октября. Декабрь представил очередной план блокирования Зебрюгге и Остенде с использованием старых крейсеров в ночной атаке в период с 14 по 19 марта. Бэкон также предложил операцию 18 декабря, которая объединила приземление Тирвита на кроте с операцией блокировки. монитор, HMS сэр Джон Мур должен был высадить 1000 солдат на мол, монитор HMS General Craufurd должен был бомбардировать ворота шлюза и укрепления с короткого расстояния. спектр; блокпосты должны были войти в гавань в суматохе. Рейд был предложен в 1917 году адмиралом Сэром Джоном Джеллико, но не был санкционирован до тех пор, пока Киз не адаптировал план Бэкона для операции блокирования, чтобы затруднить работу немецких кораблей и подводных лодок покинуть порт. Рейд был одобрен в январе 1918 года, и с Великого флота были привлечены добровольческие бригады «для выполнения опасной службы».

Тактические разработки

Графическое изображение рейда из журнала Popular Science, Июль 1918 г.

Возможность высадки на бельгийском побережье не была исключена, несмотря на количество отклоненных планов, и в начале 1917 г. Бэкон участвовал в планировании операции «Тишина», высадки трех бригад из 1-й дивизии около Мидделкерке на северной оконечности Западного фронта. Операция зависела от продвижения британских армий в Третьей битве при Ипре и не имела никакого влияния на события в Зебрюгге и Остенде. Если высадка в портах будет успешной, задействованные силы будут обречены, если они не будут освобождены от наступления армий во Фландрии. Бэкон разработал план по разрушению шлюзов в Зебрюгге путем бомбардировки из 15-дюймовых пушек мониторов HMS Erebus, HMS Terror и HMS. Маршал Сульт.

Обстрел должен был производиться с большого расстояния из-за опасности ответного огня из батареи кайзера Вильгельма в Кнокке, что означало наведение на цель 90 с помощью 30 футов (27,4 на 9,1 м) на расстоянии 13 миль (11 морских миль ; 21 км ), используя указания с самолета артиллерийского наблюдения. Бэкон подсчитал, что потребуется 252 снаряда и что для их выстрела потребуется не менее 84 минут. Если попытка началась внезапно и бомбардировочные корабли были закрыты дымовой завесой, немецкие орудия в Кнокке могли не успеть точно ответить огнем до того, как бомбардировка закончилась. Бэкон считал, что разрушение шлюзов стоило жертвы наблюдателя, но невозможно было избежать риска всеми тремя безрезультатными.

План требовал редкого сочетания ветра, прилива и погоды; чтобы получить сюрприз, наблюдатели должны быть на месте до рассвета. Туман и низкая облачность сделали бы невозможным артиллерийское наблюдение с самолета, и ветер должен был бы дуть с узкого диапазона пеленгов, или дымовая завеса была бы перенесена над кораблями и в море, открывая их вид с берега. Маловероятно, что такие условия будут повторяться в течение нескольких дней, поэтому бомбардировка на следующий день маловероятна. Бомбардировочная группа трижды плыла к Зебрюгге, но из-за перемены погоды каждый раз возвращался в Англию. 11 мая Бэкон приказал провести еще одну попытку на следующий день; буй был установлен в 15 милях (24 км) к северо-западу от мола в качестве ориентира, а второй буй был установлен в позиции для бомбардировки. Пеленг был взят от буя к основанию мола в Зебрюгге судном, плывущим от буя к молу, несмотря на туман, уменьшивший видимость до мили, и судно, приближающееся опасно близко к немецкому берегу батареи. Корабль вернулся к бую к 4:45 с указанием пеленга и расстояния. Бомбардировочные корабли заняли позицию, моторные катера выстроились в линию, готовые создать дымовую завесу, а эскорты образовали квадрат вокруг мониторов. Пять эсминцев зигзагообразно обошли флот в качестве прикрытия от подводных лодок, тральщики начали действовать вокруг мониторов, а силы прикрытия крейсировали вдалеке, готовые перехватить вылет немецких эсминцев.

Бомбардировка Зебрюгге, 12 мая 1917 г.

Обстрел начался поздно из-за необходимости буксировать маршала Сула, замедляющего армаду, а также из-за тумана над гаванью. Два самолета артиллерийской разведки Royal Naval Air Service (RNAS) из Дюнкерка, взлетевшие в 2 часа ночи, были вынуждены ждать с 3 часов ночи над Зебрюгге почти два часа. Самолет встретили семь Sopwith Pups из 4 (военно-морской) эскадрильи RNAS, которые патрулировали побережье с 5:45 утра в качестве шести Sopwith Triplanes из 10 (военно-морская) эскадрилья RNAS пролетели над флотом. У одного из самолетов-артиллерийских орудий отказал двигатель, и он совершил вынужденную посадку в Нидерландах; в другом кончился бензин. Стрельба с мониторов началась сразу после 5 часов утра и сначала не дала результатов; многие снаряды не взорвались, в результате чего самолет не мог сигнализировать о падении выстрела. Вскоре после этого бомбардировка стала очень точной, и маршал Сульт поразил цель своим двенадцатым снарядом, а «Эреб» - своим двадцать шестым. Больше всего терроризму помешала потеря одного из самолетов и неразорвавшиеся снаряды; Сообщалось только о 45 из 250 выпущенных снарядов, и самолет наблюдения был вынужден вернуться из-за нехватки топлива в 5:30 утра, в результате чего последние полчаса бомбардировки зависели от расчетной корректировки прицеливания. У двух самолетов-спасателей также были проблемы с двигателем, и они не прибыли.

В первый час бомбардировки реакция немцев ограничивалась зенитным огнем и попытками заглушить радиосвязь самолета наблюдения за артиллерией. Когда прибыли Пупы из 4-й (военно-морской) эскадрильи, вдвое больше их немецких истребителей Альбатрос вступили в бой с ними и с некоторыми самолетами из-за флотилии, которые присоединились к воздушному бою. Британцы заявили, что пять немецких самолетов были сбиты, и флот смог завершить бомбардировку. Третий патруль позже сбил немецкий гидросамолет в гавани Остенде и потерял одного истребителя. В 6 часов утра корабли сняли якорь, когда батарея кайзера Вильгельма открыла огонь. Два гидросамолета, пытавшиеся приблизиться к флоту, были отогнаны гидросамолетами-истребителями, которые сопровождали флот домой. Бэкон вернулся с впечатлением, что бомбардировка прошла успешно, но аэрофотоснимки, сделанные на следующей неделе, показали, что около пятнадцати снарядов упало в пределах нескольких ярдов от ворот шлюза с западной стороны, а четыре снаряда упали так близко с восточной стороны. Бассейн к северу от шлюзов был поврежден, и докам был нанесен некоторый ущерб, но Зебрюгге оставался открытым для немецких эсминцев и подводных лодок. Адмиралтейство пришло к выводу, что если бы наблюдатели были готовы к стрельбе, как только подал сигнал наблюдатель из самолета наблюдения за артиллерией, или если бы стрельба велась повсюду, ворота шлюза были бы поражены. Бэкон готовился к бомбардировке гавани Остенде.

Бомбардировка Остенде, 5 июня 1917 г.

Доки Брюгге и подходы к Остенде и Зебрюгге

Попытки бомбардировки Остенде 26 и 27 мая были прекращены из-за плохой погоды но 4 июня бомбардировочные корабли отплыли к Банку Рател у Остенде; сила бомбардировки была меньше, а сила прикрытия больше, чем во время операции в Зебрюгге, поскольку вероятность внезапности была меньше. Harwich Force предоставил четыре легких крейсера, лидера флотилии и восемь эсминцев в качестве прикрытия у берега Торнтон и вторую волну из четырех легких крейсеров и восьми эсминцев для защиты от нападения с берега Шувен. Стрелковый буй, его пеленг и дальность до цели были установлены с использованием метода Зебрюгге, и корабли сопровождения образовали квадрат вокруг бомбардировочных кораблей.

Синт-Петрус-ан-Паулюскерк, Остенде

Немецкие эсминцы были замечены к востоку от «Рател-банк» в 1:42 утра с помощью HMS Lance, которые направлялись в Остенде, чтобы определить дальность и пеленг цели по прицельному бую. Немецкие эсминцы сорвали две попытки войти в гавань, в результате чего флот остался без данных прицела и полагался на точный счет. Примерно в 2:30 утра со стороны сил прикрытия на север была слышна стрельба, а примерно в 3:00 бомбардировочная группа Motor Launches начала закладывать дымовую завесу. На рассвете берег стал виден, и Бэкон скорректировал положение, ориентируясь на Синт-Петрус-ан-Паулюскерк. Обстрел начался в 3:20 утра, немецкие береговые орудия ответили в течение нескольких минут и стреляли точно по Эребусу и Террору, но безрезультатно.

Британские бомбардировки прекратились в 4:00 утра; флот снялся с якоря в 4:20 утра и отошел на север. Силы прикрытия охраняли корабли с точки на расстоянии 5 миль (5,8 миль; 9,3 км) от них, вступив в бой с двумя немецкими эсминцами, которые пытались достичь Зебрюгге, но затонули. Остенде был более крупной целью, чем Зебрюгге, и его можно было видеть с моря, что облегчало точную стрельбу. Верфь была поражена двадцатью из 115 снарядов, и в отчетах разведки говорилось о затоплении лихтера, UC-катера, повреждении трех эсминцев и о том, что немецкое командование обеспокоено безопасностью побережья.. Если бы Бэкон был в состоянии повторять береговые бомбардировки через короткие промежутки времени, военно-морские операции немцев с побережья Фландрии было бы гораздо труднее организовать. Были запланированы новые бомбардировки, но все они были отложены из-за невыполнения основных условий прилива и погоды. Через несколько месяцев бомбардировки возобновились, но немцы смогли устранить повреждения. Поскольку длительные методические бомбардировки Остенде и Зебрюгге оказались непрактичными, Бэкон прикрепил большой монитор к силам, которые патрулировали прибрежные заграждения, готовые использовать возможности благоприятного ветра и погоды для бомбардировки Зебрюгге и Остенде, что происходило несколько раз, но не имело никакого эффекта на работа портов.

Prelude

Немецкая оборона

К 1917 году немецкая оборона на побережье Фландрии включала кайзера Вильгельма II, тяжелую артиллерийскую батарею в Кнокке, к востоку от канала Брюгге, из четырех 12-дюймовых (300-мм) орудий с дальностью 41000 ярдов (23 миль; 37 км) и батареи Тирпица из четырех 11-дюймовых (280-мм) орудий с дальностью 35 000 ярдов (20 миль; 32 км), 1,5 мили (2,4 км) к западу от Остенде. Еще две батареи были построены в начале 1917 года, и между основными оборонительными сооружениями было много мобильных орудий, окопов и пулеметных гнезд. Единственной уязвимой частью немецкой оборонительной системы были шлюзовые ворота в Зебрюгге, разрушение которых сделало бы канал на Брюгге приливным и резко уменьшило бы количество кораблей и подводных лодок, которые могли пройти по нему.

Британские приготовления

23 февраля 1918 года в Большой флот было подано призыв к добровольцам для специальной службы. Очень немногие из участников знали о цели. Крейсеры, участвовавшие в блокаде, в том числе HMS Vindictive, были оснащены в Чатеме более 2000 рабочих для специального оснащения или (в случае кораблей, которые должны были быть потоплены) для демонтажа ненужного оборудования, включая их мачты. Ирис, Даффодил и подводные лодки были переоборудованы в Портсмуте. Флот встретился в Суин Дип, примерно в 8 морских милях (9,2 мили; 15 км) к югу от Клактон. Первая возможность для рейда была в начале апреля 1918 года, а 2 апреля флот отплыл, и Зебрюгге подвергся бомбардировке 65-й эскадрильей из Дюнкерка. Успех рейда зависел от дымовых завес, защищавших британские корабли от огня немецкой береговой артиллерии, но направление ветра было неблагоприятным, и атака была отменена. Зебрюгге был виден флотом, а флот - немцам в Зебрюгге; семьдесят семь кораблей всех размеров, некоторые с уже выключенными фарами, должны были сделать крутой поворот на запад, чтобы вернуться на свои базы.

Рейд
Блокирование Зебрюгге

Секунда покушение было предпринято 23 апреля в связи с рейдом в соседнюю гавань Остенде. Рейд начался с диверсии против протяженного в милю зебрюгге мол, возглавляемого старым крейсером Vindictive с двумя паромами Мерси, Daffodil и Ирис II. Три корабля сопровождали две старые подводные лодки, которые были заправлены взрывчаткой, чтобы взорвать виадук, соединяющий мол с берегом. Мстительным было высадить отряд из 200 моряков и батальон Королевской морской пехоты у входа в канал Брюгге-Остенде, чтобы уничтожить немецкие артиллерийские позиции. Во время посадки ветер изменился, и дымовая завеса, прикрывавшая корабль, была сдвинута в сторону от берега. Морские пехотинцы сразу же попали под массированный огонь и понесли большие потери. Vindictive был замечен немецкими артиллеристами и вынужден приземлиться не в том месте, что привело к потере мощной артиллерийской поддержки морской пехоты. В конце концов подводная лодка HMS C3 под командованием лейтенанта Ричарда Сэндфорда разрушила виадук, когда взорвался его подрывной заряд.

Попытка потопить три старых крейсера, чтобы заблокировать поток входящий и исходящий трафик из порта Брюгге-Зебрюгге не прошел. Провал нападения на мол Зебрюгге привел к тому, что немцы сосредоточили свой огонь на трех блокирующих кораблях: HMS Thetis, Intrepid и Iphigenia, которые были заполнены с бетоном. Фетида не добралась до входа в канал после того, как наткнулась на препятствие и была затоплена преждевременно. Два других корабля были потоплены в самом узком месте канала. Подводные лодки C1 (лейтенант А.С. Ньюболд) и C3 были старыми, укомплектованными добровольными экипажами из еще одного офицера и четырех рядовых. У них было пять тонн аматола, упакованных в их передние части, и их нужно было загнать в виадук, а затем взорвать, чтобы предотвратить усиление немецкого гарнизона на моле. Экипажи должны были покинуть свои подводные лодки незадолго до столкновения с виадуком, предоставив подводным лодкам возможность управлять самостоятельно. При переходе из Дувра C1 расстался со своим буксиром и прибыл слишком поздно, чтобы принять участие в операции. Сэндфорд решил направить C3 в путепровод вручную, вместо того, чтобы полагаться на автоматическую систему.

Последствия

Анализ

Канал заблокирован после рейда; (Слева направо) HMS Intrepid, HMS Iphigenia и HMS Thetis. Препятствия недостаточно, чтобы помешать подводным лодкам выйти в море во время прилива.

В 1931 году официальный историк сэр Генри Ньюболт писал, что перед рейдом две подводные лодки вошли или покинули Фландрию. баз каждый день и продолжалось с той же скоростью в течение недели после рейда. Блок-корабли были потоплены в неправильном положении, и канал был заблокирован только на несколько дней. Немцы сняли два пирса на западном берегу канала возле блочных кораблей и вырыли канал через ил возле их кормов. Во время прилива подводные лодки могли двигаться по новому каналу мимо блок-кораблей.

Среднее количество проходов сохранялось до июня, когда скорость упала примерно до одной подводной лодки в день, в некоторой степени из-за бомбардировка Зебрюгге 9 июня. После устранения повреждений скорость движения подводных лодок не вернулась к уровню до рейда. Ньюболт посчитал, что сокращение движения было вызвано отзывом некоторых подводных лодок в Германию в июне после сообщений о том, что операции в Дуврском проливе стали слишком опасными. Обычное средство в виде увеличения числа налетов эсминцев было невозможно из-за трудности использования Зебрюгге в качестве гавани.

Ньюболт писал, что набег на Зебрюгге был частью кампании против подводных лодок, которая длилась пять месяцев. использование патрулей и минных полей для закрытия проливов, и это продолжалось, несмотря на самые разрушительные вылазки, совершенные немцами во время войны. Британские противолодочные меры привели к неуклонному истощению подводных лодок Фландрии, и нападение на Зебрюгге произошло, когда германская блокада Великобритании должна была резко сократить ресурсы и выносливость Британской империи. Новости о рейде были умело использованы для поднятия боевого духа союзников и предвещания победы. Possunt quia posse videntur («Они могут, потому что думают, что могут»). Бэкон писал в 1931 году, что он был морским командиром, хорошо знающим приливные и навигационные условия в районах Остенде и Зебрюгге; Операционные неудачи были частично связаны с назначением Киза (адмиралтейства) и его изменениями в планах, которые заложил Бэкон.

Потери

Из 1700 человек, участвовавших в операции, SF Wise записал в 1981 году 300 человек были ранены и более 200 убиты. Кендалл назвал 227 погибших и 356 раненых. Эсминец HMS North Star был потоплен. Среди погибших был командир звена Фрэнк Брок, человек, который изобрел дымовую завесу и руководил ею. Большинство пострадавших были похоронены в Англии либо потому, что они умерли от ран в пути, либо потому, что выжившие нашли свои тела, чтобы репатриировать их. На участке Зебрюгге на кладбище Святого Джеймса в Дувре есть девять неизвестных и пятьдесят мужчин, которые умерли 23 апреля 1918 года, но большинство погибших было возвращено их семьям для местных захоронений. Потери немцев составили восемь убитых и шестнадцать раненых.

Крест Виктории

Рейд на Зебрюгге был продвинут пропагандой союзников как победа Великобритании и в конечном итоге привел к вручению восьми крестов Виктории. 4-й батальон Королевской морской пехоты был награжден Крестом Виктории за это действие. Согласно Правилу 13 ордера Виктория Кросс, было предусмотрено голосование для выбора получателей. В правилах Креста Виктории указано, что таким образом должны быть присуждены четыре креста Виктории (один офицер, один унтер-офицер и два других звания), они не были соблюдены, и были присуждены только два креста Виктории. Это был последний раз, когда кресты Виктории награждались бюллетенями, хотя правило оставалось в пределах ордера на крест Виктории. В знак уважения к тем, кто участвовал в рейде, Королевская морская пехота так и не собрала еще один четвертый батальон. Аналогичным образом был проведен бюллетень для экипажей штурмовых судов Zeebrugge Mole (Vindictive, Royal Daffodil и Iris II) и начавших набег групп. По итогам голосования кресты Виктории были вручены Альберту Эдварду Маккензи и Альфреду Карпентеру.

Поминовение

23 апреля 1964 года некоторые из 46 выживших в рейде семей, мэр Дила и большой почетный караул Королевской морской пехоты провели службу поминовения погибших товарищей в казармах Королевской морской пехоты в Диле; в память об этом было посажено дерево возле квартиры офицеров. Собравшимся было зачитано послание от Уинстона Черчилля бывшим военнослужащим, и об этом событии было сообщено в газете The Deal, Walmer and Sandwich Mercury 23 и 30 апреля 1964 года. В Дувре есть два мемориала: Колокол Зебрюгге с мемориальной доской в ​​ратуше, подаренный Дувру королем бельгийцев в 1918 году, и мемориал Зебрюгге на кладбище Сент-Джеймс, где регулярно проводится поминальная служба.

Галерея
Боевой порядок

боевой порядок Королевского флота при набегах на Зебрюгге и Остенде: 22 апреля 1918 г.

См. Также
  • icon Портал Первой мировой войны
Примечания
Сноски
Ссылки

Книги

Дополнительная литература

Книги

  • Карпентер, капитан AFB (1922). Блокировка Зебрюгге. Лондон: Герберт Дженкинс. OCLC 1866877. Проверено 3 июля 2013 г.
  • Coleman, E.C. (2014). Никаких пирровых побед: набеги 1918 года на Зебрюгге и Остенде. Радикальная переоценка. Страуд: История Press. ISBN 978-0-7509-5849-3.
  • Лейк, Д. (2002). Рейды Зебрюгге и Остенде 1918. Барнсли: Книги о ручке и мече. ISBN 978-0-85052-870-1.
  • МакГреал, Стивен (2008). Рейды Зебрюгге и Остенде. Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-84415-608-5.
  • Питт, Б. (2003) [1958]. Зебрюгге: Одиннадцать венчурных капиталистов перед завтраком (изд. Phoenix). Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-36340-7.
  • Питт, Барри (1958). Зебрюгге: День Святого Георгия, 1918. Лондон: Кассель. OCLC 2414535.
  • Принс, С. (2010). Блокирование Зебрюгге - Операция Z-O 1918. Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84603-453-4.
  • Терри, С.С. (1919). Остенде и Зебрюгге 23 апреля - 19 мая 1918 г.: депеши вице-адмирала сэра Роджера Киза и другие рассказы об операциях. Лондон: ОУП. OCLC 543493. Проверено 18 октября 2013 г.
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Raid Zeebrugge.
Последняя правка сделана 2021-06-23 07:52:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте