Wasp | |
---|---|
Westland Wasp HAS.1 в Royal Военно-морской флот маркировка | |
Роль | Вертолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Westland Helicopters |
Первый полет | 28 октября 1962 |
Введение | 1963 |
В отставке | 2000 (Королевский флот Малайзии ) |
Основные пользователи | Королевский флот. Королевский флот Новой Зеландии. Королевские Нидерланды Военно-морской флот. Королевский флот Малайзии |
Количество построенных | 133 |
Разработан на основе | Saro P.531 |
Westland Wasp был небольшой британской турбиной 1960-х годов., корабельный противолодочный вертолет. Произведен Westland Helicopters по той же программе P.531, что и британской армии Westland Scout, и был основан на более раннем Saunders-Roe Skeeter с поршневым двигателем. Он отвечал требованиям Королевского военно-морского флота в отношении вертолета небольшого размера. Достаточно, чтобы приземлиться на палубу фрегата и нести полезный груз из двух самонаводящихся торпед.
«Оса» потопила один корабль в бою, серьезно повредив подводную лодку ARA Santa Fe в 1982 году во время войны за Фолклендские острова.
Увеличивающаяся скорость и дальность атаки подводной лодки угрозы, а также увеличенная дальность, на которой эта угроза могла быть обнаружена, привели к требованию Королевского флота о «пилотируемом торпедоносном вертолете» (MATCH). Современное корабельное вооружение не имело необходимой дальности, поэтому MATCH, по сути, был оружием противостояния, когда вертолет доставлял торпеду или другое оружие к цели и получал инструкции, когда и где ее сбросить. В отличие от более крупного Wessex, «Оса» не имела собственного гидролокатора и работала строго в партнерстве со своим головным кораблем, другими кораблями или другими противолодочными кораблями.
Первая «Оса» на выставке SBAC 1962 г., за месяц до первого полетаПервый прототип Saro P.531 поднялся в воздух 20 июля 1958 года, причем прототипы подвергались детальным испытаниям Королевским флотом, включая оценку нескольких различных компоновок ходовой части, прежде чем остановиться на окончательном договоренность. Заказ на предсерийную партию двух "Си Скаутов" был размещен в сентябре 1961 года. Первый полет двух предсерийных Wasp состоялся 28 октября 1962 года. Вскоре началось полное производство, всего 98 закуплено для RN.. «Оса» успешно экспортировалась в Бразилию, Нидерланды, Индонезию, Малайзию, Новую Зеландию и . Южная Африка. Всего было построено 133 самолета.
Wasp был по сути морским Scout, действительно, изначально он должен был называться Sea Scout, и отличался в основном деталями конструкции. Он имел уникальную 4-колесную поворотную ходовую часть, которая позволяла самолету маневрировать на небольшой качающейся кабине экипажа. «Оса» обладала способностью «отрицательного шага» от лопастей несущего винта, что позволяло самолету «прилипать» к палубе до тех пор, пока не были прикреплены найтовы. Дополнительная топливная цистерна была установлена в полу кабины, а хвостовая балка и лопасти несущего винта складывались, чтобы их можно было разместить в небольших ангарах, приспособленных для сопровождения вертолетов первого поколения. Он был оснащен лебедкой над задней дверью правого борта, а также имел возможность нести подвешенные грузы от полуавтоматического устройства сброса груза, установленного под фюзеляжем. С экипажем из 2 человек (пилот и ракетчик-наведчик / летчик) и способностью разместить 3 пассажира Wasp был полезен для транспортных миссий на короткие расстояния и для эвакуации раненых с местом для носилок, установленных поперек задней части салона.
Более поздние модификации включали возможность нести управляемую ракету Nord SS.11, установку прицела Aimers на левой крыше кабины и установку больших надувных аварийных поплавков в спонсоны по обе стороны от кабины для предотвращения опрокидывания тяжелого воздушного судна в случае кувырка. SS.11 имел ограниченную дальность поражения небольших надводных целей, таких как патрульные катера или береговые позиции, и позже был заменен на AS.12, который фактически имел удвоенную дальность.
Wasp HAS.1 был введен на службу в роли малых кораблей в 1964 году после интенсивных испытаний 700 (Вт) IFTU с июня 1963 по март 1964 года. Он выполнял эту основную роль с 829-я морская авиационная эскадрилья, но также в учебных частях для снабжения экипажей для линии фронта с 706 NAS в период с 1965 по 1967 год и в 703 NAS в период с 1972 по 1981 год. Планеры также служили для легкой связи в штурмовых эскадрильях Commando, 845 NAS и 848 NAS до 1973 года. Хотя он эффективен как убийца подводных лодок, его лучше всего использовать в паре с Уэссекс Охотник за подводными лодками HAS.3. В конце 1970-х годов на смену Wasp пришла модель Westland Lynx.
25 апреля 1982 года аргентинская подводная лодка ARA Santa Fe была замечена вертолетом Wessex с корабля HMS Antrim. "Уэссекс" и Westland Lynx HAS.2 с HMS Brilliant затем атаковали его с помощью глубинных бомб, торпеды Mk 46, а также атаковал его с помощью GPMG. «Оса», запущенная с HMS Plymouth, и две «Осы», запущенные с HMS Endurance, выпустили противокорабельные ракеты AS.12 по подводной лодке, добившись попадания. Санта-Фе был поврежден достаточно сильно, чтобы не допустить ее погружения. Экипаж оставил подводную лодку у пристани на Южной Георгии и сдался британским войскам, став первой жертвой морской войны, а также первым непосредственным столкновением оперативной группы Королевского флота.
Последняя «Оса» была окончательно снята с вооружения в 1988 году, когда был списан последний из фрегатов типа 12 класса «Ротсей».
Оса поступила на вооружение Королевского малайзийского корабля. ВМФ довольно поздно, по сравнению с другими странами, закупившими самолет. Она присоединилась к RMN 8 апреля 1988 года. У Wasp была относительно короткая карьера в этом флоте, и они были выведены из эксплуатации всего десять лет спустя, когда их заменили Eurocopter Fennec.
Первые четыре из возможных девятнадцати Wasp были приобретены Королевским флотом Новой Зеландии в 1966 году и сразу же были назначены на новый фрегат класса Leander, HMNZS Waikato. Они выполняли множество задач, а также участвовали в Армилловом патруле в Персидском заливе в течение 1980-х годов. На «Осах» летали пилоты РНЗН, но обслуживались они наземными бригадами No. 3-я эскадрилья RNZAF.
В 1997 году четыре Wasps выполнили облет, отметив прибытие нового фрегата Anzac-class , HMNZS Te Kaha.
«Оса» прослужила 32 года в RNZN, уйдя на пенсию в 1998 году, в том же году, когда HMNZS Waikato, который первым оперативно развернул «Осу» в Новой Зеландии, был выведен из эксплуатации. Их заменили на SH-2 Seasprite в качестве остановки до прибытия их SH-2G (Новая Зеландия).
С Королевским флотом Нидерландов начиная с В конце 1960-х, после пожара на борту HNLMS Karel Doorman, противолодочные обязательства НАТО были взяты на себя эскадрильей вертолетов Westland Wasp, эксплуатируемых с шести противолодочных противолодок класса Van Speijk фрегаты. Береговая база находилась в Де Кой. В период с ноября 1966 по июнь 1967 года 860-я военно-морская эскадрилья Королевского флота Нидерландов получила 12 вертолетов Wasp, которые использовались с фрегатов типа Van Speijk как AH-12As и выполняли функции противолодочной обороны. Последние из Dutch Wasps были в конечном итоге выведены из эксплуатации в 1981 году, когда их заменили Westland Lynx.
«Оса» также состояла на вооружении бразильского, индонезийского и южноафриканского флотов. Все индонезийские самолеты являются бывшими голландскими самолетами и были последними самолетами этого типа, находящимися на действительной службе.
Последний из десяти избыточных вертолетов ВМС Нидерландов, отремонтированных Westland для ВМС Индонезии, был спущен на мель в 1998 году. Вылетал в составе 400-й эскадрильи (400 RON) из NAS Juanda, и когда в море находился на борту бывших вертолетов ВМС Индонезии. Королевский флот Великобритании фрегаты типа Tribal и бывший голландский флот Van Speijk-class.
ВМС Бразилии эксплуатировали Wasp как UH-2 и UH-2A, получив три новых вертолета постройки в апреле 1966 года и еще семь вертолетов бывшего Королевского флота в 1977 году. 1º Esquadrão de Helicópteros de Emprego Geral (HU-1) управлял вертолетами с эсминцев класса Gearing и Allen M. Sumner ВМС и фрегатов класса класса Niterói.
ВМС ЮАР получили свою первую партию из десяти самолетов новой постройки в 1963 году, за которой последовала поставка второй партии из еще восьми с 1973 года. Хотя из-за введенного Международным эмбарго на поставки оружия было поставлено только шесть. о Южной Африке во времена режима апартеида. На «Оса» летали 22 эскадрильи с Истерплаат, впоследствии в 1976 году это подразделение стало 22-й эскадрильей морского командования. Вертолеты эксплуатировались с фрегатов президентского класса военно-морского флота. Южноафриканский флот также приобрел один бывший планер Сил общественной безопасности Бахрейна в качестве учебного планера для поддержки своей программы Wasp. Южноафриканский флот отозвал свою последнюю Wasp в 1990 году.
Небольшое количество вертолетов все еще используется военными и техническими колледжами для технического обслуживания и инженерной подготовки.
Данные Westland Aircraft с 1915 г.
Общие характеристики
Производительность
Вооружение .
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Westland Wasp. |