«Сны в доме ведьмы» | |
---|---|
Автор | Х. П. Лавкрафт |
Страна | США |
Язык | Английский |
Жанры | Ужасы |
Опубликовано в | Weird Tales |
Тип публикации | Журнал |
Тип СМИ | Печатный (журнал) |
Дата публикации | Июль 1933 г. |
"Сны в доме ведьм " ужас рассказ американского писателя Г.П. Лавкрафта, часть цикла Мифы Ктулху. Написан в январе / феврале 1932 года и впервые опубликован в июльском номере журнала Странные сказки.
Уолтер Гилман, изучающий математику и фольклор в Мискатоническом университете, арендует чердак в «Доме ведьм», доме в Аркхэме, Массачусетсе, который, по слухам, проклят. В доме когда-то жил Кезиа Мейсон, обвиняемый ведьма кто таинственным образом исчез из Салемской тюрьмы в 1692. Гилман обнаруживает, что на протяжении большей части двух столетий многие обитатели чердака умирали преждевременно. Размеры чердака Гилмана необычны и, кажется, соответствуют своего рода неземной геометрии. Гилман предполагает, что структура может позволить путешествовать из одной плоскости или измерения в другое.
Гилман начинает видеть странные сны, в которых он, кажется, плывет без физической формы через потустороннее пространство с неземной геометрией и неописуемыми цветами и звуками. Среди элементов, как органических, так и неорганических, он воспринимает формы, которые он изначально распознает как сущности, которые появляются и исчезают мгновенно и случайным образом. Несколько раз его сновидение встречает причудливые скопления «переливающихся, сильно сфероидальных пузырей», а также быстро меняющуюся многогранную -фигурку, оба из которых кажутся разумными. У Гилмана также есть ночные переживания с участием Кезии и ее крысиного тела с человеческим лицом знакомого, Брауна Дженкина, которые, по его мнению, вовсе не сны. В других снах Гилмана переносят в город "Старшего " и даже возвращает доказательства того, что он действительно был там - миниатюрную статую "Старшего существа", которую он отламывает от балюстрада в черте города. Статуя сделана из неизвестных материалов и странного типа сплава.
. Странные переживания Гилмана, кажется, усиливаются, когда ему снится, что он подписывает «Книгу Азатота » под командованием Кезии, Брауна Дженкин и печально известный «Черный человек ». Позже эта группа забирает Гилмана на трон Азатота в «Центре Хаоса» и заставляет быть соучастником в похищении младенца. Он просыпается и обнаруживает грязь на ногах и известие о его причастности к похищению в городской газете. В Вальпургиеву ночь Гилману снится, что и Кезия, и Браун Дженкин приносят в жертву похищенного ребенка в причудливом ритуале. Он мешает Кезии, задушив ее, но Браун Дженкин кусает запястье ребенка, чтобы завершить ритуал, и сбегает в треугольную бездну. Просыпаясь, Гилман слышит неземной звук, который оставляет его глухим. Он рассказывает своему товарищу по квартире Фрэнку Элвуду свою ужасающую историю. Следующей ночью Элвуд внезапно становится свидетелем того, как Браун Дженкин вырывается из груди Гилмана.
Хозяин вскоре покидает дом и выселяет своих жильцов. Дом осужден строительной инспекцией. Позже шторм сносит крышу. Рабочие, посланные для сноса здания, спустя годы находят скелет Кезии и ее книги по черной магии. Между стенами обнаружено пространство, заполненное детскими костями, жертвенным ножом и чашей, сделанной из какого-то металла, который ученые не могут идентифицировать. Также была обнаружена странная каменная статуэтка звездного «Старшего» из снов Гилмана. Эти предметы выставлены в музее Мискатонического университета, где они продолжают вводить в заблуждение ученых. Скелет огромной деформированной крысы с намёками на анатомию человека или приматов вскоре обнаруживается на полу чердака; это сбивает с толку научные круги и настолько беспокоит рабочих, которые занимаются сносом, что они зажигают свечи благодарения в ближайшей церкви в честь гибели существа.
Свидетели сказали, что у него были длинные волосы и форма крысы, но его зубастое бородатое лицо было злобно человеческим, а его лапы были похожи на крошечные человеческие руки. Он принимал сообщения между старым Кезией и дьяволом и питался кровью ведьмы, которую высасывал, как вампир. Его голос был своего рода отвратительным хихиканьем, и он мог говорить на всех языках.
фигурой, которую он никогда раньше не видел - высоким худощавым мужчиной мертвенно-черного цвета, но без малейших признаков негроидных черт. : полностью лишен волос или бороды и носит в качестве единственной одежды бесформенный халат из какой-то тяжелой черной ткани. Его ноги нельзя было различить из-за стола и скамейки, но он, должно быть, был обут в обуви, поскольку всякий раз, когда он менял положение, раздавался щелчок. Мужчина не разговаривал, и на его маленьком, правильном лице не было и следа выражения. Он просто указал на книгу огромных размеров, которая лежала открытой на столе...
«Сны в доме ведьм», вероятно, были вдохновлены лекцией Виллема де Ситтера «Размер Вселенной», который Лавкрафт посетил за три месяца до написания рассказа. Де Ситтер упоминается в рассказе по имени, описывается как математический гений и упоминается в группе других интеллектуальных вдохновителей, включая Альберта Эйнштейна. Несколько выдающихся мотивов, включая геометрию и кривизну пространства и использование чистой математики для более глубокого понимания природы Вселенной, освещены как в рассказе Лавкрафта, так и в лекции де Ситтера. Идея использования более высоких измерений неевклидова пространства в качестве кратчайшего пути через нормальное пространство может быть прослежена до A. С. Эддингтона "Природа физического мира", которую Лавкрафт намекает на то, что он прочитал (SL III, стр. 87 ). Эти новые идеи поддержали и развили концепцию фрагментированного зеркального пространства, ранее представленную Лавкрафтом в «Ловушке» (1931).
Энциклопедия Лавкрафта говорит, что «Сны в доме ведьмы» были « находился под сильным влиянием незаконченного романа Натаниэля Хоторна «Септимиус Фелтон».
История обычно подвергалась негативной критике, некоторые называли сюжет слишком расплывчатым, а другие - слишком откровенным. Негативная реакция Августа Дерлета на неопубликованную историю была передана Лавкрафтом другому корреспонденту: «Дерлет не сказал, что это непригодно для продажи; на самом деле, он скорее думал, что это будет продаваться. Он сказал, что это плохая история, которая является совершенно другой и гораздо более прискорбно важной вещью ". Лавкрафт ответил Дерлету: «[Y] наша реакция на мои бедные« Сны в доме ведьм »в целом соответствует тому, что я ожидал - хотя я вряд ли думал, что этот несчастный беспорядок был настолько плох, как вы его обнаружили... весь этот инцидент показывает мне, что мои выдуманные дни, вероятно, закончились ».
Обескураженный таким образом, Лавкрафт отказался представить историю для публикации где-либо; без ведома Лавкрафта Дерлет позже отправил его в Weird Tales, которые действительно приняли его. Согласно Х. Историческое общество П. Лавкрафта, редактор Weird Tales Фарнсворт Райт попросил Лавкрафта разрешения адаптировать его для радио. Лавкрафт отверг это, написав: «То, что публика считает« странностями »в драме, довольно жалко или абсурдно... Они все одинаковы - плоские, избитые, синтетические, по существу лишенные атмосферы мешанины обычных воплей и бормотаний и поверхностных механических ситуаций».
Многие более поздние критики разделили точку зрения Дерлета. Лин Картер назвал историю «незначительным усилием», которое «остается исключительно одномерным и на удивление неудовлетворительным». Стивен Дж. Мариконда назвал рассказ «Великолепным провалом Лавкрафта... его неравномерное исполнение не может сравниться с его захватывающими дух концепциями, которые являются одними из самых оригинальных в художественной литературе». Питер Кэннон утверждает, что «большинство критиков согласны, «что« Сны в доме ведьмы »занимают место« Вещь на пороге »как« беднейшие из поздних сказок Лавкрафта ». С. Т. Джоши назвал эту сказку «одной из беднейших [Лавкрафта] более поздних работ» Энциклопедия Лавкрафта жалуется, что «[пока] в сказке содержатся яркие космические виды гиперпространства., похоже, HPL не продумала детали сюжета удовлетворительно... Кажется, будто HPL стремилась просто к последовательности поразительных изображений, не пытаясь объединить их в логическую последовательность. "
Совсем недавно появилась более благоприятная критика «Снов в ведьмовском доме». Текущий обозреватель Weird Tales по Лавкрафту, Кеннет Хайт, называет эту историю «одним из самых чистых и самых важных примеров явного космизма Лавкрафта», предполагая, что она является наиболее полно воплощенной в жизнь. является выражением авторского мотива «Из-за пределов», также исследованного в таких рассказах, как «Музыка Эриха Занна», «Гипнос» и «Собака». Критик Лавкрафта и Приз Гонкура романист, отмеченный наградами Мишель Уэльбек помещает историю в то, что он называет «окончательным четвертым кругом» Лавкрафта, классифицируя ее вместе с семью другими сказками, составляющими «абсолютное сердце мира». Миф HPL [...], который большинство бешеных лавкрафтианцев продолжают называть, почти вопреки себе, «великими текстами» ».