Шарль-Луи Клериссо | |
---|---|
Портрет Клериссо неизвестного художника. Коллекция Музея Карнавале | |
Родился | Шарль-Луи Клериссо. (1721-08-28) 28 августа 1721. Париж |
Умер | 9 января 1820 (1820-01-09)) (98 лет). Отей (Париж) |
Образование | Жермен Боффран, Джованни Паоло Паннини, Французская академия в Риме |
Работает | Antiquités de la France (1788) |
Движение | неоклассицизм |
Награды | Prix de Rome (Премьер-приз, архитектура, 1746), кавалер Почетного легиона (1815) |
Подпись | |
Шарль-Луи Клериссо (28 августа 1721 - 9 января 1820) был французским чертежником, антикваром и художником. Он сыграл роль в генезисе неоклассической архитектуры во второй половине 18 века.
Родился в Париже, Клериссо был учеником архитектора Жермена Боффрана. В 1746 году, когда ему было около двадцати лет, он выиграл Premier Prix de Rome в архитектурном конкурсе на проект Un grand hôtel, или большой особняк.
Премия включала стипендию для обучения в Риме, а в 1749 году Клериссо стал официальным пенсионером (резидентом) Французской академии в Риме, где его инструкторами был художник руин Джованни Паоло Паннини. В Риме он также подружился с Джованни Баттистой Пиранези и Клодом-Жозефом Верне, и в 1752 году все трое отправились в эскизный тур по вилле Адриана в Тиволи. Прежде чем начать рисовать, трое первых должны были срубить и сжечь подлесок, где таились колонии ядовитых змей и скорпионов.
В 1753 году последние месяцы Клериссо в Академии были омрачены ожесточенным спором с ее директором., Шарль-Жозеф Натуар. Клериссо на время был исключен, но в конце концов ему разрешили вернуться и завершить стипендию.
В 1755 году шотландский архитектор Роберт Адам прибыл во Флоренцию, где он встретился Клериссо, сопровождавший его в Рим; там Адам решил, под чарами Клериссо, по возвращении издать для публикации том, который сделал бы его серьезным архитектором. Выбранный им проект представлял собой том, документирующий руины дворца Диоклетиана в Сплите, легко доступного на побережье Далмации. В течение пяти недель в 1757 году Адам делал наброски и руководил документацией руин, в то время как Клериссо создавал перспективы, а два немецких рисовальщика выполняли замеры. Считается, что большинство опубликованных гравюр на руинах Адама дворца императора Диоклетиана в Спалатро (1764 г.) принадлежат Клериссо, хотя он не получил должного признания.
Клериссо провел большую часть следующих десятилетий в Риме. Как и со времен Высокого Возрождения, Древний Рим и современный Рим функционировали как культурные центры, руины классической античности сами по себе составляли школу, если у человека был знающий проводник. Клериссо был наставником поколения молодых студентов-архитекторов, которые (как и Клериссо) выиграли престижную Prix de Rome и приехали учиться во Французскую академию в Риме. Он также руководил развивающимся вкусом к античности у молодых французских и британских художников и джентльменов-любителей во время Grand Tour. Его искусные рисунки древних архитектурных деталей, реальных римских руин и воображаемых, помогли сформировать вкус молодых архитекторов, таких как Роберт Адам в 1750-х годах и его брат Джеймс Адам в 1760- 63. Клериссо увеличил свой доход, предоставив архитектурные иллюстрации, иногда последовательно, для молодых людей на Гранд-тур.
Вид на Колизей в Риме (между 1750 и 1755 гг.), Эрмитаж
Вернувшись в Париж летом 1867 года, Клериссо стал магнитом для молодых неоклассических архитекторов. как Франсуа-Жозеф Беланже, который сам никогда не был в Риме.
Как дизайнер и архитектор, Клериссо привлек престижную клиентуру, в том числе Екатерину Великую. «Екатерина закупала оптом альбомы гравюр и рисунков с видами греко-римских построек, и в них вошли многочисленные гуаши Клериссо... [которые] были доступны для архитекторов-неоклассиков, работавших на Екатерину, особенно для Джакомо Кваренги и Чарльз Кэмерон. " В 1773 году Екатерина заказала у Клериссо «серию рисунков... в рамках своих планов построить« античный »парковый павильон», после чего «Клериссо рассердил ее, прислав огромное количество рисунков для огромного и грандиозного дворца - и огромный счет ". Тем не менее он был назван главным архитектором императрис де Русси.
Для отеля Grimod de La Reynière, построенного в Париже в 1775 году, Клериссо и Этьен де ла Валле Пуссен выполнил первую декоративную схему в Европе, вдохновленную недавними археологическими открытиями в Помпеях и Геркулануме. Набор из восьми расписных буазери, изображающих шестнадцать сцен из жизни Ахилла, был продан в 1850 году и сейчас находится в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
С 1785-89 гг. Клериссо помогал Томасу Джефферсону в разработке дизайна Капитолия штата Вирджиния. В то время Джефферсон проживал в Париже, работая послом США во Франции. Джефферсон писал, что «прошло немало времени, прежде чем я смог найти архитектора, вкус которого сформировался на изучении древних образцов этого искусства; стиль архитектуры в этой столице [Париже] далек от целомудрия». Он отметил, что Клериссо «20 лет учился в Риме и доказал свое мастерство и вкус, опубликовав некоторые предметы старины этой страны». Джефферсон имел в виду первый (и единственный) том в запланированной Клериссо серии Antiquités de la France, опубликованной в Париже в 1788 году с подзаголовком Monumens de Nismes. Фолиант включал в себя подробные гравюры Maison Carrée, древнеримского храма в Ниме, которые вдохновили Клериссо на сотрудничество с Джефферсоном в дизайне Капитолия штата Вирджиния. Джефферсон восхищался Maison Carrée как «одним из самых красивых, если не самым красивым и драгоценным кусочком архитектуры, оставленным нам античностью».
Клериссо создавал работы на бумаге, используя различные материалы, часто в сочетании, включая карандаш, мел, тушь, акварель и гуашь. Многие из его работ были воспроизведены граверами в виде гравюр, в том числе Доменико Кунего (серия «Виды античных зданий и знаменитых руин в Италии»), Франческо Бартолоцци, Франческо Дзукки а также.
Самый большой тайник произведений Клериссо находится в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Выставка этих работ была представлена в 1995 г. в Лувре в Париже, в 1996 г. в Эрмитаже; иллюстрированный каталог с заметками и эссе был опубликован в 1995 году в Париже издательством Editions de la Réunion des Musées Nationaux.
Большие группы произведений Клериссо также хранятся в Музее сэра Джона Соуна в Лондоне (четыре рисунка и двадцать две работы гуашью можно увидеть на веб-сайте музея) и в Музей Фицуильяма, Кембридж.
Работы Клериссо также находятся в коллекциях Лувра, Музея Кантини в Марселе, Музей Виктории и Альберта, Royal Collection Trust, Художественная галерея Уитворта в Манчестерском университете, Альбертина в Вене Рейксмузеум, Художественный музей Метрополитен, Музей изящных искусств, Бостон, Художественный музей Флеминга в Университет Вермонта, Музей Блантона в Остине, Библиотека Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния, и Почетный легион в Сан-Франциско.
В 2019 году работа Клериссо, описанная как «римские руины с восточными кадрами», была продана на аукционе Sotheby's за 32 500 долларов.
В 2018 году работа Клериссо, описанный как «Вид на интерьер античной римской бани», подписанный, был продан на аукционе Сотбис за 11 875 фунтов стерлингов.
В 2016 году работа Клериссо описывалась как «Классическое каприччио с фигурами великого арка, «подписанная и датированная 1786 годом, была продана на аукционе Christie's за 13 750 фунтов стерлингов.
В 2015 году лот из двух работ Клериссо, описанных как« Арка Тита, Рим; и Форум Нервы, Рим », оба подписаны, были проданы на аукционе Christie's за 20 000 фунтов стерлингов.
В 2014 году партия из двух работ Клериссо описывалась как «Древние ворота в Кумах недалеко от Неаполя; грот Эгерии на Аппиевой дороге», подписанные и датированные 1769, был продан на аукционе Sotheby's за 20 000 долларов.
В 2013 году работа Клериссо, описанная как «Каприччио римских руин с фигурами на переднем плане» с подписью, была продана на аукционе Soth eby's за 20 000 фунтов стерлингов. Также в 2013 году работа Клериссо, описанная как «Каприччио классических руин с крестьянами на переднем плане», подписанная и датированная 1773 годом, была продана на аукционе Sotheby's за 40 635 долларов.
В 2012 году лот из двух работ автора Клериссо, описанный как «Два архитектурных каприча с крестьянами, музыкантами и другими фигурами, резвящимися среди классических руин», подписанные и датированные 1773 и 1774 годами, были проданы на аукционе Christie's за 74 500 долларов. На том же аукционе еще один лот из двух работ Клериссо, описанных как «Архитектурное каприччио; и Гробница Куриатиев в Альбано», первый из которых был подписан и датирован 1781 годом, а второй - подписан, был продан на Christie's за 11 250 долларов.
В 2010 году лот из двух работ Клериссо, описанных как «Интерьеры римской базилики с фигурами», подписанных и датированных 1769 годом, был продан на аукционе Christie's за 51 650 фунтов стерлингов.
Vue générale du Pont du Gard из книги Antiquités de la France (1788)
Орнамент в гротескном стиле (между 1750 и 1755 гг.), Эрмитаж
Орнамент в гротескный стиль (между 1750 и 1755 гг.), Эрмитаж
Руины римской бани, 1763 г., Трест Королевской коллекции
Руины старинной бани, 1764 г., Художественный музей Флеминга, Университет Вермонта
Водопад Аньене в Тиволи (1769 г.) Музей Виктории и Альберта
Интерьер римской базилики с фигурами (1769 г.), частная коллекция.
Интерьер римской базилики с фигурами (1769 г.), частное собрание.
Грот Эгерии на Аппиевой дороге (1769), частное собрание
Древние ворота в Кумах близ Неаполя (1769), частное собрание
Внутреннее убранство музея Екатерины Великой (ранее 1773), Эрмитаж
План античного дома Екатерины Великой (1773), Эрмитаж
Архитектурное каприччио с крестьянами (1773), частное собрание.
Каприччио из римских развалин с крестьянами на переднем плане (1773 г.), частное собрание
Архитектурное каприччио с крестьянами (1774 г.), частное собрание.
Панно, изображающее инцидент из жизни Ахилла, 1770-е годы, Музей Виктории и Альберта
Фрагмент панели, изображающей случай из жизни Ахилла, 1770-е, Музей Виктории и Альберта
Каприччио храма (1781), частное собрание
Проект Триумфальной арки для Екатерины Великой (1781), Эрмитаж
Архитектурная фантазия (1782), Эрмитаж
Каприччио с фигурами у большой арки (1786 г.), частное собрание.
Руины храма Дианы в Ниме, гравюра Пулло из Antiquités de la France (1788 г.)
Арка Арджантьери в Риме с фигурами на переднем плане (1789 г.), частное собрание.
Аллегория музыки, nd, Лувр
Ванны в руинах, nd, Лувр
Каприччио с классическими руинами, nd, Художественная галерея Уитворта, Университет Манчестера
Архитектурная фантазия с римскими руинами, nd, Метрополитен-музей
Арка Константина, nd, Почетный легион, Сан-Франциско
Руины римской арки, nd, Музей изящных искусств, Бостон
Римские руины, nd, Royal Collection Trust
Здание на берегу Тибра, nd, Альбертина, Вена
Пейзаж с дорожкой, садовой стеной и колонной, nd, Альбертина, Вена
Лестница Кастель Гандольфо недалеко от Рима, nd, Альбертина, Вена
Могила куриатий и Горатий на Аппиевой дороге, nd, частное собрание
Амфитеатр Флавиев в Поццуоли, nd, частное собрание.
Форум Нервы в Риме, н.д., частное собрание.
Арка Тита в Риме, без даты, частное собрание.
Женщины у фонтана среди развалин, нет данных, частное собрание.
Архитектурная фантазия, нет данных, частное собрание.
Каприччио римских руин с фигурами на переднем плане, недатированная, частная коллекция
Римские руины с восточным посохом, недатированная, частная коллекция
Вид интерьера античной римской бани, недатированная, частная коллекция
Доменико Кунего после Клериссо, офорт Амфитеатра Капуи (до 1794 г.) Музей Виктории и Альберта
Доменико Кунего после Клериссо, офорт Амфитеатра Бенвентума (до 1794 г.) Музей Виктории и Альберта 329>СсылкиИсточники
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Шарлем-Луи Клериссо. |