Мишель Уэльбек | |
---|---|
Уэльбек в 2008 году | |
Родился | Мишель Томас 26 февраля 1956 (65 лет) Сен-Пьер, Реюньон, Франция ( 1956-02-26) |
Занятие | Писатель, режиссер и поэт |
Национальность | французкий язык |
Известные работы | Распыление, Карта и территория, Подача |
Мишель Уэльбек ( французский: [miˈʃɛl wɛlˈbɛk] ); урожденный Мишель Томас ; 26 февраля 1956 или 1958) - французский автор, известный своими романами, стихами и эссе, а также иногда актер, режиссер и певец.
Его первая книга была биографическим очерком о писателе ужасов Г. П. Лавкрафте. Уэльбек опубликовал свой первый роман « Что угодно» в 1994 году. Его следующий роман « Атомизированный», опубликованный в 1998 году, принес ему международную известность, а также вызвал споры. Платформа последовала в 2001 году. Он опубликовал несколько сборников стихов, в том числе «Искусство борьбы» в 1996 году.
Небрежное замечание об исламе во время рекламного тура для его романа « Платформа» 2001 года привело к тому, что Уэльбека предстали перед судом за разжигание расовой ненависти (в конечном итоге с него были сняты все обвинения). Впоследствии он переехал в Ирландию на несколько лет, а затем вернулся во Францию, где проживает в настоящее время. В 2015 году его описывали как «крупнейшего литературного экспорта Франции и, по мнению некоторых, величайшего из ныне живущих писателей». В 2017 году DW статьи он дублировал «бесспорную звезду, и несносный ребенок, современной французской литературы».
В 2010 году он опубликовал «Карта и территория», получивший престижную Гонкуровскую гонку. В 2015 году его следующий роман « Покорность» вызвал еще одну полемику из-за изображения ислама. Его последний роман, Серотонин, был опубликован в 2019 году.
Уэльбек родился в 1956 году на французском острове Реюньон, сын Люси Секкалди, французский врач родился в Алжире от корсиканского происхождения, и Рене Томас, лыжный инструктор и горного гида. Он жил в Алжире с пяти месяцев до 1961 года с бабушкой по материнской линии. В длинной автобиографической статье, опубликованной на его веб-сайте (ныне несуществующем), он заявляет, что его родители «довольно быстро потеряли интерес к [его] существованию», и в возрасте шести лет его отправили во Францию, чтобы жить с бабушкой по отцовской линии. коммунист, а его мать ушла жить хиппи образ жизни в Бразилии с ее недавним бойфрендом. Девичья фамилия его бабушки была Уэльбек, которую он взял в качестве псевдонима. Позже он поступил в Lycée Henri Moissan, среднюю школу в Мо на северо-востоке Парижа, в качестве пансиона. Затем он отправился в Lycée Chaptal в Париже, чтобы пройти подготовительные курсы, чтобы получить право на grandes écoles (элитные школы). Он начал посещать Национальный институт агрономического Париж-Grignon в 1975 году он начал литературный обзор под названием Карамазов (названный в честь Федора Достоевский «с последним романом ) и писал стихи. Он окончил институт в 1980 году, женился и имел сына; затем он развелся и впал в депрессию.
Он женился на своей второй жене, Мари-Пьер Готье, в 1998 году. Они развелись в 2010 году.
Его третий брак был в сентябре 2018 года с Цяньюнь Лисис Ли, китаянкой на 34 года моложе его, изучающей его произведения.
Первые стихи Уэльбека появились в 1985 году в журнале La Nouvelle Revue. Шесть лет спустя, в 1991 году, он опубликовал биографический очерк о писателе ужасов Л.П. Лавкрафте, подростковой страсти, с программным подзаголовком « Против мира, против жизни». В том же году появилось короткое поэтическое эссе под названием Rester vivant: méthode ( Остаться в живых), в котором искусство письма рассматривается как образ жизни - или, скорее, способ не умирать и быть способным писать, несмотря на апатию и отвращение к жизни (экранизация снята в 2016 году). За ним последовал его первый сборник стихов La poursuite du bonheur ( В поисках счастья). Тем временем он работал компьютерным администратором в Париже, в том числе в Национальном собрании Франции, прежде чем он стал так называемой « поп-звездой единственного поколения», получив известность в 1994 году своим дебютным романом Extension du domaine de la lutte., опубликованный Морисом Надо (переведенный на английский язык Полом Хаммондом и опубликованный как Whatever). Он читается как повествование от первого лица, в котором чередуются реалистичные рассказы о мрачной и одинокой жизни (неназванного) главного героя в качестве программиста и его идиосинкразические размышления об обществе, некоторые из которых представлены в форме «фантастических животных»; он объединяется с еще более отчаявшимся коллегой (он девственник в возрасте 28 лет), который позже погибает в автокатастрофе, что приводит к психическому срыву рассказчика и, в конечном итоге, к госпитализации в психиатрическую больницу ; даже там он теоретизирует, что его состояние является прямым результатом современной социальной конфигурации, а не личной неудачей или психическим заболеванием.
На протяжении 1990-х годов Уэльбек опубликовал несколько сборников стихов, в том числе Le sens du combat в 1996 году (переведенное как Искусство борьбы, которое в видеоинтервью 2005 года для журнала Les Inrockuptibles он назвал своей самой совершенной книгой на сегодняшний день: один, который он обычно выбирает, если ему приходится читать все, что он хочет из своих опубликованных работ), и статьи в журналах (например, Les Inrockuptibles) или более конфиденциальных литературных изданиях (таких как L'Infini под редакцией Филиппа Соллерса ). Большая часть этих текстов позже была собрана в Interventions (1998). В то время он жил по тому же адресу, что и его писатель Марк-Эдуард Набэ, на улице Конвеншн, 103 в Париже. Набэ писала об этой близости в Le Vingt-Septième Livre (2006), сравнивая карьеры соседей и то, как их произведения были встречены критиками и публикой.
Его второй роман, Les Particules Élémentaires (переведенный Фрэнком Винном и опубликованный в англоязычном мире как Atomised в Великобритании или The Elementary Particles в США) стал прорывом, принесшим ему национальную, а вскоре и международную известность и неоднозначную реакцию на его сложность. смесь откровенно честных социальных комментариев и порнографических изображений (двумя годами ранее, в 1996 году, работая над этим романом, давая интервью Эндрю Хасси, он прозорливо сказал: «Это либо уничтожит меня, либо сделает меня знаменитым»). судьба двух сводных братьев, выросших в беспокойные 1960-е: Мишеля Джерзинского, который стал выдающимся биологом, очень успешным как ученый, но крайне замкнутым и подавленным, и Бруно Клеман, французского учителя, глубоко обеспокоенного и одержимого сексом; Джерзинский в конечном итоге запускает то, что называют «третьей метафизической мутацией», путем ретро-инженерии человеческого вида в бессмертных неочеловеков. Книга выиграла Prix Novembre 1998 (которая была переименована в Prix Décembre после отставки ее основателя, который не одобрял присуждение премии Уэльбеку), не имея более престижной Prix Goncourt, на которую она была фаворитом. Роман мгновенно стал « нигилистической классикой», и его больше всего хвалили за смелость своих идей и наводящие на размышления качества, хотя он также подвергался резкой критике за его безжалостную мрачность и яркие изображения расизма, педофилии, пыток, а также за то, что он самоуверен. извинение за евгенику ( Мичико Какутани описал это в «Нью-Йорк Таймс» как «глубоко отвратительное чтение»). Роман получил Уэльбека (вместе со своим переводчиком Фрэнком Винном ) Международную литературную премию Дублина в 2002 году.
В 2000 году Уэльбек опубликовал рассказ « Лансароте» (изданный во Франции вместе с томом его фотографий), в котором он исследует ряд тем, которые он разовьет в более поздних романах, включая секс-туризм и маргинальные религии. Его последующий роман « Платформа» (« Платформа», 2001) стал еще одним коммерческим успехом у критиков. Роман от первого лица, рассказанный 40-летним менеджером по искусству по имени Мишель, который разделяет многие черты реальной жизни с автором, в том числе его апатию и низкую самооценку, он включает в себя изображение жизни как безнадежной, а также многочисленные секс-сцены, некоторые из которых демонстрируют одобрительное отношение к проституции и секс-туризму.
Явная критика ислама в романе - история заканчивается описанием террористической атаки на объект секс-туризма, позже по сравнению со взрывами на Бали, произошедшими в следующем году, - вместе с интервью, которое его автор дал журналу Lire, в котором он описал Ислам как «самая тупая религия», и это замечание привело к обвинениям в разжигании этнической или расовой ненависти против Уэльбека со стороны ряда организаций, включая Лигу прав человека Франции, Всемирную исламскую лигу, базирующуюся в Мекке, а также мечети Парижа и Лиона. Обвинения были переданы в суд, но коллегия из трех судей, вынесшая свой вердикт в переполненном парижском зале суда, оправдала автора в разжигании «расовой» ненависти, приписав мнение Уэльбека законному праву критиковать религии. Огромная полемика в СМИ утихла после террористических атак 11 сентября 2001 года.
Его следующий роман, La Possibilité d'une île ( Возможность острова, 2005), циклически перекликается между повествованиями трех персонажей: Даниэля 1, современного комика и режиссера, известного своей чрезвычайной едкостью, чередующегося с Даниилом 24 и Даниилом. затем Даниил 25, неочеловеческие клоны Даниила 1 в далеком будущем; Даниил 1 становится свидетелем драматических событий, благодаря которым секта под названием Элохимиты (основанная на раэлизме ) меняет ход истории, а его автобиография представляет собой каноническое повествование, которое его клоны вынуждены изучать, чтобы познакомиться с проблемами их модели / предков. характер (поскольку предполагаемый проект главного ученого Элохимитов по загрузке разума обернулся провалом) и дистанцироваться от человеческих недостатков. Позже Уэльбек адаптировал и снял фильм по этому роману, который потерпел неудачу у критиков и с коммерческой точки зрения.
В 2008 году Flammarion опубликовал Ennemis publics ( Public Enemies), беседу по электронной почте между Мишелем Уэльбеком и Бернаром-Анри Леви, в которой оба размышляли об их неоднозначном восприятии в основных средствах массовой информации и подробно рассказывали об их вкусах и влиянии на литературу. среди других тем.
Уэльбек также выпустил три музыкальных альбома, на которых он декламирует или поет избранные отрывки из своих стихов. Два из них были записаны с участием композитора Жан-Жака Бирже : Le sens du combat (1996, Radio France ) и Établissement d'un ciel d'alternance (2007, Grrr Records), которые Уэльбек считает лучшими из своих усилий по записи, как написано от руки в либретто ). Présence humaine (выпущенный в 2000 году на лейбле Tricatel Бертрана Бургала и с музыкальными аранжировками самого Бургалата), его поддерживает рок-группа, и его сравнивают с работами Сержа Генсбура 1970-х; он был переиздан в 2016 году с двумя дополнительными треками, аранжированными Жан-Клодом Ванье (который, как известно, работал над Histoire de Melody Nelson ), и буклетом с примечаниями Мишки Ассайаса и текстами Фернандо Аррабала.
Постоянная тема в романах Уэльбека - вторжение экономики свободного рынка в человеческие отношения и сексуальность. Оригинальное французское название « Что угодно, Extension du domaine de la lutte» (буквально «расширение поля борьбы») намекает на экономическую конкуренцию, переходящую в поиск отношений. Как говорится в книге, на свободном рынке есть абсолютные победители и абсолютные проигравшие, и то же самое относится к отношениям в обществе, которое не ценит моногамию, а, скорее, побуждает людей искать счастье, которое всегда ускользает от них на пути сексуального потребительства, в погоне за нарциссического удовлетворения. Точно так же Platform доводит до своего логического завершения туристический феномен, когда люди обоих полов с Запада отправляются в организованные поездки в развивающиеся страны в поисках экзотических мест и климатов. В романе такой же популярный спрос возникает на секс-туризм, организованный и реализуемый как на корпоративном, так и на профессиональном уровне. Секс-туристы готовы пожертвовать деньгами, чтобы испытать инстинктивное выражение сексуальности, которое лучше сохранилось в бедных странах, жители которых сосредоточены на борьбе за выживание.
Хотя работы Уэльбека часто приписывают построение на консервативных, если не реакционных, идеях, его критическое описание движения хиппи, идеологии Нью Эйдж и поколения мая 1968 года, особенно в « Atomised», перекликается с тезисом социолога- марксиста Мишеля Клускара.
Его роман La Carte et le Territoire ( Карта и территория) был выпущен в сентябре 2010 года издательством Flammarion и, наконец, удостоен своего автора престижной Гонкурской премии. Это рассказ о случайно попавшейся звезде искусства, он полон взглядов на современное искусство. Журнал Slate обвинил его в плагиате некоторых отрывков этой книги из французской Википедии. Уэльбек отверг обвинение в плагиате, заявив, что «использование отрывков слово в слово не является воровством, если мотивы заключаются в их переработке в художественных целях», вызывая влияние Жоржа Перека, Лотреамона или Хорхе Луиса Борхеса, и выступал за использование всевозможное сырье в литературе, включая рекламу, рецепты или задачи по математике.
7 января 2015 года, в день расстрела Charlie Hebdo, был опубликован роман « Подача ». В книге описывается будущая ситуация во Франции в 2022 году, когда мусульманская партия после победы над Национальным фронтом будет править страной в соответствии с исламским законом, что снова вызвало горячие споры и обвинения в исламофобии. В тот же день на титульной странице Charlie Hebdo появилась карикатура на Уэльбека с заголовком «Предсказания волшебника Уэльбека», что в ретроспективе выглядит устрашающе иронично. Во второй раз, его художественное произведение появилось эхо реальных событий, связанных с исламским терроризмом, хотя представление не функция терактов и в конечном счете представляет обращение в ислам как привлекательный выбор для главного героя, типично «houellebecquian» мужчина среднего лет с фиксация для молодых женщин. В этой стрельбе погиб его друг Бернар Марис. В интервью Антуану де Кону после стрельбы Уэльбек заявил, что плохо себя чувствует и отменил промо-тур для Submission.
В январе 2019 года Уэльбек был удостоен звания кавалера Почетного легиона. В том же месяце был опубликован его роман « Серотонин » (переведенный как « Серотонин»). На этот раз одна из главных тем романа, жестокое восстание отчаявшихся фермеров, похоже, перекликается с движением « Желтых жилетов».
Extension du domaine de la lutte был адаптирован в одноименный фильм Филиппа Хареля, а затем адаптирован как пьеса на датском языке Йенса Альбинуса для Королевского датского театра.
Английский перевод его романа « Платформа» был адаптирован в качестве пьесы театральной труппой Carnal Acts для Института современного искусства (ICA) в Лондоне в декабре 2004 года. Премьера испанской адаптации романа Каликсто Биеито в исполнении Companyia Teatre Romea на Эдинбургском международном фестивале 2006 года. Уэльбек и Бьейто вместе появились в том же году в телепрограмме под названием Au cœur de la nuit / Durch die Nacht ( Сквозь ночь) французско-немецкого канала Arte.
Вместе с Лу Хуэй Пхангом Уэльбек написал сценарий к фильму « Экстремальный мир» (2002) Дэвида Рута и Дэвида Уоррена.
По фильму «Atomised » был снят немецкий фильм « Elementarteilchen» режиссера Оскара Рёлера с Морицем Бляйбтрой и Франкой Потенте в главных ролях. Премьера фильма состоялась в 2006 году на 56-м Берлинском международном кинофестивале. Он был плохо воспринят и, как правило, рассматривался как смягченный взгляд на мрачные и заставляющие задуматься идеи романа.
10 сентября 2008 года во Франции состоялась премьера фильма «Возможности д'юн Иль», снятого самим Уэльбеком по его роману. Это был критический и коммерческий провал, иногда даже считающийся одним из худших фильмов, когда-либо снятых во Франции вместе с Бернаром. « Le Jour et la Nuit» Анри Леви, хотя некоторые авторы находили его интригующим и признавали его полезные качества.
Американский рок-певец и «крестный отец панка» Игги Поп выпустил в 2009 году необычно тихий альбом Préliminaires, на который, по его словам, повлияло его чтение романа Мишеля Уэльбека « Возможность острова» (один трек «A Machine for Loving» даже состоит из певец просто читает отрывок из книги под музыкальное сопровождение.). Автор считал это большой честью, так как в подростковом возрасте он был глубоко тронут музыкой Игги Попа с The Stooges, даже зашел так далеко, что сказал, что на этот раз был «полностью счастлив».
В 2016 году он участвовал вместе с Игги Попом и несколькими другими в документальном фильме Эрика Лисхаута « Остаться в живых: метод», основанном на его эссе 1991 года.
В 2014 году Уэльбек разработал «проект новой конституции», основанный на прямой демократии, который сделает президента республики избираемым пожизненно, но мгновенно отменяет его посредством простого всенародного референдума и позволит людям избирать судей. Во время своего выступления 21 июня 2016 года в Le Petit Journal Уэльбек сказал, что он голосовал за кандидатуру Социалистической партии во главе с Анн Идальго и Жеромом Куме на муниципальных выборах 2014 года в Париже. В 2017 году Уэльбек объяснил, что он «не верит в идеологическое голосование, а в голосование, основанное на классах» и что «есть класс, который голосует за Ле Пена, класс, голосующий за Меланшона, класс, голосующий за Макрона, и класс, который голосует за Фийона. Я часть Франции, которая голосует за Макрона, потому что я слишком богат, чтобы голосовать за Ле Пена или Меланшона ».
Он также критиковал попытки легализовать эвтаназию во Франции и Европе, написав в апреле 2021 года в Le Figaro, что:
[Когда] когда страна - общество, цивилизация - доходит до легализации эвтаназии, она теряет в моих глазах право на уважение. Отныне его уничтожение становится не только законным, но и желательным; чтобы что-то еще - другая страна, другое общество, другая цивилизация - могло иметь шанс возникнуть.
Уэльбека обвиняют в проведении полемических трюков для средств массовой информации. В частности, заявления автора в интервью и из его романов привели к обвинениям в его антиисламской деятельности. В 2002 году во время интервью о своей книге Platform, опубликованном в литературном журнале Lire, Уэльбек заметил:
Ислам - опасная религия, и так было с момента своего появления. К счастью, это обречено. С одной стороны, потому что Бога не существует, и даже если кто-то идиот, он рано или поздно это поймет. В конечном итоге правда восторжествует. С другой стороны, капитализм изнутри подрывает ислам. Мы можем только надеяться, что он быстро восторжествует. Материализм - меньшее зло. Его ценности презренны, но тем не менее менее разрушительны и менее жестоки, чем ценности ислама.
Он предстал перед судом по обвинению в расовой ненависти после того, как в том же интервью назвал ислам «самой глупой религией» («la Religion la plus con»). Он сказал в суде в Париже, что его слова были искажены, сказав: «Я никогда не проявлял ни малейшего презрения к мусульманам, [но] я испытываю не меньшее презрение к исламу, чем когда-либо». Суд оправдал его. Группа гражданских прав подала на него в суд за разжигание ненависти, и он выиграл дело на основании свободы слова. Уэльбек распространил свою критику на монотеистические религии в целом:
Основные монотеистические тексты не проповедуют ни мира, ни любви, ни терпимости. С самого начала это были тексты ненависти.
Литературные критики назвали романы Уэльбека «вульгарными», «брошюрами» и «порнографией»; его обвиняли в непристойности, расизме, женоненавистничестве и исламофобии. Его работы, в частности, распыленные, получили высокую оценку от французской литературной интеллигенции, с в целом позитивной международной критической реакции, хотя было заметно плохие отзывы в The New York Times по Какутани и Энтони Куинна в Лондон Обзор книг по Перри Андерсона, а также неоднозначные отзывы из The Wall Street Journal. Однако, не игнорируя гротескные вопросы книги, Лорин Штайн из Салона, позже редактор The Paris Review, энергично защищался:
Уэльбек может отчаяться в любви на свободном рынке, но он воспринимает любовь более серьезно, как художественную проблему и факт о мире, чем большинство вежливых романистов осмелились бы сделать; когда он выражает свое всеобщее негодование в одном воспоминании, в тот момент, когда все, казалось, вот-вот будет хорошо для его персонажей, а не все, его сострадание может поразить вас.
Десять лет спустя Уллебек ответил на критические отзывы:
Во-первых, они ненавидят меня больше, чем я их. В чем я их и упрекаю, неплохие отзывы. Дело в том, что они говорят о вещах, не имеющих ничего общего с моими книгами - о моей матери или о моем налоговом изгнании - и что они карикатурно изображают меня так, что я стал символом стольких неприятных вещей - цинизма, нигилизма, женоненавистничества. Люди перестали читать мои книги, потому что у них уже есть представление обо мне. В какой-то степени это верно для всех. После двух или трех романов писатель не может рассчитывать на то, что его прочитают. Критики приняли решение.
Ученый Лавкрафта С.Т. Джоши раскритиковал позицию Уэльбека в отношении Лавкрафта. В эссе Тодда Сполдинга приводится довод в пользу того, почему Уэльбек изобразил Лавкрафта «устаревшим реакционером», чьи работы основывались в основном на «расовой ненависти».
Однако Кристофер Колдуэлл защищает Уэльбека за его общие описания технологического одиночества и культурного отчуждения:
Некоторые базовые вещи, которые делают известные романисты, Уэльбек не делает. Великие романы обычно касаются отношений, институтов и идеалов, из которых сплетен «буржуазный» социальный порядок: браки, школы, работа, благочестие, патриотизм. Но в наше время отношения не приживаются. Институты разваливаются. Видимый социальный порядок кажется ненастоящим. Многие романисты ограничивают свое видение теми узкими рамками, где мир все еще имеет смысл (или может быть осмыслен), как это было с Бальзаком или Флобером... Уэльбек задумал нечто иное. Он ставит своих героев перед конкретными, яркими, современными проблемами, часто унизительными и часто опосредованными технологиями: интернет-порнография, генетические исследования, терроризм, наркомания. Это технологическое посредничество может заставить его персонажей казаться изолированными, и все же это изоляция, которой любой современник может по крайней мере посочувствовать. Посторонний - обыватель. Репутация Уэльбека как провидца основана на его изображении того, что у нас есть, вместо старого буржуазного общественного строя.
Французская литература |
---|
по категориям |
История французской литературы |
Французские писатели |
|
Порталы |
|
|