Ясуджиро Одзу | |||||
---|---|---|---|---|---|
小 津 安二郎 | |||||
Одзу в 1951 году | |||||
Родился | (1903- 12-12) 12 декабря 1903 года. Токио, Япония | ||||
Умер | 12 декабря 1963 (1963-12-12) (60 лет). Токио, Япония | ||||
Место упокоения | Энгаку-дзи, Камакура, Япония | ||||
Другие имена | Джеймс Маки | ||||
Род занятий | Фильм режиссер, сценарист | ||||
Годы работы | 1929–1963 | ||||
Японское имя | |||||
Хирагана | お づ や す じ ろ う | ||||
Катакана | オ ヅ ヤ ス ジ ロ ウ | ||||
| |||||
Ясудзиро Одзу (小 津 安二郎, Одзу Ясудзиро, 12 декабря 1903 - 12 декабря 1963) был японским кинорежиссером и сценаристом. Он начал свою карьеру в эпоху немого кино, а его последние цветные фильмы были сняты в начале 1960-х годов. Одзу сначала снял несколько короткометражных комедий, а затем обратился к более серьезным темам в 1930-х годах.
Наиболее известные темы в творчестве Одзу - брак и семья, особенно отношения между поколениями. Его самые известные фильмы: Поздняя весна (1949), Токийская история (1953), Плавающие сорняки (1959) и Осенний полдень (1962 г.).
Его репутация продолжала расти после его смерти, и он широко известен как один из самых влиятельных режиссеров в мире. В опросе Sight Sound 2012 года «Токийская история» Одзу была признана критиками по всему миру третьим по значимости фильмом всех времен. В том же опросе «Токийская история» была признана лучшим фильмом всех времен 358 режиссерами и режиссерами по всему миру.
Одзу родился в Фукагаве. район Токио, второй сын из пяти братьев и сестер. Его отец продавал удобрения. Одзу посещал детский сад Мэйдзи и начальную школу. В марте 1913 года, в возрасте девяти лет, он и его братья и сестры были отправлены отцом в родной город отца Мацусака в префектуре Мие, где он оставался до 1924 года. В марте 1916 года, в возрасте 12 лет, он поступил в то, что сейчас называется Средней школой Уджиямада. Он был пансионером в школе и занимался дзюдо. Он часто пропускал занятия, чтобы посмотреть такие фильмы, как Quo Vadis или Последние дни Помпеи. В 1917 году он посмотрел фильм Цивилизация и решил, что хочет стать кинорежиссером.
В 1920 году, в возрасте 17 лет, его выгнали из общежития по обвинению. написать любовное письмо красивому мальчику из низшего класса и ехать в школу на поезде.
В марте 1921 года Одзу окончил среднюю школу. Он пытался сдать экзамен для поступления на факультет экономики Университета Кобе, но потерпел неудачу. В 1922 году он сдал экзамен в педагогический институт, но тоже провалил его. 31 марта 1922 года он начал работать заместителем учителя в школе в префектуре Мие. Говорят, что он проделал долгий путь из школы в горах, чтобы посмотреть фильмы на выходных. В декабре 1922 года его семья, за исключением Одзу и его сестры, вернулась в Токио, чтобы жить с его отцом. В марте 1923 года, когда его сестра закончила учебу, он тоже вернулся в Токио.
Вместе со своим дядей, выступающим в роли посредника, Озу был нанят кинокомпанией Сётику в качестве ассистента в кинематографе. 1 августа 1923 г., вопреки воле отца. Его семейный дом был разрушен во время землетрясения 1923 года, но никто из членов его семьи не пострадал.
12 декабря 1924 года Одзу начал год военной службы. Он закончил военную службу 30 ноября 1925 г., оставив ее капралом.
В 1926 году он стал третьим помощником директора в Сочику. В 1927 году он был вовлечен в скандал, когда ударил другого сотрудника за то, что тот прыгнул в очередь в кафетерии студии, и когда его вызвали в кабинет режиссера студии, он использовал это как возможность представить сценарий фильма, который он написал. В сентябре 1927 года он был назначен режиссером отдела дзидайгэки (исторический фильм) и снял свой первый фильм Меч покаяния, который с тех пор был утерян. «Меч раскаяния» был написан Озу по сценарию Кого Нода, который станет его соавтором до конца своей карьеры. 25 сентября его призвали в запас до ноября, а это означало, что фильм должен был быть частично закончен другим режиссером.
В 1928 году Широ Кидо, руководитель студии Shochiku, решили, что компания сосредоточится на создании короткометражных комедий без звездных актеров. Одзу снял многие из этих фильмов. Фильм «Красивое тело», выпущенный 1 декабря 1928 года, был первым фильмом Одзу, в котором использовалось низкое положение камеры, что стало его торговой маркой. После серии картин «без звезд» в сентябре 1929 года был выпущен первый фильм Одзу со звездами, Я закончил, Но... в главной роли и Кинуё Танака. В январе 1930 года ему доверили главную звезду Сочику Сумико Куришиму в ее новогоднем фильме. Его последующие фильмы 1930 года настолько впечатлили Широ Кидо, что он пригласил Одзу в путешествие к горячим источникам. В своих ранних работах Одзу использовал псевдоним «Джеймс Маки» в качестве сценариста. Его фильм «Молодая мисс», в котором приняли участие все звезды, был первым, когда он использовал псевдоним Джеймс Маки, а также был его первым фильмом, который появился в киножурнале Kinema Jumpo «Лучшая десятка» на третья позиция.
В 1932 году его комедия Я родился, но..., комедия о детстве с серьезным подтекстом, была принята кинокритиками как первая заметная работа социальная критика в японском кино, завоевавшая широкую известность Озу.
В 1935 году Одзу снял короткий документальный фильм со звуковым сопровождением: Кагами Сиси, в котором Кокигуро VI исполнил танец Кабуки того же заглавие. Это было сделано по запросу Министерства образования. Как и вся остальная японская киноиндустрия, Одзу не спешил переключаться на производство звуковых фильмов : его первым фильмом со звуковой дорожкой диалога был Единственный сын в 1936 году, через пять лет после этого. Первый говорящий фильм Японии, Хейносуке Гошо «Жена и моя соседка.
9 сентября 1937 года, в то время, когда Сётику был недоволен отсутствием коробки у Одзу. - служебный успех, несмотря на похвалу критиков, 34-летний Одзу был призван в Императорскую японскую армию. Он провел два года в Китае во время Второй китайско-японской войны. Он прибыл в Шанхай 27 сентября 1937 года в составе пехотного полка, занимавшегося химическим оружием. Он начал с капрала, но 1 июня 1938 года получил звание сержанта. С января по сентябрь 1938 года он находился в Нанкине, где встретил Садао Яманака, который находился поблизости. В сентябре Яманака умер от болезни. В 1939 году Одзу был отправлен в Ханькоу, где он участвовал в битве при Наньчане и битве на реке Сюшуй. В июне ему было приказано вернуться в Японию, и он прибыл в Кобе в июле, и его призыв закончился 16 июля 1939 года.
В 1939 году он написал первый набросок сценария для «Вкус зеленого» Чай над рисом, но отложили его из-за обширных изменений, на которых настаивали военные цензоры. Первым фильмом, который Одзу снял по возвращении, был критически успешный и коммерчески успешный Братья и сестры семьи Тода, выпущенный в 1941 году. За ним последовал фильм Чичи Арики (Был Отец, 1942), в котором исследовались прочные узы привязанности между отцом и сыном, несмотря на годы разлуки.
В 1943 году Одзу снова призвали в армию с целью создания пропагандистского фильма в Бирме. Однако вместо этого он был отправлен в Сингапур, чтобы сделать Deruhi e, Deruhi e («В Дели, в Дели») с Чандрой Бозе. Во время своего пребывания в Сингапуре, имея небольшую склонность к работе, он целый год читал, играл в теннис и смотрел американские фильмы, предоставленные армейским информационным корпусом. Он был особенно впечатлен книгой Орсона Уэллса Citizen Kane. Он занимал комнату на пятом этаже с видом на море в Cathay Building, где развлекал гостей, рисовал и собирал ковры. В конце Второй мировой войны в августе 1945 года Одзу уничтожил сценарий и все кадры фильма. Он был задержан как гражданское лицо и работал на каучуковой плантации. Из его съемочной группы из 32 человек на первом судне для репатриации в Японию хватило места только для 28 человек. Одзу выиграл лотерею, дав ему место, но отдал его кому-то другому, который очень хотел вернуться.
Одзу вернулся в Японию в феврале 1946 года и вернулся к своей матери, который жил со своей сестрой в Нода в префектуре Чиба. Он явился на работу в студии Ofuna 18 февраля 1946 года. Его первым фильмом, выпущенным после войны, был Запись джентльмена из многоквартирного дома в 1947 году. Примерно в это же время Чигасакикан Рёкан стал фильмом Одзу. излюбленное место для написания сценариев.
Могила Одзу в Энгаку-дзи, Камакура в 2018 году.Tokyo Story был последним сценарием, который Одзу написал в Чигасакикане. В более поздние годы Одзу и Нода использовали небольшой дом в горах в Татесина в префектуре Нагано под названием Ункосо, чтобы писать сценарии, а Одзу жил в соседнем доме под названием Мугейсо.
Фильмы Одзу, снятые с конца 1940-х годов, были встречены благосклонно, и записи в так называемой «трилогии Норико» (с Сецуко Хара в главной роли) Поздняя весна (1949), Раннее лето (1951) и Tokyo Story (1953) - одни из его самых известных работ, а Tokyo Story широко считается его шедевром. «Поздняя весна», первый из этих фильмов, положил начало коммерческому успеху Одзу и развитию его кинематографического стиля и стиля повествования. За этими тремя фильмами последовал его первый цветной фильм Цветок равноденствия в 1958 году, Плавающие сорняки в 1959 году и Поздняя осень в 1960 году., среди других постоянных сотрудников были оператор Юхару Ацута, а также актеры Чишу Рю, Сэцуко Хара и Харуко Сугимура.
Его работа была только редко показывался за границей до 1960-х годов. Последним фильмом Одзу был Осенний полдень, который был выпущен в 1962 году.
Он был президентом Гильдии режиссеров Японии с 1955 года до своей смерти в 1963 году.
Одзу был известен своим пьянством. Он и Нода измерили прогресс своих сценариев по тому, сколько бутылок саке они выпили. Одзу оставался холостым на протяжении всей своей жизни. Он жил со своей матерью, пока она не умерла, менее чем за два года до его собственной смерти.
Одзу умер от рака горла в 1963 году, в день своего 60-летия. Могила, которую он делит со своей матерью в Энгаку-дзи в Камакура, не имеет имени - только иероглиф му («ничто»).
Одзу, вероятно, известен как технический стиль и новаторство своих фильмов, так и повествовательное содержание.. Стиль его фильмов наиболее поразителен в его более поздних фильмах, стиль, который он не развил полностью до послевоенных звуковых фильмов. Он не соответствовал голливудским условностям. Вместо того, чтобы использовать типичные снимки из-за плеча в сценах диалогов, камера смотрит прямо на актеров, в результате чего зритель помещается в центр сцены.
Одзу не использовал типичные кадры. переходов между сценами тоже нет. В промежутках между сценами он показывал кадры определенных статических объектов в виде переходов или использовал прямые переходы, а не затухание или растворение. Чаще всего статичными объектами являются здания, в которых будет происходить следующая внутренняя сцена. Именно во время этих переходов он использовал музыку, которая могла начинаться в конце одной сцены, переходить через статический переход и переходить в новую сцену. Он редко использовал не- диегетическую музыку в каких-либо сценах, кроме переходов. По мере развития своей карьеры Озу все меньше и меньше двигал камерой и вообще перестал использовать трекинг-кадры в своих цветных фильмах. Однако Дэвид Бордвелл утверждает, что Озу - один из немногих режиссеров, «создавших систематическую альтернативу голливудскому непрерывному кино, но он делает это, изменяя лишь несколько помещений».
Одзу изобрел «татами», в котором камера размещена на небольшой высоте, предположительно на уровне глаз человека, стоящего на коленях на мате татами. На самом деле камера Одзу часто даже ниже, всего на 1-2 фута от земли, что требовало использования специальных штативов и приподнятых комплектов. Он использовал этот низкий рост, даже когда не было сидячих сцен, например, когда его персонажи шли по коридорам.
Одзу избегал традиционных правил повествования в фильмах, особенно глаз. В своей рецензии на Плавающие сорняки кинокритик Роджер Эберт вспоминает:
[Одзу] однажды имел молодого помощника, который предположил, что, возможно, ему следует снимать разговоры так, чтобы это казалось зрители, что персонажи смотрели друг на друга. Озу согласился пройти тест. Они снимали сцену в обе стороны и сравнивали их. "Ты видишь?" Сказал Озу. «Без разницы!»
Одзу также был новатором в японской повествовательной структуре благодаря использованию эллипсов или решению не изображать главные события в истории. В Осенний полдень (1962), например, свадьба просто упоминается в одной сцене, а следующая последовательность ссылается на эту свадьбу (которая уже произошла); Сама свадьба никогда не показывается. Это типично для фильмов Одзу, которые избегают мелодрамы, опуская моменты, которые часто использовались в Голливуде в попытках вызвать чрезмерную эмоциональную реакцию зрителей.
Одзу получил международное признание, когда его фильмы были показаны за границей. Влиятельные монографии Дональда Ричи, Пола Шрейдера и Дэвида Бордвелла обеспечили широкое признание стиля, эстетики и тематики Одзу со стороны англоязычная аудитория.
Пять, также известный как Пять, посвященные Озу, - иранский документальный фильм, снятый Аббасом Киаростами. Фильм состоит из пяти длинных дублей, действие которых происходит у океана. Пять последовательностей: 1) Кусок плавника на берегу моря, уносимый волнами 2) Люди, идущие по берегу моря. Самые старые заходят, смотрят на море, потом уходят 3) Размытые очертания на зимнем пляже. Стадо собак. История любви 4) Группа крикливых уток пересекает изображение то в одном направлении, то в другом. 5) Пруд ночью. Лягушки импровизируют концерт. Буря, затем восход.
В 2003 году столетняя годовщина со дня рождения Одзу была отмечена на различных кинофестивалях по всему миру. Сётику снял фильм Café Lumière (珈 琲 時光), снятый тайваньским режиссером Хоу Сяо-сянь как дань уважения Одзу, с прямой ссылкой на Токийскую историю покойного мастера (1953), чтобы Премьера в день рождения Озу.
Одзу был признан десятым величайшим режиссером всех времен по результатам опроса Sight Sound, проведенного критиками в 2002 году Британским институтом кино. Фильм Одзу Tokyo Story несколько раз появлялся в Sight Sound опросе лучших фильмов, выбранных критиками и режиссерами. В 2012 году он возглавил опрос режиссеров как «величайший фильм всех времен».
В 2013 году режиссер Ёдзи Ямада из серии фильмов Otoko wa Tsurai yo переделал Tokyo Story в современном сеттинге как Tokyo Family.
В Вим Вендерс документальный фильм Токио-Га, режиссер едет в Японию, чтобы исследовать мир Одзу, беря интервью у Чишу Рю и Юхару Ацута.
Фильмография Ясудзиро Одзу | ||||
---|---|---|---|---|
Год | Японское название | Ромадзи | Английское название | Примечания |
Немое кино | ||||
1927 | 懺悔 の 刃 | Занге но яиба | Меч покаяния | Потерянный |
1928 | 若 人 の 夢 | Потерянный | ||
女 房 紛 失 | Пропал | |||
カ ボ チ ャ | Утерян | |||
引 越 し 夫婦 | Утерян | |||
肉体 美 | Утерян | |||
1929 | 宝 の 山 | Утерян | ||
学生 ロ マ ン ス若 き 日 | Гакусей романсу: вакаки хи | Студенческий роман: Дни молодости | Самый ранний из сохранившихся фильмов Одзу | |
和 製 喧嘩 友 達 | Выжить 14 минут | |||
大学 は 出 出 た け れ ど | Дайгаку wa detakeredo | Я закончил, но... | Выжил 10 минут | |
会 社員 生活 | Потерянный | |||
突 貫 小僧 | Короткометражный фильм | |||
1930 | 結婚 学入門 | Lost | ||
朗 か に 歩 め | ||||
落第 は し た け れ ど | ||||
そ の 夜 の 妻 | That Night's Wife | |||
エ ロ 神 の 怨 霊 | Lost | |||
足 に 触幸運 | Пропал | |||
お 嬢 さ ん | Юная мисс | Пропал | ||
1931 | 淑女 と 髯 | |||
美人 哀愁 | Пропал | |||
東京 の 合唱 | Tokyo Chorus | |||
1932 | 春 は 御 婦人 か ら | Lost | ||
大人 の 見 る 繪本 生 て は み た け れ ど | Umarete wa mita kere do | Я родился, но... | ||
靑 春 の 夢 い ま い づ こ | ||||
ま た 逢 日 ま で | Mata au hi made | До того дня, когда мы снова встретимся | Потерянный | |
1933 | 東京 の 女 | Токио но онна | Женщина из Токио | |
非常 線 の 女 | Хидзосен но онна | Девушка Драгнет | ||
出来 ご こ ろ | Декигокоро | Passing Fancy | ||
1934 | 母 を 恋 は ず や | Хаха wo kowazuya | Мать должна любить | |
浮 草 物語 | Ukigusa monogatari | История Плавающие сорняки | ||
1935 | 箱 入 娘 | Потерянный | ||
東京 の 宿 | Токио но ядо | Гостиница в Токио | ||
1936 | 大学 よ いと こ | Lost | ||
Звуковые, черно-белые фильмы | ||||
1936 | 菊 五郎 の 鏡 獅子 | Короткометражный документальный фильм | ||
一 人 息 子 | Hitori musuko | The Only Son | ||
1937 | 淑女 は 何 を 忘 れ た か | Shukujo wa nani wo wasureta ka | Что забыла леди? | |
1941 | 戸 田家 の 兄妹 | Тодакэ но кёдай | Братья и сестры семьи Тода | |
1942 | 父 あ り き | Чичи арики | Был отец | |
1947 | 長 屋 紳士 録 | Нагая Шиншироку | Запись джентльмена из многоквартирного дома | |
1 948 | 風 の 中 の 牝 鶏 | Казэ но нака но мендори | Курица на ветру | |
1949 | 晩 春 | Баншунь | Поздняя весна | Первый фильм Одзу с Сэцуко Хара |
1950 | 宗 方 姉妹 | Сестры Мунеката | ||
1951 | 麥秋 | Бакушу | Раннее лето | |
1952 | お 茶 漬 の 味 | Очадзукэ но адзи | Вкус зеленого чая над рисом | Адаптировано из цензурированного сценария 1939 года |
1953 | 東京 物語 | Tokyo monogatari | Tokyo Story | |
1956 | 早春 | Sōshun | Ранняя весна | |
1957 | 東京 暮色 | Tōkyō boshoku | Токио Сумерки | |
Цветные пленки | ||||
1958 | 彼岸花 | Хиганбана | Цветок равноденствия | Первый цветной фильм Одзу |
1959 | お 早 よ う | Охайо | Доброе утро | Римейк Я родился, но... |
浮 草 | Укигуса | Плавающие сорняки | Римейк История плавающих сорняков | |
1960 | 秋日 和 | Акибиёри | Поздняя осень | |
1961 | 小早川 家 の 秋 | Кохаягава-ке но аки | Конец лета | Последний фильм Одзу с участием Сэцуко Хара |
1962 | 秋刀魚 の 味 | Санма но адзи | Осенний полдень | Последняя работа Одзу |