Юс де Момпер Младший | |
---|---|
![]() | |
Родился | 1564. Антверпен, Герцогство Брабант, Габсбургские Нидерланды |
Умер | февраля 1635 г. (в возрасте 70–71 лет)). Антверпен, герцогство Брабант, Испанские Нидерланды |
Известен | Живописью |
Движение | Барокко |
Юс де Момпер Младший или Йост де Момпер Младший (1564 - 5 февраля 1635) был фламандским художником-пейзажистом, работавшим в Антверпене в период с конца XVI века до начала 17 век. Влияние Брейгеля отчетливо проявляется во многих картинах де Момпера. Его творчество находится на этапе перехода от конца 16 века маньеризма к большему реализму в пейзажной живописи, сформировавшемуся в начале 17 века. Он добился значительных успехов при жизни.
Йоос де Момпер родился в семье художников Антверпена и получил имя в честь своего деда, художника-пейзажиста. Его отцом был Бартоломеус де Момпер Старший, а матерью - Сюзанна Халфроуз. Он научился рисовать у своего отца, который был художником, арт-дилером, печатником и издателем.
В 1581 году он стал мастером в Антверпенской гильдии Святого Луки, когда ему было всего 17 лет.. Предполагалось, что в 1580-х годах он поехал учиться в Италию. Свидетельством этой поездки стало то, что пейзажные фрески в церкви Сан-Витале в Риме, ранее приписываемые Полю Брилю, были переданы Йосу де Момперу Младшему.
4 сентября 1590 г. он женился на Элизабет Гобейн. У пары было 10 детей, из которых Филипп де Момпер стал художником. Художник Гаспар де Момпер был либо его сыном, либо племянником. Его учениками были Луи де Коллери и его сын Филипп де Момпер. Среди его последователей были его племянник Франс де Момпер и Геркулес Сегерс.
Де Момпер пользовались покровительством высокого уровня, о чем свидетельствует тот факт, что эрцгерцогиня Изабелла Клара Евгения, гувернантка Южных Нидерландов, отправил в 1616 году письмо магистрату Антверпена с просьбой освободить де Момпера от уплаты налогов и сборов. Художник мог воспользоваться освобождением от налогов, поскольку в последние годы своей жизни он не мог рисовать так же старательно, как раньше, и тратил много денег в гостинице.
Де Момпер умер в Антверпене 5 февраля 1635 года. оставил большие долги, а его имущество было продано его кредиторами.
Он был упомянут Карелом ван Мандером в его Schilder-boeck, и его изображение было выгравировано Энтони ван Дайк.
Де Момпер в основном писал пейзажи, жанр, за который он пользовался большим уважением при жизни. Лишь небольшая часть из 500 картин, приписываемых де Момперу, подписана, и только одна датирована. Большой результат указывает на значительное участие в семинаре. Он часто сотрудничал с фигуристами, такими как Франс Франкен II, Питер Снайерс, Ян Брейгель Старший и Ян Брейгель Младший, обычно на больших горных пейзажах, где другие художники рисовали стаффаж, а де Момпер - пейзаж. Его работы часто фигурировали в престижных галереях коллекций (настоящих и воображаемых) начала семнадцатого века.
Он писал оба фантастических пейзажа, рассматриваемых с высокой точки зрения и используя традиционный маньеризм переход цвета от коричневого на переднем плане к зеленому и, наконец, к синему на заднем, и более реалистичные пейзажи с более низкой точкой обзора и более естественными цветами. На его широких панорамах также изображены группы маленьких фигур.
Работы Де Момпера в основном вдохновлены крутыми скалистыми альпийскими склонами и высокими скальными массивами, изображенными в работах Питера Брейгеля Старшего. Его близость к Яну Брейгелю Старшему сыграла бы роль в его знакомстве с идиомой Брейгеля. Это также видно в некоторых мотивах работ Де Момпера, восходящих к изобретениям Питера Брейгеля, таких как зимние пейзажи и сбор урожая зерновых. Одна из его работ, изображающих шторм на море, ранее приписывалась Питеру Брейгелю, но теперь ее обычно приписывают де Момперу.
Другое влияние на Де Момпера оказал ландшафтный специалист Лодевийк Тёпут, который сделал карьеру в Италии. Де Момпер делал упор на стилизации, а не на натуралистических эффектах, и использовал глубину и атмосферу для достижения своей цели пространственного построения.
Работы Де Момпера, как и работы современного пейзажиста Абеля Гриммера, часто отвергались за его шаблонное повторение стандартных мотивов и представление, в то время как его большие работы были истолкованы как просто «широкая» версия мирового пейзажа Иоахима Патинира века спустя первая постановка. Он считается олицетворением конца традиции, а не возрождения или новаторства в пейзажной живописи, как это происходило в Голландской республике в 17 веке. С другой стороны, большой размер его работ и его сотрудничество с другими ведущими художниками предполагают дороговизну и уважение к живописной изысканности.
Пейзаж с морем и горами, c. 1623, Музей Прадо, Мадрид
Скалистый пейзаж с водопадом, ок. 1610, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пейзаж с перевалом, гр. 1620, Музей Лихтенштейна, Вена
Горный пейзаж с паломниками в часовне-гроте, ок. 1616, Лихтенштейнский музей, Вена
Горный пейзаж, ок. 1625, Художественно-исторический музей, Вена
Летний пейзаж с комбайнами, Художественный музей, Толедо, Огайо