История Марамуреș

редактировать
на карте Венгерского королевства Габсбургов, 1780–84. Современные границы Румынии проецируются на историческую карту.

Maramureș (на румынском ; латинском : Marmatia; венгерском : Máramaros; Украинский : Мармарощина) - исторический регион на севере Трансильвании, вдоль верхней реки Тиса. Территория южной части этого региона сейчас находится в уезде Марамуреш на севере Румынии, тогда как его северная часть входит в Закарпатскую область запад Украина.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Античность
  • 3 Раннее средневековье
  • 4 1241–1526
  • 5 1526–1690
  • 6 1690–1918
  • 7 ноября 1918– март 1919
  • 8 марта 1919– апрель 1920
  • 9 1920–1938
  • 10 1938–1944
  • 11 1944–1991
  • 12 1991 - настоящее время
  • 13 См.
  • 14 Источники
  • 15 Внешние ссылки
  • 16 Библиография
  • 17 Карты
Предыстория
Доисторические золотые спирали, украшенные линии глубокой печати и точками из Также Сигету Мармацией, Уезд Марамуреш, Румыния.

Есть свидетельства того, что регион Марамуреш был впервые заселен в эпоху высшего палеолита. Археологические находки этого первобытного общества были обнаружены в долине реки Иза около села Нэнешти.

Остатки неолитической культуры были обнаружены во многих регионах Марамуреша. Артефакты были найдены около Сигету-Мармацией, Костуи, Oncești, Corneti и Giulești. Некоторые открытия датируются 6000 годом до нашей эры.

Следы мезолитических поселений, возрастом примерно 7000 лет, были обнаружены возле сел и Диброва () в Северном Марамуреș и считаются одним изрейших в Европе восточной. Их обитателями были охотники-собиратели, которые жили зимой в полукрытых домах у рек, а летом в надземных избах. Используя такие инструменты, как долото, луки и стрелы, а также гарпуны, они обрабатывали камень и создавали текстурированную и глазурованную керамику . и Керамика. В своего дома они сделали глиняные печи. Люди того периода часто меняли свои дома из-за истощения почвы. Скотоводство привело к заселению горных явлений. Жители Марамуреша того периода, вместе с жителями близлежащих регионов, принадлежащие к так называемой культуре криш. Позже, примерно в 2000 году до нашей эры, произошла миграция индоевропейцев. К бронзовому веку регион Марамуреș был хорошо заселен, хотя из-за географического положения население было довольно редким. Крупные археологические находки были найдены более чем в двадцати местах бронзового века. Это культурное учреждение является первым доказателем того, что поселенцы этого региона имели гето-дакское происхождение. В это время земли Марамуреш и большая часть современной Румынии были Королевством Дакия.

Античность
Карта Римской Дакии (106-207 гг. Н.э.), показывающая Костобочи и Вольные даки в регионе

В древности регион управлялся фракийскими племенами, также известными как гето-даки. Около 300 г. до н.э. - 200 г. до н.э. миграция кельтов принесла Центральную Европу более развитую технологическую культуру. Второй по величине металлургический центр в Европе находился недалеко от Марамуреша, у, около нынешнего города Мукачево. Помимо серебряных монет, здесь было найдено более тысячи металлических инструментов, таких как ножницы для стрижки овцы шерсти косы или мечи и остатки ювелирных мастерских. Миграция кельтов также имеет негативные последствия. Постепенно это привело к вражде между кельтами и местными гето-даками. В начале I века до н.э. последний при короле Буребисте нанес поражение кельтам, вынудив их отступить на территорию сегодняшней Германии. Даки в этот период период строили свои дома на более высоких берегах рек, остатки которых все еще существуют в Четате (около Окна Слатина ). Соль из этого города также была очень ценной в тот период.

В 107 г. была основана римская провинция Верхняя Дакия с начальной северной границей по реке Соме, которая позже была перемещена дальше на север. Марамуреш региононом, непосредственно прилегающим к римской провинции. Римские монеты были найдены по всему региону, например, в (1000 римских монет), Брестово (25 золотых монет) и. Соляная шахта в Окна Слатина, металлургический центр в (,), а также крупнейший гончарный район в Восточной Европе (на реке) были все расположен в районе.

Несмотря на то, что римская администрация отступила через 168 лет, римское влияние осталось из-за того, что теперь лингвистические римские и этнические дако-римские местные жители стали христианами.

Великая миграция достигла региона в конце 4 века, когда гунны пришли на Панонские равнины. В середине V века гунны образовали царство между реками Дунаем и Тисой под управлением легендарного Аттиллы. В 453 г. Аттилла потерпел поражение от римлян и вестготов под руководством римского полководца Аэция, и их королевство распалось.

Раннее Средневековье

Различные племена, такие как гепиды, вандалы, бургунды, остготы, лангобарды и славяне двигались через область Марамуре. Из них только славяне более глубокий след из-за их большего числа. В конце VII века весь регион находился под Аварским ханством. Сегодня население Марамуре лингвистически и этнически валахов, в основном валахов пастухов. До прихода венгров в 896 г. мало что было известно о политическом контроле над территорией.

Первые группы славян прибыли поблизости в конце VI века, но их было немного. Однако в VIII веке славянское население увеличилось. В то время как некоторые из славяно-хорватов вскоре мигрировали на Балканский полуостров, те, кто остался, заселили территорию Паннонии непосредственно к западу от Марамуреша. В 9 веке регион граничил с Великой Хорватией на западе и небольшим славянским княжеством, отделяя его от более крупного и сильного царства Великой Моравии. На юге область граничила с территорией Гелу, которую в 904 году разбили венгры. В этот период славяне постепенно принимают христианство. В 880-х годах ученики Кирилла и Мефодия, изгнанные из Великой Моравии, поселились в регионе непосредственно к западу от Марамуреша и основали монастыри в труднодоступных и красивых горных местах.

В 896 году венгры прибыли под своим предводителем Альмосом через Верецкий перевал (долина реки Латорица ). В 903 году под Арпадом они захватили крепости Унгвара. В 11 веке Венгерское королевство расширило свои границы в Трансильванию до гребней Карпатских гор. Как и большинство территорий Венгерского Королевства в Среднем веке, эта территория намеренно оставлена ​​в основном в качестве сдерживающего фактора для захватчиков: территория включается в хрониках того времени как часть res nullis (ничейная земля) или terra indagines (необитаемая оборонительная пограничная земля).

Социальная организация Марамуре в средние века также была очень специфичной. Люди во многих горных деревнях, где каждая семья имеет существенное владение, назывались свободными крестьянами. В румыноязычных называемых их называли [намеши] или вольные крестьяне. Румынский подразумевает принадлежность к небольшому клану из румынского neam (большая старая семья). Этот термин сохранился и по сей день, как в тех областях, которые остались румынскими, так и в тех, которые постепенно стали славянскими. Венгерские и немецкие термины также используются для обозначения аналогичных обстоятельств венгерских и немецких областей.

В XII столетии Венгрии Геза II пригласил саксов (немцев ) из регионов Рейна в поселиться там.

Между XII и XV веками Марамуреш и его окрестности были выборграции. Горные районы современной Украины, Словакии, Польши и Чехии были частично колонизированы мигрирующими группами влахских (румынских) пастухов с юга. Они постепенно ассимилировались славянским населением, но иногда сильно влияют на местную культуру. В юго-восточной части современной Польши, где "lex vallachorum" действовал еще в 16 веке, или в восточной Моравии, где их автономия была опустошена Валленштейном в течение Тридцатилетняя война.

В марте 1241 года татаро-монголы при хане Батый сокрушили оборону гор и вошли через Верецкий перевал (отделяющий графство Берег из Галиции ), чтобы разграбить Трансильванию и Венгерское королевство. Они разрушили множество городов и монастырей, убив до половины населения. Венгерские деревни, расположенные в основном винах, понесли наибольшую тяжесть резни, и это помогло сократить венгерского населения, которое повлияло на современное политическое расположение территории. Монголы разрушили города Тецу (тогда Течо) и Окна Слатина (тогда Акнашлатина), а также близлежащие деревни. В 1242 г. они поспешно отступили, узнав, что Великий хан умер, чтобы поддержать своего лидера Батыя и стать новым Великим ханом.

1241–1526

В 1245 году венгерский король Бела IV пригласил виноградарей и виноделов из Италии и Германии селились на разрушенных татарами мест.

Подобно другим приграничным регионам, части Марамуреша стали заселенными частями Венгерского Королевства, чем другие области. Обезлюденные приграничные регионы начали заселяться, в данном случае как валах, так и коренными венграми, задолго до монгольского хана Батыя (1241 г.). Он был признан уездом в 1303 году, и его территория доходила до гребня Карпат. До этого он описывался только как (необитаемый) «лес».

В XIII веке близлежащие уезды Унг, Берег и Угоча были временно переданы Галицко-Волынскому княжеству, но возвращены Венгрии в 1308 году под новым Анжу династия. Три графа - Петк из Унга, Копаш из Берега и Моиш из Угоча - выступали против возвращения в Венгрию и восстановления местного населения в католической церкви. Они задумали сделать Юрия, сына князя Льва Даниловича из Галича и внука Белы IV, королем Венгрии. Но король Кэрол Роберт Анжуйский с помощью итальянских графов победил.

Военное и дипломатическое упорство Анжу вскоре должно было быть проверено и Марамурео. В середине 14 века дворянство Марамарос, все еще ревностно охранявшее свои права дома, сыграло роль в объединении земель к востоку от Карпатских гор и формировании Молдавской Княжество. Дворяне из Марамароша одолжили большое рыцарей (называемых «витез» на венгерском языке), благодарные молдаване называли количество «витеджи». Это источник первой и самой известной династии Молдавии, Мугатинов. Одним из главных участников этих событий был граф Марамарос Богдан из Кухеи, который преуспел в 1342 г. и снова в 1349 г., полностью устранив королевскую власть в Марамуре, но обнаружил, что его усилиям помешал начальник дипломатические способности короля Венгрии Людовика по сравнению с местной (румынской) знатью. В 1349 г. документы, в которых упоминаются «Иоан, сын Юги, воевода румын из Марамуреша» и «Николае, сын Петру», адресованные королю Людовику Анжуйскому относительно прав некоего «Гиула, сына Дария» над селами Джулешти и Ниреш.

Неудача Богдана в Марамуреше побудила его в июне 1359 г. отвести свои войска в Молдавию. В результате во многих его деревнях остались только беззащитные крестьяне. В Молдавию прибывшие войска вытеснили Балка и, внуков легендарного воеводы Драгона, верных вассалов короля Венгрии. Как капитаны самой восточной военной марки они контролировали оборону от татар на восточных склонах Карпат. Когда примирение с Богданом не удалось и смог получить достаточную поддержку в Молдавии для обретения независимости как от Венгрии, так и от Польши, Людовик наделил Балка и Драга землями, которыми Богдан владел в Марамуреше, и сделал их воеводами влахов, но это временные вассалы король. Документируя это в 1365 году, Людовик убедился, историческое Венгерское королевство установило свою границу по гребням Карпат, линия, сохранившаяся до конца Первой мировой войны

Более 30 лет, Балк и Драгали Марамуре, открыв его для внешнего мира в экономическом и культурном отношении. Они были единоличными администраторами более 30 деревень. Большинство из них находились в северной половине Марамуреэ, включая города Хуст и Сигет, а также соляную шахту Слатина (шахта была продуктивной с до- Римские времена). Для остальной части воеводства / графства (оба названия использовались на протяжении их правления в 14 веке) меньшие лорды их были вассалами или намеками. На веков, в основном благодаря своему мудрой дипломатии со стороны венгерских королей, Марамуреш принял место в качестве графства в Венгерском королевстве. Местная знать венгерский язык и вступила в брак с венгерской знатью из других регионов Трансильвании, некоторые из которых были фактически румынского происхождения.

В 1215 году два монаха, Ромул и Геннадий, покинули («Маленький Рим») в районе Альба на юге Трансильвании, чтобы основать. В 1391 году православный Константинопольский Патриарх преобразовал этот монастырь в юрисдикцию над восемью уездами: Марамуреара, Угоча, Берег, Унг, Арва, Чичеу, Сэладж и Бихорский алмаш. В разных источниках в первом епископа упоминаются два разных человека: одни - «Симон Молдаванин», другие - «эумен Пахоний, родственник в качестве качестве».

Епископство стало первым несельским румынским епископством после епископств Томиса и продолжалось к югу от Дуной со времен Римской империи. Монастырь был культурным и религиозным центром северной части Трансильвании более 300 лет. Его монахи составили самые старые известные тексты на румынском языке (три разных документа, очевидно, все написанные в 1391 году), а также хроники, которые послужили источниками для ученых XVII и XVIII веков румынского возрождения. В 17 веке монастырь стал важным типографским центром . Монастырь был сожжен во время восстания против Габсбургов венгерских протестантов в 1703 году, которые отступили в регион и применили тактику выжженной земли.

Село Пери (Грушево) расположено на правом берегу Тиса, на территории сегодняшнего Северного Марамуреш, между на востоке, Тересва (также пишется как Тарас в более старых источниках), на запад, Стремтура на север, все три в настоящее время находятся в Украине и Сэпане, в настоящее время в Румынии, к югу, на противоположном берегу реки.

Самый старый документ, в котором упоминается Сигет, столица Марамуреша, датируется по 1326 г. В 1334 г. в папских списках упоминается «Бенедикт, парон Сигета». В 1346 году Бенедикт регистрируется как «ректор Эклси Зигет». В 1329 году король Кэрол Кэрол Роберт присвоил статус резиденции «королевских гостей» четырем городам Марамуреș :, Хуст и Кампулунг. 19 февраля 1352 года король Людовик I предоставил городские привилегии Сигету. В 1385 году город регистрируется как «осада графства, где выдаются документы», в 1397 году в документе семьи Драгонов регистрируется «вилла noastra libera... Zyget». Города Хуст и Течу также приобрели в это время большое значение. масоны, портные, пекари, плотники, цирюльники, гончары, кузнецы, ювелиры и упоминаются. В 1472 году диплом Матей Корвин подтверждает городские привилегии Сигета.

Многие из крупных деревень Марамуре к тому периоду: Слатина (1360), (1387), (1406) и Бисерика Альба (1373). В конце 15 века в Марамуреше было 128 и городов деревень (по сравнению с 205 в соседнем Унге, 122 в Береге и 76 в Угоче). Общая численность населения в 1500 году оценивается историками от 30 000 до 60 000 человек. Многие села регистрируются в 15 веке как села намеи, то есть населенные свободными крестьянами :, Иза, Долга, Драгова, на севере даже иногда как город.

В 1514 году восстание крестьян-крестьян под завоеванием Хуста, «ворот Марамуре», но не вторгалось дальше в этот регион.

1526–1690

В 1526 году в битве при Мохаче Венгрия потерпела поражение от османов и короля Лайоша II, последний из династии Ягеллонов, погиб в бою. Большая часть Паннонских равнин постоянно оккупирована турками, западное и северное Королевство Венгрии перешло к австрийским Габсбургам, а Трансильвания, включая Марамуреш, стала автономным княжеством в составе Османской империи. с 1541 года. Петру Рареș из Молдавии пытался захватить территорию в 1527–1538 годах, а позже Михай Витеазул из Валахии попытался сделать то же самое в 1600 –1601 гг. В частности, австрийские Габсбурги пробовали это на протяжении всего периода существования автономного княжества (1527 г.), пока они окончательно не поглотили его в 1687 г.

В 1551 г. Сигет имел право проводить ярмарки. подтвердил. Также в 1551 году произошла первая в истории забастовка в Венгерском Королевстве, когда горняки Окна-Слатины оставили свои рабочие места и устроили импровизированный палаточный лагерь в Бая-Маре, требуя улучшения условий их труда и отмены смертной казни.

В 16 веке лютеранское и реформатское кальвинистское движения утвердились в Трансильвании, особенно среди венгерское дворянство. В 1556 году католическая церковь в Сигете вместе с большинством верующих была захвачена протестантами. Позже там тоже открыли.

С помощью трансильванских саксов румынский православный монах из Молдавии напечатал первый текст на румынском языке под названием «Лютеранский катехизис» в 1544 году. 1560-е годы появилась целая серия пропаганды. 30 ноября 1566 г. протестантский сейм Сибиу решил «искоренить идолопоклонство, особенно среди румынских крестьян». Во время правления князей Заполаев в 1526–1571 годах над различными частями распадающегося Венгерского королевства протестантская знать Трансильвании и католическая Австрия часто сталкивались с конфликтами, причем последняя постепенно одерживала верх.

Политика румынской шляхты и венгерской знати за независимость спровоцировала османское вторжение в 1566 году. Княжество было разграблено, но его удаленность спасла Марамуреш. Подобным образом регион был защищен от опустошений во время и после венгерских антигабсбургских восстаний 1604–1606 и 1678–1685 годов. В XVI и XVII веках также наблюдался подъем haiduc движений - самоорганизованных небольших отрядов, которые нападали на богатых и распределяли награды среди бедных.

С XVI века с согласия венгерской знати, а затем с согласия Габсбургов горные районы, отделяющие Панонию от Галиции, подверглись галицкой колонизации: лемки поселились в Унг и Сарос уезды, Бойки - в Берег и Унг, а Гуцулы - в северо-восточном Марамуре.

В период с конца 15 века до конца 18 века также происходила наблюдаемая миграция русинов из Берега на северо-запад от Марамуреș, в основном смешанные браки с местными валахами.

В 1611 году император Леопольд Австрийский разрешил Сигету иметь собственный герб: голову зубра.

В 17 веке сейм был переведен в юрисдикцию реформатской (кальвинистской) церкви. 9 апреля 1639 г. был назначен суперинтендант-кальвинист, который руководил обращением румын из православия в кальвинизм. Многие лидеры румынской церкви (выступали против этих шагов), такие как митрополиты Дософтей, и (последние два были позже канонизированы Румынской Православной Церковью) подвергались преследованиям, заключению в тюрьмы или иногда убивали трансильванскими правительствами князья, такие как Габриэль Бетлен или.

В 1641 году епископ Мункаха в Береге, регионе непосредственно к западу от Марамуреș, принял католицизм. 24 апреля 1646 года 63 русских православных священнослужителя из близлежащих уездов Унг, Берег и Угоча провозгласили Ужгородскую унию с католицизмом, основав Русинскую греко-католическую церковь. В 1689 г. Папа Александр VIII официально признал унию. Это привело к открытому конфликту с баторискими князьями, которые были реформатскими протестантами. В 1689–1706 гг. Католическим епископом Мункаха был грек, которому удалось захватить некоторые православные приходы в северной Трансильвании и получить власть, среди прочего, над некоторыми частями Марамуреша, особенно над преимущественно русинскими регионами региона. Всего 140 русинских и румынских приходов находились в ведении епископа Мункаха. Позже, в 1853 году, румынские отделились и образовали епископство Герла.

. Румынские епископы Марамуреша вместе с монахами монастырей Марамуреш («щитури»), пытаясь сохранить православие, начали движение возрождения. направлен на местных священников и население. Их цель состояла в том, чтобы отстаивать, «что язык, традиции и религия, которые мы придерживаемся, связывают нас с соседней Молдавией». Чтобы уравновесить католический прозелитизм, румынское духовенство Марамуреша избрало из Кричова овдовевшего священника, который стал монахом, а епископом. В этот чин он был возведен в 1690 г. митрополитом Молдавским Дософтей. Антимис (религиозный текст), датированный 1692 годом и сохранившийся до наших дней, подписан «din mila lui Dumnezeu, епископ православный аль-Марамурешулуй, экзарх ставропигейского Константинополитан, locțiitor al Mitropoliei din Bâlgrade din Венгерский историк, бывший канцлер Трансильвании в тот период, отметил, что Иосиф Стойка написал письмо против общества с Римской церковью, основанное на Бетлен отметил свое удивление по поводу того, что сельский румын смог написать «письмо такой богословской силы».

Прослужив епископом в 15 лет, Иосиф Стойка был вынужден подписать программу из 20 Она наложила строгие ограничения на ортодоксальность и румынский характер веры. Однако, когда Иосиф Стойка отказался подписать, он был арестован и заключен в тюрьму в Хусте якобы при подданных. ержке, который хотел викарием Сигета назвать католика. Священники и прихожане Марамуреша тщетно протестовали, требуя освобождения своего епископа. Они выбрали нового епископа из Гымбуга, который после нескольких лет преследований и обвинений бежал в Молдавию. Затем он был приговорен к смерти за свою деятельность по защите церкви. Освободившись в 1711 г., Иосиф Стойка продолжал выполнять свои епископские функции без ведома властей. Он попытался восстановить свое епископство, но умер в том же году. Он был почитаем христианскими верующими вместе со святыми, а позже, в 1992 году, Румынская Православная Церковь канонизировала. День его святого - 24 апреля.

Следующий епископ был человеком, которого легко поколебать. Он был готов обратиться к ему католицизму, но помешало в этом венгерское кальвинистское дворянство. Румынско-православные источники утверждают, что попытка изменить румын Марамуреш в католицизм «была встречена достойными и торжественными протестами против объединения против их воли и против начала нововведений, противоречащих их старому закону и верованиям».

В 17 веке Марамурежился так называемыми «женскими ярмарками» («târguri de fete»), где, помимо деятельности, характерной для классических ярмарок, люди собирались, чтобы встретиться и пожениться. Из-за обширной вырубки леса к 1631 году вырубка елей деревьев для пробки для перевозки соли была ограничена. В то же время источниками доходов стали и, яблоки, шелковица, кукуруза и клевер. Марамуреш также прославился своими деревообрабатывающими и чугунолитейными заводами - Крива, печи и литье - Косовская поляна, лесоматериалы -, Бочичою Маре, Гура Чорней, обувные фабрики - Хуст. Пещеры в скалах использовались для минеральной воды, создаваемая первые курорты. Города Виск, Тецу, Хуст и другие оставались в собственности уездного правительства, в отличие от прилегающих регионов, где многие города перешли в частную или центральную государственную собственность.

1690–1918

Последнее вторжение османов в Центральную Европу оказалось для них катастрофой. В 1683 году австрийцы и поляки нанесли поражение османам у ворот Вены. В течение семи лет они также завоевали Буду, Трансильванию и упразднили княжество. В 1699 г. по Карловицкому договору османы официально отказались от Трансильвании в пользу Австрии. В Трансильвании попыток католиков и протестантов обратить население в веру к открытому столкновению. Одновременно трансильванская становилась становилась мадьяризованной, и этот процесс практически завершился к XVI веку, когда был принят кальвинизм. После предоставления автономии католикам Секели и новым лютеранам саксам, дворянство вместе с ними сформировано «Союз Трехобщ», статут, направленный на концентрацию всей власти в княжестве в руки трех народов: венгерские (кальвинистская) знать), (католики) секели и (лютеранские) саксы. (Православные) румыны, представляющие подавляющее большинство населения, остались без представительства, кроме голоса, которые могли иметь через своего духовенства. Понимая, религиозное давление со всех сторон не прекратится, часть румынско-православного духовенства пойти на компромисс со стороны, которая более гибкой к нуждам румын.

Языковая и культурная близость, а также большая гибкость, проявление католической церковью, окупились за последнее. В 1692 году православный епископ был учрежден как митрополит Алба-Юлия, как обычно при кальвинской зависимости. После обсуждения и переговоров через иезуита, Сереми созвал синод. 21 марта 1697 года синод решил объединить Церковь с Римом на условиях Флорентийского собора, аналогично союзу Бреста и Мункаха русинов. Намерение состояло в том, чтобы румынское духовенство получило те же права и иммунитеты, что и латинское духовенство, при сохранении учреждений и массы. 4 апреля 1697 года императорский канцлер представил просьбу румын губернатору Трансильвании в Вене и имперское одобрение документа. Церковь осталась под существующим кальвинистским контролем. Теофил Сереми умер в июле 1697 года, предположительно от отравления.

Неопределенность ситуации в то время принят следующий митрополит Трансильвании, Атанаси Ангел. Он был рукоположен в сан православного митрополита Бухареста, где князь Константин Бранковяну из Валахии организовал официальное наставление нового митрополита от Доситея, Православный Патриарх Иерусалимский. Как только католики начали реализовывать обещанные уступки, союз 1697 г. стал сильнее. В ответ на подтверждение кардиналомломий 1697 г. от 2 июля 1698 г. Атанаси Ангел созвал новый синод, который принял 7 октября 1698 г. «Манифест Союза», подписанный 38 высокопоставленными пользователями Румынское духовенство Трансильвании. В 1700 году Бранковяну представил румынским православным существенный финансовый взнос, от которого он отказался в следующем году после того, как новый синод в 1700 году утвердил унию. В 1701 году Ангел поехал в Вену и объявил, что столичная провинция Трансильвания больше не подчиняется Бухаресту. Доситей, Патриарх Иерусалимский и Феодосийский, митрополит Бухарестский, преподнес Ангелу официальную анафему.

. В 1700 году конгрегация округа Марамуреш решила, что приходская школа в Сигете должна поддерживаться государственными деньгами.

В 1703 г. произошло венгерское восстание против Австрии и католицизма под предводительством Ференца Ракоци. Участвовали румыны, русины и словаки. 7 июня 1703 года куруц выиграли безрезультатную битву против австрийцев при Долге, но потерпели поражение, хотя окончательно только в 1711 году. Во время этого восстания венгерские протестанты разграбили и разрушили знаменитый в 1703 году.

После объединения трудности Ангела продолжались. Интенданта Кальвина сменил теолог-иезуит, чья агрессивность и отсутствие дипломатии, по мнению современников, превосходили только его рвение порицать книги, напечатанные в Алба-Юлии. Поддержка со стороны Валахии была полностью прекращена. Из-за венгерского восстания поддержка из Вены была минимальной. В 1707 году Ракоци занял Алба-Юлию, и Ангел был вынужден отступить с имперскими войсками в Сибиу. В Алба-Юлии епископ Марамуреш Иов Тарка, бывший контр-кандидат Атанасие Ангел на митрополичий престол, восстановил румынскую православную столичную провинцию Трансильвании, став митрополитом, но был вынужден бежать в Марамуреш, когда город снова перешел в австрийские руки.

В 1711 году Атанаси Ангел, разочарованный отсутствием поддержки со стороны империи, снова аннулировал союз с Римом, но был отговорен иезуитами, когда им наконец удалось заручиться поддержкой императора. Ангел умер в 1713 году, но только 23 декабря 1715 года император утвердил другого епископа, Иоана Джурджу Патачи. Одновременно, в связи с капитальной реконструкцией в Алба-Юлии и, как следствие, сносом многих старых зданий, столичная кафедра была перенесена в Фэгэраш. После утверждения папским указом «Indulgentum esse» (1716 г.) и папской буллой «Rationi Congruit» (1721 г.) Патачи был торжественно установлен на своем посту в соборе Святого Николая в Фэгаре 17 августа 1723 г.

В 1717 году татары вторглись в Марамуреш и разграбили богатства Сигета, большая часть которых была спрятана в реформированной церкви. После большого бедствия татары были уничтожены в битве при Кавнике, где был установлен памятник в память о битве. Кроме того, в ознаменование битвы в период Рождества, когда происходило сражение, надевают традиционный костюм, известный сегодня под названием Брондози.

Противниками греко-католической церкви на территории империи были протестантская знать Трансильвании, а также сербский православный митрополит Карловиц. Эмиссару последнего в Трансильванию, румынскому монаху, удалось спонтанно получить такую ​​поддержку среди местных жителей, что это напугало австрийские власти. После ареста его отправили в ужасающую тюрьму Куфштайн в Тироле, где он и исчез.

Лицом, способствовавшим установлению национальных прав румын в Трансильвании и формированию союза с Римом, был румынский греко-католический епископ Блая Иносеню Мику-Кляйн. Получил образование у иезуитов в Клуж, обучался теологии в Трнаве, а позже был василианским монахом. назначен в 1729 году императором Карлом VI епископом Алба-Юлийским и Фэгэрским. Он также был удостоен званий имперского советника и барона, а также получил место в Трансильванской диете. В 1737 году он перенес епископство из Фэгэраца в Блаж, а в 1741 году заложил основы местного собора. Как член Сейма, Мику начал оказывать давление на монархию Габсбургов, чтобы та выполнила соглашение, согласно которому переход в греческий католицизм принесет с собой такие привилегии, какие были предоставлены католикам, и положил конец крепостному праву. Сначала он настаивал на правах духовенства и обращенных, но вскоре он начал подавать прошение о свободе для всех румын. С этой целью Мику более сорока лет подавал прошение в суд Габсбургов. Его настойчивость в конечном итоге заставила и императрицу Марию Терезию, и трансильванскую диету объявить себя оскорбленными. Сам Сейм выступал против освобождения рабочей силы или предоставления политических прав румынам, которые рассматривались Сеймом как «моль за ткань». Изгнанный в 1744 году и вынужденный оставить свое епископство в 1751 году, Мику умер в Риме в 1768 году.

Визит католического епископа Мануила Ольсавского из Мункаха, путешествующего в качестве официального посланника императрицы Мария Тереза ​​ по всей Трансильвании показала, что союз был чисто формальным и что местные жители не хотели принимать униатских священников, но потребовали вернуть Кляйна. Опасаясь, что ситуация может ухудшиться, 13 июля 1759 г. Мария Тереза ​​издала Эдикт толерантности к православным верующим. Он запрещал униатскому духовенству преследовать их. Две петиции были отправлены в марте 1791 и марте 1792 годов лидерами этнических румын Трансильвании императору Леопольду II, требуя равных политических прав с другими этническими группами Трансильвании и доли трансильванского парламента, пропорциональной их населению (две трети). Документы, частично созданные по образцу революционной Франции Декларации прав человека и гражданина, документы Supplex Libellus Valachorum Transsilvaniae (Петиция влахов Трансильвании) были составлены клериками румын-греков. Католическая церковь. Отклоненный, за исключением пункта, относящегося к свободному исповеданию православной веры, несмотря на почти полную поддержку населения, этот документ стал точкой сплочения румын Трансильвании до окончания Первой мировой войны.

В 18 веке Марамуреш известен экспортом соли, меха, вина и изделий из дерева, а также импортом ювелирных изделий, ковров (из Турции и с Балкан), тканей, хрусталя, фарфора (из Чехии, Германии и Италии)) и изделий из железа (из Голландии и Польши). Буйтина, Великий Бичичев, Вышкова, Течу, Хуст, Рахау, Окна Слатина, Тарас, Ясиня, Долга, Борца и Сигет были региональными городами, которые возникли в этот период. В Хусте проводилось до десяти ежегодных ярмарок.

XIX век принес в Марамуре экономический рост, хотя первые фабрики появились на два столетия раньше. К концу века в регион поступили электричество, почта и телефон.

В течение 1870–1913 гг. Происходила значительная миграция в США. Из Марамуреша, Угоча, Берега и Унга вместе взятых было 180 000 легальных и до 400 000 нелегальных эмигрантов в США. Меньшее количество людей эмигрировало в Уругвай, Канаду, Аргентину и Австралию.

В 1900 г. в Сигете напечатан первый том истории «Дипломы Марамуре XIV - XV веков».

С начала Первой мировой войны русские войска вторглись в Рахив на северо-востоке Марамуреша в сентябре 1914 года. Они были отброшены, но в конце октября 1914 года, продвигаясь вперед, они вторглись а также самые северо-восточные деревни Марамуреш, около Студене, и снова были отбиты. Дальнейших боевых действий в Марамуреше не было.

ноябрь 1918 - март 1919

В конце Первой мировой войны Австро-Венгрия распалась. Страны, входящие в его состав, избирают национальные и региональные ассамблеи для будущих политических стратегий. В это время уезд Марамуреш был разделен на Северный и Южный. Национальное собрание румын (внутренней) Трансильвании, Кричаны, Баната и Марамуреș, состоящее из 1228 избранных членов, 1 декабря 1918 г. принятое решение Алба-Юлия об их союзе с Румыния.

15 декабря 1918 года в Мидии Совет трансильванских саксов и дунайских швабов (этнических немцев, перебравшихся в Трансильванию в XII-XIII веках соответственно в XVIII веках)) решил поддержать румын. Это было связано с политикой мадьяризации, практиковавшейся в транслейтанской части Австро-Венгрии после 1870 г., главным образом из-за того, что они могли быть связаны с политикой. до Первой мировой войны. Остальные венгры (24% -26% населения Трансильвании) в целом были против этого шага, утверждая, что лучше всего их представляет Транслейтании в Будапеште.

Южный Марамуреш, а также румынские деревни к северу от реки Тиса, в районе города Окна Слатина, избирались депутатами румынской сессии.

В ноябре и декабре 1918 г. различные «Советы» были созданы в разных городах Карпатской Малороссии, региона, населенном русинами, которые охватывали большую часть бывших уездов Унг, Берег, Угоча и северная часть Марамуреша, чтобы жители могли решить, как они хотели бы быть присоединиться.

Ужгород, Мукачево, Берегово и другие города проголосовали за присоединение к новой Венгерской республике. 21 января 1919 года Хуст и Свалява проголосовали за присоединение к Украине-России. Гуцульская республика была провозглашена в Ясине 8 января 1919 года. Голосование было проведено Национальным советом американских русинов, в котором Чехословакия победила как самый популярный дом для региона. Это голосование послужило средством для предложений Тройственной Антанты относительно Карпатской Руси.

Чехословацкая часть конференции Версальского договора настаивала что северная половина Марамуреша должна быть объединена с Карпатской Малороссией на основании того факта, что Договор от 17 августа 1916 года (статья 4) между Румынией и державами Антанты (Великобритания, Франция, Россия и Италия), запрещающий вход Румынии в Первая мировая война закрепила за Румынией право на австро-венгерскую территорию, населенную румынами, до реки Тиса. Румынская делегация возражала против этого, потому что река Тиса разделяла округ Марамуреш примерно пополам, и румыны, населяющие правый берег Тисы, также приняли участие в выборах представителей в Скупщину Алба-Юлии. Эти депутаты выразили обеспокоенность во время Собрания по поводу неправильного использования фразы «до Тисы» некоторыми выступающими в качестве образа речи и были уверены, что де-юре Ассамблея представляет население административных единиц Австро-Венгрия, от которой они были избраны.

После длительных переговоров на Конференции по Версальскому договору румынская делегация убедила страны Антанты принять решение Ассамблеи. Впоследствии румынская армия двинулась в Трансильванию весной и летом 1919 года. Четыре независимых полевых комиссии по одной от Великобритании, Франции, США и Италии, представили предложения относительно будущей границы Румынии в Трансильвании. В сводном предложении предлагалось, чтобы самые западные графства (части Криняны / Партиума) оставались за Венгрией, одно графство на юго-западе (часть Баната) было отнесено к недавно образованной Югославии.

март 1919 г. - апрель 1920 г.

С марта по май 1919 г. последовал неоднозначный период, когда было сформировано «парламентское правительство» Карпатской Малороссии с прочными связями с режимом Белы Кун (коммунистическим) Венгрии.

В течение лета 1919 года чешские войска начали контролировать большую часть того, что сегодня Карпатской Малороссией, а румынские войска получили контроль над ее южными регионами в конце весны по просьбе Версальской конференции против Коммунистической Венгерской Республики..

В июне 1919 года независимо от текущих событий в Версале, румынская и чехословацкая армия согласовала демаркационную линию, которая оставила Унг и большую часть графства Берег под чехословацким контролем, в то время как Марамуреш, Угоча и часть Берега Графство находилось под контролем Румынии, пока не были приняты окончательные решения в Версале.

2 июля 1919 г. премьер-министр Румынии Ион К. Брэтиану отказался от участия в Версальской конференции, придерживаясь Антанты, придерживающиеся буквы договора 1916 г. в Марамуреш, то есть разделить уезд. Это создало напряженность между румынской делегацией и Верховным советом в Версале.

3 августа 1919 года державы Антанты наконец приняли предложение Чехословакии. Брэтиану отказался подписывать договор в такой форме. Румыны хотели сохранить июньскую демаркационную линию в качестве официальной границы.

В Трансильвании люди беспокоились о сохранении графства Марамурео. Префект Марамуреш, который управлял всем графством, был очень откровенен. Марамуреш и Угоча избрали членов нового румынского парламента в 1919 году с широким участием в голосовании как румын, так и русинов. Избранные депутаты представителей различных этнических групп. Они предприняли серию попытка пробудить политический класс и общественное мнение к тому, что они назвали «причиной земель над Тисой».

Сен-Жерменское соглашение от 10 сентября 1919 года между Антантой и Чехословакией предусматривало присоединение большей части Карпатской Малороссии к Словакии в качестве автономной единицы словацкой части чехословацкого государства.

В Румынии правительство Брэтиану подало в отставку 12 сентября 1919 года, и было сформировано новое правительство во главе с. Член этого правительства Александру Вайда-Воевод, ранее известный трансильванский политический деятель в бывшей Австро-Венгрии, составивший задокументированное «предложение о границе Марамуреш, включая все румынские деревни», предлагая «линию который начнется к западу и продолжится на север вдоль горных гребней до галицкой границы, оставив в Румынии, помимо юга, весь район Сигет, районы Тиса и Тарас и половину подрайона Тесеу ".

30 сентября 1919 года Вайатояну сменил сам Вайда. Версале как в эксперта по вопросу о Марамуреш одним из новых депутатов от этого графства, доктором. Последний представил набор документов в поддержку аргумента «очевидных прав Румынии на Марамуреш».

Чешско-румынс. кие переговоры в 1919–1920 годах

1 декабря 1919 года румынский сформировал новое правительство Вайды в результате парламентских выборов в Румынии. Вайда был австро-венгерским политическим деятелем, и в результате отношений между чешской и румынской делегми в Версале ослабли, и Конференция более благосклонно относилась к Румынии.

16 декабря 1919 года в речи перед румынским парламентом Вайда сказал, что он надеется найти решение «спасти весь Марамуреш». После отмены чешская часть начала принимать румынскую точку зрения. 15 марта 1920 г. глава чешской платформы в Версале Штефан Осуски сообщил Вайде, что граница с Марамурешем «должна бытьана в ближайшее время». В соответствии с соглашением, достигнутым румынской и чешской делегми, весь Марамуреш, кроме подрайона Долга, оставался Румынии. В ответ чехи потребовали военного сообщества. Соглашение должно было быть подписано в Лондоне, куда переехала вся конференция.

Еще одно правительство было сформировано в Бухаресте, во главе с трансильванцем, а генералом Авереску. Сельскохозяйственная реформа, задуманная Вайдой-Воеводом, глубоко расстреляла и поставила под угрозу самых богатых землевладельцев и бизнесменов из Румынии до 1918 года, которые отложили свои распри, чтобы сосредоточиться на угрозе, исходящей от Вайды. Из 16 миллионов жителей Румынии в 1920 году только семь миллионов проживали на территориях до 1918 года. Это угрожало политическому классу до 1918 года, который был более феодальным, консервативным и антидемократическим, чем политика, которая раньше использовалась в Австро-Венгрии или в Российской Империи. Другой фракцией, сыгравшей ключевую роль в низложении Вайды, был Братиану, который подвергся расследований неправомерным использованием средств его правительства до того, Румыния вступила в Первую мировую войну в 1916 году. Авереску заверил Братиану, что любые возможные расследования будут преследоваться.

Чехословацкая команда воспользовалась случаем, чтобы изменить свой тон, и отказалась подписать документы на том основании, что новое румынское правительство не было законным и не могло подписать соглашение, как это делал предыдущий режим.

1 апреля 1920 г. представитель Чехии в Бухаресте подтвердил просьбу чехословацкого правительства о том, чтобы румынские войска покинули территорию до линии Тиса, сообщив румынскому правительству, что оно «соглашается в будущем вести переговоры об исправлении положения».

18 апреля 1920 года румынское правительство генерала Авереску объявило чехам, что армия отступит к запрашиваемой линии. Этот поспешный вывод войск нанес сокрушительный удар по румынской перспективе, удар по естественной географической конфигурации и жизненно важным экономическим интересам региона без какого-либо согласия и вопреки категорической волеавшего румынского 4 июня 1920 года Румыния подписала Трианонский договор, международное сообщество признало границу в северной Трансильвании в ее нынешнем виде. Смешанная чешско-румынская комиссия так и не была сформирована.

1920–1938

После заключения Трианонского мирного договора в 1920 году Северный Марамуреш стал час тью Подкарпатской Руси в Словакии, одного из входящих в состав Чехословакии государств.

В 1920 году в Подкарпатской Руси, области, где помимо Северного Марамуреша также были Унг, Берег и Угоча, издавалось 60 газет: 22 на венгерском, десять на русском, девять на русинском, пять на иврите, четыре на чешском, четыре на украинском и шесть смешанных. На румынском языке не издавалось ни одной газеты.

1938–1944

До и во время Второй мировой войны Венгрия во главе с Миклошем Хорти объединилась с нацистской Германией в надежде на возвращение частей территорий, утраченных по Трианонскому договору.

1 октября 1938 г. вступило в силу Первое Венское решение. Это был результатом Мюнхенского соглашения. Чехословакия была вынуждена Германией и Италией уступить Судеты (часть Чешской Республики, в основном населенная этническими немцами) Третьему рейху. 6 и 8 октября 1938 г. Словакия и Подкарпатье-Малороссия соответственно получили автономию. Затем Германия и Италия выступили арбитрами по Венскому протоколу от 2 ноября, выделив Венгрии полосу территории от южной Словакии (примерно одна треть Словакии) и Подкарпатской Руси. Возобновление венгерского контроля над этими территориями не было полностью мирным процессом. По приглашению Германии и Италии Польша вторглась и аннексировала область Тешен в Моравии. Тем не менее, Румыния отказалась вторгнуться и аннексировать компактно румынскую часть Северного Марамуреша. Оставшаяся территория Словакии стала официально автономной и имеет право на собственное правительство и правительство Йозефом Тисо, выбранным в качестве его лидера. Однако он не стал полностью независимым от Чехословакии до тех пор, пока ультиматум Гитлера не побудил 14 марта 1939 года проголосовать за «марионеточное государство Гитлера».

На следующий день, 15 марта. В 1939 году Германия аннексировала оставшуюся часть Чехословакии в качестве «рейхспротектората» Богемии и Моравии. Подкарпатье-Малороссия провозгласила свою независимость в Хусте при президенте Августине Волошине, но на следующий день была захвачена и аннексирована Венгрией. 23 марта Венгрия начала вторжение из Подкарпатской Руси и оккупировала дополнительные части восточной Словакии, но позже вернула их Словакии.

Подкарпатско-русинские земли, выделенные Венгрии в рамках Премии Венского протокола (2 ноября 1938 г.), включающие крупнейшие города региона: Ужгород, Мукачево, Берегово и Чоп. Хуст на востоке, самый западный город Северного Марамуреша, остался частью Подкарпатья-Малороссии, и резиденция правительства переехала туда. Правительство Чуста активно высказывает жалобы на судьбу западных Подкарпатско-Русинских территорий и открыто отстаивало аргументы в собственное правительство и пользу своих бывших земель. В Чуста все чаще фигурировала возможность присоединения к независимой Украине. На следующий день после Словакии за независимость от Чехословакии 14 марта 1939 года русинский сейм во главе с премьер-министром Августином Волошиным провозгласил независимость Подкарпатско-русинского региона под названием «Карпатская Украина». В течение 24 часов с согласия Гитлера венгерские войска вторглись в Хуст. Они ликвидировали правительство и присоединили остатки Подкарпатско-Русинского региона к Венгрии. Кроме того, южная часть региона Марамуреш была оккупирована Венгрией в период 1940–1944 годов после Второй Венской премии во время Второй мировой войны.

1944–1991
Северный Марамуреș в составе Закарпатской области Украины Этническая карта Закарпатской области в 2001 г. Условные обозначения: украинцы венгры Румыны смешанные украинцы и русские

В конце 1944 года война коснулась Северного Марамуреша. 18 октября 1944 г. российские войска заняли села Бисерика-Альба, Апса-де-Мейлок и Окна-Слатина, 19 октября - Апса-де-Жос. 23 октября в этих селах были созданы «народные комитеты», 26 ноября 1944 г. В Мукачево прошел «съезд народных комитетов». Он должен был принять «Манифест Союза Закарпатья с Советской Украиной». Кто-то, использующий имя I.M. Lemaninet, претендовал на то, чтобы представлять Апса де Жос на этом Конгрессе, хотя человек с таким именем известен в деревне до или после. Однако официальный союз Подкарпатья-Русина / Закарпатья с СССР был оформлен в Москве 29 июня 1945 года. После этого Советская Армия организовала «выборы» «председателей народных комитетов». Это были Н.И. Guzo in Apsa de Mijloc, V.T. Попса в Бисерике Альба, Gh. Губан в Слатине и М. Филип в Апса-де-Жос.

Одним из первых действий советской администрации было изменение исторических названий деревень. Апса де Жос стал Дибровой, Апса де Мийлок стал Средним Водяным, Окна Слатина стала Солотвино, а Бисерика Альба стала Белой Церковью. Были и названия небольших деревень.

Коллективизация вызвала сильное сопротивление местного населения. После создания первого колхоза в селе Апса-де-Жос, большого селе Закарпатской области, местных жителей убили президента колхоза Ивана Черничко. В результате 21 был приговорен к 427 годам лишения свободы. В Апса-де-Мийлок местные жители убили четырех советских чиновников и были депортированы в Сибирь. В результате в 1949 году в Апса-де-Жос были созданы два колхоза, которые спустя три года объединились. В 1959 году колхоз села Страмтура был объединен с колхозом, получившим название «дружба народов».

Хотя Советы открыли первый университет в Ужгороде, построили первую гидроэлектростанцию ​​(на реках Теребля и Рика), частично электрифицировали железную дорогу и даже провели Всемирные детские олимпийские игры в Ужгороде в 1990 году. В этот период был нанесен ущерб культурному и экологическому наследию всего региона Закарпатья, включая Северный Марамуреш.

1991 - настоящее время

После распада СССР в 1991 году Украина стала независимой. С тех пор Закарпатье является административным регионом (областью).

См. Также
Литература
Внешние ссылки
Библиография
Карты
Последняя правка сделана 2021-05-23 14:07:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте