Наивный реализм (психология)

редактировать

В социальной психологии наивный реализм - это человеческая склонность верить что мы видим мир вокруг нас объективно и что люди, которые с нами не согласны, должны быть неосведомленными, иррациональными или предвзятыми.

Наивный реализм обеспечивает теоретическую основу для нескольких другие когнитивные искажения, которые представляют собой систематические ошибки, когда дело касается мышления и принятия решений. К ним относятся, среди прочего, эффект ложного консенсуса, субъект-наблюдатель, слепое пятно смещения и фундаментальная ошибка атрибуции.

Термин в том виде, в котором он используется в психологии сегодня, был придуман социальным психологом Ли Россом и его коллегами в 1990-х годах. Это связано с философской концепцией наивного реализма, которая заключается в том, что наши чувства позволяют нам воспринимать объекты напрямую и без каких-либо промежуточных процессов. Социальные психологи в середине 20-го века выступили против этой позиции и предложили вместо этого, что восприятие по своей сути субъективно.

Несколько известных социальных психологов изучали наивный реализм экспериментально, в том числе Ли Росс, Эндрю Уорд, Дейл Гриффин, Эмили Пронин, Томас Гилович, Роберт Робинсон и Дахер Келтнер. В 2010 году Справочник по социальной психологии признал наивный реализм одним из «четырех с трудом завоеванных идей о человеческом восприятии, мышлении, мотивации и поведении. которые... представляют собой важный, действительно фундаментальный вклад социальной психологии."

Содержание
  • 1 Основные предположения
  • 2 История концепции
  • 3 Экспериментальные данные
    • 3.1 "Они увидел игру »
    • 3.2 Эффект ложного консенсуса
    • 3.3 Эффект враждебных СМИ
    • 3.4 Исследование« Музыкальное прослушивание »
    • 3.5 Игра на Уолл-стрит
  • 4 Последствия
    • 4.1 Мертвая зона смещения
    • 4.2 Ложная поляризация
    • 4.3 Реактивная девальвация
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Основные предположения

Ли Росс и его коллега-психолог Эндрю Уорд выделили три взаимосвязанных предположения, или "постулаты", составляющие наивный реализм. Они утверждают, что эти предположения подтверждаются долгим мнением в социальной психологии, а также несколькими эмпирическими исследованиями. Согласно их модели, люди:

  • Верить в то, что они видят мир объективно и беспристрастно.
  • Ожидайте, что другие придут к тем же выводам, пока они получают ту же информацию и интерпретируют ее рационально.
  • Предположим, что другие люди, не разделяющие тех же взглядов, должны быть невежественными, иррациональными или предвзятыми.
История концепции

Наивный реализм следует из субъективистской традиции в современная социальная психология, восходящая к одному из основоположников этой области, немецко-американскому психологу по имени Курт Левин. Идеи Левина основывались на гештальтпсихологии, философской школе 20-го века, которая фокусировалась на изучении психологических феноменов в контексте, как частей единого целого.

С 1920-х по 1940-е гг. Левин разработал подход к изучению человеческого поведения, который он назвал теорией поля. Теория поля предполагает, что поведение человека является функцией человека и окружающей среды. Левин считал психологическое окружение человека, или «жизненное пространство», субъективным и, таким образом, отличным от физической реальности.

В этот период субъективистские идеи распространялись и в других областях психология. Например, Жан Пиаже, психолог развития, утверждал, что дети смотрят на мир через эгоцентрическую линзу, и им трудно отделить свои собственные убеждения от убеждений. других.

В 1940-х и 1950-х годах пионеры социальной психологии применили субъективистский подход к области социального восприятия. В 1948 году психологи Дэвид Кретч и Ричард Крачфилд утверждали, что люди воспринимают и интерпретируют мир в соответствии со своими «собственными потребностями, собственными коннотациями, собственной личностью, собственными ранее сформированными когнитивными паттернами».

Социальный психолог Густав Иххайзер расширил эту идею, отметив, как предубеждения в восприятии человека приводят к недопониманию в социальных отношениях. По словам Иххайзера, «мы склонны разрешать наше недоумение, возникающее из-за того, что другие люди видят мир иначе, чем мы видим его сами, заявляя, что эти другие в результате некоторого основного интеллектуального и морального дефекта не могут видеть вещи». такими, какие они есть на самом деле »и реагировать на них« нормальным образом ». Таким образом, мы подразумеваем, конечно, что вещи на самом деле такие, какими мы их видим, и что наши пути - нормальные пути».

Соломон Аш, известный социальный психолог, который также был воспитан в традиции гештальта, утверждал, что люди не соглашаются, потому что они основывают свои суждения на разных толкованиях или способах смотреть на различные вопросы. Однако они находятся в иллюзии, что их суждения о социальном мире объективны. «Это отношение, которое было удачно описано как наивный реализм, не видит проблемы в факте восприятия или знания окружающей среды. Вещи такие, какими кажутся; у них есть только те качества, которые они проявляют при взгляде и прикосновении», - сказал он. писал в своем учебнике «Социальная психология» в 1952 году. «Это отношение, однако, не описывает фактические условия нашего познания окружающей среды».

Экспериментальные данные

«Они видели игру».

В основополагающем исследовании по социальной психологии, которое было опубликовано в статье в 1954 году, студенты из Дартмута и Принстона просмотрели видео жаркий футбольный матч между двумя школами. Хотя они смотрели одни и те же кадры, фанаты из обеих школ воспринимали игру по-разному. Студенты из Принстона «увидели», что команда Дартмута совершила вдвое больше нарушений, чем их собственная команда, а также увидели, что команда совершила в два раза больше нарушений по сравнению с тем, что видели студенты Дартмута. Студенты Дартмута считали игру равной по уровню насилия, в котором виноваты обе стороны. Это исследование показало, что две группы восприняли событие субъективно. Каждая команда считала, что они видели событие объективно, и что восприятие другой стороной события было ослеплено предвзятостью.

эффектом ложного консенсуса

Исследование 1977 года, проведенное Росс и его коллеги предоставили первые доказательства когнитивной предвзятости, названной эффектом ложного консенсуса, который представляет собой тенденцию людей переоценивать степень, в которой другие разделяют те же взгляды. Это предвзятость упоминается как поддержка первых двух принципов наивного реализма. В ходе исследования студентов спросили, будут ли они носить на территории кампуса табличку с надписью «Ешь у Джо». Затем их попросили указать, думают ли они, что другие студенты, вероятно, будут носить этот знак, и что они думают о студентах, которые хотели бы носить его или нет. Исследователи обнаружили, что студенты, которые согласились носить знак, думали, что большинство студентов будут носить знак, и они думали, что отказ от ношения знака более раскрывает личные качества их сверстников. И наоборот, студенты, которые отказались носить знак, думали, что большинство других студентов также откажутся, и что принятие приглашения более раскрывает определенные черты личности.

Эффект враждебных СМИ

Явление, известное как эффект враждебных СМИ, демонстрирует, что партизаны могут рассматривать нейтральные события субъективно в соответствии со своими потребностями и ценности и делают предположение, что те, кто интерпретирует событие иначе, имеют предвзятость. Для исследования 1985 г. произраильских и проарабских студентов попросили посмотреть настоящие новости о резне Сабры и Шатилы 1982 года, массовом убийстве палестинских беженцев (Валлоне, Ли Росс и Леппер, 1985). Исследователи обнаружили, что партизаны с обеих сторон восприняли освещение как предвзятое в пользу противоположной точки зрения и полагали, что люди, отвечающие за информационную программу, придерживались идеологических взглядов противоположной стороны.

Исследование «Музыкальное прослушивание»

Еще больше эмпирических доказательств наивного реализма было получено в результате «исследования музыкального прослушивания» психолога Элизабет Ньютон в 1990 году. В рамках исследования участники были обозначены либо как «прослушиватели», либо как "слушатели". Тэпперам было предложено воспроизвести ритм известной песни, а «слушателей» - попытаться определить песню. В то время как прослушиватели ожидали, что слушатели будут угадывать мелодию примерно в 50 процентах случаев, слушатели могли опознать ее только примерно в 2,5 процентах случаев. Это подтвердило неудачу в взгляде на перспективу на стороне прослушивателей и переоценку степени, в которой другие будут разделять "слушание" песни, когда она прослушивается.

Игра на Уолл-стрит

В 2004 году Росс, Либерман и Сэмюэлс попросили консультантов, проживающих в общежитии, назначить студентов для участия в исследовании и указать, будут ли эти студенты сотрудничать или отказываться от в первом раунде классической игры по принятию решений под названием Дилемма заключенного. Игра была представлена ​​испытуемым одним из двух способов: она называлась «Игра Уолл-стрит» или «Игра сообщества». Исследователи обнаружили, что студенты, находящиеся в состоянии «Общинная игра», в два раза чаще сотрудничали, и что, похоже, не имело значения, классифицировались ли студенты ранее как «кооператоры» или «перебежчики». Этот эксперимент продемонстрировал, что ярлык игры оказывает большее влияние на то, как учащиеся играют в игру, чем на личностные качества испытуемых. Кроме того, исследование показало, что консультанты общежития не делали достаточных допущений для субъективных интерпретаций игры.

Последствия

Наивный реализм заставляет людей преувеличивать различия между собой и другие. Психологи считают, что это может спровоцировать и обострить конфликт, а также создать препятствия на пути переговоров с помощью нескольких различных механизмов.

Мертвая зона предвзятости

Упоминается одно из следствий наивного реализма как слепое пятно предвзятости, которое представляет собой способность распознавать когнитивные и мотивационные предубеждения в других, не осознавая влияние предубеждений на самих себя. В исследовании, проведенном Прониным, Лином и Россом (2002), студенты Стэнфорда заполнили анкету о различных предубеждениях в социальных суждениях. Они указали, насколько, по их мнению, они были подвержены этим предубеждениям по сравнению со средним учеником. Исследователи обнаружили, что участники всегда считали, что они менее склонны к предвзятости, чем их сверстники. В ходе последующего исследования студенты ответили на вопросы о своих личных качествах (например, насколько они внимательны) по сравнению с другими студентами. Большинство студентов отметили, что по большинству характеристик они не достигли среднего уровня, что подтверждает когнитивную предвзятость, известную как эффект «лучше среднего». Затем студенты узнали, что жертвами этого предубеждения становятся от 70 до 80 процентов людей. Отвечая на вопрос о точности их самооценок, 63 процента студентов заявили, что их оценки были объективными, в то время как 13 процентов студентов указали, что их оценки были слишком скромными.

Рис. 1. Актуальные виды (вверху), восприятие взглядов «кругом» (в центре), восприятие взглядов «треугольником» (внизу). (Смоделировано на основе аналогичных иллюстраций, найденных в Робинсоне и др., 1995, и Росс и Уорд, 1996.)

Ложная поляризация

Когда человек не разделяет наши взгляды, третий принцип наивного реализма приписывает это несоответствие трем возможностям. Человек либо получил другой набор информации, либо ленив, либо неспособен прийти к рациональному выводу, либо находится под искажающим влиянием, таким как предубеждение или личный интерес. Это порождает явление, называемое ложной поляризацией, которое включает в себя интерпретацию взглядов других как более экстремальных, чем они есть на самом деле, и приводит к восприятию более значительных межгрупповых различий (см. Рис. 1). Люди предполагают, что они воспринимают проблему объективно, внимательно рассматривая ее с разных точек зрения, в то время как другая сторона обрабатывает информацию сверху вниз. Например, в исследовании, проведенном Robinson et al. в 1996 г. сторонники абортов и сторонников выбора сильно переоценили крайность взглядов противоположной стороны, а также переоценили влияние идеологии на других членов своей группы.

Реактивная девальвация

Предположение, что взгляды других более радикальны, чем они есть, может создать препятствие для разрешения конфликта. В ходе обследования тротуаров, проведенного в 1980-х годах, пешеходы оценивали предложение о разоружении ядерного оружия (Стиллингер и др., 1991). Одной группе участников сказали, что предложение было сделано президентом США Рональдом Рейганом, в то время как другие думали, что предложение исходило от советского лидера Михаила Горбачева. Исследователи обнаружили, что 90 процентов участников, которые думали, что предложение было от Рейгана, поддержали его, в то время как только 44 процента в группе Горбачева выразили свою поддержку. Это обеспечило поддержку феномена, называемого реактивной девальвацией, которая включает отказ от уступки противника, исходя из предположения, что уступка либо мотивирована личными интересами, либо менее ценна.

См. Также
  • Психологический портал
  • Философский портал
Ссылки
Дополнительная литература
  • Росс Л. и Уорд А. (1995). Психологические препятствия на пути разрешения споров. Достижения экспериментальной социальной психологии, Vol. 27., (стр. 255–304). Сан-Диего, Калифорния, США: Academic Press, ix, 317 стр. doi : 10.1016 / S0065-2601 (08) 60407-4
  • Лилиенфельд, Скотт О. (2010) 50 Great Мифы популярной психологии: разрушая широко распространенные заблуждения о человеческом поведении. Чичестер, Западный Сассекс; Вили-Блэквелл.
  • Пронин, Эмили; Гилович, Томас; Росс, Ли (2004). «Объективность в глазах смотрящего: различные представления о предвзятости в себе по сравнению с другими». Психологический обзор. 111 (3): 781–799. doi : 10.1037 / 0033-295X.111.3.781. PMID 15250784.
  • Liberman, V.; и другие. (2011). «Наивный реализм и улавливание« мудрости диад »». Журнал экспериментальной социальной психологии. 48 (2): 507–512. doi : 10.1016 / j.jesp.2011.10.016.
  • Келтнер, Дахер; Робинсон, Роберт Дж. (1993). «Воображаемые идеологические различия в эскалации и разрешении конфликтов». Международный журнал управления конфликтами. 4 (3): 249–262. doi : 10.1108 / eb022728.
  • Либерман, Варда; Сэмюэлс, Стивен М.; Росс, Ли (2004). «Название игры: предсказательная сила репутации по сравнению с ситуационными ярлыками при определении ходов игры с дилеммой заключенного». Бюллетень личности и социальной психологии. 30 (9): 1175–1185. doi : 10.1177 / 0146167204264004. PMID 15359020.
  • Росс, Ли (2014). «Барьеры к соглашению в асимметричном израильско-палестинском конфликте». Динамика асимметричного конфликта. 7 (2–3): 120–136. doi : 10.1080 / 17467586.2014.970565.
  • Росс, Ли; Нисбетт, Ричард Э. (2011). Человек и ситуация: перспективы социальной психологии. Издательство Пинтер и Мартин. ISBN 978-1-905177-44-8.
Последняя правка сделана 2021-05-31 13:11:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте