Операция Jaywick | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть японской оккупации Сингапура во время Второй мировой войны | |||||||
. MV Krait, использованный для проникновения в Сингапур. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Японская империя | Z Особый отряд | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Н / Д | Иван Лион. | ||||||
Сила | |||||||
Н / Д | 14 коммандос и моряков. 1 рыболовное судно | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
6 кораблей потоплены | Нет |
Операция «Джейвик» была специальной операцией, проводившейся во время Мировой войны II. В сентябре 1943 года 14 спецназовцев и моряков из Allied Z Special Unit совершили набег на японские корабли в Сингапур Гавань, тонет шесть кораблей.
Special Operations Australia (SOA), объединенная организация военной разведки союзников, была создана в марте 1942 года. SOA действовала под прикрытием Inter-Allied Services Department (IASD). В нем находилось несколько британских SOE офицеров, бежавших из оккупированного японцами Сингапура, и они составили ядро IASD, которое базировалось в Мельбурне. В июне 1942 года отряд коммандос был организован под названием Z Special Unit (который позже был широко известен как Z Force). Он набирал свой персонал в основном из австралийской армии и Королевского австралийского флота.
. В 1943 году 28-летний британский офицер капитан (впоследствии майор) Иван Лайон (из разведывательного управления союзников и Gordon Highlanders ) и 61-летний австралийский гражданский гражданин Билл Рейнольдс разработали план нападения на японское судоходство в Сингапуре Гавань. Коммандос отправлялись в гавань на судне, замаскированном под азиатскую рыбацкую лодку. Затем они использовали бы фолбоаты (складные каноэ) для прикрепления минитных мин к японским кораблям.
Первоначальная подготовка к рейду была организована и проведена майором Лайоном и капитаном Дэвидсоном в Refuge Bay. Выбранный участок представлял собой удаленный, недоступный район вдоль реки Хоксбери в Новом Южном Уэльсе и назван для этой цели «лагерем X». Фольбоаты были необходимы для обучения будущих оперативников, но только двое; Один и два человека были признаны подходящими после тщательного поиска военнослужащими в Австралии. Они были куплены на месте у строителя катеров Уолтера Хоэна после пробного запуска на реке Ярра в Альфингтоне, проведенного главой Департамента внутренних войск союзников полковником Моттом и майором Манипенни. Деревянное жесткое каноэ было также построено для лагеря X стажерами под руководством Дэвидсона.
Рейнольдс владел японским прибрежным рыбовозом длиной 21,3 метра (70 футов), Kofuku Maru 幸福 丸, который он использовал для эвакуации беженцев из Сингапура. Лион приказал отправить лодку из Индии в Австралию. По прибытии он переименовал судно в Крайт в честь маленькой, но смертоносной азиатской змеи.
В середине 1943 года, Крайт отправился из тренировочного лагеря в Брокен-Бэй, Новый Южный Уэльс на Остров Четверг. На борту находилась группа спецподразделения Z из трех британских и одиннадцати австралийских военнослужащих, в том числе:
13 августа 1943 года Крайт покинул Остров Четверг для Залив Эксмаут, Западная Австралия, где он был заправлен топливом и был проведен ремонт. Мало того, что ремонт вызвал задержку вылета, но и фолботы, произведенные Harris Lebus и обозначенные как модель MKI **, которые были специально заказаны для атаки Лионом из Англии, прибыли только в последнюю минуту. Они были признаны неисправными, в них отсутствовали некоторые важные детали и они не соответствовали конструкции, указанной Дэвидсоном. Им пришлось претерпеть множество изменений на месте просто для того, чтобы каждый каркас соответствовал друг другу, а затем правильно вошел во внешнюю оболочку. Это оставило экипажу мало времени, чтобы привыкнуть к ним, прежде чем погрузиться в Крайт.
2 сентября 1943 года Крайт покинул залив Эксмаут и отправился в Сингапур. Безопасность команды зависела от маскировки местной рыбацкой лодки. Мужчины окрашивали свою кожу в коричневый цвет краской, чтобы казаться более азиатскими, и тщательно подбирали мусор, который они выбрасывали за борт, чтобы следы европейского мусора не вызывали подозрений. После относительно спокойного плавания Крайт прибыл из Сингапура 24 сентября. Той ночью шесть человек покинули лодку и проплыли 50 километров (31 миль) на складных каноэ, чтобы устроить передовую базу в пещере на небольшом острове недалеко от гавани. Ночью 26 сентября 1943 года они плыли в гавань и поставили мины-тарелки на несколько японских кораблей, прежде чем вернуться в свои укрытия.
В результате взрыва мины якобы затонули или серьезно повредили семь японских кораблей, общим весом более 39 000 тонн. Коммандос подождали, пока не утихнет волнение из-за атаки, а затем вернулись в Крайт, которого они достигли 2 октября. Их возвращение в Австралию прошло в основном без происшествий, за исключением напряженного инцидента в проливе Ломбок, когда к кораблю вплотную приблизился японский вспомогательный тральщик Wa-102 во время патрулирования; однако Крайт не был оспорен. 19 октября корабль и команда благополучно вернулись в залив Эксмаут.
Недавний анализ японских записей и радио-расшифровок выявил только 6 кораблей, потопленных или поврежденных. Японские радиосообщения упоминают только шесть атакованных кораблей, и весьма вероятно, что атака седьмого потерпела неудачу.
Судно | Атакующий | Цель | Валовая вместимость | Конфигурация | Результат |
---|---|---|---|---|---|
1 | Лион / Хьюстон | Шосей Мару | 5698 | Двигатели на корме танкера | Повреждены |
2 | Davidson/Falls | Ничирен Мару | 5460 | 3 островных груза | Повреждены |
3 | Дэвидсон / Фоллз | Неизвестно | NA | Двигатели в кормовой части груза | NA |
4 | Дэвидсон / Фоллс | Араре Мару | 2770 | Двигатели на корме танкера | Потоплены / спасены |
5 | Page/Jones | Хакусан Мару | 2197 | 3 островных груза | Затоплены |
6 | Page/Jones | Насусан Мару | 4399 | Двигатели на корме танкера | Поврежден |
7 | Page/Jones | Kizan Maru | 5071 | 3 острова, груз | Затонул |
Часто повторяющиеся утверждения, что диверсанты затонул большой высокоскоростной танкер Shinkoku Maru (Sinkoku Maru по написанию кокутай) не подтверждается японскими записями, которые ясно показывают, что корабль покинул Трук (Чуук) с Каролинских островов в день атаки.
Рейд застал японские власти в Сингапуре врасплох. Никогда не подозревая, что такое нападение может быть организовано из Австралии, они предположили, что оно было совершено местными диверсантами, скорее всего, про китайских коммунистов партизан. В их усилиях по раскрытию преступников началась волна арестов, пыток и казней. Целью этой программы были местные китайцы и малайцы, а также интернированные военнопленные и европейские граждане. Инцидент стал известен как Двойной десятый 10 октября, в день, когда японская тайная полиция начала массовые аресты.
Учитывая последствия, нанесенные японцами местному населению, возникла критика в отношении того, была ли операция «Джейвик» оправданной, особенно с ее относительно ограниченными стратегическими результатами. После рейда союзники никогда не брали на себя ответственность за нападение на корабли, скорее всего потому, что они хотели сохранить секрет Крайта для будущих подобных миссий. Поэтому японцы не отвлекали значительные военные ресурсы на защиту от таких атак, а просто использовали свою тайную полицию для репрессалий против мирных жителей.
За операцией «Джейвик» последовала операция «Римау». Хотя в ходе этого рейда иногда утверждается, что три корабля потоплены, никаких подтверждений этому не было обнаружено, и, по всей вероятности, ни одно судно не было потоплено; но участники, включая Лион, были либо убиты в бою, либо захвачены и казнены.
Австралийский писатель Рональд Маккай написал отчет об операции 1961 года под названием «Герои». В 1989 году в британско-австралийском мини-сериале по книге Маккая была инсценирована драматизация. Герои были сняты режиссером Дональдом Кромби, с актерским составом, включая Пола Риса в роли Ивана Лайона, Джона Баха в роли Дональда Дэвидсона и Джейсон Донован как «Счастливый» Хьюстон.
Координаты : 1 ° 17′14 ″ N 103 ° 51′55 ″ E / 1,28722 ° N 103,86528 ° E / 1,28722; 103.86528