Мистериозо | ||||
---|---|---|---|---|
Живой альбом от Thelonious Monk Quartet | ||||
Выпущен | 1958 | |||
Записано | 7 августа 1958 года | |||
Место проведения | Five Spot Café (Нью-Йорк) | |||
Жанр | Хард-боп | |||
Длина | 47:08 | |||
Лейбл | Риверсайд | |||
Продюсер | Оррин Кипньюс | |||
Телониус Монк хронология альбомов | ||||
|
Мистериозо - концертный альбом 1958 года американского джазового ансамбля Thelonious Monk Quartet. К моменту его записи пианист и руководитель группы Телониус Монк преодолел длительный период карьерных трудностей и добился славы, проживая в нью-йоркском Five Spot Café, начиная с 1957 года. Он вернулся туда в следующем году для вторая работа с его квартетом с барабанщиком Роем Хейнсом, басистом Ахмедом Абдул-Маликом и тенор-саксофонистом Джонни Гриффином. Наряду с Thelonious in Action (1958), Мистериозо запечатлел части выступления ансамбля 7 августа в этом месте.
Альбом стал одной из первых успешных концертных записей музыки Монка и был спродюсирован Оррин Кипньюс из Riverside Records. Как сообщает Keepnews, здесь пианист играл более отчетливо, чем на своих студийных альбомах, в ответ на энтузиазм публики во время выступления. Название «Мистериозо» должно было вызвать репутацию Монка как загадочного и вызывающего исполнителя, а его обложка была частью попытки Риверсайда извлечь выгоду из его популярности среди интеллектуальной и богемной публики; он присвоил картину Джорджо де Кирико 1915 года «Провидец».
Мистериозо изначально был встречен смешанной критической реакцией; Рецензенты приветствовали выступление Монка, но критиковали Гриффина, игра которого, по их мнению, была неуместна для квартета. Альбом был ремастирован и переиздан в 1989 и 2012 годах на Original Jazz Classics, и с тех пор получил ретроспективное признание критиков, некоторые из которых считали игру Гриффина изюминкой записи. Соло саксофониста во время исполнения "In Walked Bud " особенно снискало признание критиков и джазовых музыкантов.
В 1951 году Телониус Монк был признан виновным в хранении наркотиков после отказа предать своего друга, пианиста Бада Пауэлла полиции; Полицейский обыск автомобиля, принадлежащего спутнице Пауэлла, обнаружил его пергамин с героином, лежащим у ног Монка. Осуждение привело к приостановке действия карты Монка в кабаре, разрешения, которое требуется исполнителям в Нью-Йорке для работы в ночных клубах. Хотя потеря ограничила его в профессиональном плане, он записал несколько альбомов оригинальной музыки и получил положительные отзывы в прессе в течение 1950-х годов. Менеджер Монка, Гарри Коломби, возглавил апелляцию от имени пианиста перед Государственным управлением алкогольных напитков (SLA), чтобы восстановить его карточку. Коломби утверждал в SLA, что Монк был «свободным от наркотиков, законопослушным гражданином, чья продуктивность и растущая популярность как записывающего исполнителя демонстрируют его статус ответственного работающего музыканта».
В мае 1957 года SLA сказал, что Монку нужно было сначала убедить владельца клуба нанять его, что побудило Коломби подумать о Five Spot Café в Ист-Виллидж в Нью-Йорке. «Я хотел найти маленькое место», - сказал он позже. «Однажды я проезжал мимо этого места в Деревне, там был бар, и я слышал музыку... Место, где тусовались поэты». Джо Термини, совладелец заведения со своим братом Игги, дал показания на слушании дела Монка в полиции, что привело к восстановлению его карты кабаре и его трудоустройству в Five Spot Café. На своей первой стабильной работе за многие годы Монк помог превратить небольшой бар в одно из самых популярных мест в городе, так как он привлекал богемы, хипстеров и преданных поклонников музыки пианиста. Получив резиденцию, он, наконец, обрел джазовую звезду после двадцати лет карьерной борьбы и безвестности.
Монк начал свое первое пребывание в зале в июле 1957 года с саксофонистом Джоном Колтрейном, басистом Ахмед Абдул-Малик и барабанщик Шэдоу Уилсон в его группе. Однако к тому времени, когда он закончился в декабре, он потерял Уилсона из-за плохого здоровья, а Колтрейн ушел в погоне за сольной карьерой и возвращением в группу Майлза Дэвиса. Монк вернулся на клубную сцену Нью-Йорка в 1958 году с новым квартетом и получил восьминедельное предложение от Джо и Игги Термини снова сыграть в этом месте, начиная с 12 июня. Он играл большую часть вечеров в выходные дни, переполненный толпой, с Абдул-Маликом., барабанщик Рой Хейнс и тенор-саксофонист Джонни Гриффин, которые раньше выступали с Монком. Гриффин не был знаком со всем своим репертуаром и, как и Колтрейн, в первые несколько недель столкнулся с трудностями при соло на композите Монка. Во время выступлений Монк часто уходил со сцены, чтобы выпить в баре или танцевать, что дало Гриффину возможность играть с большим пространством. Тем не менее, квартет в конечном итоге выработал достаточное взаимопонимание и понимание сет-листа.
Оррин Keepnews дважды пытался записать концерт квартета в Five Spot Café в 1958 году для своего лейбла Riverside Records. Его первая запись ансамбля состояла из двух сетов во время выступления 9 июля. Монк был разочарован записью и не позволил Риверсайду выпустить ее, хотя она была выпущена позже после его смерти.
Keepnews вернулся на место встречи 7 августа, когда Монк выступил с вечерним шоу в переполненном зале клуба. который продюсер установил с записывающим оборудованием. Он дал и Мистериозо, и Телониуса в действии ; последний был выпущен первым в 1958 году. Считалось, что шоу стало первой успешной живой записью музыки Монка, пока запись его концерта 1957 года с Колтрейном в Карнеги-холле не была обнаружена и выпущена в 2005 году. концертные альбомы из Five Spot Café - единственные записи, которые документируют время, проведенное Монком с Гриффином.
По мнению джазового критика Гэри Гиддинс, Misterioso - это хард-боп. Композиции, исполненные для альбома, были аранжированы Монком, который переработал четыре свои ранние композиции. В обложке альбома Keepnews пишет о подходе Монка к аранжировкам: «Должно быть аксиомой, что Монк - постоянно самообновляющийся композитор-аранжировщик-музыкант, что каждая новая запись« старого »номера, особенно с другим персоналом, представляет собой свежий взгляд на него - почти новый состав ». По мнению продюсера, Монк играл на фортепьяно более ярко и менее интроспективно, чем на его студийных записях, в ответ на восторженную толпу, которую он собирал каждую ночь к месту проведения.
В "Nutty" Гриффин включил строки из «Суррей с бахромой на вершине » и продемонстрировал неистовый замах, который был дополнен контригрой со стороны Хейнса и Монка. "Blues Five Spot", новая композиция Монка для альбома, является двенадцатитактовым блюзовым данью уважения Five Spot Café и включает соло каждого исполнителя. Гриффин и Монк преобразили структуру аккордов и мелодии на протяжении всего выступления. Соло Гриффина вамп сохраняло ритм, цитируя строки из других пьес, включая музыкальную тему для анимационных короткометражных фильмов Popeye ; он сыграл «The Sailor's Hornpipe » в конце «Blues Five Spot».
Квартет начал "In Walked Bud " с восьмитактового фортепианного вступления и тридцатидвухтактной формы. Гриффин начал свое соло через минуту выступления с воплей саксофона. На третьей минуте Монк не играл, а Гриффин играл быстрые фразы в верхней части своего регистра с периодически более медленными RB и free jazz элементы. Монк одобрительно кричал на протяжении всего соло Гриффина, прежде чем возобновить игру на фортепиано и сыграть двухминутную тему. «Just a Gigolo », стандартный, был единственным треком на альбоме, написанным не Монком, который исполнил его в краткой версии без сопровождения аккомпанемента. Он был воспроизведен как сингл припев, повторяющийся долго.
Заглавный трек - впервые записан для Blue Note Records в 1948 году с вибрафонистом Милтом Джексоном - одна из самых влиятельных записей Монка, основанная на серии второстепенных секунд кластеров. Его исполнение "Misterioso" в Five Spot Café продемонстрировало его своеобразную игру одной синей ноты рядом с другой. Монк наложил музыкальные идеи, которые отклонялись от исходного тонального центра композиции, добавив синюю ноту C к синей D-бемоль. Приглушенная игра Хейнса на ударных поддерживала агрессивную боп игру Гриффина и расширенное соло на "Misterioso".
Согласно Keepnews, альбом и его заглавный трек были названы как небольшая игра слов «туман» и «тайна», означающих чтобы вызвать восприятие музыки Монка как загадочной и сложной в то время. Джазовый критик Нил Тессер сказал, что слово, которое на латинском означает «таинственным образом», «чаще всего использовалось в качестве музыкального направления в классической музыке партитур. Но к тому времени Квартет Монка записал эту музыку [в 1958 году] «Misterioso» в значительной степени пришел к тому, чтобы идентифицировать самого Монка ».
Чтобы извлечь выгоду из популярности Монка среди интеллектуальных и богемных поклонников из таких заведений, как Five Spot Café, Riverside выпустил Misterioso и переиздания его старых пластинок с дизайном, в котором использованы произведения искусства 20 века. Обложка альбома является репродукцией картины Джорджо де Кирико «Провидец» 1915 года, которая первоначально была написана как дань уважения французскому поэту Артуру Рембо.
Согласно Биограф монаха Робин Келли, Рембо «призвал художника быть провидцем, чтобы проникнуть в глубины бессознательного в поисках ясновидения». Это заставило Келли поверить в то, что картина была лучшим выбором для обложки альбома. «Одноглазая фигура олицетворяла провидца», - пояснил он. «Архитектурные формы и расположение классной доски вызвали единство искусства и науки - идеальный символ для художника, чью музыку называют« математической »». По мнению музыковеда Роберта Дж. О'Мелли, на обложке отражено ». таинственные нарушения условности перспективы, тишина и странно привлекательные ракурсы (общее футуристическое качество) в музыке Монка ».
Оценки в обзорах | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
All Music Guide to Jazz | |
Энциклопедия популярной музыки | |
Music Story | |
MusicHound Jazz | 5/5 |
The Penguin Guide to Jazz | |
PopMatters | 9/10 |
The Rolling Stone Album Guide | |
Том Халл - в сети | A– |
Misterioso был выпущен на LP в 1958 году Riverside и стал восьмым альбомом Монка для лейбла. В марте следующего года Монк был признан пианистом года в ежегодном опросе международных джазовых критиков от журнала Down Beat, которые заявили, что на Misterioso он был услышан «в его непростых, неизменно творческих способностях». Джазовый критик Нат Хентофф оценил майскую пластинку как Hi Fi Review, в котором сказал, что это не один из лучших альбомов пианиста. Он заметил «слишком мало места для соло Монка и несколько слишком много» для Гриффина, чей саксофонный крик и ритм были более впечатляющими, чем его соло. Хентофф также считал, что Хейнс и Абдул-Малик не поддерживали Монка так творчески, как Уилбур Уэйр и Арт Блейки на его предыдущих альбомах Riverside, где, по его словам, Монк был в более убедительной форме. Когда Misterioso был выпущен в 1964 году в Соединенном Королевстве, Чарльз Фокс дал ему положительный отзыв в Gramophone. Он нашел свою музыку на одном уровне с обычными стандартами Монка и выделил его исключительной игрой и ритм-секцией, особенно Хейнса, который еще раз показал, каким великим барабанщиком он был тогда - и, действительно, остается сегодня ». Однако Фокс чувствовал, что Гриффин не вписывается в квартет и затмевает композиции Монка, находя саксофонистские соло размытыми и характеризующимися банальными цитатами, а не музыкальным развитием.
В All Music Guide to Jazz (2002) Линдси Плэйнер писала, что квартет Монка «постоянно заново изобретал» их сильный, сплоченный звук с «подавляющими и инстинктивными способностями» в Misterioso. Он особенно похвалил Гриффина, сказав, что саксофонист «последовательно раскрепощал выступления». Биограф Monk Робин Келли почувствовал, что к тому моменту он освоил композиции Monk, его соло на Misterioso и Thelonious in Action были эксцентричными и энергичными. Джазовый критик Скотт Яноу счел Misterioso лучшим альбомом между ними, потому что, по его словам, это было незабываемое соло Гриффина в страстном исполнении "In Walked Bud", а историк музыки Тед Джиоя перечислил "свободное" исполнение Монка и Гриффина на заглавном треке как одну из рекомендуемых им записей композиции. Согласно Роберту Кристгау, и эта запись, и Brilliant Corners (1957) представляют собой вершину творчества Монка. Он назвал Misterioso своим любимым альбомом и в статье 2009 года для The Barnes Noble Review написал, что тенорное соло Гриффина во время «In Walked Bud» осталось его «пятью любимыми минутами записанной музыки». Лиам Макманус из PopMatters с меньшим энтузиазмом относился к игре Гриффина, которая, по его мнению, иногда была жесткой и отвлекала от музыки, но все же рекомендовал Misterioso как исключительную пластинку Monk, в которой пианист играет со своим квартетом.
Недавно я узнал [что соло Джонни Гриффина в «In Walked Bud»] более легендарно, чем я мог мечтать - мне сказали, что есть джазовые музыканты, которые запомнили это соло.— Роберт Кристгау (2019)
В 1989 году Misterioso был цифровой ремастеринг мастеринг-инженером Джо Тарантино для переиздания альбома CD. Тарантино использовал технологию 20- бит K2 Super Coding System в Fantasy Studios в Беркли, Калифорния. 15 мая 2012 года Concord Music Group переиздали альбом как часть серии Original Jazz Classics Remasters вместе с Jazz at Massey Hall (1953). и Билл Эванс '1962 г. запись Moon Beams. Переиздание включало 24-битный ремастеринг Тарантино и три бонус-трека, включая попурри из песен «Bye-Ya» и «Epistrophy », исполненных с барабанщиком Артом Блейки. Вице-президент Concord Ник Филлипс, который продюсировал серию переизданий, сказал, что Misterioso был «классикой на все времена живым концертом Телониуса Монка» и «неизгладимым снимком живого выступления Монка в конце 50-х». Макманус сказал, что, как и в случае с большинством переизданий джазовых альбомов, бонус-треки на Misterioso были ценными и продемонстрировали непринужденное исполнение прошлых композиций Монка.
Все композиции написаны Телониусом Монком, кроме тех, где
№ | Название | Длина |
---|---|---|
1. | "Чокнутый " | 5:22 |
2. | "Blues Five Spot " | 8:11 |
3. | "Let's Cool One " | 9:16 |
№ | Название | Длина |
---|---|---|
1. | "In Walked Bud " | 11:20 |
2. | "Просто a Gigolo "(составлено Ирвингом Цезарем и Леонелло Казуччи ) | 2:07 |
3. | "Misterioso " | 10:52 |
No. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | «Чокнутый» | 5:25 |
2. | «Пятерка блюза» | 8:17 |
3. | «Давайте остынем» | 9:16 |
4. | «In Walked Bud» | 11:23 |
5. | «Просто жиголо» (сочинено Ирвингом Цезарем и Леонелло Казуччи) | 2 : 09 |
6. | "Misterioso" | 10:54 |
7. | "'Round Midnight " | 6:15 |
8. | "Evidence " | 10:14 |
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
9. | "Пока-Я "/" Эпистрофия (Тема) " | 11:54 |
1958 LP
| 2012 переиздание
|
Регион | Дата | Этикетка | Формат | Каталог |
---|---|---|---|---|
США | 1958 | Riverside Records | стерео LP | RLP 1133 |
моно LP | RLP 12–279 | |||
Соединенное Королевство | 1964 | RLP 279 | ||
США | 7 апреля 1989 г. | Original Jazz Classics | CD | OJCCD-206-25 |
15 мая 2012 г. | Original Jazz Classics Concord Music Group | CD | OJC-33725-02 |