Атрибуция (психология)

редактировать
Процесс, с помощью которого люди объясняют причины поведения и событий

Люди мотивированы назначать причины для их действия и поведение. В социальной психологии, атрибуция - это процесс, с помощью которого люди объясняют причины поведения и событий. Модели, объясняющие этот процесс, называются теорией атрибуции . Психологические исследования атрибуции начались с работы Фрица Хейдера в начале 20 века, и теория была развита Гарольдом Келли и Бернардом Вайнером.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Типа
    • 2.1 Внешнее
    • 2.2 Внутреннее
  • 3 Теории и модели
    • 3.1 Психология здравого смысла
    • 3.2 Корреспондентский вывод
    • 3.3 Модель ковариации
    • 3.4 Три- размерная модель
  • 4 Предвзятость и ошибки
    • 4.1 Фундаментальная ошибка атрибуции
    • 4.2 Культурная предвзятость
    • 4.3 Разница между действующим лицом и наблюдателем
    • 4.4 Диспозиционная атрибуция
    • 4.5 Предвзятость в собственных интересах
    • 4.6 Защитная атрибуция гипотеза
  • 5 Применение
  • 6 В маркетинговых коммуникациях
  • 7 В клинической психологии
    • 7.1 Выученная беспомощность
  • 8 Перцептивная значимость
  • 9 Критика
  • 10 См. также
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература

Общие сведения

Гештальт-психолог Фриц Хайдер часто описывается как «отец теории атрибуции» начала 20 века.

В В своей диссертации 1920-х годов Хайдер обратился к проблеме феноменологии : почему воспринимающие приписывают такие свойства, как цвет, воспринимаемым объектам, когда эти свойства являются ментальными конструкциями? Ответ Хайдера о том, что воспринимающие приписывают то, что они «непосредственно» ощущают, - например, колебания в воздухе, - объекту, который, по их мнению, заставляет их воспринимать данные. «Воспринимающие, сталкивающиеся с сенсорными данными, таким образом, видят воспринимаемый объект как« где-то там », потому что они приписывают сенсорные данные своим основным причинам в мире».

Хайдер распространил эту идею на атрибуции о людях: «мотивы, намерения, настроения... основные процессы, которые проявляются в явном поведении ".

Типы

Внешние

Внешняя атрибуция, также называемая ситуационной атрибуцией, относится к интерпретации чьего-либо поведения как вызванные ситуацией, в которой находится человек. Например, прокол шины автомобиля может быть вызван ямой на дороге; приписывая плохое состояние шоссе, можно понять смысл события без какого-либо дискомфорта, поскольку в действительности оно могло быть результатом их собственного плохого вождения.

Пр. Ребенок связывает свои чувства с погодой за пределами дома; на улице идет дождь, потому что на улице идет дождь, ребенку грустно.

Внутренняя

Внутренняя атрибуция, или диспозиционная атрибуция, относится к процессу приписывания причины поведения некоторой внутренней характеристике, такой как способность и мотивация, а не внешним силам. Эта концепция частично пересекается с Локусом контроля, в котором люди чувствуют себя лично ответственными за все, что с ними происходит.

Пример. Ребенок приписывает погоду своим ощущениям; ребенку грустно, потому что ему грустно, что на улице идет дождь.

Теории и модели

Психология здравого смысла

Из книги «Психология межличностных отношений» (1958) Фриц Хайдер попытался исследовать природу межличностных отношений и поддерживал концепцию того, что он называл «здравым смыслом » или «наивной психологией ». В своей теории он считал, что люди наблюдают, анализируют и объясняют поведение с помощью объяснений. Хотя у людей есть разные объяснения событий человеческого поведения, Хайдер обнаружил, что очень полезно сгруппировать объяснения по двум категориям; Внутренняя (личная) и внешняя (ситуативная) атрибуции. Когда делается внутренняя атрибуция, причина данного поведения связывается с такими характеристиками человека, как способности, личность, настроение, усилия, отношения или предрасположенность. Когда делается внешняя атрибуция, причина данного поведения назначается ситуации, в которой поведение было замечено, например, задача, другие люди или удача (то, что человек, производящий поведение, сделал это из-за окружающей среды или общественная ситуация). Эти два типа приводят к очень разному восприятию индивидуума, участвующего в поведении.

Соответствующий вывод

Соответствующие выводы утверждают, что люди делают выводы о человеке, когда их действия свободно выбираются, являются неожиданными, и приводят к небольшому количеству желаемых эффектов. Согласно теории логического вывода Эдварда Э. Джонса и Кейта Дэвиса, люди делают соответствующие выводы, анализируя контекст поведения. Он описывает, как люди пытаются выяснить личные характеристики человека на основе поведенческих свидетельств. Люди делают выводы на основе трех факторов; степень выбора, ожидаемое поведение и последствия чьего-либо поведения. Например, мы считаем, что можем сделать более серьезные предположения о человеке, который отдает половину своих денег на благотворительность, чем о том, кто отдает 5 долларов на благотворительность. Обычный человек не захочет жертвовать столько же, сколько первый человек, потому что он потеряет много денег. Пожертвовав половину своих денег, кому-то легче понять, на что похожа личность первого человека. Второй фактор, влияющий на соответствие действия и предполагаемой характеристики, - это количество различий между сделанным выбором и предыдущими альтернативами. Если различий не так много, сделанное предположение будет соответствовать действию, потому что легко угадать важный аспект между каждым выбором.

Модель ковариации

Модель ковариации утверждает, что люди приписывают поведение к факторам, которые присутствуют, когда поведение возникает, и отсутствуют, когда его нет. Таким образом, теория предполагает, что люди производят каузальные атрибуции рациональным, логическим образом и что они приписывают причину действия фактору, который наиболее тесно связан с этим действием. Ковариация Гарольда Келли Модель атрибуции рассматривает три основных типа информации, на основе которой можно принять решение об атрибуции поведения человека. Первая - это консенсусная информация или информация о том, как ведут себя другие люди в той же ситуации и с тем же стимулом. Второй - отличительная информация или то, как человек реагирует на различные стимулы. Третий - это информация о согласованности или о том, как часто поведение человека можно наблюдать с похожими стимулами, но в разных ситуациях. Из этих трех источников утверждения наблюдатели принимают решения об атрибуции поведения индивида как внутреннего или внешнего. Были заявления о том, что люди недостаточно используют консенсусную информацию, хотя по этому поводу были некоторые споры.

В модели ковариации есть несколько уровней: высокий и низкий. Каждый из этих уровней влияет на три критерия модели ковариации. Высокий консенсус - это когда многие люди могут прийти к согласию в отношении события или области интересов. Низкий консенсус - это когда очень немногие могут согласиться. Высокая различимость - это когда событие или интересующая область очень необычна, тогда как низкая различимость - когда событие или интересующая область довольно обычны. Высокая согласованность - это когда событие или интересующая область продолжается в течение длительного времени, а низкая согласованность - когда событие или интересующая область быстро исчезают.

Трехмерная модель

Бернард Вайнер предложил что у индивидов есть начальные аффективные реакции на потенциальные последствия внутренних или внешних мотивов актера, которые, в свою очередь, влияют на будущее поведение. То есть собственное восприятие или атрибуция человека относительно того, почему он преуспел или потерпел неудачу в какой-либо деятельности, определяют количество усилий, которые человек будет прилагать к деятельности в будущем. Вайнер предполагает, что люди проводят поиск атрибуции и когнитивно оценивают случайные свойства поведения, которое они испытывают. Когда атрибуция приводит к положительному влиянию и высокой вероятности будущего успеха, такая атрибуция должна приводить к большей готовности подходить к аналогичным задачам достижения в будущем, чем те атрибуции, которые производят отрицательный эффект и низкую вероятность будущего успеха. В конце концов, такая аффективная и когнитивная оценка влияет на будущее поведение, когда люди сталкиваются с подобными ситуациями.

Атрибуция достижений Вайнера делится на три категории:

  1. устойчивая теория (стабильная и нестабильная)
  2. локус контроля (внутренний и внешний)
  3. управляемость (контролируемая или неконтролируемая)

Стабильность влияет на ожидания людей в отношении своего будущего; контроль связан с настойчивостью людей в выполнении миссии; причинность влияет на эмоциональную реакцию на результат задания.

Предвзятость и ошибки

Хотя люди стремятся найти причины для поведения, они попадают во множество ловушек предубеждений и ошибок. Как говорит Фриц Хайдер, «наше восприятие причинно-следственной связи часто искажается нашими потребностями и некоторыми когнитивными предубеждениями ». Ниже приведены примеры предубеждений, связанных с атрибуцией.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции описывает привычку неправильно понимать диспозиционные или личностные объяснения поведения, а не учитывать внешние факторы. Основная ошибка атрибуции наиболее заметна, когда люди объясняют и предполагают поведение других. Например, если человек имеет избыточный вес, первое предположение может заключаться в том, что у него проблемы с перееданием или он ленив, а не в том, что у него может быть медицинская причина для более тяжелого набора. При оценке поведения других, ситуативный контекст часто игнорируется в пользу предположения, что предрасположенность актера является причиной наблюдаемого поведения. Это связано с тем, что при возникновении поведения внимание чаще всего сосредоточено на человеке, выполняющем это поведение. Таким образом, человек более заметен, чем окружение, и диспозиционные атрибуции используются чаще, чем ситуативные, для объяснения поведения других. Однако при оценке собственного поведения ситуационные факторы часто преувеличиваются, когда есть отрицательный результат, в то время как диспозиционные факторы преувеличиваются, когда есть положительный результат.

Основные процессуальные предположения моделей построения отношения являются опорой социальных познавательные исследования и не являются спорными - пока мы говорим о «суждении». Однако если конкретное суждение можно рассматривать как «отношение» человека, конструктивные допущения вызывают дискомфорт, предположительно потому, что они обходятся без интуитивно привлекательной концепции отношения.

Культурная предвзятость

Культурная предвзятость это когда кто-то делает предположение о поведении человека на основе его культурных обычаев и убеждений. Примером культурной предвзятости является дихотомия «индивидуалистической» и «коллективистской культур». Люди в индивидуалистических культурах, обычно англо-американских и англосаксонских европейских, характеризуются как общества, которые ценят индивидуализм, личные цели и независимость. Считается, что люди в коллективистских культурах рассматривают людей как членов таких групп, как семьи, племена, рабочие единицы и нации, и склонны ценить конформность и взаимозависимость. Другими словами, совместная работа и участие в группе более распространены в определенных культурах, где каждый человек рассматривается как часть сообщества. Эта культурная черта распространена в Азии, традиционных обществах коренных американцев и Африке. Исследования показывают, что культура, будь то индивидуалистическая или коллективистская, влияет на то, как люди делают атрибуции.

Люди из индивидуалистических культур более склонны совершать фундаментальные ошибки атрибуции, чем люди из коллективистских культур. Индивидуалистические культуры склонны приписывать поведение человека своим внутренним факторам, тогда как коллективистские культуры склонны приписывать поведение человека его внешним факторам.

Исследования показывают, что индивидуалистические культуры проявляют корыстное предубеждение в большей степени, чем коллективистские культуры, то есть индивидуалистические культуры склонны приписывать успех внутренним факторам и приписывать неудачи внешним факторам. В отличие от этого, в коллективистских культурах существует противоположность корыстной предвзятости, то есть предубеждения к самоуничижению, а именно: приписывание успеха внешним факторам и обвинение неудач во внутренних факторах (личности).

Разница между актером и наблюдателем

Люди склонны связывать поведение других людей с их диспозиционными факторами, а свои собственные действия - с ситуативными факторами. В одной и той же ситуации атрибуция людей может отличаться в зависимости от их роли как актера или наблюдателя. Например, когда человек получает низкую оценку за тест, он находит ситуативные факторы, чтобы оправдать негативное событие, например, утверждение, что учитель задал вопрос, который он / она никогда не повторял в классе. Однако, если другой человек плохо набирает результат по тесту, он будет связывать результаты с внутренними факторами, такими как лень и невнимательность на уроках. Теория предвзятости «актер-наблюдатель» была впервые разработана Э. Джонсом и Р. Нисбеттом в 1971 г., чье объяснение эффекта заключалось в том, что, наблюдая за другими людьми, мы склонны сосредотачиваться на этом человеке, тогда как, когда мы актеры, наши внимание сосредоточено на ситуационных факторах. Предвзятость актера / наблюдателя реже используется в отношении людей, которых он хорошо знает, таких как друзья и семья, поскольку каждый знает, как его / ее близкие друзья и семья будут вести себя в определенной ситуации, заставляя его / ее больше думать о внешних факторах, а не о внутренних. факторов.

Диспозиционная атрибуция

Диспозиционная атрибуция - это тенденция приписывать поведение людей их диспозициям; то есть их личности, характера и способностей. Например, когда обычно приятный официант груб со своим клиентом, клиент может предположить, что у него плохой характер. Покупатель, просто посмотрев на отношение официанта, сразу решает, что официант - плохой человек. Заказчик упрощает ситуацию, не принимая во внимание все досадные события, которые могли произойти с официантом, из-за которых он / она стал грубым в этот момент. Таким образом, заказчик произвел диспозиционную атрибуцию, приписывая поведение официанта непосредственно его / ее личности, а не рассматривая ситуативные факторы, которые могли вызвать всю «грубость».

Корыстная предвзятость

Самостоятельная предвзятость к служению приписывает успеху диспозиционные и внутренние факторы, в то время как внешние и неконтролируемые факторы используются для объяснения причины неудачи. Например, если человека продвигают по службе, это связано с его / ее способностями и компетенцией, а если он / она не получает повышения, то потому, что его / ее руководитель не любит его / ее (внешний неконтролируемый фактор). Первоначально исследователи предполагали, что корыстная предвзятость тесно связана с тем, что люди хотят защитить свою самооценку. Однако альтернативное объяснение обработки информации заключается в том, что, когда результаты соответствуют ожиданиям людей, они приписывают внутренним факторам. Например, если вы проходите тест, вы считаете, что это произошло из-за вашего интеллекта; когда результат не соответствует их ожиданиям, они делают внешние приписывания или оправдания. Если же вы провалите тест, вы дадите оправдание, сказав, что у вас недостаточно времени на учебу. Люди также используют защитную атрибуцию, чтобы избежать чувства уязвимости и отличить себя от жертвы трагического происшествия. Альтернативная версия теории корыстной предвзятости гласит, что предвзятость возникает не потому, что люди хотят защитить свою личную самооценку, а чтобы защитить свое представление о себе (предвзятость самопрезентации). Эта версия теории предсказывает, что люди приписывают свои успехи ситуативным факторам из опасения, что другие не одобрят их, если они будут приписывать успех самим себе.

Например, предлагается уверенность в том, что «хорошие вещи случаются с хорошими людьми, а плохие - с плохими», уменьшит чувство уязвимости. У этой веры были бы побочные эффекты обвинения жертвы даже в трагических ситуациях. Когда оползень разрушает несколько домов в сельской местности, человек, живущий в более городских условиях, может обвинить жертв в том, что они решили жить в определенном районе или не построить более безопасный и прочный дом. Другой пример атрибутивной предвзятости - оптимистическая предвзятость, при которой большинство людей считает, что положительные события случаются с ними чаще, чем с другими, и что отрицательные события случаются с ними реже, чем с другими. Например, курильщики в среднем считают, что у них меньше шансов заболеть раком легких, чем у других курильщиков.

Гипотеза защитной атрибуции

Гипотеза защитной атрибуции - это социально-психологический термин, относящийся к к набору убеждений, которых придерживается человек с функцией защиты от опасений, что он станет причиной или жертвой несчастного случая. Обычно защитная атрибуция делается, когда люди становятся свидетелями или узнают о происшествии, происходящем с другим человеком. В этих ситуациях приписывание ответственности жертве или причинителю вреда за происшествие будет зависеть от серьезности последствий происшествия и уровня личного и ситуационного сходства между человеком и жертвой. Больше ответственности будет возложено на причинителя вреда по мере того, как исход станет более серьезным, и по мере уменьшения личного или ситуативного сходства.

Примером защитной атрибуции является гипотеза справедливого мира, которая здесь «хорошее случается с хорошими людьми, а плохое - с плохими». Люди верят в это, чтобы не чувствовать себя уязвимыми в ситуациях, которые они не могут контролировать. Однако это также приводит к обвинению жертвы даже в трагической ситуации. Когда люди слышат, что кто-то погиб в автокатастрофе, они решают, что водитель был пьян во время аварии, и поэтому убеждают себя, что аварии с ними никогда не случится. Несмотря на то, что не было предоставлено никакой другой информации, люди автоматически будут считать, что авария произошла по вине водителя из-за внутреннего фактора (в данном случае, решив водить машину в нетрезвом виде), и, таким образом, они не позволят этому случиться с собой.

Другим примером защитной атрибуции является предвзятость оптимизма, когда люди верят, что положительные события случаются с ними чаще, чем с другими, и что отрицательные события случаются с ними реже, чем с другими. Слишком большой оптимизм заставляет людей игнорировать некоторые предупреждения и меры предосторожности. Например, курильщики считают, что у них меньше шансов заболеть раком легких, чем у других курильщиков.

Применение

Теория атрибуции может применяться к принятию решений присяжными. Присяжные используют атрибуцию, чтобы объяснить причину умысла и действий подсудимого, связанных с преступным поведением. Сделанная атрибуция (ситуативная или диспозиционная) может повлиять на наказание присяжных заседателей по отношению к подсудимому. Когда присяжные приписывают поведение обвиняемого диспозиционным атрибутам, они, как правило, применяют более строгие меры наказания, с большей вероятностью признают обвиняемого виновным и рекомендуют смертный приговор по сравнению с пожизненным заключением.

В маркетинговых коммуникациях

Теории атрибуции использовались в качестве инструмента для анализа причинно-следственной атрибуции, сделанной потребителями, и ее эффективности в маркетинговой коммуникации.

В клинической психологии

Теория атрибуции нашла большое применение в клинической психологии. Абрамсон, Селигман и Тисдейл разработали теорию депрессивного атрибуционного стиля, утверждая, что люди, склонные приписывать свои неудачи внутренним, стабильным и глобальным факторам, более уязвимы для клинической депрессии. Анкета атрибутивного стиля (ASQ) была разработана еще в 1996 году для оценки наличия у людей депрессогенного атрибутивного стиля. Тем не менее, ASQ подвергся критике, и некоторые исследователи предпочли использовать метод, называемый контент-анализом дословного объяснения (CAVE), в котором обычные письма человека анализируются, чтобы оценить, подвержен ли он / она депрессивному стилю атрибуции. Ключевым преимуществом использования контент-анализа является его неинвазивный характер, в отличие от сбора ответов на опрос или моделирования социального опыта.

Выученная беспомощность

Концепция усвоенной беспомощности возникла в результате исследований на животных, в которых психологи Мартин Селигман и Стивен Ф. Майер обнаружили, что собаки, классически подготовленные к поражению электрическим током, которого они не могли избежать, впоследствии не смогли попытаться избежать электрического шока в аналогичной ситуации. Они утверждали, что выученная беспомощность применима к человеческой психопатологии. В частности, лица, приписывающие отрицательные результаты внутренним, стабильным и глобальным факторам, отражают точку зрения, при которой они не могут контролировать свою ситуацию. Предполагается, что этот аспект отказа от попыток улучшить ситуацию усугубляет негативное настроение и может привести к клинической депрессии и связанным с ней психическим заболеваниям.

Перцептивная значимость

Когда люди пытаются приписать чужое настроение поведение, их информация ориентирована на человека. В их восприятии этого человека отсутствует большинство внешних факторов, которые могли бы повлиять на него. Пробелы, как правило, пропускаются, и атрибуция делается на основе наиболее важной информации о восприятии. Самая значимая перцепционная информация доминирует в восприятии человеком ситуации.

Для людей, которые делают поведенческие атрибуции о себе, ситуация и внешняя среда являются полностью значимыми, но их собственное тело и поведение менее важны. Это приводит к тенденции делать внешнюю атрибуцию в отношении своего собственного поведения.

Критика

Теория атрибуции подвергалась критике как механистическая и редукционистская за предположение, что люди мыслители рационально, логично и систематично. Фундаментальная ошибка атрибуции, однако, показывает, что они когнитивные скряги и мотивированные тактики. Он также не учитывает социальные, культурные и исторические факторы, которые формируют объяснение причин. Этот вопрос широко рассматривался в анализе дискурса - отрасли психологии, которая предпочитает использовать качественные методы, включая использование языка для понимания психологических явлений. Пример демонстрирует, как язык влияет на наш стиль атрибуции.

См. Также

  • Психологический портал

Ссылки

Дополнительная литература

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Атрибуция теория
  • Гордон, Л.М.; Грэм, С. (2006). "Теория атрибуции". Энциклопедия человеческого развития. 1 . Thousand Oaks: Sage Publications. С. 142–144. ISBN 978-1-4129-0475-9.
  • Аартс, Бас (июль 2006 г.). «Концепции категоризации в истории языкознания». Языковые науки. 28 (4): 361–385. doi :10.1016/j.langsci.2005.10.001.
Последняя правка сделана 2021-06-12 16:49:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте