Grande Messe des Morts | |
---|---|
Реквием по Берлиозу | |
Берлиоз, фотограф Пьер Пети | |
Каталог | Соч. 5 |
Текст | Реквием |
Язык | латинский |
Выполненный | 5 ноября 1837 г. ( 1837-11-05) |
Движения | 10 |
Подсчет очков |
|
Гранде Мессе де Morts (или Реквием), соч. 5, по Гектор Берлиоз был составлен в 1837. Grande Messe царства мертвых является одним из самых известных произведений Берлиоза, с огромной оркестровкой из деревянных духовых и медных духовых инструментов, в том числе четырех Антифонных кулиса латунных ансамблей. Текст произведения заимствован из традиционной латинской мессы Реквиема. Он длится примерно девяносто минут, хотя есть более быстрые записи - менее семидесяти пяти минут.
В 1837 году Адриан де Гаспарин, министр внутренних дел Франции, попросил Берлиоза составить Реквиемную мессу в память о солдатах, погибших в июльской революции 1830 года. Берлиоз принял просьбу, уже имея желание сочинить большое оркестровое произведение. Тем временем оркестр рос в размерах и качестве, а использование деревянных духовых и медных духовых инструментов расширялось из-за растущей легкости интонации, предоставляемой современными инструментами. Позднее Берлиоз писал: «Если бы мне угрожали уничтожением всех моих работ, кроме одной, я бы просил пощады для Messe des morts ». Спектакль, посвященный памяти солдат, погибших в революции 1830 года, был отменен. Вскоре церемония в память о смерти генерала Дамремона и солдат, погибших при осаде Константина, стала поводом для премьеры в Доме инвалидов, которую провел Франсуа Хабенек 5 декабря 1837 года.
В своих Мемуарах, Берлиоз утверждал, что на премьере работы, дирижер Франсуа Антуан Абенек отставил дубинку во время драматического «Tuba Mirum» (часть « судный день » движение ) в то время как он взял понюшку табаку, что побудило композитора к мчаться на подиум, чтобы самому провести остальную работу, спасая тем самым спектакль от катастрофы. Премьера прошла на полном успехе.
Берлиоз пересматривал произведение дважды в своей жизни, сначала в 1852 году, а окончательные исправления - в 1867 году, всего за два года до своей смерти.
Реквием Берлиоза состоит из десяти частей и имеет следующую структуру:
Реквием написан для очень большого оркестра, включающего четыре духовых хора по углам сцены и хор:
|
|
Что касается количества певцов и струнных, Берлиоз указывает в партитуре, что «указанное количество [исполнителей] является относительным. Если позволяет место, припев может быть удвоен или утроен, а оркестр - пропорционально увеличен. Но в в случае исключительно большого припева, скажем, от 700 до 800 голосов, весь припев следует использовать только для «Dies irae», «Tuba mirum» и «Lacrimosa», остальные части ограничиваются 400 голосами.. "
Премьера произведения была представлена более чем четырьмя сотнями исполнителей.
Реквием открывается с восходящей гаммы струнных, валторн, гобоев и английского корса перед хоровым вступлением. Первая часть содержит первые две части музыки для мессы (вступление и Kyrie).
Последовательность начинается во второй части с "Dies irae", изображающей Судный день. В каждой из трех хоровых частей идет модуляция к следующей. После третьей модуляции четыре духовых ансамбля, указанные Берлиозом для размещения по углам сцены, но чаще всего развертываемые по всему залу, сначала появляются с мажорным аккордом ми-бемоль фортиссимо, к которому позже присоединяются 16 литавр и два бас-барабана., и четыре тамтама. За громким росчерком следует хоровая запись «Tuba mirum», мощное унисонное заявление басов припева в верхней части их регистра, за которым следует остальной хор. Это повторение фанфар, возвещающих о приближении Страшного Суда ("Judex ergo") полным хором в каноне на октаву. Хор шепчет деревянные духовые и струнные, завершая движение.
Третья часть, «Quid sum miser», короткая, изображающая после Судного дня, с оркестровкой из припева TTB, двух английских коров, восьми фаготов, виолончелей и контрабасов. "Rex tremendae" представляет собой вторую запись медных хоров и содержит контрастную динамику хора. "Quaerens me" - это тихое движение а капелла.
Шестая часть, «Lacrimosa», написана в размере 9/8 и завершает секцию «Последовательность» мессы. Это единственная часть, написанная в узнаваемой сонатной форме. Драматический эффект этого движения усиливается за счет постепенного добавления медных духовых инструментов и ударных.
Седьмая часть начинает офферторий. «Domine Jesu Christe» открывается спокойной оркестровой фугой, основанной на квазимодальном мотиве ре минор. Фуга наложена повторяющимся мотивом из трех нот: ля, си-бемоль и ля хора, молящие о пощаде на приговоре. Хоровые постановки этого мотива около десяти минут почти до самого конца переплетаются с развивающейся оркестровой фактурой, которая завершается мирно. Заключительная часть офферториума, «Hostias», короткая и рассчитана на мужские голоса, восемь тромбонов, три флейты и струнные.
Девятая часть, «Sanctus», в ре-бемоле, использует голос тенора соло, сопровождаемый долгими нотами флейты и приглушенных струн. Приглушенные женские голоса перекликаются с сольными репликами. Далее следует бойкая фуга для всего хора и оркестра («Осанна в превосходном состоянии»). Все повторяется с добавлением пианиссимо тарелки и большого барабана к "Sanctus" и значительно расширенной фуги "Осанна". Берлиоз предложил исполнить сольную партию десятью тенорами. Финальная часть, содержащая части «Agnus Dei» и «Причастие» мессы, включает длинные аккорды деревянных духовых и струнных. Движение воспроизводит мелодии и эффекты из предыдущих частей, включая «Hostias» и «Introit».