Взгляд на перспективу - это процесс восприятия ситуации или понимания концепции с альтернативной точки зрения, например, другого человека. Существует огромное количество научной литературы, в которой анализируется перспектива и высказывается мнение, что это имеет решающее значение для человеческого развития и может привести к целому ряду положительных результатов. Взгляд на перспективу связан с другими теориями и концепциями, включая теорию разума и эмпатию. И теория, и исследования позволяют предположить, в каком возрасте дети могут смотреть на перспективу и как эта способность со временем развивается. Исследования также показали, что у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и аутизмом может быть дефицит способности людей принимать перспективу. Кроме того, были проведены исследования для оценки областей мозга, участвующих в восприятии перспектив. Эти исследования предполагают, что могут быть вовлечены несколько регионов, включая префронтальную кору и предклинье. Кроме того, исследования показывают, что взгляд на перспективу может быть возможным у некоторых животных, кроме человека.
Взгляд на перспективу - это процесс, с помощью которого человек рассматривает ситуацию с другой точки зрения. В научной литературе взгляд на перспективу определяется в двух измерениях: перцептивном и концептуальном. Восприятие перспективы определяется как способность понимать, как другой человек воспринимает вещи через свои чувства (то есть визуально или на слух). Большая часть этой литературы сосредоточена на визуальном восприятии перспективы: на способности понять, как другой человек видит вещи в физическом пространстве. Концептуальная перспектива определяется как способность понимать и принимать точку зрения на психологический опыт другого человека (то есть мысли, чувства и отношения). Например, можно визуализировать точку зрения более высокого человека (перцептивная / визуальная) или поразмышлять над точкой зрения другого человека на конкретное понятие (концептуальное).
Теория разума - это осознание того, что у людей есть индивидуальные психологические состояния, которые отличаются друг от друга. В литературе, посвященной анализу перспектив, термины «взгляд на перспективу» и «теория разума» иногда используются как взаимозаменяемые, а в некоторых исследованиях используются задачи теории разума, чтобы проверить, участвует ли кто-то в изучении перспективы. Некоторые исследования, однако, выявили, что эти две концепции связаны, но отличаются друг от друга: теория разума - это признание того, что другой человек имеет другие мысли и чувства, а взгляд на перспективу - это способность принять точку зрения этого другого человека.
Сочувствие было определено как способность кого-то разделять те же эмоции, которые испытывает другой человек. Сочувствие и взгляд на перспективу изучались вместе множеством способов. В научной литературе не всегда есть четкие границы между эмпатией и взглядом на перспективу, и эти две концепции часто изучаются в сочетании друг с другом и рассматриваются как связанные и похожие концепции. Некоторые исследования выделили эти две концепции и указали на их различия, в то время как в другой литературе высказывались предположения, что взгляд на перспективу является одним из компонентов эмпатии.
Предыдущие исследования оценивали возраст, в котором люди способны воспринимать зрительную перспективу. Различные исследования в литературе сделали разные выводы.
В 1956 году Жан Пиаже и Бербель Инхелдер провели исследование по оценке способности маленьких детей к зрительному восприятию перспективы, которое стало известно как Трехгорная задача. Это исследование показало, что к 9-10 годам дети смогли успешно решить задачу с тремя горами и, похоже, смогли понять, что когда кто-то стоит в другом месте (то есть на другой вершине горы), у них будет другой взгляд.. Однако дети в возрасте 8 лет и младше боролись с этой задачей.
Начиная с этого классического исследования, ряд исследований показал, что зрительный взгляд на перспективу может быть возможен раньше, чем в возрасте 9 лет. Например, исследование, в котором использовали другой метод оценки зрительного восприятия перспективы, предположив, что дети могут успешно воспринимать зрительную перспективу к 4,5 годам. В этом исследовании 4,5-летние дети смогли понять, что кто-то, сидящий ближе к картинке, будет лучше ее видеть. Однако эти исследователи обнаружили, что дети в возрасте от 3 до 3,5 лет с трудом справлялись с этой задачей, что привело их к выводу, что возрастной диапазон от 3 до 4,5 лет может иметь решающее значение для перспективного развития.
Кроме того, психолог по вопросам развития Джон Х. Флэйвелл предположил, что существует два уровня восприятия зрительной перспективы, которые проявляются по мере развития детей. Принятие перспективы на уровне 1 определяется как способность понимать, что кто-то другой может видеть вещи по-другому и то, что другой человек может видеть в физическом пространстве. Например, можно понять, что, хотя какой-то объект может препятствовать их обзору, с того места, где стоит другой человек, они могут видеть кошку в комнате. Однако взгляд на перспективу уровня 2 определяется как понимание того, что другой человек может иначе видеть вещи в физическом пространстве, и как эти объекты организованы с точки зрения этого другого человека. Например, человек может понять, что с точки зрения другого человека он может видеть собаку справа, но с его собственной точки зрения собака находится слева.
С тех пор были проведены исследования, чтобы изучить, могут ли дети продемонстрировать способность восприятия перспектив на уровне 1 и уровне 2. Эти исследования показали, что дети в возрасте от 24 до 14 месяцев могут принимать участие в изучении перспектив первого уровня. Исследования также показывают, что дети могут участвовать в изучении перспективы уровня 2 уже в 2,5 года.
Исследования также показали, что способность видеть перспективу улучшается с детства до взрослой жизни. Например, сравнивая детей в возрасте 6, 8, 10 лет и взрослых (в среднем 19 лет), исследователи обнаружили, что по мере увеличения возраста людей задачи на визуальную перспективу могут выполняться с большим количеством точность и скорость.
В теории когнитивного развития Пиаже он предполагает, что рассмотрение перспективы начинается на конкретной операционной стадии (третья стадия), которая варьируется от возраста 7–12. Именно на этом этапе идея децентрации вводится как когнитивная способность. Децентрация определялась как способность учитывать то, как другие воспринимают различные аспекты данной ситуации.
Другая теория перспективного развития была создана Робертом Л. Селманом и названа социальной перспективой. теория принятия ролей (также известная как теория принятия ролей ). Эта теория предполагает, что существует пять стадий развития, связанных с осмыслением точки зрения, от 3 до 6 лет (характеризуется эгоцентризмом или неспособностью думать о вещах с другой точки зрения) до подростков и взрослых (где люди может понять точку зрения другого человека, и это понимание основывается на узнавании окружающей среды и культуры другого человека). Теория предполагает, что по мере того как люди стареют от детства до взрослой жизни, их способность смотреть на перспективу улучшается. Исследования Селмана и его коллег показывают, что дети в разном возрасте могут по-разному смотреть на точку зрения.
Другие исследования показывают, что дети могут начать принимать точку зрения другого человека, рассматривая свои чувства, мысли и отношения как Дети 4 лет.
Визуальные перспективные исследования, фокусирующиеся на областях мозга, обычно выполняются путем сбора функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), пока участники выполняют перспективные задания. Например, участнику может быть показано изображение другого человека с объектами вокруг него, и его попросят принять точку зрения этого человека и указать количество объектов, которые он видит (визуальная перспектива уровня 1), и расположены ли объекты в справа или слева от другого человека (зрительная перспектива уровня 2). Пока участник выполняет эту задачу, ему также делают фМРТ.
A метаанализ, в котором рассматривались существующие исследования фМРТ по визуальному восприятию перспективы по состоянию на 2013 год, предположил, что несколько областей мозга сгруппированы в активации во время выполнения этих задач по изучению перспективы. Эти области включали левую префронтальную кору, предклинье и левый мозжечок. Исследования показывают, что эти области мозга участвуют в принятии решений, визуальных образах и внимании соответственно.
Исследование областей мозга, участвующих в концептуальном восприятии перспективы, также предполагает, что потенциально задействованы несколько областей мозга. Исследования проводились путем проведения позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и приглашения участников к выполнению задач на перспективу. Например, в одном исследовании участников, которые все были студентами-медиками, попросили принять во внимание базу знаний, которую кто-то, не имеющий отношения к медицине, будет иметь в списке медицинских вопросов.
Исследования показали, что регионы, которые являются активируются во время когнитивного восприятия перспективы, включая, среди прочего, правую теменную долю и заднюю поясную извилину. В литературе также указывается, что некоторые области кажутся задействованными как тогда, когда люди представляют себя, так и когда они представляют себе точку зрения других. Например, когда участников попросили представить себя участвующими в какой-либо деятельности, а не воображением другого человека, занимающегося этой деятельностью, были активированы предклинье и дополнительная моторная область (SMA), что предполагает визуальные образы. и двигательные мысли были задействованы в обеих задачах.
Исследования показали, что детям с синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) на перспективу. Исследования СДВГ показали, что у детей с этим диагнозом наблюдаются нарушения внимания и общения. Перспективные исследования показали, что детям с СДВГ труднее принимать точку зрения других, чем детям без СДВГ.
Есть данные, позволяющие предположить, что дети с аутизм может иметь возможность использовать визуальную перспективу, но может испытывать трудности с концептуальной перспективой. Например, исследование, в котором сравнивались оценки перспективного восприятия у детей, которым был поставлен диагноз аутизм, и детей, у которых не было этого диагноза, не обнаружило значительной разницы в оценках на уровне 1 и уровне 2 визуального восприятия перспективы. Тем не менее, исследование показало, что аутичным детям было намного труднее заниматься концептуальными задачами по изучению перспективы.
Были проведены некоторые исследования для изучения потенциальных вмешательств, которые могут помочь улучшить способность смотреть в будущее у детей с аутизмом. Эти исследования показали, что использование видео может быть полезным в обучении детей с аутизмом навыкам восприятия перспективы. Например, интервенционное исследование с участием детей-аутистов показало, что показ детям видео, на котором кто-то занимается перспективными задачами и объясняет свои действия, привело к улучшению их способности воспринимать перспективу.
Обилие литературы связывает способность видеть перспективу с другим поведением. Большая часть этой литературы специально посвящена концептуальному восприятию точки зрения (или принятию точки зрения на мысли, чувства и отношения другого человека).
Визуализация ситуации с точки зрения другого человека ( концептуальная перспектива) дает возможность лучше понять причину действий этого человека. Это также помогает вести социальные беседы на разных уровнях более приемлемым и дружественным образом.
Многие исследования связывают перспективу с эмпатией. Психолог Марк Дэвис предположил, что эмпатия состоит из нескольких аспектов. Чтобы оценить это, Дэвис разработал индекс межличностной реактивности (IRI). IRI состоит из четырех подшкал: фантазия, сочувствие, личное беспокойство и взгляд на перспективу. Подшкала перспективного восприятия просит участников сообщить, насколько вероятно, что они будут пытаться увидеть вещи с точки зрения другого человека. Исследования с использованием этого широко цитируемого показателя показали, что взгляд на перспективу связан со многими просоциальными формами поведения. Одно исследование, в котором оценивались межкультурные данные в 63 странах с использованием IRI, пришло к выводу, что взгляд на перспективу и сочувствие связаны с добровольчеством и согласием, а также с самооценкой и удовлетворенностью жизнью.
Кроме того, исследование показало, что предположил, что взгляд на перспективу приводит к эмпатическому беспокойству. Это исследование также показывает, что при рассмотрении перспектив и сочувствия важно различать два разных типа взглядов. В исследовании утверждается, что существует разница между размышлениями о том, как один человек будет действовать, чувствовать и вести себя, оказавшись в чужой ситуации, и мышлением о том, как другой человек думает, чувствует и ведет себя в своей собственной ситуации. Результаты этого исследования показывают, что размышления о том, как другой человек ведет себя и чувствует себя в своей ситуации, приводит к чувству сочувствия. Однако размышления о том, как можно вести себя в ситуации другого человека, порождают чувство сопереживания, а также страдания.
Исследования также показали, что во взаимодействиях, включающих переговоры, принятие точки зрения другого человека и сочувствие к нему может имеют разные результаты. Одно исследование показало, что люди, которые занимались перспективой, более эффективно заключали сделки с другим человеком и находили новаторские соглашения, удовлетворяющие обе стороны, по сравнению с теми, кто сочувствовал кому-то другому.
Исследования показали, что взгляд на перспективу был связан с симпатией к другим и просоциальным поведением у детей в возрасте 18 месяцев. Другое исследование, посвященное взаимодействию братьев и сестер, показало, что дети младшего возраста, которые были старшими братьями и сестрами, с большей вероятностью помогали заботиться о своих младших братьях и сестрах, когда они демонстрировали более высокие способности смотреть на перспективу.
Взгляд на перспективу имеет также был связан с творчеством. Например, было обнаружено, что взгляд на перспективу увеличивает количество творческих идей, генерируемых в командной деятельности. Другое исследование показало, что взгляд на перспективу может привести к более творческим и новаторским идеям, особенно у участников, которые были внутренне побуждены выполнить задание.
Многие исследования в литературе, посвященной перспективному анализу сосредоточились на потенциальном влиянии взгляда на точку зрения на восприятие членов внешней группы и обнаружили, что у нее есть много потенциальных преимуществ. Литература о взгляде на точку зрения, предвзятости и стереотипах обычно делается путем того, что участников просят принять точку зрения другого человека, который отличается от них в определенных областях (например, просят молодых взрослых участников принять точку зрения пожилого человека или просят белых участников принять перспективу черного человека, как видно на фотографии или видео). Эти исследования показали, что взгляд на перспективу может привести к уменьшению стереотипов в отношении членов чужой группы, улучшению отношения к другим и усилению помогающего поведения членов внешней группы. Исследования также показывают, что взгляд на перспективу может привести к снижению группового фаворитизма. Кроме того, исследование, посвященное неявным (или бессознательным) предубеждениям, показало, что взгляд на перспективу может привести к снижению оценок неявных предубеждений (по результатам теста на неявные ассоциации ), а также к большему распознаванию тонкой дискриминации. 248>
Исследования были посвящены потенциальным различиям, которые могут возникнуть, когда кто-то разговаривает с другим человеком, с которым они согласны, по сравнению с разговором с кем-то, с кем они не согласны. Это исследование показало, что участники, которые общались с людьми, с которыми они не соглашались, обладали большей способностью смотреть на перспективу и могли лучше запоминать разговор.
Некоторые исследователи предположили, что могут быть некоторые недостатки в перспективный. Например, исследования показали, что просьба к людям заниматься перспективными задачами может привести к усилению стереотипного восприятия цели, если считается, что цель обладает более стереотипными качествами и принимает стереотипное поведение членов внешней группы.
Несмотря на то, что были проведены исследования, чтобы оценить, способны ли животные, не являющиеся людьми, принимать перспективные решения, в литературе не было сделано последовательных выводов. Многие из этих исследований оценивают взгляд на перспективу путем обучения животных определенным задачам или путем измерения способности животных следить за взглядом людей. Исследователи подчеркивают, что способность успешно следить за взглядом другого человека может указывать на то, что животное осознает, что человек видит и обращает внимание на то, что отличается от того, что они видят.
Одно исследование, в котором оценивалось восприятие перспективы Способности обезьян-пауков и обезьян-капуцинов показали, что эти приматы успешно выполняли задачи по наблюдению за глазами, что привело исследователей к выводу, что обезьяны продемонстрировали некоторую способность учитывать точку зрения другого человека. Тем не менее, другое исследование, в котором использовался метод пристального взгляда для оценки перспективного восприятия, показало, что макаки-резусы не справлялись с задачами смотреть глазами.
Другие исследования показывают, что собаки обладают сложным социальным пониманием. В одном исследовании оценивалась потенциальная возможность взгляда на перспективу у собак, говоря собаке, что ей не разрешено есть угощение, а затем помещали еду в место, доступное собаке. Эти исследователи обнаружили, что собаки с большей вероятностью будут есть угощение после того, как им запретили есть барьер, скрывающий собаку от инструктора. Кроме того, собаки с меньшей вероятностью съели угощение, если барьер был меньшего размера или в нем было окно. Однако это исследование также показало, что собаки боролись с другими задачами, сосредоточенными на собственном визуальном внимании собаки. Эти исследователи предполагают, что это исследование предоставляет доказательства того, что собаки могут знать о взглядах других людей.