Винченцо Бренна

редактировать
Винченцо Бренна
Портрет Винченцо Бренна (Карделли, Ритт).jpg Гравюра Карделли, около 1800 г.
Родился20.8.1741. Рим
Умер1820. Дрезден
НациональностьИталия
Alma materШкола Стефано Поцци
Род занятийАрхитектор
ЗданияМихайловский замок
ПроектыГатчина и Павловский дворец

Винченцо Бренна (1747-17 мая, 1820) был итальянским архитектором и художником, домовым архитектором Павла I в России. Бренна была нанята Полом и его супругой Марией Федоровной в качестве декоратора интерьеров в 1781 году и к концу 1780-х годов стала ведущим архитектором пары. Бренна работала над Павловским дворцом и Гатчиной дворцами, перестраивала Исаакиевский собор и, в первую очередь, создавала Михайловский замок в Св. Петербург. Большинство его архитектурных работ были созданы одновременно во время краткого правления Павла (ноябрь 1796 г. - март 1801 г.). Вскоре после того, как Пол был убит в ходе дворцового переворота, Бренна, известная мошенничеством и хищениями, с трудом допускаемыми его покойным покровителем, ушел на пенсию и уехал из России, чтобы жить без приключений. Саксония.

Бренна так и не достиг уровня своих более известных современников Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон и Василий Баженов и вскоре был превзойден своим собственным стажер Карло Росси. Тем не менее историки Игорь Грабарь, Николай Лансере и Дмитрий Швидковский хвалили его за искренний и неограниченный натурализм его графических работ и считали его быть водоразделом между эпохой Просвещения и романтизмом в русской архитектуре.

Содержание
  • 1 Семейные корни и образование
  • 2 Из Польши в Россию
  • 3 Гатчина
  • 4 Павловск
  • 5 Михайловский замок
  • 6 Частная жизнь и пенсия
  • 7 Критическое оценка
  • 8 Бренна в художественной литературе
  • 9 Ссылки и примечания
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки
Семейные корни и образование

Бренна принадлежала старому Тичино Семья, разделившаяся на две ветви, каменщиков (Бренно) и художников (Бренни) не позднее последней четверти 17 века. Каменщики и специалисты по мрамору Карл Антонио и Франческо Бренно работали в 1680-х годах в Зальцбурге. Карл Энрико Бренно (Бреннус) вырезал замысловатые гробницы в Дании и Гамбурге, но был более известен своими мраморными работами в Фреденсборге, Кристиансборге и Клаушольме дворцы. Джованни Баттиста Бренно, специалист по лепнине, работал в Баварии. Другая ветвь родила трех братьев Бренни (род. В 1730-х гг.), художников-фресков. Винченцо Бренна, сын Франческо, родился в 1747 году в Флоренции (источники 19-го века называют его уроженцем Рима, возможно, из-за его подписи дель кавалер Бренна Романо). Неясно, принадлежал ли Винченцо Бренна к ветви Бренно или Бренни.

С 1767 года Бренна изучал ремесла в римской мастерской Стефано Поцци вместе со своим более известным современником Джакомо Кваренги. Кваренги, который склонялся к живописи, обратился в архитектуру под влиянием Бренны, а позже даже дал Бренне, которая была на три года моложе Кваренги, заслугу как «моего первого учителя архитектуры». Самому Бренне не повезло с осязаемой архитектурой; вместо этого, по поручению Папы Климента XIII, он обследовал реликвии Рима вместе с Францишком Смуглевичем. Их рисунки с гравировкой были опубликованы в конце 1770-х годов как Vestigia delle Terme di Tito. Другой набор рисунков Бренны, созданных не позднее 1781 года и выгравированных Джованни Кассини, был опубликован в трех листах (380 листов) с 1781 по 1788 год. Неизвестно, была ли у Бренны возможность встретиться с Чарльзом Кэмероном, который также исследовал Рим в 1770-х годах, до прибытия Бренны в Россию. В конце концов Бренна «пришла к более театральной концепции античности, чем шотландская» и создала архитектуру, радикально отличную от архитектуры Камерона.

От Польши до России
Бани Тита от Vestigia delle Terme di Tito - Смуглевич, Бренна и Карлони

Вернувшись в Италию, Бренна встретила Станислава Костку Потоцкого, хорошо образованного и богатого любителя, нуждающегося в профессиональных художниках. Бренна последовал за Потоцким в Польшу, где он подготовил два проекта церкви в Уяздове. Он получил заказы на украшение дворца Потоцких в Натолине, за что «компенсировал» себя из коллекции произведений искусства своего патрона. Эти два расстались в горьком конфликте; «Воровство Бренны, двурушничество и дезертирство его благодетеля Потоцкого ради будущего царя кажутся самыми жестокими из всех». Согласно Лансере, Бренна также написала фресок в Варшаве для короля Станислава Августа Понятовского.

В конце 1781 года русский наследник Павел ( правил Павел I в России ) и его супруга Мария, путешествуя по Гранд-тур по Европе под тонким обличьем графа дю Норда, заметили работы Бренны в Варшава. Пол, зная, что Чарльзу Кэмерону нужны декораторы интерьера для его Павловского дворца, предложил Бренне работу в Павловске. Бренна и его помощник были официально наняты Марией с начальным годовым окладом в 200 рублей. Самые свежие источники (Швидковский) датируют приезд Бренны в Россию началом 1784 года; Лансере описал русские черновики Бренны, датированные 1783 годом.

Между тем, когда Пол и Мария были в Европе, Кэмерон начал проявлять признаки отвращения к их вмешательству в его работу. Придворные посредники на некоторое время подавили конфликт, но к 1785 году Мария сама устала от предполагаемой неэффективности Кэмерона и предупредила его, что он не увидит никаких новых комиссий. Влияние Кэмерона угасло, влияние его помощников, включая Бренну, выросло, отчасти благодаря напористому, самоуверенному поведению итальянцев. Честолюбивая Бренна застала в гуще событий «дворцовой битвы », дорогостоящего идеологического противостояния между Екатериной и Павлом, «скрытого от непосвященных, но известного суду». Екатерина сделала первый ход, разрушив баженовские готические башни Царицынского дворца. Кэмерон, уволенный Полом, стал второй жертвой. Пол подозревал его в выполнении приказа Кэтрин: Кэмерон построил для него «явно закрытый мир», а не императорский дворец. Бренна, уже доверенная слуга Пола, была идеальной заменой. По словам Лансере, Поль использовал Бренну для визуализации своих архитектурных фантазий еще в 1783–1785 годах. Мария также благоволила Бренне; в 1787 году она написала, что она «очарована возвращением Бренны к работе», унаследованной от Кэмерона.

К 1789 году (Швидковский: 1786) Бренна, наконец, получил свой первый осязаемый архитектурный проект, реконструкцию кабинета Павла в Павловск. В 1794 году Бренна была награждена земельным участком недалеко от Павловского дворца. Доверенный парикмахер Пола граф, еще один павловский домовладелец, стал первым частным клиентом Бренны; он заказал летнюю дачу в «средневековом стиле». К этому времени Бренна зарабатывала 750 рублей в год, но когда Павел взошел на престол в 1796 году, зарплата Бренны достигла 3550 рублей.

Гатчина
Интерьеры Гатчинского дворца в 1877 году

Гатчинский дворец, завершен Антонио Ринальди в 1781 году, стал резиденцией Павла в 1783 году; формально это была его собственность, а Павловск перешел в собственность Марии Федоровны. Пол связал стиль Ринальди с братьями Орловыми, убийцами его отцов, и немедленно начал реконструкцию дворца. Личные апартаменты Павла и Марии были оформлены в строгом стиле с использованием недорогих материалов, в отличие от роскошно оформленных общественных залов. До 1790 года Павел жил спокойной помещичьей жизнью, но в последние шесть лет правления Екатерины (1790–1796) Гатчина стала базой для частной военизированной партии Павла, названной или остготами.

В 1793 году Бренна спроектировал Площадь Коннетабля, построенная по образцу Шато де Шантильи. В 1796 г. Павел начал строительство военной базы для своих доверенных гатчинских войск; в проекте, возглавляемом Бренной, также работали Баженов, Иван Старов, Андреян Захаров и Николай Львов, архитектор Приоратского дворца. Примерно в то же время Бренна расширил сам дворец, дополнив его двумя квадратными боковыми крыльями. Согласно исследованиям Лансере архивных архитектурных чертежей, сначала Пол поручил Бренне спроектировать эти крылья как одноэтажные здания, затем двухэтажные и, наконец, трехэтажные, на уровне центрального ядра Ринальди. Архивные свидетельства не позволяют надежно отнести другие строения Гатчины к Бренне; после вознесения Павла он сохранил общее руководство над Гатчинским проектом, но большую часть времени проводил, работая над Михайловским замком.

Бренна также завершила серию новых, в то время фантастических, дворцовых проектов, отражающих видения Павла. Некоторые из этих проектов, датированные 1783–1785 гг., Являются прямыми предшественниками Михайловского замка; согласно Лансере, эти ранние эксперименты объясняют «ошеломляюще быстрый» (русский : умопомрачительно быстро) темп этапа проектирования замка.

Павловск
Руины Крепость Бип (безумие Павла ) в Павловске

Основные пристройки Бренны к Павловскому дворцу материализовались после восшествия Павла на престол; архитектор подготовил проекты зимой 1796-1797 гг., и работа началась весной 1797 г. К лету 1799 г. Бренна завершил расширение скромных боковых крыльев Камерона в просторные частные апартаменты для Пола и Марии и добавил новые крылья для их свиты., почти завершая окружность овала Cour d'honneur. Однако дворец сохранил внешний вид открытого фасада, а окружность видна только на планах или аэрофотоснимках. Павловские интерьеры в той или иной степени сохранили признаки камероновского стиля и не могут быть достоверно отнесены к конкретному архитектору, за исключением апартаментов императрицы Марии, безоговорочно приписываемой Бренне, и ремонта Андрея Воронихина после пожара 1803 года.

Крепость Бип, построенная на месте настоящих шведских фортов Великой Северной войны, была любимым безумием Павла с 1778 г. Павел даже назвал Бип настоящей крепостью в официальный армейский регистр. Существующее строение было завершено Бренной в 1797 году и в нем размещались офисы Мальтийского ордена.

Бренна также спроектировал и построил Павловскую резиденцию для великих князей Александра и Константина <31.>. Завершенный в декабре 1798 года, он первоначально предназначался для матери императрицы Марии и со временем стал частной резиденцией Константина. В XIX веке весь первоначальный стиль Бренны был утерян.

Замок Святого Михаила
оригинальный рисунок Бренны 1797 года

В мае 1782 года Поль, граф дю Нор, встретился с Шарлем-Луи Клериссо в Шантийи. Клериссо, который знал, что им восхищается мать Поля, отругал русского наследника за то, что он не обратил на него внимания раньше, и пообещал сообщить Екатерине о «неуважении» Павла. Этот горький обмен еще больше оттолкнул Павла от Просвещения Классицизма , практикуемого Екатериной ; Пол сформировал мнение о неоклассическом искусстве как о сухом, эмоционально неадекватном воспроизведении антиквариата. Вместо геометрических садов Андре Ленотра, Поль принял зарождающийся романтизм и английскую концепцию ландшафтных парков. Согласно Дмитрию Швидковскому, архитектор и император разделяли Романтическое видение искусства; эта эмоциональная связь объясняет выживание Бренны при дворе иррационального царя.

Проектирование и строительство Михайловского замка начиналось по крайней мере 13 раз с 1784 года; в конце концов, Пол положился на Бренну и своего ученика Карло Росси. Василий Баженов был вовлечен в один из ранее неудачных проектов; Эта информация, неверно истолкованная в XIX веке, привела к широко распространенному заблуждению о том, что замок был спроектирован совместно Бренной и Баженовым. Пол в своей обычной манере назначил Баженова наставником Бренны , но все творческие и деловые вопросы решала одна Бренна. Замок оказался не неоклассическим зданием, а «редким примером императорского дворца, искренне напоминающим романтическую эпоху».

Вид 1801 года. Акварель Джакомо Кваренги

Павел распорядился о строительстве замка. замок в ноябре 1796 года, через три недели после смерти Екатерины. На снос старых построек на месте ушло два месяца; закладка фундамента была отмечена в феврале 1797 года, но реальная работа началась 11 марта, ровно за четыре года до убийства Павла. Первоначальная смета расходов достигла 1,5 миллиона рублей золотом, не считая внутренней отделки

Павел закрыл проекты Екатерины в Царском Селе и отдал лишнюю рабочую силу в распоряжение Бренны. Он хотел, чтобы внешний вид замка был завершен к концу 1797 года, поэтому работа на месте, в которой было задействовано до 6000 человек, продолжалась днем ​​и ночью, в то время как всем остальным жителям Санкт-Петербурга было приказано спать после сумерек. Действительно, стены замка и близлежащего Exerzierhaus (Дом верховой езды) были построены (но не закончены в камне) к концу октября 1797 года. Бренна, понимая, что существующие меры управления проектом задерживают завершение, потребовал устранения весь финансовый контроль и посредников между ним и Полом. Пол согласился и позволил Бренне неограниченный доступ к государственным финансам; в итоге общая стоимость Замка достигла шести миллионов рублей золотом.

Хотя Пол и Бренна потратили миллионы на отделку и художественные работы, они ввели ненужный контроль на такие важные работы, как кровельный и дренаж участка ; железной крышей замок был увенчан железной крышей только в 1799 году. Строение было объявлено готовым к заселению только в начале 1800 года, за четырнадцать месяцев до смерти Павла, но церемония «заселения» была отложена до ноября 1800 года. Влага внутри бального зала была так высоко, что свет свечи не мог пробить стену тумана; Павел и Мария уехали и вернулись в замок только 1 февраля 1801 года.

Несмотря на все неудачи, четырехлетний период строительства был беспрецедентным для большого дворца; Современники и современные историки сходятся во мнении, что Бренна проявил себя способным руководителем проектов. Помимо Михайловского замка, он еще отвечал за работы, выполняемые в Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе ; он управлял сотнями поставщиков и подрядчиков, нанимал европейских художников, выжимал скидки у торговцев, организовывал геологические экспедиции на поиски надлежащих гранитных месторождений. В отличие от Кэмерона, Бренна никогда не колеблясь поручала менее компетентных художников «заполнить пустоту» и составить график; он сосредоточился на всей картине и не стремился к совершенству в деталях.

Частная жизнь и пенсия
Театр Антонио Касасси, последнее здание Бренны, стоял на месте современного Александринского театра

Мало что известно о личной жизни Бренны и даже о его внешности. Единственный существующий портрет Бренны как мужчины средних лет имеет определенное сходство с изображениями Павла I, возможно, преднамеренная лесть. Другой идеалистический образ Бренны был нарисован на плафоне замка Святого Михаила посредственным помощником, который использовал ту же модель для амуров и государственных деятелей.

Бренна вышла замуж за Марию Трауэнфельд., чей отец работал у Фридриха Евгения, отца императрицы Марии. Точная дата свадьбы неизвестна; Вероятно, это произошло вскоре после приезда Бренны в Россию. У них была дочь, которой в 1798 году было около шестнадцати лет, и дальнейшая жизнь которой неизвестна (ее имя не значилось в иммиграционных записях, когда Бреннас уехал). Бренны вели скромный образ жизни в Павловске и Гатчине, пока Бренна не переехала в Санкт-Петербург в 1796 году. В 1798 году они переехали в бывшую резиденцию Трауэнфельдов; Бренна купила это здание за месяц до убийства Пола.

Бренна, будучи главным закупщиком произведений искусства при дворе Пола, собрала замечательную коллекцию произведений искусства, в том числе работы Микеланджело, Рембрандта. и Тициан. Недобросовестное обращение Бренны с государственной казной непоправимо запятнало его репутацию. Сам Пол знал о проступках Бренны, и ему приписали каламбур на французском языке : «Voila l'architecte qui vole» (voler можно интерпретировать как взлетать, так и воровать). Владимир Стасов обвинил Бренну в физическом краже произведений искусства из коллекции Эрмитажа.

Последним зданием Бренны в Санкт-Петербурге был деревянный театр, построенный по заказу в 1801 году; в 1832 г. Карло Росси заменил его нынешним зданием Александринского театра. Убийство Павла (11 марта 1801 г.) и восшествие Александра I в России означало конец карьеры Бренны; его даже не пригласили для украшения похорон. Александр явно отдавал предпочтение искусству Кваренги и Андрея Воронихина. Семейный совет решил уехать из России в Саксонию ; другие итальянцы (, Джузеппе Сарти ) последовали за ним по разным причинам. Жена Бренны, тесть и некоторые из его учеников уехали в мае 1802 года.

Бренна осталась в Санкт-Петербурге, чтобы уладить свои финансы. Он продал свои художественные ценности и в январе 1802 года подал прошение об отставке Марии Федоровне, которая назначила ему годовую пенсию в размере 3525 рублей (половину его жалованья). Бренна также обратилась к Александру с просьбой о повышении, и ее жестко провели к двери; его пенсия, присуждавшаяся при условии, что Бренна останется в России и сможет получить профессиональные консультации, была уменьшена до 2 000 рублей. В августе 1802 года Бренна уехала из Санкт-Петербурга в Дрезден в сопровождении верного Росси.

Бренна больше не работала практическим архитектором. Русские путешественники, посетившие его после окончания наполеоновских войн, отмечали очевидную посредственность его произведений этого периода. Скульптор писал: «Злой старик! Он не знает, насколько плохи его картины». После смерти Бренны в Дрездене в 1820 году его вдова умоляла российского министра иностранных дел Карла Нессельроде о помощи, но Нессельроде рассудил, что она сохранила по крайней мере часть состояния Бренны, сделанного в России, и отказал в помощи.

Критическая оценка

Историки сходятся во мнении, что по таланту Бренна и близко не уступал таланту его именитых соперников (Баженов, Камерон, Кваренги) или его ученика Карло Росси. Обсуждалась степень таланта Бренны или посредственность.

Игорь Грабарь хвалил Бренну за крайнюю степень натурализма в его работах и ​​считал Бренну водоразделом между натурализмом XVIII века и стилизацией Стиль ампир. Николай Лансере, написавший биографию Бренны в 1935–1938 годах, назвал Бренну «последней искрой искусства 18 века» и отметил, что его натурализм вновь проявился в середине 19 века., но эклектичным архитекторам этого периода не удалось воспроизвести здоровый реализм Бренны; только Росси сумел совместить достоинства Бренны и Кваренги. Лансере отметил слабость Бренны в планах замыслов, назвав их «беспомощными и примитивными», и похвалил его за почти идеальные фасады Михайловского замка.

Дмитрий Швидковский подробно остановился на этом. теория «водораздела», связывающая искусство Бренны с его римскими исследованиями: «Не будучи приверженцем строгой античности, как Камерон, он был в состоянии совместить торжественный образ императорского Рима с повышенной доромантической эмоциональностью. Время в его работах в России кажется почти сублимированным. из-за влияния имперского покровителя, который хотел полного разрыва с екатерининскими традициями... Павел был первым императором эпохи романтизма, Бренна была предшественник романтического неоклассицизма ».

Бренна в художественной литературе

Бренна, которую играет Александр Григорьянц, появляется в российском фильме 2003 года« Бедный, бедный Павел »с участием Виктора Сухорукова как Пол и покойный Олег Янковский как Граф Пален. Фильм основан на пьесе 1908 года «Павел I» по пьесе Дмитрия Мережковского.

В фильме Бренна изображена намного моложе, чем он был на самом деле во время правления Пола, и не имеет ничего общего с настоящим портретом Бренны. Он призывает «побольше золота»! отражают щедрое использование золотой краски настоящей Бренной, хотя в фильме отсутствует тема растраты Бренны.

Ссылки и примечания
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Винченцо Бренна.
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-18 14:02:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте