Майя Сита

редактировать

Картина, на которой Равана похищает Ситу. Автор Раджа Рави Варма. Некоторые версии Рамаяны повествуют, что Майя Сита была похищена Раваной, а не настоящей Ситой.

В некоторых адаптациях индуистского эпического Рамаяна, Майя Сита ( санскрит : माया सीता, «иллюзорное Сито») или Хая Сито ( छाया सीता, «теневое Сито») является иллюзорным дубликатом богини Ситы (героиня в текстах), которого похищает король демонов Равана с Ланки вместо настоящей Ситы.

В Рамаяне Сита - супруга Рамы (принца Айодхьи и аватара бога Вишну ) - схвачена Раваной и заключена в тюрьму на Ланке, пока ее не спасет Рама, который убьет ее похитителя. Сита проходит Агни Парикша (огненное испытание), с помощью которого она доказывает свое целомудрие, прежде чем она будет принята Рамой. В некоторых версиях эпоса бог огня Агни создает Майю Ситу, которая занимает место Ситы, похищается Раваной и переносит его плен, в то время как настоящая Сита прячется в огне. В Агни Парикше Майя Сита и настоящая Сита снова меняются местами. В то время как в некоторых текстах упоминается, что Майя Сита была уничтожена в огне Агни Парикши, в других рассказывается, как она была благословлена ​​и переродилась как эпическая героиня Драупади или богиня Падмавати. В некоторых писаниях также упоминается, что ее предыдущее рождение было Ведавати, женщиной, которую Равана пытается приставать.

Мотив Майя Ситы спасает Ситу - главную богиню Рама-центрических сект - от того, чтобы стать жертвой заговора Раваны о похищении и охраняет ее чистоту. Подобные двойники или суррогаты Ситы и других богинь встречаются в различных сказках индуистской мифологии.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Оригинальный сюжет Рамаяны
  • 2 Развитие
  • 3 Легенда
  • 4 божественных двойника: вдохновение и влияние
  • 5 ссылки
Оригинальный сюжет Рамаяны

В Рамаяне (V – IV века до н.э.) Валмики не упоминается Майя Сита. Сита, принцесса Митхилы, замужем за Рамой, принцем Айодхьи. Рама вынужден отправиться в 14-летнее изгнание в сопровождении Ситы и его брата Лакшмана. Равана, король демонов Ланки, замышляет похитить Ситу, с помощью Маричи, которая превращается в волшебного золотого оленя ( Майя Мрига, иллюзорный олень), который соблазняет Ситу. Находясь в изгнании в лесу Дандака, Рама преследует оленя и убивает его. Волшебный олень зовет на помощь голосом Рамы. Сита заставляет Лакшману пойти и помочь Раме, оставив ее одну. Равана переодевается аскетом и похищает ее. Он заключает ее в тюрьму в роще Ашока Ватика на Ланке, пока ее не спасает Рама, который убивает Равану на войне. Когда Рама сомневается в целомудрии Ситы, она подвергается испытанию огнем (Агни Парикша). Сита входит в горящий костер, заявляя, что если она была верна Раме, пусть огонь не причинит ей вреда; она выходит невредимой с богом огня Агни как доказательством ее чистоты. Рама принимает Ситу обратно и возвращается в Айодхью, где они коронованы как король и королева.

Разработка
Фолио Ория Вайдехиса Виласа. Левая половина: Сита прячется в огне, пока Майя Сита принимает Равану, переодетую аскетом. Правая половина: Майя Сита похищена Раваной.

Мотив Майя Сита считается «самым важным примером дополнения» в Рамаяне. Курма Пурана ( с. 550-850 н.э.) является первым текстом, где появляется Майя Сита. Ключевое событие в истории Рамаяны - похищение Ситы Раваной - было заменено похищением Раваной Майи Ситы (нереальной Ситы); тем временем Сита находится под защитой в убежище Агни, бога огня. Это «важное идеологическое развитие» вайшнавизма (секты, ориентированной на Вишну) защищало целомудрие Ситы. Некоторые версии Рамаяны, такие как те, в Махабхарате (5 до н.э. 4 век), Вишну Пуране (первый век до н.э.-4 век н.э.), то Хариванше (1-300 CE) и несколько Пураны (суффикс Пурана означает, что текст является частью этого жанра) полностью опускает Агни Парикша, чтобы не подвергать сомнению чистоту Ситы. Напротив, эта самая Агни Парикша стала средством возвращения безупречной Ситы, поскольку Сита и Майя Сита снова меняются местами, в некоторых более поздних версиях. С ростом популярности движения Рама- бхакти в 12 веке многие работы переняли концепцию Майя Ситы. Преданные не могли смириться с тем, что Сита - супруга Рамы и главная богиня Рама-центрических сект - была похищена демоном Раваной, и ей пришлось перенести его заточение и осквернить его прикосновение. Концепция Майя Ситы спасает Ситу от страданий Раваны и искушения заполучить иллюзорного оленя. Вместо этого тексты создают иллюзорную Ситу, которая не распознает иллюзорного оленя. Мотив иллюзорного оленя в Рамаяне, возможно, также вдохновил концепцию Майя Ситы. Майя Сита также извиняет Ситу от упрека Лакшмана, когда она заставляет его оставить ее и помочь Раме в иллюзорной сказке об оленях.

Хотя мотив Майя Сита был обнаружен ранее в Курма Пуране и Брахма Вайварта Пуране (801–1100 гг. Н. Э.), Где охраняется чистота Ситы, это Адхьятма Рамаяна (часть Брахманда Пураны, ок. 14 века), где Майя Сита играет в сюжете гораздо большую роль. Концепция майи (иллюзии) является неотъемлемой частью повествования; лучшими примерами являются Майя Сита и Майя мрига (иллюзорный олень). Хотя Адхьятм Рамаян возник в Варанаси в Северной Индии, это повлияло на малаяла (Южная Индия) и ория~d (Восточная Индия) выдачи в Рамаяне, но самые главное влияние на Рамачаритаманасе из Тулсидаса (гр. 1532-1623).

Рамачаритаманаса расширяется по описательной Агни Pariksha. Поскольку никто не знает о замене настоящей Ситы Майей Ситой, целомудрие Ситы находится под вопросом. В тексте прямо говорится, что Агни Парикша разрушает Майя Ситу, а также «клеймо общественного позора», которое Сите пришлось бы терпеть в противном случае. Рама оправдан за использование резких слов в адрес «Ситы» во время Агни Парикши, поскольку он знает, что он обвиняет ложную Ситу. Сита спасена от публичного унижения, поскольку ее целомудрие доказал Агни Парикша. Моральный статус Рамы, так же как и Ситы, защищен мотивом Майя Сита.

Во многих версиях сказки всеведущий Рама знает о надвигающемся похищении Ситы и создает Майю Ситу. Такие версии утверждают божественный статус Рамы, что является отходом от изображения Вальмики Рамы как человеческого героя.

Этот мотив также появляется в Деви Бхагавата Пуране (VI – XIV века н.э.) и Адбхута Рамаяна (около 14 века н.э.), а также в произведениях Ории, таких как Джагамохана Рамаяна Баларамы Даса, Вайдехиша Виласа Упендры и Ория Рамлила, драматическая народная драма. - исполнение Рамаяны.

Легенда
Сотворение Майя Ситы, Адхьятма Рамаяна фолио.

В Курма Пуране Сита молится Агни, когда Равана прибывает, чтобы похитить ее. Агни создает Майю Ситу - точного двойника Ситы - которая занимает место Ситы и похищается демоном. В то время как Сита забирается Агни на небеса, Майя Сита заточена на Ланке. После смерти Раваны, когда Майя Сита входит в огонь в Агни Парикше, Агни восстанавливает настоящую непорочную Ситу Раме; тем временем Майя Сита погибает в огне. « Чайтанья Чаритамрита», биография вайшнавского святого Чайтаньи Махапрабху (1486–1533), написанная Кришнадасом Кавираджей (р. 1496), ссылается на сказку « Курма-пурана». Чайтанья встречает в Мадурае преданного брамина Рамы. Брамин опустошен, узнав, что «мать Сита, мать вселенной и верховная богиня процветания» была запятнана прикосновением Раваны и отказывается от еды. Святой утешает брамина, говоря, что духовная форма Ситы не может быть затронута демоном; это была Майя Сита, которую забрал Равана. Брамин чувствует себя лучше и принимает пищу. Затем Чайтанья отправляется в Рамешварам, где слушает Курма-пурану и получает авторитетные доказательства, утешающие брамина. Он возвращается в Мадурай с рукописью Курма Пураны, оставив этого брамина безмерно счастливым.

В то время как Агни является спасителем в Курма Пуране, Рама-центричный Адхьятма Рамаяна заменяет Агни всеведущим Рамой в качестве вдохновителя. Рама знает о намерениях Раваны и приказывает Сите поместить свою чаю (тень) за пределы хижины, чтобы Равана похитил ее, зашел внутрь хижины и жил в огне в течение года; после смерти Раваны она снова соединится с ним. Сита подчиняется и создает свою иллюзорную форму, Майю Ситу, и входит в огонь. После захвата Майи Ситы Рама скорбит о Сите. Неясно, притворяется ли Рама скорбящим или забывает, что на самом деле похищена Майя Сита. После смерти Раваны Майя Сита сталкивается с Агни Парикшей и исчезает в огне. Агни восстанавливает Ситу и заявляет, что Рама создал иллюзорную Ситу, чтобы вызвать уничтожение Раваны, и с этой целью истинная Сита возвращается к Раме. Вдохновленные Адхьятма Рамаяной, у Рамачаритманов есть очень похожий рассказ; однако повествование Агни Парискха длиннее, и прямо говорится, что Майя Сита погибла в огне. Непальский Bhanubhakta Рамаян от Бханабхакта Акаря (1814-1868) изображает Рама создает иллюзорное Сито из священной травы куша и доверить Сито Агните; в Агни Парикше трава Майя Сита превращается в пепел, а истинная Сита вновь появляется перед миром. Популярный индийский телесериал Рамаян (1987–88) Рамананда Сагара показывает, что Майя Сита заменила Ситу только в сцене Агни Парикши, и использует воспоминания, чтобы рассказать об этом обмене.

Огорченный Рама (справа) наблюдает, как Сита (слева), защищенная Агни, проходит через Агни Парикша. Майя Сита заменяется Ситой в эпизоде ​​с Агни Парикша.

Повествования « Брахма-вайварта-пураны» и « Деви-бхагавата-пураны» похожи друг на друга и рассказывают о жизни Майи Ситы после Агни Парикши. Девите Бхагават Пурана гласит: Agni приходит под видом брамина, Раму и сообщает ему, что он был послан богами, чтобы предупредить Раму о будущем, когда Рама выполнит цель своего рождения на земле и убить Раван; Сита будет похищена Раваной и приведет к его падению. Агни просит Раму передать ему Ситу на хранение и заменить ее Майей Ситой; после разрушения Раваны, когда Ситу попросят доказать ее целомудрие, войдя в огонь, Майя Сита снова будет заменена настоящей Ситой. Рама соглашается. Агни выступает посредником и создает Майю Ситу, которая совершенно похожа на изначальную Ситу. Майя Сита и Сита меняются местами, и Агни исчезает вместе с настоящей Ситой, извлекая обещание от Рамы, что замена Ситы остается тайной; даже Лакшмана не должен знать. Майя Сита тоскует по иллюзорному оленю, и поэтому ее похищают. Согласно плану, Майя Сита исчезла в огне Агни Парикши, и настоящая Сита выходит наружу.

Когда Рама оставляет юную Майю Ситу в Агни Парикше, она - обеспокоенная своим неопределенным будущим - спрашивает Раму и Агни о том, что ей делать сейчас. Они советуют ей отправиться в Пушкар и совершить аскезы Тапас и пророчествовать, что она станет Сваргалакшми (« Лакшми небес») в результате своего аскетизма. Шива доволен ее покаянием и обещает дать ей желаемое благо. Майя Сита, которая превратилась в Сваргалакшми в результате аскезы в течение трех лакх лет, с тревогой повторяет пять раз, что у нее есть муж. Шива благословляет ее, чтобы она родилась как Драупади, принцесса Панчала, у которой будет пять мужей. Драупади, героиня Махабхараты, рождается из пламени яджны (огненного жертвоприношения) Друпады (царя Панчала), а затем становится общей женой пяти братьев Пандавов, принцев королевства Куру. В тексте также говорится, что в предыдущем рождении Майя Сита была Ведавати, женщиной, которую Равана пытается изнасиловать и которая проклинает Равану, что она станет причиной его гибели. Поскольку она родилась в трех югах (возрастах; считается, что цикл из четырех эпох повторяется) - Ведавати в Сатья-югу, Майя Сита в Трета-югу и Драупади в Двапара-югу, она известна как Трихаяни, та, которая появляется в три возраста.

Тамильский текст Шри Venkatachala Mahatyam относится Майя Ситу Ведавати, но ее следующее рождение Padmavati, не Драупаите. После того, как Равана пытается приставать к Ведавати, она проклинает его, что уничтожит его клан. Она ищет защиты Агни. Агни утешает ее и дает не только убежище, но и возможность отомстить. Он маскирует Ведавати под Ситу, которую собирается похитить Равана, и прячет настоящую Ситу в своем убежище. Во время Агни Парикши Ведавати входит в огонь, и Агни сопровождает Ситу и Ведавати на публике. Рама сбит с толку, увидев двух Ситов. Настоящая Сита сообщает Раме, что Ведавати была похищена вместо нее и перенесла заключение в Ланку. Она требует, чтобы Рама женился на Ведавати, однако Рама отказывается цитировать свой обет иметь только одну жену в этом рождении. Он обещает, что в Кали-югу (нынешнюю и последнюю эпоху), когда он появится на земле как Венкатешвара, Ведавати родится как Падмавати, на которой он женится. В отличие от санскритских текстов, Агни планирует все, и Сита вступает с ним в сговор, чтобы защитить себя, но также защищает интересы суррогатной Ситы.

В малаялах адхйатм Рамаяны по Танчатту Эзутачейна (16 век), Ведавати - замаскированное Сито - предстает перед Ситом из кухонного огня и добровольцев последнего быть похищены в месте Ситов. По совету Ведавати Сита прячется в огне и живет под защитой Агни. После Агни Парикши, когда Сита воссоединяется с Рамой, Ведавати получает благословение выйти замуж за Вишну в Кали-югу.

Иногда Сита временно заменяет Майю Ситу перед Агни Парикшей. В Рамаяна повествует, что обезьяна-бог Хануман, преданный Рамы, был послан Рама, чтобы искать Ситу и в конце концов сумел обнаружить ее местонахождение в Ланки; где она встречается с ним. Шри Санкат Мочан Хануман Чарит Манас Сундда (1998), религиозный текст, приписываемый Тулсидасу и посвященный Хануману, использует мотив Майя Ситы, но поднимает вопрос, как Хануман мог взаимодействовать с такой преданностью с ложной Ситой. Сита временно занимает место Майя Ситы в заточении, чтобы встретиться с великим преданным.

Божественные двойники: вдохновение и влияние

Хотя сказка о Майя Сите, рассказанная в адаптации Рамаяны, отсутствует в оригинале, концепция Майя Ситы впервые появляется в самом эпосе. В битве между Рамой и Раваной Индраджит - сын Раваны - создает иллюзорную Ситу ( Майя Сита) и убивает ее на глазах у генерала Рамы Ханумана в качестве военной тактики, чтобы ослабить дух армии Рамы. Обманутый Хануман сообщает об этом Раме, который также удручен этой новостью. Однако вскоре они понимают, что это, должно быть, иллюзия Индраджита. Другая суррогатная мать Сита появляется в более поздней интерполяции эпоса. В конце Рамаяны существует золотой образ Ситы, чтобы настоящая Сита была на стороне Рамы в жертвоприношениях после того, как Рама оставил Ситу, когда ее целомудрие подверглось сомнению его подданными.

В Ананда Рамаяне есть Майя Сита, которую похищает Равана, но есть иллюзорная Сита, называемая раджатамомайи чайя («тень элементов Раджаса и Тамаса ») Ситы, которую Рама бросает, в то время как саттва-рупа (« форма саттвы» ") - настоящая Сита - остается невидимой для левой стороны ее мужа, традиционного места жены-индуиста. Рамаватарам Камбана ( XII век) повествует, что Шурпанакха - сестра Раваны - выдает себя за Ситу, чтобы соблазнить Раму, но он разоблачает ее обман. В непальской драме XIV века Шурпанакха маскируется под Ситу, но Рама обманут ее внешностью. Когда появляется настоящая Сита, Рама недоумевает. Однако Лакшмана проверяет две ситы и справедливо судит о настоящей. В Рамачаритаманаса повествует, что богиня Сати, жена бога Шивы, пытается испытать Раму, появившись перед ним под видом Сита, когда он ищет свою похищенную жену. Однако Рама видит сквозь ее маскировку; Шива бросает ее, рассерженный ее поступком.

В некоторых адаптациях Рамаяны другие персонажи также используют суррогатов, чтобы спастись от Раваны. В тамильском тексте рассказывается, как однажды Равана просит Парвати как дар от своего мужа Шивы, однако Вишну, замаскированный под мудреца, вводит Равану в заблуждение, заставляя поверить в то, что Шива даровал ему иллюзорную Парвати. Равана поручает Парвати Вишну и снова выступает посредником, чтобы заставить Шиву дать ему настоящую Парвати. На этот раз Шива дает иллюзорную Парвати, которую принимает за настоящую и возвращается с ней на Ланку. В Малайской Рамаяне Равана смотрит на мать Рамы, однако она превращает лягушку в свой образ и отправляет этого суррогата в жену Раваны.

Другие божества также используют суррогатов для удовлетворения своих потребностей. В Пуранах Сати совершает самоубийство, принося себя в жертву, когда Шива оскорблен, и перерождается как Парвати и снова становится супругой Шивы. В более позднем санскритском тексте Сати создает суррогатную мать, которая сжигает себя, в то время как настоящая Сати перерождается как Парвати. В Махабхарате богиня Сваха принимает форму шести жен Саптариши (семи великих мудрецов), в которых Агни влюблен и вступает с ним в совокупление. Позже Сваха женится на Агни.

В других культурах также используются суррогаты, чтобы избавить главных героев от боли. Христианские гностические традиции предполагают, что Симон Киренский как человек, который был распят, а не Иисус, концепция считается еретической. В отличие от христианства, «божественные двойники» приняты в индуистских и греческих сказках. В некоторых пересказах саги о Троянской войне призрак Елены Троянской похищается Парижем, что приводит к великой войне; история, параллельная истории похищения Майи Ситы Раваной.

Рекомендации
Заметки
Книги
Последняя правка сделана 2024-01-02 03:11:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте