Мбира

редактировать
«Калимба» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Калимба (значения). "Занза" перенаправляется сюда. Чтобы узнать о персонаже Руруни Кеншин, см. Сагара Саносукэ.
Мбира
Мбира дзавадзиму 1.jpg Мбира дзавадзиму
Другой инструмент
Другие имена пальчиковая арфа, тыквенное пианино, икембе, калимба, килембе, лайкембе, ликимба, маримбула, мбла, санса, сансу, санза, пианино для большого пальца, тимбр, занзу
Классификация Ламеллофон, Щипковый идиофон
Классификация Хорнбостеля – Сакса 122.1 (щипковый идиофон )
Тембр чистый, ударный, звонкий
Объем низкий
Атака быстро
Разлагаться умеренный
Диапазон игры

Варьируется, см. Тюнинг

от низкого до среднего

Mbira (выраженные м-BEE-ра, / ə м б ɪər ə / ) представляет собой семейство музыкальных инструментов, традиционное для шона людей в Зимбабве. Они состоят из деревянной доски (часто снабженной резонатором) с прикрепленными к ней металлическими зубцами, расположенными в шахматном порядке, на которых играют, держа инструмент в руках и выщипывая пальцы большими пальцами (как минимум), указательным пальцем правой руки (чаще всего), а иногда и пальцами. левый указательный палец. Музыковеды классифицируют его как ламеллафон, часть семейства щипковых идиофонов музыкальных инструментов. В Восточной и Южной Африке существует множество видов мбира, часто в сопровождении ударного инструмента хошо. Часто это важный инструмент, на котором играют на религиозных церемониях, свадьбах и других общественных мероприятиях. Искусство создания и игры на мбире / санси, традиционном музыкальном инструменте для ощипывания пальцев в Малави и Зимбабве, было добавлено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2020 году.

Современная интерпретация инструмента была коммерчески произведена и экспортирована этномузыковедом Хью Трейси с конца 1920-х годов, популяризируя аналогичные инструменты за пределами Африки. Дизайн Трейси был смоделирован по образцу мбира ньюнга ньюнга и назван « Калимба » в честь древнего предшественника семейства инструментов мбира.

Mbira, как известно, как Kalimba стал популярным в 1960 - х и начале 1970 - х годов во многом благодаря успехам таких музыкантов, как Морис Уайт из группы Earth, Wind и Огня и Томас Мапфумо в 1970 - е годы эти музыканты включали Mbira на сцене сопровождающих современные инструменты рок такие как электрогитара и бас, ударная установка и валторны. В их аранжировки входили многочисленные песни, взятые непосредственно из традиционного репертуара мбира. Другие известные влиятельные лица, приносящие музыку мбира из Африки: Думисани Марэр, который принес музыку маримбы и каримба на Тихоокеанский Северо-Запад Америки ; Эфат Муджуру, который был одним из первых учителей мбира дзавадзиму в Соединенных Штатах ; а также сочинения и записи зимбабвийских музыкантов, сделанные Полом Берлинером. Клэр Джонс, ученица Думисани Марэр в 1970-х, играла и преподавала мбира более 40 лет. Она также является координатором Зимбабвийского музыкального фестиваля Зимбабве, ежегодно проводимого в Северной Америке и предлагающего множество возможностей для изучения и прослушивания мбира.

Джозеф Х. Ховард и Бабатунде Олатунджи предположили, что мбира (и другие металлические ламеллафоны) полностью африканские и встречаются только в районах, населенных африканцами или их потомками. Сообщалось, что аналогичные инструменты использовались в Окпудже, область Нсукка на юго-востоке Нигерии в начале 1900-х годов.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Акустика
  • 3 ритм
  • 4 Тюнинг
    • 4.1 Особые настройки
  • 5 вариантов
    • 5.1 Мбира дзавадзиму
    • 5.2 Мбира Нюнга Нюнга
    • 5,3 Нджари Мбира
    • 5,4 Нхаре
    • 5.5 Мбира матепе
    • 5.6 За пределами Африки
      • 5.6.1 В диаспоре
      • 5.6.2 Хью Трейси
    • 5.7 Связанные инструменты
  • 6 В популярной культуре
  • 7 игроков
  • 8 См. Также
  • 9 цитат
  • 10 Общие ссылки
  • 11 Внешние ссылки

История

Зимбабвийская мбира дза вадзиму

Различные виды щипковых идиофонов и ламеллафонов существуют в Африке тысячи лет. Изначально зубцы были сделаны из бамбука, но с годами были разработаны металлические ключи. Эти типы инструментов, кажется, были изобретены дважды в Африке: инструмент с деревянными или бамбуковыми стержнями появился на западном побережье Африки около 3000 лет назад, а ламеллофоны с металлическими зубьями появились в долине реки Замбези около 1300 лет назад. Металлические инструменты путешествовали по всему континенту, становясь популярными среди шона Зимбабве (от которого происходит слово мбира) и других коренных народов Зимбабве и Мозамбика. Мбира различалась по своей физической форме и социальному использованию по мере распространения. Инструменты, похожие на калимбу, появились от северных пределов Северной Африки до южных пределов пустыни Калахари и от восточного побережья до западного побережья, хотя многие или большинство групп людей в Африке не обладали мбирами. Существовали тысячи различных настроек, разных раскладок нот и разных конструкций инструментов, но есть гипотетическая настройка и расположение нот оригинального инструмента с металлическими стержнями 1300 лет назад, известного как «ядро калимбы».

В середине 1950-х годов инструменты мбира послужили основой для разработки калимбы, западной версии, разработанной и проданной этномузыковедом Хью Трейси, что привело к значительному расширению ее распространения за пределами Африки.

Акустика

Ламеллофоны - это инструменты с маленькими зубцами или «ламелями», на которых играют ощипыванием. В отличие от струнных инструментов или инструментов с воздушной колонной, таких как флейты, обертоны щипковых ламелей негармоничны, что придает мбира характерный звук. Негармоничные обертоны наиболее сильны в атаке и довольно быстро затухают, оставляя почти чистый тон. При ощипывании зубца соседние зубцы также создают вторичные вибрации, которые увеличивают гармоническую сложность отдельной ноты.

Ритм

Музыка мбира, как и многие другие музыкальные традиции Африки к югу от Сахары, основана на перекрестном ритме. Пример из части куцинхира традиционной пьесы мбира дзавадзиму «Нхема Мусаса» приводит Давид Пеньялоса, который отмечает, что левая рука играет остинато «басовая линия», а правая рука играет верхнюю мелодию. Сложная мелодия является украшением перекрестного ритма 3: 2 (также известного как гемиола ).

Тюнинг

Таблица настройки 15-нотной альтовой калимбы Tracey. настройка mbira dzavadzimu и раскладка клавиш * Клавиши одного цвета - это одинаковые ноты (обычно октавы) * Клавиша «1» - самая низкая нота, восходящая к клавише «23» самой высокой ноты * Клавиша «2» часто встречается только при настройке mavembe * Некоторые mbira имеют дополнительные клавиши (например, дополнительные «17» на левой стороне или более высокие ноты справа, помимо клавиши «23», являются наиболее распространенными) * Интервалы между нотами могут варьироваться, но все октавы разделены на гептатоническую шкалу, многие из которых являются диатоническими или, по крайней мере, почти диатоническими. * Эта диаграмма не представляет каждого mbira dzavadzimu, но представляет наиболее распространенный макет * Нумерация клавиш и цветовые коды, представленные здесь, являются произвольными и простыми для передачи макета (нетрадиционный подход)

На африканских мбирах и других ламеллофонах обычно самые низкие ноты находятся в центре, а высокие - в крайнем левом и крайнем правом - это эргономическая тонкость, поскольку большой палец может поворачиваться таким образом, что до всех зубцов легко дотянуться.. Однако в традиционных африканских строчках используются ноты, которые не лежат на сетке западной темперированной гаммы, а традиционные макеты нот мбира часто являются своеобразными, иногда с соседними зубцами, составляющими часть гаммы, но затем в нее добавляется странная нота, которая бросает вызов шаблону..

Исторически сложилось так, что настройки mbira не были точно отображены на западную гамму; нет ничего необычного в том, что семизначная секвенция мбира « растягивается » в большем диапазоне частот, чем западная октава, а интервалы между нотами отличаются от интервалов в западной гамме. Настройки часто были своеобразными и менялись со временем и от одного игрока к другому. Клавиша mbira производит богатый комплекс обертонов, который варьируется от одного инструмента к другому в зависимости от намерений его создателя и случайностей изготовления, так что некоторые инструменты просто звучат лучше, когда нажимаются некоторые ноты знакомой настройки. В связи с ростом популярности мбира дзавадзиму в Северной Америке, Европе и Японии в последние десятилетия, зимбабвийские производители мбира стали более единообразно настраивать свои инструменты для экспорта, но среди мбира на их родине по-прежнему обнаруживаются большие различия.

Настройки варьируются от семьи к семье, имея в виду относительные интервальные отношения, а не абсолютные высоты звука. Самая распространенная настройка, которую играют в Зимбабве и среди не зимбабвийских игроков на мбирах по всему миру, - это Nyamaropa, похожая на западный миксолидийский режим. Имена также могут различаться в разных семьях; Гарикайи Тирикоти разработал «оркестр мбира», который имеет семь различных строчек, каждая из которых начинается с разных интервалов одной и той же семизначной шкалы, где можно играть на всех инструментах в одном исполнении. Гарикайи использует семь настроек: Bangidza, Nyabango, Nhemamusasa, Chakwi, Taireva, Mahororo и Mavembe (все они также являются названиями традиционных песен, за исключением Mavembe и Nyabango). Наиболее близким к тому, что обычно называют «Ньямаропа», является его строй «Нхемамусаса».

Особые настройки

Распространенные названия строев:

  • Ньямаропа (близкий к миксолидийскому режиму ) (считается старейшим и наиболее представительным в культуре шона). Он подчеркивает единство через музыку, создавая полиритмы за счет одновременного присутствия двух игроков на мбире, стили пения сопровождают мбиру, такие как хуро (высокие эмоциональные ноты, верхняя часть диапазона певца) и Mahon'era (мягкий хриплый голос в нижней части диапазона певца) или оба элемента. Одиночная мбира считается неполной для выступления.
  • Дамбацоко (близкий к ионическому режиму ), которого играет семья Муджуру. Название отсылает к могильникам их предков.
  • Донгонда, обычно настроенная мбира в стиле Ньямаропа, правая сторона которого отмечает ту же октаву, что и левая (на октаву ниже, чем обычно).
  • Кацанзайра (близкая к дорийской ладе ), самая высокая высота традиционной строчки мбира. Название означает «нежный дождь перед грозой».
  • Мавембе (также: Ганданга) (близкий к фригийскому режиму ) Секуру Гора утверждает, что изобрел эту настройку на похоронной церемонии. Скорбящие пели знакомую песню с незнакомой мелодией, и он вышел из хижины и настроил свою мбира в соответствии с вокальными партиями. Другие игроки mbira спорят, что это он изобрел.
  • Nemakonde (близкий к фригийской тональности), те же музыкальные отношения, что и mavembe, но настройка nemakonde - очень низкая версия.
  • Саунгвеме (сплющенный цельный тон, приближающийся к семи тонам равной темперации).

Варианты

Мбира дзавадзиму

Mbira dzavadzimu в dėžė.

В музыке шона мбира дзавадзиму ( «голос предков» или «мбира духов предков », национальный инструмент Зимбабве) - это музыкальный инструмент, на котором народ Шона в Зимбабве играет на протяжении тысячелетий. Mbira dzavadzimu часто играл в религиозных церемониях и общественные мероприятия под названием mapira (петь. « Бира »). На mbira dzavadzimu можно сыграть более ста песен, например Kariga mombe.

Типичный Mbira dzavadzimu состоит из от 22 до 28 ключей, построенных из горячего или холодного кованый металл, прикрепленный к твердой древесине деке ( gwariva) в трех различных регистрах два слева, один справа.

Во время игры мизинец правой руки проходит через отверстие в правом нижнем углу деки, при этом мизинец входит с передней стороны деки, а безымянный и средний пальцы тянутся вокруг спины, чтобы стабилизировать звук. инструмент. Это оставляет большой и указательный палец правой руки, открытой для удара клавиши в правом регистре сверху (большой палец) и ниже (указательный палец). Пальцы левой руки стабилизируют левую сторону инструмента, при этом большинство пальцев слегка заходят за инструмент. Оба регистра на левой стороне инструмента играются большим пальцем левой руки. У некоторых mbira есть дополнительная клавиша в верхнем левом регистре, по которой левый указательный палец ударяет снизу.

Крышки от бутылок, раковины или другие предметы (« мачачара ») часто прикрепляются к деке для создания жужжащего звука при игре на инструменте. В традиционной обстановке этот звук считается чрезвычайно важным, поскольку считается, что он привлекает духов предков.

Во время публичного выступления мбира дзавадзиму часто помещают в дезе ( калабашевый резонатор), чтобы усилить его звук.

Mbira дза vadzimu является очень важным в шона религии и культуры, считается священным инструментом, с помощью народа шона. Обычно в нее играют, чтобы облегчить общение с духами предков, возвращая дух мертвых на свою усадьбу. В рамках традиции шона на мбира можно играть с парными исполнителями, в которых кушаура, вызывающий, возглавляет исполняемую пьесу, а куцинхира, отвечающий, «блокирует» следующую партию. Ритуал известен как Бира. Во время этих ночных церемоний люди призывают духов ответить на вопросы. Вариации нот в пьесе Мбиры помогают участникам войти в транс, что в культуре Шона помогает духам овладеть телом участника.

Альберт Чимедза, директор центра Mbira в Хараре, подсчитал, что «в мире не более десяти тысяч человек, которые играют в mbira».

Мбира Нюнга Нюнга

Нюнга ньюнга, который обычно имеет 15 ключей, происходит из Маникаленда, где он традиционно играл роль развлечения во время общественных собраний и поминок. Джек (Джек) Тапера представил мбира ньюнга ньюнга в 1960-х годах из провинции Тете в Мозамбике в колледж африканской музыки Кванонгома (ныне Объединенный музыкальный колледж) в Булавайо. Затем были добавлены два ключа, чтобы получилось пятнадцать (Chirimumimba, 2007), в два ряда. Мбира ньюнга ньюнга похожа по конструкции на мбира дзавадзиму, но не имеет отверстия в деке. Высота клавиш исходит из центра, а не слева направо.

Зимбабве Дамисани Марейр возникла Mbira nyunga nyunga номер обозначения. Клавиши верхнего ряда (слева) - это клавиши 2, 4, 6, 8, 10, 12 и 14, а клавиши нижнего ряда обозначены как 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и 15. Maraire ознакомил с этим инструментом Соединенные Штаты, когда он приехал в Вашингтонский университет в качестве приглашенного художника в 1968–1972 годах.

Недавно преподаватель кафедры музыки и музыковедения Мидлендского государственного университета ( Гверу, Зимбабве) предложил буквенное обозначение; верхние клавиши как (от первой левой верхней клавиши) E, D, C, F, C, D и E и нижние или нижние клавиши как (от первой нижней клавиши) A, G, F, A, F, C, D и E. Но система счисления Марэра осталась международно принятой системой (Chirimumimba, 2007).

Нджари Мбира

Нджани мбира имеет от 30 до 32 клавиш и также был родом из Зимбабве, особенно из Масвинго и Маконде.

Нхаре

Нхаре имеет от 23 до 24 ключей и происходит из Зимбабве. В зимбабвийской традиции наре использовалось для ритуалов общения с Мусикаванху или Ньяденгой (Богом).

Мбира матепе

Основная статья: Матепе Зимбабвийский матепе

Мбира матепе, у которого 26 ключей, происходит от границ Зимбабве и Мозамбика.

За пределами Африки

В диаспоре

См. Также: marimbula Игрок Kalimba в Бразилии на Эдуарда Хильдебрандтом (1846).

Первые упоминания о Калимбах в Бразилии относятся к 1723 году, где они упоминаются как маримбы (не путать с маримбами ). Кажется, что они ушли в безвестность, поскольку не дожили до наших дней, хотя «современные» Калимбы сейчас существуют в Бразилии.

Пример маримбулы на Гаити.

На Кубе африканские ламеллофоны вместе с кахоном повлияли на происхождение маримбулы, история которой плохо документирована, но, как предполагается, возникла на востоке Кубы.

Хью Трейси

В Hugh Tracey kalimbas настроены diatonically в ключе G. расположение нот на Hugh Tracey KALIMBA заимствует из типичной схемы с самыми низкими нотами в центре, а верхние ноты на левой и правой, с примечаниями в восходящая шкала чередуется строго вправо-влево и направляется наружу к двум сторонам.

Диатоническая западная настройка калимбы, которую использовала Трейси, была практичной для всемирного инструмента - с сотнями африканских настроек калимбы выбранный западный стандарт максимально увеличил количество людей, которые сразу же подключились к калимбе. Практичность такой аранжировки нот, при которой ноты поднимаются вверх по шкале в последовательности вправо-влево-вправо-влево, заключается в том, что модальные аккорды 1-3-5 или 1-3-5-7 формируются путем проигрывания соседних нот. Если аккорды играются в нижней октаве, те же ноты появятся на противоположной стороне калимбы в верхней октаве, что позволяет очень легко одновременно играть мелодию в верхней октаве и сопровождающую гармонию в нижней октаве. Таким образом, расположение нот на калимбе Хью Трейси (и практически на любой калимбе, копирующей инструмент) делает некоторые сложные музыкальные операции очень простыми.

Возможны альтернативные настройки, так как зубцы большинства калимбов легко вставляются и выдвигаются, чтобы заострить или сгладить их шаг. Некоторые альтернативные строчки просто меняют тональность калимбы без изменения схемы расположения нот. До мажор - популярный тюнинг, продаваемый несколькими производителями. Другие альтернативные настройки перемещают калимбу в немодальные гаммы (например, ближневосточные гаммы). Каждую ноту калимбы можно настраивать независимо (в отличие от гитары), поэтому возможна любая гамма, западная или незападная, и традиционные африканские гаммы по-прежнему доступны для этого современного африканского инструмента. Композитор Георг Хайду настроил альт-калимбу Хью Трейси на хроматические шаги гаммы Болена – Пирса в пьесе Just Her - Jester - Gesture. Шкала Болена – Пирса делит всего двенадцатую часть на 13 ступеней.

  • Хью Трейси тройной калимба

  • Восьмиугольная мбира высокого мастерства, охватывающая две октавы.

Связанные инструменты

Санза Подпись серии Гравикорд

Инструменты, связанные с mbira или вдохновленные ею, включают:

В популярной культуре

21 мая 2020 года в рамках Недели культуры Зимбабве Google наградил mbira каракули, в котором была кнопка, позволяющая пользователям слышать инструмент и играть на нем виртуально. На дудле также изображена анимированная история молодой девушки, которая учится играть на мбира, и вдохновляет новое поколение игроков на мбира, став взрослым признанным художником.

Несмотря на то, что действие происходит в Ботсване, в фильме 1980 года «Боги должны быть сумасшедшими» изображен персонаж, играющий мбира.

Игроки

Основная статья: Список игроков mbira

Смотрите также

Цитаты

Общие ссылки

внешние ссылки

  • Mbira.org, «некоммерческая организация, посвященная музыке Шона Мбира», базирующаяся в Беркли, Калифорния.
  • sympathetic-resonances.org : бесплатная онлайн-платформа с воспроизведением и визуализацией транскрипций mbira, созданными на компьютере, с долгосрочной целью сохранения культурного наследия.
  • MbiraMagic.Com Веб-сайт Mbira Education
  • Mbira.Online  : Архив видео и нотаций Mbira Masters
  • Zimfest.org, Зимбабвийский музыкальный фестиваль, который ежегодно проводится в Северной Америке и предлагает множество возможностей для изучения и прослушивания мбира.

Архивная ссылка - Mbira.co.zw, «Сообщество игроков mbira, исследователей, создателей и любителей, для улучшения Mbira, музыки и моды. Mbira Transfiguration amp; Permanence», базируется в Хараре, Зимбабве

Последняя правка сделана 2024-01-02 03:39:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте