The Te Deum (Op. 22 / H.118) Гектора Берлиоза (1803–1869) было завершено в 1849 году. Как и более ранняя и более известная Grande Messe des Morts, это одна из работ, упомянутых Берлиозом в своих воспоминаниях. как «огромные композиции, которые некоторые критики называют архитектурной или монументальной музыкой». Хотя оркестровые силы, необходимые для Te Deum, не такие титанические, как у Реквиема, для работы требуется орган, который может на равных конкурировать с остальным оркестром. Он длится около пятидесяти минут и заимствует свой текст из традиционного латыни Te Deum, хотя Берлиоз изменил порядок слов в драматических целях.
Те Deum изначально задумывались как кульминация грандиозной симфонии, посвященной Наполеону Бонапарту. Готовая работа была посвящена Альберту, принцу-консорту, мужу королевы Виктории. Часть материала, использованного Берлиозом в пьесе, была первоначально написана для его Messe Solennelle 1824 года, который, как считается, был уничтожен композитором, но вновь обнаружен в 1991 году. Первое исполнение произведения состоялось 30 апреля 1855 года. в церкви Сент-Эсташ, Париж ; Берлиоз дирижировал ансамблем из 900 или 950 исполнителей.
Хоровые части Те Деум оцениваются за:
Существуют различия в оркестровке нефоровых движений. Прелюдия требует пикколо и 6 малых барабанов, в то время как March требует саксофон-пикколо и 12 арф.
Помимо редко исполняемых или записанные оркестровые Prelude и Marche pour la présentation aux drapeaux (марш для представления цветов), в Te Deum есть шесть частей, обозначенные Берлиозом как гимны (Hymne) или молитвы (Prière), за исключением последней части, которую он обозначил как обе. Они перечислены ниже:
При исполнении Прелюдия оказывается между Tibi omnes и Dignare; Марке обычно идет после Judex crederis.
После первого выступления в Лондоне в 1887 году по случаю золотого юбилея королевы Виктории The Times прокомментировала:
Написано, чтобы сопровождать воображаемый триумф Первый Наполеон, он был в конечном итоге посвящен мирному герою, покойному принцу-консорту, и по этой причине стал подходящим вкладом в празднование музыкального юбилея, свидетелем которого станет нынешний год. Партитура выложена по колоссальному, почти невыполнимому плану: Берлиозу требуется оркестр из 134 исполнителей, орган в противоположном конце церкви или концертного зала, два хора по 100 певцов каждый и третий хор из 600 мальчиков., расположенный посередине между органом и оркестром и представляющий общину. Нет нужды добавлять, что такую армию войск нельзя было бы разместить в зале Сент-Джеймс, если бы она была доступна. Но даже лишенное этого исключительного великолепия произведение не преминуло поразить зрителей врожденной красотой и величием своей структуры. Сам Берлиоз поставил финал «Judex crederis esse venturus» выше всего, что он написал в том же стиле, и было бы трудно не согласиться с его оценкой, если бы вторая часть «Tibi omnes» не была сочтена еще лучше, на счет удивительной смелости и гармонии его дизайна. Но там, где все так красиво, почти неприлично указывать на отдельные достоинства.
Антон Брукнер, написавший свой собственный Te Deum в начале 1880-х годов, критиковал настрой Берлиоза за то, что он слишком светский, в то время как Камиль Сен-Санс утверждал, что он хорошо подходит для исполнения в церкви.
Вторая часть «Tibi Omnes» была исполнена Сиднейским симфоническим оркестром и хоры Сиднейской филармонии для сопровождения зажигания олимпийского огня на церемонии открытия летних Олимпийских игр 2000 в Сиднее, Австралия.
Дирижер | Оркестр | Хор | Тенор | Орган | Этикетка | Год |
---|---|---|---|---|---|---|
Сэр Томас Бичем | Королевский филармонический оркестр | Далвич-колледж Хор мальчиков (подготовил Стэнли Уилсон ), Лондонский филармонический хор | Александр Янг | Денис Воан | CBS | 1951 |
Колин Дэвис | Лондонский симфонический оркестр | Лондонский симфонический оркестр | Франко Тальявини | Николас Кинастон | Philips | 1969 |
Даниэль Баренбойм | Парижский оркестр | Le Chœur de l'Orchestre de Paris, Le Chœur d'Enfants de Paris, La Maîtrise de la Resurrection | Жан Дюпуи | Жан Гийу | Columbia Masterworks | 1977 |
Оганес Чекиджян | Московский филармонический оркестр | Хор Армянской ССР, Детский хор Ереванской музыкальной школы | Карлис Зариньш | Василий Долинский | Мелодия | 1979 |
Клаудио Аббадо | Молодежный оркестр Европейского сообщества | Лондонский симфонический оркестр s, Лондонский филармонический хор, Woburn Singers | Франсиско Арайса | Мартин Хазельбёк | DG | 1981 |
Джон Нельсон | Парижский оркестр | Хор Парижского оркестра, Детский хор Европейского Союза | Роберто Аланья | Мари-Клер Ален | Вирджин | 2001 |
Элиаху Инбал | Симфонический оркестр Франкфуртского радио | Франкфуртский вокальный ансамбль | Кейт Льюис | Маттиас Эйзенберг | Блестящий | 2003 |
Сэр Колин Дэвис | Дрезденская государственная капелла | Дрезденская певческая академия | Стюарт Нил | Ганс -Дитер Шёне | Профиль | 2006 |
Записи, сделанные Элиаху Инбалом и Джоном Нельсоном, включают две части, которые обычно опускаются: Прелюдия и Марш для презентации aux drapeaux '