Таенса

редактировать
Таенса
Регионы со значительным населением
США (Луизиана, Алабама )
Языки
Таенса, Мобильный жаргон
Религия
Местная племенная религия
Родственные этнические группы
Натчез

Таенса (также Taënsas, Tensas, Tensaw и Grands Taensas на французском) были индейцами, чьи поселения во время контактов с европейцами в конце 17 века находились на территории современного прихода Тенсас, штат Луизиана. Значение имени, которое имеет следующие варианты написания Таенсо, Тинсас, Тэнза или Тинза, Tahensa или Takensa и Tenisaw неизвестны. Считается, что это автоним. Taensa не следует путать с Avoyel (или Avoyelles), известным французам как petits Taensas (англ.: Little Taensa), которые были упомянуты в трудах исследователя Пьера Ле Муана д'Ибе rville в 1699 году. Таэнса более тесно связаны с народом натчезов, и оба считаются потомками поздней доисторической культуры пластин.

Таэнса мигрировала в результате Военные действия Чикасо и Язу, сначала ниже реки Миссисипи. В 1715 году под защитой французов они мигрировали на земли около реки, которая теперь носит одноименное название Тенсас-Ривер возле Мобил, Алабама. Когда французы уступили Мобил и другие свои территории к востоку от реки Миссисипи англичанам в 1763 году после их поражения в Семилетней войне, таенса и другие небольшие племена вернулись в Луизиана, поселение недалеко от Ред-Ривер. В 1805 году их насчитывалось около 100 человек. Позже они двинулись на юг в Байу-Бёф, а затем еще в Гранд-Лейк, «после чего остатки исчезли [ред] из истории»

. Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Протоистория
    • 1.3 Европейские контакты
    • 1.4 Более поздняя история
  • 2 Культура
    • 2.1 Керамика
    • 2.2 Архитектура
      • 2.2.1 Руководители место жительства
      • 2.2.2 Великий храм
    • 2.3 Религия
      • 2.3.1 Погребальные традиции
  • 3 Язык
    • 3.1 Обман на языке таэнса
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Далее чтение
  • 7 Внешние ссылки
История

Предыстория

Географические масштабы культуры Plaquemine и некоторые из ее основных мест в Нижней части реки Миссисипи долине

Таенса и близкородственные натчезы являются потомками поздней доисторической культуры Plaquemine (1200-1700 гг. н.э.). Культура Plaquemine была разновидностью Миссисипской культуры, сосредоточенной в Нижней долине реки Миссисипи. У них были сложные политические и религиозные институты, они жили в больших деревнях, сосредоточенных на церемониальных насыпях. В основном это были земледельцы, выращивавшие кукурузу, тыкву, тыкву, фасоль и табак. У них была глубокая история в этой области, уходящая корнями в более раннюю культуру Коулс-Крик (700-1200 гг. Н. Э.) И тройвильскую культуру (400-700 гг. 205>(100 г. до н.э. - 400 г. н.э.), который был современником культур Хоупуэлла нынешних Огайо и Иллинойс.

регион бассейна Тенсас, где их деревни были обнаружены несколько церемониальных памятников эпохи Коулс-Крик и Плакемин с насыпями-платформами, расположенными совсем рядом, в том числе эпоха Коулс-Крик Балморал-курганы (оккупированные около 700 и 1200 гг. н.э.) и эпоха Плакемина Холмы Рауса (занимал около 1200–1350 гг. Н. Э.) И Цветочный курган (занимал около 1200–1541 гг.)..

Протоистория

Карта, показывающая маршрут де Сото через юго-восток

Пост- Энтрада Эрнандо де Сото Фаза Трансильвании (1550 г.) -1700 г. н.э.) бассейна Тенсас увидел растущее распространение Миссисипских влияний, распространяющихся на юг от Арканзаса и на северо-запад Миссисипи. Участок Иорданские курганы на реликтовом канале реки Арканзас на северо-востоке Луизианы приход Морхауз был построен в протоисторический период между 1540 и 1685 годами. Эта группа вторглась в этот район, принадлежавшие к Миссисипи народам, которые, возможно, были беженцами из района реки Миссисипи на восток и спасались от краха своего общества, вызванного последствиями контактов с Европой. К концу 1600-х годов это место было заброшено.

Историки и археологи, такие как Марвин Джетер, выдвинули теорию о том, что Plaquemine «северные натчезанские» предки таэнса частично принадлежали к народам, зарегистрированным в начале 1540-х годов де Экспедиция Сото в юго-восточный Арканзас и северо-западный Миссисипи. После катастрофического столкновения и последующего сокращения численности населения из-за распространения европейских болезней и политических потрясений, оставшихся после де Сото, остатки населения северных натчезанцев мигрировали вниз по Миссисипи к своим кузенам из южного натчезана.

Европейские контакты

Воображаемая встреча Ла Саль с Таэнса, художник Джордж Кэтлин около 1847 г.

Первый надежно задокументированный контакт европейцев с Таэнса был осуществлен французской экспедицией Ла Саль 1682 г. У них была описана деревня на озере Сент-Джозеф, узком полумесяце стариц, расположенном к западу от Миссисипи, между рекой Язу и (около Ньюэллтон в современном приходе Тензас, Луизиана ). Сотрудник Ла Саль Анри де Тонти снова посетил Таэнсу в 1686 и 1690 годах. Они насчитывали примерно 1200 человек, разбросанных по семи или восьми деревням на западном берегу озера и еще одному на реке Тенсас около современного Клейтона в приходе Конкордия.

В 1698 г. французские католические священники-миссионеры Антуан Дэвион и Дж. Б. Ла Сурс (мирянин) и возможный слуга жрецов) посетил Таэнсу; Де Монтиньи основал среди них недолговечную миссию. Де Монтиньи в то время отмечает, что их население составляло 700 человек. В 1699 году французский исследователь Пьер Ле Мойн д'Ибервиль записал, что у Таэнсы было 300 воинов, и они жили в семи деревнях, названных Таенсас, Чаукула, Кончайон, Коутаугула, Нюгула, Охитукулас и Таласпа. Большинство этих имен написаны на мускогском мобильском торговом языке, а не на нацзанском языке таенса.

Во время своего пребывания в таэнсе де Монтиньи не позволял им совершать ритуальные действия человеческое жертвоприношение как часть погребального обряда умершего вождя. Из-за этого таенса позже обвинили де Монтиньи, когда молния ударила в их плетень и мазня храм и сожгла его. Он уехал, чтобы присоединиться к Натчезам в 1790 году, и его миссию в Таэнсе взял на себя Жан-Франсуа Бюиссон де Сен-Косм. Наряду с другими коренными народами нижнего течения реки Миссисипи, таэнса в этот период времени подвергались набегам рабов и эпидемиям европейских болезней, таких как оспа. Поскольку население Таенса неуклонно сокращалось, де Сен-Косме в 1700 году тщетно пытался заставить их присоединиться к гораздо более крупному Натчезу и объединить две миссии. Де Сен-Косме поселился среди таенса и натчезов менее чем на год, прежде чем уехать.

Более поздняя история

Периодическая карта, показывающая расположение Таенса, Натчез, Туника, Язу и Байугула

Английские и французские колонии на юго-востоке Америки боролись за господство. Английская колония Южная Каролина создала крупную торговую сеть среди коренных американцев юго-востока, которая к 1700 году простиралась на запад до реки Миссисипи. Чикасо, которые жили к северу от Таенса и Натчез, регулярно посещались английскими торговцами и были хорошо снабжены английскими торговыми товарами и огнестрельным оружием. Их самая прибыльная торговля с англичанами заключалась в мехах и индийских рабах . В течение десятилетий чикасо проводили набеги рабов на обширную территорию, и к ним часто присоединялись воины Натчез и Язу, чтобы нападать и порабощать представителей меньших племен, таких как таенса. В 1706 году, опасаясь набега работорговцев объединенными силами Чикасо и Язу, таенса покинули свою деревню на озере Сент-Джозеф. Они направились на юг в поисках убежища с Байогулой в их деревне на западном берегу Миссисипи, примерно в 25 милях (40 км) к югу от современного Батон-Руж. Вскоре разразились конфликты, и таэнса напали и почти истребили народы байогула и сожгли их деревню - акт, описанный более поздними историками как предательский.

Хотя их первоначальные отношения с европейцами были дружескими, соперничество Европейские державы напрягли коренное население по всему региону. В конечном итоге таенса мигрировали в 1715 году под защитой французов, чтобы высадиться около современного Мобила на восточном рукаве реки Мобил к северу от Мобил-Бэй, который впоследствии была названа в их честь река Тенсо. В 1763 году французы уступили восточную половину Французской Луизианы британцам после их поражения в Семилетней войне. Вместо того чтобы жить под британским правлением, таенса / тенсо снова переместились вместе с апалачей и паканой, на этот раз к западу от Миссисипи, на территорию Франции на Красной реке. Там они в конечном итоге слились с Читимача. По словам историка Джеймса Муни, в 1805 году их насчитывалось около 100 человек.

В начале девятнадцатого века таенса обратились к испанцам с просьбой предоставить им землю для поселения в юго-восточном Техасе ; им было дано разрешение на заселение земель между реками Тринити и Сабина, но в конечном итоге они не мигрировали. Это было последнее появление племени в исторических записях. Позже они двинулись на юг в Байу-Бёф, а позже еще в Гранд-Лейк, «после чего остатки исчезли [ред] из истории».

Культура
Рисунок "Великого Солнца Натчеза, несущего в носилке" дю Пратц

Таенса были народом Натчезана, отделившимся от основной части натчезов незадолго до контакта Европы с регионом Нижней долины Миссисипи. Таким образом, их языки, политическая, религиозная и материальная культура были очень похожи на натчезские. Когда они впервые попадают в исторические записи, они обнаруживаются к северо-западу от Натчеза и на западном берегу Миссисипи, а не на его восточном берегу.

Как и некоторые другие жители этого района, такие как Натчез., Туника и Хоума, общество Таенса было по материнской линии. Общество таэнса также было очень иерархическим и демонстрировало заметные классовые различия между простолюдином и элитой, что являлось признаком простого вождества. Вожди обладали абсолютной властью, и к ним относились с большим уважением; в отличие от более эгалитарных обычаев северных племен, к которым привыкли ранние летописцы. Пример такого уважения был зафиксирован во время торжественного визита вождя с визитом к исследователю Рене-Робер Кавелье, сьер де ла Саль, когда служители подошли за несколько часов до вождя и руками подметали территорию. дорога чистая.

Керамика

Керамика с выгравированными рисунками Plaquemine из Великой деревни на территории Натчеза.

Начало фазы Трансильвании (1550-1700 гг. н.э.) В регионе бассейна Тенсас наблюдалось растущее распространение влияния Миссисипи на юг от того, что сейчас является юго-восточным Арканзасом. Это наиболее заметно в керамических традициях. Народы Миссисипи из Центральной долины Миссисипи использовали другие формы сосудов, закаливающие агенты и украшения, чем народы Plaquemine из Нижней долины Миссисипи. К концу 17 века эти изменения в керамической технологии достигли Таенса в бассейне Нижнего Тенсаса. Керамика таенса была изготовлена ​​с использованием типичных керамических изделий культуры Миссисипи форм и использовала Миссисипский клеймо измельченной раковины мидии в качестве темперирующего агента, но все еще гравировалась с декоративным орнаментом, типичным для района Plaquemine. В керамике со стоянок Натчез в соседнем западном Миссисипи до сих пор использовались традиционная технология Plaquemine темперирования грога и декоративные узоры. На этом основании таэнса считается последней культурной группой из Миссисипи, населявшей долину реки Тенсас в Луизиане.

Архитектура

Прото-начезан Место Анны (1200-1500 гг. Н. Э.), показывающий храмовый холм и расположение площадей на стоянках Plaquemine

Таенса были оседлыми выращивающими кукурузу земледельцами, а не охотниками-собирателями, и жили в постоянных деревнях с плетеными и мазнеными зданиями. Эти сооружения были до 30 футов (9,1 м) в длину и 20 футов (6,1 м) в высоту и были сделаны из бревен, оштукатуренных глиной, с крышами из плетеного тростника тростника. Их деревня на озере Сент-Джозеф описывается как та же самая рассредоточенная деревня, что и Натчез. Он простирался на 3 мили (4,8 км) на западном берегу озера с окрестностями, чередующимися с полями и лесами. Главный участок имел бревенчатый частокол, внутри которого находились резиденция вождей, храм и восемь других построек. Как и у других коренных американцев на юго-востоке, здесь также была открытая площадь, используемая для общественных ритуалов и мероприятий, таких как Церемония Зеленой кукурузы и таких игр, как chunkey и игра с мячом.

Этот образец площадей, окруженных насыпями с храмами, элитными резиденциями и моргами на вершинах, был унаследован от их предков Плакемин и Коулс-Крик, и был деревенским расположением, широко используемым на юго-востоке. Участки Balmoral Mounds времен Coles Creek и Routh Mounds (занятые примерно с 1200 по 1350 г. н.э.), которые имеют такую ​​же планировку, также расположены на западном берегу озера St Joseph, недалеко от того места, где Taensa жили в 17 веке.

Резиденция вождей

Великий Храм и Хижина Великих Солнц, нарисованная Александром де Бацем

Храм и резиденция вождей стояли по разные стороны площади. Каюта начальников представляла собой квадратное здание размером 40 футов (12 м) с каждой стороны с оштукатуренными стенами 10 футов (3,0 м) высотой и 2 фута (0,61 м) толщиной. Он был увенчан крышей высотой 15 футов (4,6 м), покрытой тростниковыми циновками, сотканными так плотно, что их считали водонепроницаемыми. Большой храм был похож по внешнему виду, но на его вершине были вырезаны три изображения орла. Внутри стены украшали битые медные бляшки и роспись. В центре горел огонь из тростника, а вдоль стен стояли низкие кровати, похожие на кушетки. Вождь сидел на троне, на котором он будет заседать, в окружении своих жен, слуг и советников, одетых в белые одежды, сотканные из коры тутового дерева. В число советников входили младшие вожди, старосты и советники, которые руководили другими деревнями.

Великий Храм

Храм Таенса сравнивается с аналогичными описаниями, записанными художником Александром де Бацем главного храма современной Великой деревни Натчеза. Как и храм Натчез, он был расположен на невысокой платформе по бокам площади, но в отличие от храма Натчез он был окружен частоколом заостренных кольев, украшенных человеческими черепами, снятыми во время войны со своими врагами. Внутри частокола находилось большое куполообразное сооружение более 100 футов (30 м) в окружности. На вершине крыши висели три деревянных изображения орла, выкрашенных в красный, желтый и белый цвета. Птицы были обращены на восток, в сторону восходящего солнца. Внешние стены и крышу сооружения покрывали тканые циновки из тростника, а храм был окрашен в красный цвет. Страж жил в небольшом сарае, стоявшем у двери.

Летописцы описывают внутреннюю часть храма как имеющую полки с овальными корзинами из тростника, которые были красиво сотканы и расписаны. Внутри были погребены кости их вождей и других почитаемых мертвецов, людей и животных , вырезанные из камня, дерева и смоделированные в виде керамических фигурок, чучела сов, челюстные кости крупных рыб », «головы и хвосты необычных змей», кусочки кварцевого хрусталя и некоторые европейские стеклянные предметы. Был также алтарь, украшенный веревкой из человеческих скальпелей. Церемониальный вечный огонь, олицетворяющий Солнце, поддерживался внутри здания с помощью устройства из трех больших поленьев из гикори, которые поддерживались на слабом огне и лишь медленно вставлялись в огонь. За ним ухаживали и охраняли два священника и другие служители, которые должны были следить за тем, чтобы его никогда не потушили. За исключением ближайших родственников вождя, всем женщинам и простым людям входить в храм запрещалось. В храм часто приносили пищевые подношения их богам и почитаемым умершим.

Религия

Миссисипи статуи «семейной пары» из Этова в Джорджии

Религиозная жизнь таэнса вращалась вокруг поклонения солнцу, представленному священным огнем, постоянно горящим внутри их храма. Их элитный класс наследственной королевской семьи был известен как солнца, и, как и натчезы, они считали, что их вождь, официальное имя которого было Як-сталчил (Великое Солнце), произошел по материнской линии от Солнца через его мать «Гранд Солей» (с французского «женщина»). Великое Солнце »). Их мифология утверждала, что в далеком прошлом мужчина и женщина, которые сияли, как солнце, сошли к ним, чтобы стать их правителями. Впоследствии они обратились в камень. Каменные статуи, соответствующие этому описанию, зарегистрированы первыми наблюдателями как первая пара в храме. Правители Таэнса утверждали, что произошли от этой мифологической пары, что фактически сделало их социальный порядок солнечной теократией. Старшая дочь женщины Великого Солнца унаследовала положение матери. Старший сын унаследовал должность и имя Як-сталчил. Ее второй старший сын унаследовал должность военачальника вместе с именем и титулом Обалалкабиче (Татуированный змей).

Подобные статуи из каменных храмов в Миссисипи были найдены в северных Джорджия, река Теннесси Долина около Нэшвилла, Теннесси и далее в западный Теннесси и Кентукки и южный Индиана и Иллинойс. Примеры этого стиля известны также в деревянном и керамическом вариантах. И хотя нет прямого водного пути, соединяющего регион Теннесси-Камберленд, где эти статуи наиболее распространены, район Натчез-Блафс в древние времена был связан с бассейном Нэшвилла Натчез-Трейс, доевропейским туземным промыслом. маршрут. На археологических раскопках Таенса не было найдено каменных статуй, но два экземпляра были найдены в Великой Деревне Натчеза. Первый был обнаружен в 1820 году, а второй при раскопках в кургане C в 1930 году.

Погребальные традиции

Похоронная процессия Натчеза Обалалкабиче (Татуированный змей) со слугами, ожидающими принесения в жертву

После смерти Среди высокопоставленных лиц таэнса практиковали ритуал принесения в жертву слуг, чтобы сопровождать их в качестве слуг в загробной жизни. Один из первых летописцев Анри де Тонти писал, что, когда их Великий вождь умер, «они приносят в жертву его младшую жену, домового управляющего и сотню мужчин, чтобы сопровождать его в тот мир». Считается, что это высокое число преувеличено по сравнению с другими известными жертвоприношениями во время аналогичных ритуалов среди натчезов, которые были зарегистрированы другими наблюдателями.

Французский миссионер Франсуа де Монтиньи сообщил, что после смерти вождя погибло двенадцать человек. были убиты, чтобы сопровождать его. Их принесли в жертву, сломав головы, и без французского вмешательства жертв было бы больше. Во время своих обращений и крещений де Монтиньи умолял Таэнса прекратить практику. Спустя несколько месяцев, весной 1700 года, в храм Таэнса ударила молния. Священник Таенса немедленно обвинил в его разрушении французского священника, потому что он убедил их приостановить свои родовые обычаи. По наставлениям местного священника пять женщин бросили своих детей в огонь горящего храма в качестве жертвоприношений. С такой жертвой была связана большая честь, и женщины были в большом почете. После жертвоприношения они были облачены в особые белые одежды из нити тутовой коры, обычно предназначенные для знати, и им на головы надевали белое перо. Затем их провели процессией к дому вождя, который находился в процессе преобразования в новый храм. Люди дарили им подарки, и проводились восемь дней церемоний, чтобы почтить их память.

Согласно традициям элиты таэнса, сначала хоронили умершего, а затем эксгумировали и сжигали тело. Затем очищенные кости были собраны в связку и помещены в раздельную тростниковую корзину, которая затем должна была находиться в храме, который также служил усыпальницей.

Язык

Ранний летописцы де Монтиньи, Сен-Косме и Антуан-Симон Ле Паж дю Пратц описали язык таенса как почти идентичный языку начезов ; миссионеры изучали последний язык в своих усилиях по обращению начезцев и таэнса в христианство.

Лингвисты считают языковую семью начезан языковой изоляцией. Самая известная связь, предложенная между начезанскими языками и другими языками, - это гипотеза Персидского залива Мэри Хаас, в которой она задумала макросемью, включающую мускогинские языки и ряд языковых изоляторов юго-востока США: Атакапа, Читимача, Натчез / Таенса и Туника. Эта гипотеза в настоящее время обычно отвергается историческими лингвистами; но ряд ученых-мускогинов по-прежнему считают, что мускогин связан с натчезом.

Значение имени таенса неизвестно, хотя антропологи и лингвисты считают его автономным. Читимача, группа, с которой они в конечном итоге объединились, называла их экзонимом Чёза.

Обман на языке таэнса

Между 1880 годом. -1882, молодой студент-священник из Парижа по имени Жан Паризо опубликовал то, что якобы было «материалом по языку таэнса, включая статьи, песни, грамматику и словарный запас»; это вызвало большой интерес у филологов. В отношении этого материала долгие годы были сомнения; известный американский антрополог и лингвист Джон Р. Свентон убедительно доказал, что работа была мистификацией в серии публикаций в 1908-1910 гг.

См. также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Галлоуэй, Патриция; Джексон, Джейсон Бэрд (2004). «Натчез и соседние группы». В Фогельсон, Р. Д. (изд.); Sturtevant, W. C. (сер. Изд.) (Ред.). Справочник североамериканских индейцев: Юго-восток. Справочник североамериканских индейцев. Vol. 14. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. С. 598–615. ISBN 978-0160723001. Проверено 7 марта 2017 г.
  • Годдард, Айвз (2005). «Языки коренных народов Юго-Востока». Антропологическая лингвистика. 47 (1): 1–60. JSTOR 25132315.
  • Ле Паж дю Пратц (1758 г.). Histoire de la Louisane. 3 тт. Париж; перевод London, 1763, 1774. CS1 maint: location (link )
  • Jackson, Jason Baird; Fogelson, Raymond D; Sturtevant, William C. (2004). «История этнологических и лингвистических исследований. In Fogelson, RD (vol. Ed.); Sturtevant, WC (ser. Ed.) (Eds.). Handbook of North American Indians: Southeast. Handbook of North American Indians. Vol. 14. Вашингтон, DC: Smithsonian Institution. Pp. 31–47. ISBN 978-0160723001. Проверено 7 марта 2017 г.
  • Johnson, M.; Hook, R. (1992). Коренные племена Северной Америки. Compendium Publishing. ISBN 978-1872004037.
  • Margry (1886) [1879]. Découvertes et établissements des Francais. 6 vols. Paris.
  • Shea, Джон Гилмари (1854 г.). История католических миссий среди индейских племен Соединенных Штатов, 1529–1854 гг.. Нью-Йорк, Нью-Йорк: TW Strong / Edward Dunigan Brother. Проверено 7 марта 2017 г.
  • Swanton, John R. (1911). Индейские племена из нижней части долины Миссисипи и прилегающих берегов G Ульф Мексиканский. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, Бюро американской этнологии. ISBN 978-1332017836.
  • Уильямс, Стивен (1967). «О местонахождении исторических деревень Таенса». Конференция по докладам об археологии исторических памятников. Vol. 1.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Taensa.
Последняя правка сделана 2021-06-09 07:25:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте