Читимача

редактировать
Читимача
Флаг племени
Общее население
1250
Регионы со значительным населением
США (Луизиана )
Языки
Английский, Французский, Каджунский французский, Читимача (без носителей)
Религия
Католицизм, другой
«Два индейца Читимача», картина Франсуа Бернара, 1870 Читимача

The Читимача(; или ), также известный как Четимачан или Ситимача, Федерально признанное племя коренных американцев, проживающих в США. штат из Луизиана, в основном в их резервации в Св. Мэри Пэриш около Чарентона на Байу-Тек. Они - единственный коренной народ в штате, который все еще контролирует часть своей исконной земли, где они долгое время занимали районы бассейна Атчафалая, «одного из самых богатых внутренних устьев на континенте». В 2011 году их насчитывалось около 1100 человек.

Люди исторически говорили на читимачском языке, языковом изоляторе. Два последних носителя языка умерли в 1930-х годах. Но с 1990-х годов племя работает над возрождением языка, основываясь на заметках и записях, сделанных лингвистом Моррисом Сводешем около 1930 года. Они начали занятия по погружению в языковую среду для детей и взрослых. В 2008 году они объединились с Rosetta Stone в двухлетнем проекте по разработке программного обеспечения для поддержки изучения языка. Каждому племенному дому был выдан экземпляр для поддержки использования языка дома. Читимача использовали доходы от азартных игр для содействия образованию и сохранению культурного наследия, основали музей племен и бюро по сохранению исторического наследия, а также восстановили свой язык.

Читимача - одно из четырех признанных на федеральном уровне племен в штате. Кроме того, Луизиана признает несколько других племен, не имеющих федерального признания. В конце 20-го века Луизиана была «третьим по величине индейским населением на востоке Соединенных Штатов».

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Колониальный период до 20-го века
    • 1.2 От 20 века до наших дней 181>2 Язык
    • 3 Правительство
      • 3.1 Членство
    • 4 Представление в других СМИ
    • 5 Ссылки
    • 6 Дополнительная литература
    • 7 Внешние ссылки
    История

    Индейцы Читимача и их предки населяли дельту реки Миссисипи на юге центральной части Луизианы за тысячи лет до столкновения с европейцами. Предание гласит, что граница территории Читимача была отмечена четырьмя выдающимися деревьями. Археологические находки позволяют предположить, что Читимача и их коренные предки жили в Луизиане около 6000 лет. До этого они мигрировали в эту местность с запада реки Миссисипи. Согласно Читимача, их имя происходит от термина «Пантч Пинанканк», что означает «люди в целом красные», что также означает воин.

    Читимача были разделены на четыре подплемена: Чаваша, Читимача, Ваша и Ягэначито; эти термины были тем, что народ чокто называл суб-племенами, исходя из характера их географических территорий. Имя Чаваша - это чокто термин, означающий «Место енота». Ваша также является чокто и означает «Охотничий темп». Яганечито означает «Большая страна».

    Читимача основали свои деревни в посреди многочисленных болот, заливов и рек бассейна Атчафалая, «одного из самых богатых устьев на континенте». Они хорошо знали эту местность. Условия местности обеспечивали им естественную защиту от вражеских атак и делали эти села почти неприступными. В результате они не укрепили их. Деревни были довольно большими, в среднем около 500 жителей. Жилища строились из имеющихся ресурсов. Обычно люди строили стены из каркаса столбов и обмазывали их грязью или пальметто листьями. Крыши были покрыты соломой.

    Читимача выращивали различные культуры, а сельскохозяйственные продукты составляли основу их рациона. Женщины занимались земледелием и урожаем. Они были опытными садоводами, выращивающими множество различных сортов кукурузы, бобов и кабачков. Кукуруза была основной культурой, кроме фасоли, тыквы и дыни. Женщины также собирали дикие продукты и орехи. Мужчины охотились на оленей, индюков и аллигаторов. Еще ловили рыбу. Люди хранили зерновые в приподнятом зимнем зернохранилище, чтобы дополнить охоту и рыбалку.

    Живя у воды, Читимача сделали байдарки для транспорта. Эти сосуды были построены путем вырезания кипарисовых бревен. Самый большой вмещал до сорока человек. Чтобы получить камни, необходимые для изготовления наконечников стрел и инструментов, люди обменивали урожай на камень с племенами на севере. Они также разработали такое оружие, как ударный пистолет и тростниковый дротик. Они приспособили рыбьи кости для использования в качестве наконечников стрел.

    Читимача отличались своим обычаем приплюсовывать лбы своих младенцев мужского пола. В младенчестве они связывали их, чтобы придать им форму черепа. Взрослые мужчины обычно носят длинные и распущенные волосы. Они были опытными практиками в искусстве татуировки, часто покрывая свое лицо, тело, руки и ноги татуировками. Из-за жаркого и влажного климата мужчины обычно носили только набедренную повязку, а женщины - короткую юбку.

    Как и многие индейские народы, Читимача имели матрилинейное родство. система, в которой собственность и происхождение передавались по женским линиям. Потомственные вожди-мужчины, правившие до начала 20 века, происходили по материнской линии и утверждались старейшинами-женщинами. Считалось, что дети принадлежат к семье и клану своей матери и забирают у нее свой статус. Как и другие индейские племена, Читимача время от времени поглощали и культивировали другие народы. Вдобавок, поскольку женщины Читимача имели отношения с европейскими торговцами в десятилетия большего взаимодействия, их дети смешанной расы считались принадлежащими к семье матери и культивировались как Читимача.

    Читимача были разделены на строгую классовую систему знати и простолюдинов. У них было такое различие, что оба класса говорили на разных диалектах. Смешанные браки между классами были запрещены.

    Колониальный период до 20-го века

    Во время прибытия Колумба в Америку, по оценкам историков, общая численность четырех групп читимача составляла около 20 000 человек. Хотя Читимача практически не контактировал с европейцами еще два столетия, они страдали евразийскими инфекционными заболеваниями, заразившимися от других местных жителей, которые торговали с ними, например корью, оспа и брюшной тиф. Как и другие коренные американцы, Читимача не обладали иммунитетом к этим новым болезням и страдали от высоких эпидемий.

    К 1700 году, когда французы начали колонизировать долину реки Миссисипи Количество Читимача резко сократилось. По оценкам на то время: у чаваша было около 700 человек, у васа - около 1400; Читимача около 4000; и Ягеничито около 3000. (Книффен и др. Сказали, что всего в 1700 году было 4000 человек; они могли знать только о тех, кого классифицировали только как Читимача.)

    Подплемена конфедерации Читимача занимали в то время в общей сложности около пятнадцати деревень. о встрече с французскими исследователями и колонистами в начале 1700-х гг. Французы описывали деревни как самоуправляющиеся группы. Великий вождь представлял центральную управляющую власть всех подплемен, но они действовали очень децентрализованно.

    Между 1706–1818 годами Читимача воевал с французами в долгой ожесточенной войне. Обладая превосходной огневой мощью, французы почти уничтожили восточную Читимачу. Те, кто выжил, были переселены французскими властями подальше от Мексиканского залива и дальше на север вдоль реки Миссисипи, в район, где они живут сегодня. Болезни вызвали больше смертей, чем войны, и в конечном итоге привели к драматическим социальным потрясениям и поражению людей. Употребление алкоголя тоже сказалось, так как они были очень уязвимы к нему. К 1784 году общая численность племен упала до 180. В начале 1800-х годов небольшая группа была поглощена хумой Луизианы.

    В конце 18 века британцы изгнали большую часть франкоговорящих акадийцев из восточной Канады после победы над Францией в Семилетней войне и захвата их территории в Северной Америке к востоку от реки Миссисипи. Некоторые акадские беженцы были переселены в Луизиану вдоль реки Миссисипи; их потомки стали известны как каджуны. Они также оказывали давление на население Читимача, потому что они захватили их землю.

    В конце концов некоторые Читимача вышли замуж за акадийцев и постепенно приобщились к своей общине, в том числе преобразовали в католицизм. Другие поглотили европейцев в общество Читимача. Дети смешанной расы, рожденные женщинами Читимача, считались принадлежащими к семьям своей матери и обычно воспитывались в рамках местной культуры.

    Читимача в середине 1800-х подали в суд на Соединенные Штаты за подтверждение права собственности на их племенную землю. Федеральное правительство своим постановлением выделило 1062 акра в Санкт-Петербурге. Приход Марии как земля Читимача.

    Среди своих ремесел женщины ткали изысканные корзины из речного тростника. Они сохранили строгую традицию использования трех цветов. Они продолжали делать традиционные корзины для продажи в 20 веке, что было важной частью их экономики. Одна из последних женщин, практикующих традиционную технику двойного плетения, Ада Томас была удостоена звания стипендиата Национального наследия от Национального фонда искусств в 1983 году.

    20 век по настоящее время

    Федеральная перепись 1900 года зафиксировала шесть семей Читимача общей численностью 55 человек, трое из которых были классифицированы как чистокровные. В 1910 г. было зарегистрировано 69 читимач; 19 из их детей были учениками школы индейцев Карлайла в Пенсильвании, где они учились на полную ставку вместе с другими индейскими учениками из самых разных племен. Индийские школы-интернаты считались средством ассимилировать детей с основной культурой Соединенных Штатов. Они нарушили передачу родных языков, заставляя детей использовать английский в школе и забирая их из семей на длительные периоды времени.

    Племя находилось под экономическим давлением в начале 20 века, и иногда его членов заставляли продавать землю, потому что они не могли позволить себе налоги. Сара Эйвери Макилхенни, местная благотворитель, семья которой владела и управляла фабрикой по производству табаско, откликнулась на призыв о помощи женщин Читимача. Последние 260 акров земли она купила на распродаже у шерифа в 1915 году; затем передал его племени. Они передали землю федеральному правительству (Министерству внутренних дел) в доверительное управление в качестве резервации для племени. Макилхенни также поощрял федеральное признание Читимача как племени, которое Министерство внутренних дел предоставило в 1917 году.

    Читимача были первым племенем коренных жителей, все еще живущих в Луизиане, получившим федеральное признание. Большинство коренных американцев юго-востока были насильственно переселены на индейские территории к западу от реки Миссисипи в течение 1830-х годов. Племя получало некоторую ренту и финансовые льготы в результате официального признания. Но численность населения продолжала сокращаться, и к 1930 году в Читимача было зарегистрировано всего 51 человек.

    Генерал Дуглас Макартур на встрече с индейскими войсками в 1943 году, включая S / Sgt. Элвин Дж. Вилкан из Чарантона, штат Луизиана, один из примерно 70 уцелевших на тот момент Читимача

    С того минимума начала 20-го века население увеличилось по мере выздоровления. Мужчины начали получать лучшую работу, работая на нефтяных месторождениях Луизианы бурильщиками и мастерами. В начале 21 века племя сообщило, что в него вошли более 900 членов. По данным переписи 2000 года постоянное население резервации индейцев Читимача составляло 409 человек. Из них 285 человек были исключительно индейского происхождения.

    Резервация расположена на 29 ° 53'02 ″ с.ш., 91 ° 31'52 ″ з.д. / 29,88389 ° с.ш., 91,53111 ° з.д. / 29,88389; -91.53111 в северной части общины Чарентон, в Св. Мэри Приход на Байу-Теке. Он находится в бассейне Атчафалая, в богатом устье. Читимача - единственный коренной народ в штате, который все еще контролирует некоторые из своих традиционных земель. Как и многие другие индейские племена, Читимача взяли на себя образование своих детей и основали племенную школу Читимача в резервации; его спонсирует Бюро по делам индейцев.

    Совет племен участвует в текущих переговорах с Соединенными Штатами о получении компенсации за экспроприацию земель в прошлом. На доходы, полученные от игрового казино, Chitimacha приобрела дополнительную землю в доверительное управление для своей резервации и теперь контролирует 1000 акров. В его резервации открыты казино, школа, рыбоперерабатывающий завод и музей племен.

    Язык

    язык Читимача вымер после двух последних носителей языка, Бенджамин Поль и Дельфин Дюклу умерли в 1930-х годах. Но молодой лингвист Моррис Сводеш работал с Полом и Дюклу с 1930 года над записью их языка и историй. Он делал обширные записи, пытаясь спасти язык и его традиционные отчеты. Большинство современных Читимача говорят на каджунском французском и английском.

    На доходы от игр племя организовало деятельность по возрождению культуры: племенное бюро по сохранению исторического наследия, классы языкового погружения, музей племен и проект по содействию возрождению речного тростника на племенных землях для поддержки плетения традиционных корзин. В начале 1990-х с племенем связалась библиотека Американского философского общества, которая сообщила, что хранит документы Сводеша и нашла обширные заметки о языке читимача, в том числе проект руководства по грамматике и словарь. Была набрана небольшая команда, чтобы попытаться выучить язык быстро и начать подготовку материалов для его передачи, например сборника рассказов. В школе для детей были открыты классы языкового погружения.

    В 2008 году племя стало партнером Rosetta Stone для разработки программного обеспечения для документирования языка и предоставления учебных материалов. Каждому племенному дому была предоставлена ​​копия программного обеспечения для поддержки семей, изучающих язык, и поощрения детей говорить на нем дома. В рамках совместного проекта также создается полный словарь и справочная грамматика для учащихся этого языка.

    Правительство

    Читимача восстановили свое правительство в соответствии с Законом о реорганизации Индии 1934 года считается индейцем президента Франклина Д. Рузвельта новым курсом. Племя успешно сопротивлялось попыткам в 1950-х годах уничтожить их как племя в соответствии с федеральной политикой того времени, что положило бы конец их отношениям с федеральным правительством.

    В 1971 году они приняли новую писаную конституцию. У них есть выборное представительное правительство с двухлетним сроком полномочий пяти членов Племенного совета. Трое избираются от одномандатных округов, а два члена избираются на свободе.

    Членство

    Как и все признанные на федеральном уровне племена Читимача, посредством принятия их конституции, установили свои собственные правила членства в племени. Согласно конституции, они требуют, чтобы члены имели определенный количество крови и могли документально подтвердить прямое происхождение от члена, внесенного в один из двух официальных списков:

    Кроме того, потенциальный член должен быть может документально подтвердить наличие по крайней мере одной шестнадцатой (1/16) степени индейского происхождения Читимача (что эквивалентно одному прапрапрадеду). Дети шестнадцатой (1/16) степени или более крови индейцев Читимача, рожденные от любого зарегистрированного члена с 1971 года (когда племя приняло свою конституцию), имеют право на членство.

    В период с 1904 по 1919 год члены племен смешанные африканские и индейские предки были изгнаны из племени, и их потомкам с тех пор было отказано в принадлежности к племени.

    Представление в других СМИ
    • Родные воды: воспоминания Читимача (2011 г.)) - документальный фильм, снятый и произведенный Лауданом для общественного вещания Луизианы. Он выиграл премию Telly 2012.
    Источники
    Дополнительная литература
    • Дагган, Бетти Дж. 2000. «Возвращение к коллекциям музея Пибоди и возрождение корзины Читимача», Symbols (Spring): 18-22.
    • Грегори, Хирам Ф. 2006. «Asá: la Koasati Cane Basketry», In The Work of Tribal Hands: Southeastern Split Cane Basketry, под редакцией Дайны Боукер Ли и HF Gregory, стр. 115–134. Издательство Северо-Западного государственного университета, Натчиточес, Луизиана.
    • Грегори, Хирам Ф. и Кларенс Х. Уэбб. 1975. «Chitimacha Basketry», Louisiana Archeology 2: 23–38.
    • Гувер, Герберт Т. 1975. Люди Читимача, Indian Tribal Series, Феникс, Аризона.
    • Книффен, Фред Б.., Хирам Ф. Грегори и Джордж А. Стоукс. 1987. Исторические индейские племена Луизианы с 1542 года по настоящее время, Издательство государственного университета Луизианы, Батон-Руж.
    • Ли, Дана Боукер. 2006 «Узы, которые связывают: традиции плетения тростника среди племени Читимача и Йены из чокто», В работе племенных рук: Юго-восточный раскол тростникового плетения, под редакцией Дайны Боукер Ли и Г.Ф. Грегори, стр. 43–72. Натчиточес, Луизиана: Издательство Северо-Западного государственного университета
    • Уснер. 2015, Дэниел Х. Ткачество союзов с другими женщинами: работа индейцев Читимача на Новом Юге, University of Georgia Press
    Внешние ссылки
    На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Читимача.
Последняя правка сделана 2021-05-14 13:03:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте