Франс де Момпер (родился 17 октября 1603 г. - умер между 18 сентября 1660 г. и 18 сентября 1661 г.) был фламандским художником-пейзажистом, который после обучения в Антверпене некоторое время работал в Голландской республике. Здесь он познакомился с работами голландских пейзажистов, таких как Ян ван Гойен. Его более поздние картины являются прообразом творческих пейзажей Геркулеса Сегерса.
Франс де Момпер родился в Антверпене в семье пейзажиста Яна де Момпера (II). Семья де Момперов была известной семьей пейзажистов и граверов, родом из Брюгге, которые обосновались в Антверпене в 16 веке. Его брат Филипс де Момпер (II) также стал художником, работавшим в Италии и Голландской республике. Ян де Момпер, возможно, также был его братом. Он был племянником выдающегося художника-пейзажиста Йоса де Момпера.
Горный пейзаж с рекойФранс де Момпер был зарегистрирован мастером Антверпенской гильдии Святого Луки в 1629 году. Он оставался активным в Антверпене до тех пор, пока не переехал работать в Голландскую республику после смерти своей жены Катерины Бекер в 1646 году. Впервые он упоминается в Гааге в 1647 году. Он был в 1648 году в Харлеме. В год он стал членом местной Гильдии Святого Луки. Он записан в Амстердаме в период 1649-1650 гг. Художник вернулся в Антверпен к 1650 году, где он оставался активным до конца своей жизни.
Франс де Момпер умер в Антверпене между 18 сентября 1660 года и 18 сентября 1661 года, так как его посмертные обязанности были оплачены в Антверпенской гильдии Святой Лука в тот период. Он заключил договор, составленный нотариусом Х. Трильсма, по которому он согласился отправить на продажу в Гамбург в 1662 году некоторые картины, которые служитель ярмарки обязался продать. 6 октября 1662 года его брат Филипс де Момпер (II), который исполнял обязанности опекуна его детей и наследников, уполномочил лодочника потребовать от слуги ярмарки Дирка Ульбрехта в Гамбурге реституции всех картин Франса де Момпера. переданы ему на продажу.
Франс де Момпер был художником и рисовальщиком пейзажей, включая зимние пейзажи, пляжные пейзажи, речные пейзажи, сельские пейзажи и виды городов
Его ранние работы были выполнены в стиле его дяди Жуса де Момпера и мастерской де Момпер. Этот стиль был получен из традиции Брейгеля пейзажных картин, предлагающих широкий панорамный вид с фигурами, но картины де Момпера использовали более низкую перспективу. Из-за схожести стилей работы Франса де Момпера неоднократно приписывались его более известному дяде Джоосу де Момперу. Тем не менее, стиль Франса с самого начала отличался от стиля его дяди своей более живописной манерой. Этот живописный подход проявляется только в поздних работах его дяди. Франс наносил мазки равномерно, не изменяя характера своей манеры письма, независимо от того, изображал ли он людей, здания или деревья. В результате его композиции создают явно однородное впечатление, поскольку не выделяются какие-либо конкретные элементы, а каждая деталь остается подчиненной общему живописному впечатлению работы.
Зимний пейзаж с охотящимися мужчинами и продавцами на рынкеВо время его пребывания в Голландской Республике На Франса де Момпера повлияли пейзажи Яна ван Гойена. Для работ Яна ван Гойена характерны монохромная палитра и горизонтально расположенные плоские пейзажные пейзажи. Работы де Момпера после его возвращения в Антверпен в 1650 году показали это влияние. Таким образом, он писал монохромные пейзажи в манере Яна ван Гойена. Такие картины, как Горный пейзаж с рекой (ок. 1640; Художественный музей Филадельфии ), являются прообразом творческих пейзажей Геракла Сегерса.
Пожар у Гротекерка. в БредеФранс выполнил ряд вариаций на тему речного пейзажа с лодками и деревней. В своих поздних картинах он сочетал низкий горизонт и наполненное светом небо современной голландской школы тональной пейзажной живописи с изящностью фигур, перистых деревьев и зданий итальянско-фламандской традиции, ведущим представителем которой был его дядя Джоос.
На большом количестве картин де Момпера изображены зимние пейзажи, в которых он строил на примерах, приведенных Полем Брилем и Яном Брейгелем Старшим в конце шестнадцатого века. начало семнадцатого века.