Кендзи Мидзогути | |
---|---|
Кендзи Мизогути | |
Родился | (1898 г.) -05-16) 16 мая 1898. Хонго, Токио, Япония |
Умер | 24 августа 1956 (1956-08-24) (58 лет). Киото, Япония |
Другие имена | Готекен |
Род занятий | кинорежиссер, сценарист, |
Годы работы | 1923–1956 |
Кендзи Мидзогути (溝口 健 二, Мидзогути Кендзи, 16 мая 1898 - 24 августа 1956) был японским кинорежиссером и сценаристом.
Мизогучи известен своими длинными кадрами и мизансценой. По словам писателя Марка Ле Фаню, «его фильмы обладают необычайной силой и чистотой. Они потрясают и волнуют зрителя силой, утонченностью и состраданием, с которыми они противостоят человеческим страданиям».
Его фильм Угетсу (1953) привлек к нему международное внимание и появился в рейтинге Sight Sound Critics 'Top Ten Poll в 1962 и 1972 годах. Среди других широко известных его фильмов - История последних хризантем (1939), Жизнь Охару (1952), Судебный исполнитель Саншо (1954) и Распятые любовники (1954). Сегодня Мидзогути - один из самых известных режиссеров в истории кино.
Мидзогути родился в Хонго, Токио, один из троих детей. Его отец был плотником по кровле. Семья была скромно средним классом, пока его отец не попытался зарабатывать на жизнь продажей плащей солдатам во время русско-японской войны. Война закончилась слишком быстро, чтобы инвестиции не увенчались успехом; его семейные обстоятельства изменились, и они выдали его старшую сестру «на усыновление» и переехали из Хонго в Асакуса, недалеко от театра и борделя. Фактически, его сестра Судзуко, или Сузу, была продана в гейшад - событие, которое сильно повлияло на взгляды Мидзогути на жизнь. Между этим и жестоким обращением отца с матерью и сестрой он на протяжении всей жизни оказывал ожесточенное сопротивление отцу.
В 1911 году родители Мизогучи, слишком бедные, чтобы продолжать оплачивать обучение своего сына в начальной школе, отправили его к дяде в Мориока на севере Японии на год - период это привело к началу тяжелого ревматоидного артрита, который должен был поразить его в подростковом возрасте и оставить его с неровной походкой на всю оставшуюся жизнь. 1912 год, когда он вернулся с родителями, почти полностью провел в постели. В 1913 году сестра Мидзогути Сузу устроила ему работу в качестве ученика, разрабатывая выкройки для кимоно и юката. В 1915 году его мать умерла, и Сузу привела своих младших братьев в свой дом и присмотрела за ними. В 1916 году он поступил на курс в художественную школу Аойбаси Йога Кенкюко в Токио, где преподавали западные техники живописи. В это время он также проявил новый интерес к опере, особенно в Королевском театре в Акасака, где он начал, в свое время, помогать декораторам.
В 1917 году его сестра снова помогла ему найти работу, на этот раз должность в газете Yuishin Nippon в Кобе, в качестве дизайнера рекламы. Кинокритик Тадао Сато указал на совпадение жизни Мидзогути в ранние годы его жизни и сюжетов шимпа драм. Такие работы характерно документировали жертвы, принесенные гейшами ради молодых людей, с которыми они были связаны. Хотя Сузу была его сестрой, а не любовницей, «тема женских страданий является фундаментальной во всей его работе; в то время как жертва, которую сестра приносит брату, играет ключевую роль в ряде его фильмов - Саншо Дайю например ". Однако менее чем через год в Кобе он вернулся «к богемным прелестям Токио». Мидзогути вошел в токийскую киноиндустрию как актер в 1920 году; три года спустя он станет полноценным режиссером на студии Nikkatsu, снимая свой первый фильм Ai-ni yomigaeru hi (Воскрешение любви) во время забастовки рабочих .
Ранними работами Мизогучи были в основном жанровые фильмы, римейки немецкого экспрессионизма и адаптации Юджина О'Нила и Льва Толстого. В те ранние годы Мидзогути работал быстро, иногда создавая фильм всего за несколько недель. Большинство из почти семидесяти фильмов, которые он снял с 1920-х по 1930-е годы, теперь утеряны.
Кендзи Мидзогути путешествует по Европе, 1953 год.После Великого землетрясения Канто 1 сентября 1923 года Мизогути переехал в студию Никкацу Киото и работал там до скандала. вызвал его временное отстранение: Юрико Ичидзё, проститутка, с которой он жил, напала на него с лезвием бритвы, оставив рваные раны на его спине. «Работа в Киото - родине традиционных искусств - оказала решающее влияние. Мидзогучи изучал кабуки, но, а также традиционные японские танцы и музыку»
. из более поздних фильмов Мидзогути были keikō-eiga или «фильмы о тенденциях », в которых Мидзогути впервые исследовал свои социалистические тенденции и сформировал свои знаменитые фирменные увлечения. Позже Мидзогути утверждал, что его карьера серьезного режиссера началась только в 1936 году, когда были освобождены Osaka Elegy и Sisters of the Gion.
В своих промежуточных фильмах Мидзогути стал провозглашаться режиссером «нового реализма»: социальных документов Японии, которая совершала переход от феодализма к современности. История последних хризантем (1939) получила приз Департамента образования; как и два вышеупомянутых фильма, он исследует преуменьшенную роль женщины в обществе, ориентированном на мужчин. За это время Мидзогути также разработал свой фирменный подход к кино «одна сцена - один снимок». Дотошность и аутентичность его сценографа способствовали тому, что Мидзогути часто использовал широкоугольные объективы.
Во время войны Мидзогути был вынужден идти на художественные компромиссы, создавая пропаганду для военного правительства; самый известный из этих фильмов - пересказ самураев бусидо классика 47 ронинов (1941), эпос дзидай гэки ( "историческая драма").
Среди многих важных режиссеров, которые восхищались работой Мидзогути, есть Акира Куросава, Орсон Уэллс, Масахиро Шинода, Кането Синдо, Жан-Люк Годар, Андрей Тарковский, Жан-Мари Штрауб, Виктор Эриче, Жак Риветт и Тео Ангелопулос.
Мидзогути когда-то был президентом Гильдии режиссеров Японии.
Сразу после войны работы Мидзогути, как и работы его современника Ясудзиро Одзу, были расценены японской аудиторией как несколько старомодные и устаревшие. Однако он был заново открыт на Западе - и особенно критиками Cahiers du cinéma, такими как Жак Риветт. После фазы, вдохновленной японскими женщинами избирательным правом, в ходе которых были сняты такие радикальные фильмы, как Победа женщин (1946) и Моя любовь горит (1949), Мидзогути обратилась к дзидай-геки - или историческая драма, переделанная по рассказам из японского фольклора или исторической эпохи - вместе с давним сценаристом и соавтором Йошикатой Йодой. Это должна была быть его самая знаменитая серия работ, в том числе Жизнь Охару (1952), которая принесла ему международное признание и которую он считал своим лучшим фильмом, и Угетсу (1953)., получившая Серебряного льва Венецианского кинофестиваля. Судебный исполнитель Саншо (1954) переработал посылку из феодальной Японии (и рассказ Мори Огай ). Из его девяноста игровых фильмов только два - Сказки клана Тайра (1955) и Принцесса Ян Квэй-Фэй (1955) - были сняты в цвете.
Мидзогути умер в Киото от лейкемии в возрасте пятидесяти восьми лет, к тому времени он стал признанным одним из трех мастеров японского кино вместе с Ясудзиро Одзу и Акирой Куросавой. На момент смерти Мидзогути работал над фильмом «История Осаки». Всего он снял (по его памяти) около семидесяти пяти фильмов, хотя большинство из его ранних было утеряно. В 1975 году Кането Синдо снял документальный фильм о Мидзогути, Кендзи Мидзогути: Жизнь кинорежиссера, а также написал книгу, опубликованную в 1976 году. Ретроспективная серия его тридцати выживших. фильмы, спонсируемые Японским фондом, посетили несколько американских городов в 2014 году.
Викискладе есть медиафайлы на Kenji Mizoguchi. |