Чарльз Кэмерон (архитектор)

редактировать
Чарльз Кэмерон
Чарльз Кэмерон 1800s.jpg
Родился1745. Спорный
Умер19 марта 1812 г. (66/67 лет). Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя
НациональностьШотландия
Род занятийАрхитектор
ЗданияГлавный дворец в Павловске. Камеронова галерея и Холодные бани в Царском Селе
ПроектыПарки Павловска, Софии и Царского Села

Чарльз Камерон (1745-19 марта 1812) был шотландский архитектор, сделавший выдающуюся карьеру при дворе Екатерины II. Россия. Камерон, практик ранней неоклассической архитектуры, был главным архитектором Царского Села и Павловских дворцов и прилегающего к нему Нового города Софии с. его приезд в Россию в 1779 году до смерти Екатерины в 1796 году. Все его бесспорные материальные произведения «можно уместить в однодневную поездку»; Камерон сосредоточился исключительно на загородных дворцах и ландшафтных садах. Дважды уволенный Павлом из России во время битвы при дворцах, Камерон пережил краткое возрождение своей карьеры при Александре I в 1803–1805 годах. За исключением хорошо изученного екатеринианского периода (1779–1796), история жизни Кэмерона остается плохо документированной, не в последнюю очередь из-за собственных усилий Кэмерона избавиться от дурной репутации, которую он заработал в 1770-х годах в Лондоне.

Британский неоклассицизм Кэмерона был отдельным эпизодом в русской архитектуре, в которой тогда доминировали итальянские художники (Франческо Растрелли, Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна, Карло Росси и многие другие). По словам его первого биографа Георгия Лукомского, «Кэмерон остается одним из величайших выразителей британского вкуса и британского искусства за рубежом, и если о нем так полностью забыли в своей собственной стране, было бы правильным исправить это упущение». Говард Колвин оценил Кэмерона как «одного из главных городских архитекторов восемнадцатого века... опытного дизайнера и декоратора в неоклассическом стиле, который имеет сходство со стилем Роберта Адама. Его стиль достаточно человека, чтобы освободить его от обвинения в том, что он просто подражатель... Хотя Кэмерон все еще был палладианцем, он был пионером греческого возрождения в России ».

Содержание

  • 1 Начало карьеры
  • 2 Приезд в Россию
  • 3 Царское Село
  • 4 София
  • 5 Павловск
  • 6 Выход на пенсию
  • 7 Частная жизнь
  • 8 Ссылки и заметки
  • 9 Источники
    • 9.1 Биографии Кэмерона
    • 9.2 Биографии современных художников
    • 9.3 Книги по русской архитектуре

Ранняя карьера

Чарльз Кэмерон был сыном Уолтера Кэмерона, лондонского плотника, строителя-спекулянта и члена лондонской компании Carpenter's Company. Он заявил о своем происхождении от Камеронов Лохиэля, шотландского клана, глубоко вовлеченного в восстание якобитов 1745. Уолтер Кэмерон был определенно дружен с доктором Арчибальдом Кэмероном, последним якобитом, казненным за его роль в 45-м и родственником Лохиэля. Уолтер посетил Арчибальда незадолго до казни и, возможно, помогал его жене и детям, одного из которых звали Чарльз. Кэмерон использовал герб Лохиэля для своего личного экслибриса, хотя современные исследователи, начиная с Дэвида Талбота Райса, подвергают сомнению или отрицают его утверждения о происхождении Лохиэля. Исследователи также расходятся во мнениях относительно точного года рождения Кэмерона, который может быть 1743, 1745 или 1746.

Кэмерон обучался в Лондоне вместе со своим отцом и архитектором Исааком Уэром. После смерти Уэра в 1766 году Кэмерон решил продолжить работу своего покойного мастера над новым изданием «Fabbriche Antiche» лорда Берлингтона, проекта, который потребовал личных исследований и обзоров древней римской архитектуры. Он провел 1767 в Лондоне, готовя гравюры с работ Андреа Палладио, и прибыл в Рим в 1768 году. Там он обследовал Термы Тита и Нерона ' s Domus Aurea, раскопки подземных останков, которые были вновь обнаружены только в 20 веке. Согласно Дмитрию Швидковскому, Кэмерон встретился в Риме с другим Чарльзом Кэмероном, якобитом и истинным членом клана Лохиел (вероятно, сыном доктора Арчибальда), и «позаимствовал» историю жизни последнего, чтобы украсить его. своя. Кэмерон вернулся из Италии примерно в 1769 году и опубликовал результаты своих исследований в 1772 году (переиздания 1774, 1775) под заголовком «Термы римлян, объясненные и иллюстрированные...» с соответствующими научными комментариями на английском и французском языках. О жизни Кэмерона между 1769 и его отъездом в Россию в 1779 году мало что известно. Архивы свидетельствуют о его участии только в одном контракте на строительство в Лондоне здания в стиле Адама на Ганновер-сквер (1770–1775). Уолтер Кэмерон, главный подрядчик, был разорен тяжбой с владельцем собственности и был вынужден продать коллекцию произведений искусства своего сына, чтобы собрать средства. Чарльз подал в суд на своего отца, который был заключен в тюрьму Флит за долги. В 1791 году, когда Кэмерон подал заявку на членство в Лондонском клубе архитекторов, ему было отказано в приеме из-за этого и других эпизодов, которые запятнали его репутацию в Англии.

Прибытие в Россию

Черновик Камерона для столовая в Екатерининском дворце

Архитектурные вкусы Екатерины эволюционировали от рококо и архитектуры готического возрождения в первое десятилетие ее правления до зарождающегося неоклассицизма в 1780-х гг. Она склонялась к французской разновидности неоклассицизма (Clerisseau, Ledoux ), смешанной с древнеримскими мотивами. Екатерина, возможно, первая из европейских монархов, осознала, что зарождающийся стиль может стать определяющей формой имперского искусства. Она не жалела средств, нанимая иностранных архитекторов и мастеров, обучавшихся в неоклассической манере. Она проинструктировала барона Мельхиора Гримма, своего европейского агента по вопросам искусства и антиквариата, нанять итальянских архитекторов, потому что «французы, которые у нас здесь, слишком много знают и строят ужасные дома - потому что они слишком много знают». Эти итальянцы, Джакомо Кваренги и относительно неизвестный [it ], прибыли в Россию после Камерона.

Камерон прибыл в Россию в 1779 году, также по приглашению агентов Екатерины. Точные детали найма Кэмерона остаются неясными, но 23 августа 1779 года восторженная Кэтрин написала Гримму, что «в настоящее время я очень увлечен мистером Кэмероном, шотландцем по национальности и якобитом, великим рисовальщиком, хорошо разбирающимся в античных памятниках и хорошо разбирающимся в древних памятниках старины. известен своей книгой о римских банях. В данный момент мы вместе с ним разбиваем сад на террасе... »Екатерина также писала, что Камерон вырос при римском дворе Претендента и что он был племянником Джин Кэмерон из Глен Дессари, отражая новую «романтизированную» личность, которую Кэмерон приняла в России. Камерон сначала поселился в доме Чернышева в Санкт-Петербурге, но вскоре переехал в собственный дом в Царском Селе ; Позже его забрал у него император Павел.

Кэмерон, лондонец, не имел практического опыта озеленения до 1779 года. Питер Хайден предположил, что Кэмерон научился этому ремеслу у своего тестя. -закон, Джон Буш (или Буш), работавший в Царском Селе с 1771 года.

Царское Село

Агатовый павильон. «В Царском Селе Камерон создал одни из самых изысканных и элегантных интерьеров в неоклассическом стиле в Европе восемнадцатого века» - Говард Колвин

Карьера Камерона в России началась с расширения Китайской деревни в Парк Царское Село, заимствованный у Уильяма Чемберса. Театр Китайской деревни уже был на месте, спроектированный Антонио Ринальди и; Бесспорным дополнением Кэмерона являются жилые помещения Деревни и Китайские мосты через канал. Во время правления Павла здания Камерона были лишены внешней отделки и позже перестроены Василием Стасовым в 1817 году.

В 1780–1784 годах он отремонтировал бывшие рококо залы главного здания. Екатерининский дворец построен Бартоломео Растрелли в 1750-х годах; то, что началось как скромная реконструкция, вскоре привело к созданию самых роскошных интерьеров всего дворца, напоминающих Палладио, Рафаэля, Роберта Адама и Клериссо но вписывается в безошибочно собственный стиль Кэмерона. Еще 22 июня 1771 года Екатерина хвалила архитектора: «Осталось еще две комнаты, а там одна мчится, потому что просто здесь не видно ничего равного. Признаюсь, я сама не устану за девять недель наблюдения за этим.. "

Галерея Камерона

У Кэтрин была еще одна конкретная задача для Камерона: она предусмотрела новое, относительно скромное неоклассическое здание в Царском Селе рядом со старым рококо Екатериной Дворец. Клериссо, первый выбор Екатерины, создал эскизы гигантского и дорогого римского сооружения на основе Термы Диоклетиана, которые были сразу отвергнуты, но позже повлияли на Кваренги и Кэмерон. В 1782 году Камерон основал свое первое отдельно стоящее здание, Холодные бани, двухэтажную баню в смешанном итальянско-греческом классицизме с роскошными интерьерами (в частности, Агатовый павильон). В 1784–1787 годах он был расширен двухэтажной галереей (Галерея Камерона), сочетающей натуральный камень римского первого этажа с легкой, белоснежной галереей верхнего этажа, отмеченной необычно большим расстоянием между колоннами. Галерея, украшенная статуями зарубежных поэтов и философов, на долгие годы стала любимым променадом Екатерины . Он был окружен формальным садом с одной стороны и английским ландшафтным парком с другой.

В начале проекта галереи Кэмерон сам выступал в роли вербовщика Екатерины, нанимая шотландцев для работы в Царском Селе. 73 мастера, в том числе Уильям Хесте и Адам Менелос, согласились переехать в Россию (многие взяли с собой семьи), что вызвало бесполезный протест Министерства иностранных дел. Число было слишком велико для Кэмерона, и шотландцы в конце концов разошлись по другим проектам; Менелав стал помощником Николая Львова.

София

Софийский собор близ Царского Села был построен как аллегория из Святой Софии. Он приписывается совместно Камерону и Ивану Старову.

, образцовый городок, построенный недалеко от Царского Села по плану Камерона. Он был спроектирован так, чтобы его можно было смотреть с проходов Камеронской галереи, и он представляет Константинополь, желанную цель Екатерины; название города и его собор явно намекают на собор Святой Софии. Екатерина постановила, что улицы Софии должны сливаться с дорогами Царскосельского парка. Кэмерон устроил улицы так, чтобы создать впечатление, что все они исходят от Галереи. Улицы были ярко освещены ночью, когда Екатерина была в Царском.

Более исторические аллегории были разбросаны по парку: озеро с ростральной колонной Ринальди представляло Черное море ; Дорические руины символизировали былую мощь Древней Греции. Эти безрассудства, разбросанные по дороге к Екатерининскому дворцу, послужили местом для триумфального шествия сановников.

Питер Хайден провел параллели между ландшафтным дизайном Кэмерона в Софии и Стоу Хаус парк, особенно сходство между Храмом памяти Камерона и Храмом Согласия и Победы, построенным в Стоу неизвестным архитектором в 1740-х годах. Еще одна прямая цитата из Стоу - гробница-пирамида над могилой трех итальянских борзых Кэтрин ; он сохранился до наших дней, но Храм Памяти был снесен Павлом Русским в 1797 году.

Павловск

Павловский дворец, конец XIX века

Павловск, крупнейший ландшафтный парк в России 18 века (1500 акров), приписывают череде архитекторов, начиная с Камерона и кончая Карло Росси. Камерон построил оригинальное ядро ​​дворца, которое сохранилось до наших дней, Храм Дружбы, Частные сады, Вольер, Колоннаду Аполлона и Лайм-авеню, а также спланировал оригинальный ландшафт, но настоящее авторство Павловска в целом следует приписать императрице Марии Федоровна.

Храм Дружбы был первым зданием в Павловске, за ним последовал главный дворец. Павловск Камерона был далек от представления Пола о том, какой должна быть императорская резиденция: в нем не было рвов, фортов и всего прочего военного имущества, столь дорогого Полу; «Кэмерон создал для Великого герцога явно закрытый мир. Дворец мог принадлежать кому угодно... не царю России в ожидании».

Конфликты между Кэмероном и Полом и Марией восходят к временам их семейной пары. Гранд-тур по Европе (1781–1782). Мария жаловалась на задержки Кэмерона с 1782 года. Стесненные в финансовом отношении, Пол и Мария внимательно следили за успехами Кэмерона и регулярно сдерживали его далеко идущие и дорогостоящие планы. Кэмерон также проявлял признаки неприязни к их руководству с 1782 года, но придворные посредники на какое-то время преуменьшили значение конфликта. К 1785 году это стало достоянием гласности: Кэмерон поссорился с Полом из-за затрат на Павловск, а сам Пол ненавидел Кэмерона как агента Екатерины. Между 1786 и 1789 годами обязанности Кэмерона в Павловске перешли к итальянцу Винченцо Бренна, нанятому Полом в 1782 году. Уволенный Полом, Кэмерон продолжал работать над собственными проектами Екатерины до ее смерти в 1796 году.

Уход на пенсию

Придя к власти в 1796 году, Павел уволил Камерона от всех своих контрактов и лишил его дома в Царском. Камерон столкнулся с финансовыми трудностями и был вынужден продать свою коллекцию книг Павлу Аргунову. Его деятельность во время правления Павла в значительной степени неизвестна. Георгий Лукомский писал, что в 1799 году Камерон переделал Батурин дворец графа Кирилл Разумовский ; согласно современным исследователям, Батурин был результатом совместных усилий под руководством Николая Львова, и участие Кэмерона не может быть достоверно измерено.

Лукомский также писал, что в 1800–1801 годах Кэмерон временно уехал из России в Англию; по мнению Колвина, это мнение необоснованно: в 1800–1801 годах Камерон работал в Павловске, тогда принадлежавшем Марии Федоровне, где он построил ионный павильон Трех граций.

Александр, сменивший Павла в марте 1801 года, назначил Камерон главный архитектор Российского Адмиралтейства Во время этой недолгой (1802–1805) работы Камерон спроектировал Морской госпиталь в Ораниенбауме и два нереализованных проекта Морского собора в Кронштадте. Он также работал в Павловске, восстанавливая дворец после пожара. В 1805 году Кэмерон окончательно ушел в отставку; его должность в Адмиралтействе перешла к Андреяну Захарову. Лукомский отмечал, что Камерон, однажды исполнивший высокие мечты Екатерины, мало интересовался строительством казарм и ремонтом ворот.

Дворцово-парковый ансамбль Гетьман Кирилл Разумовский в Батурин (Украина 2011)

Личная жизнь

Личность Кэмерона остается «призрачной фигурой»: будучи «гордым, отстраненным и трудным», он обладал талантом отчуждать людей. Он не участвовал в общественной жизни английской диаспоры в Санкт-Петербурге; у него было мало русских друзей, он не говорил по-русски и его не любили за свое «английское превосходство».

В 1784 году Кэмерон женился на Кэтрин Буш, дочери императорского садовника Джона Буша. У них родилась дочь Мария, однако церковные записи не свидетельствуют о ее рождении. Мэри Кэмерон, помолвленная с Джеймсом Грейнджем, покинула Россию в 1798 году. Грейндж вернулся в Россию в 1803 году и, по словам Энтони Кросса, мог помочь Кэмерону возродиться в 1803–1805 годах. К 1839 году у Грейнджей было семеро выживших детей.

На пенсии Кэмерон и его жена жили в любимом дворце Пола, замке Святого Михаила. Избыточный и все еще недостроенный замок был преобразован в жилые помещения и вмещал до 900 жителей, включая Камеронов и будущего фельдмаршала Дибита. Камерон умер в 1812 году, перед вторжением Наполеона в Россию ; его вдова получила пенсию от правительства России, продала библиотеку Кэмерона и либо вернулась в Англию, либо умерла в Санкт-Петербурге.

Ссылки и заметки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Чарльзом Кэмероном..

Источники

Биографии Кэмерона

Биографии современных художников

Книги по русской архитектуре

Последняя правка сделана 2021-05-14 06:39:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте