Орден Святого Василия Великого (OSBM латиница : Ordo Sancti Basilii Magni, португальский : Ordem de São Basílio Magno, украинский : Чин Святого Василія Великого, Чин Святого Василия Великого), также известный как базилианский орден Святого Иосафата - украинский / белорусский монашеский религиозный орден греко-католических церквей, который присутствует во многих странах и имеет свой Дом матери в Риме Санти-Серджио-э-Бакко-дельи-Украини. Орден получил одобрение 20 августа 1631 г. и базировался в Свято-Троицком монастыре в Вильнюсе. Его монахи, братья и священники работают в основном с украинскими католиками, а также присутствуют в других греко-католических церквях в Центральной и Восточной Европе.
В XVI веке усилиями митрополита Киевского Иосифа Велямина Руцкого и архиепископа Полоцкого Иосафата Кунцевича на территории был возрожден монашеский орден Речи Посполитой. После Второй мировой войны орден был полностью ликвидирован русскими православными с его первоначальной территории и отправлен в ссылку. С распадом Советского Союза он был восстановлен на территории современной Украины как часть Украинской греко-католической церкви.
Помимо Ордена Святого Василия Великого, существует еще меньший орден Монахи-студиты, возрожденные в конце 19 века митрополитом Галицким Андреем Шептицким и базирующиеся в Унив Лавре.
Орден основан на подвижнических писаниях Василия Кесарийского (329-379, согласно Правилу Василия Блаженного, положенному вниз по нему, а затем развит Феодором Студитом (760-826), Феодосием Киевским († 1074), Иосафатом Кунцевичем (1580-1623), и митрополит Киевский Иосиф Вениамин Руцкий (1574-1637).
Монашеская жизнь начала развиваться в Украине во времена Владимир Великий (980-1015), когда в пещерах под Киевом поселились первые монахи во главе с Антонием и Феодосием. Монгольские нашествия в 13 веке, монахи бежали на запад в Галицко-Волынь и Великое княжество Литовское, распространив там восточное монашество. Русская церковь восточного обряда (в современной Белоруссии и Украине ) вновь подтвердили свое общение с Католической церковью в Союзе. Бреста в 1596 году. Монастыри, жившие по правилам св. Василия и Феодора Студита, ранее пережившие период распада и упадка, были реформированы по инициативе Иосафата Кунцевича и Иосифа Вениамина Руцкого, начиная с монастыря Святой Троицы в Вильнюсе. После этой реформы в 1617 году отдельные монастыри объединились в единую общину под руководством протархимандрита, непосредственно подчиненного митрополиту, подобно тому пути, по которому монашество западного обряда шло в средние века. В 1739 году вторая община была образована монастырями в Галичине, а в 1744 году обе общины были объединены Папой Римским в русинский Орден Святого Василия Великого. Бенедикт XIV.
Орден Святого Василия Великого распространился и процветал в современном мире. Сегодня Беларусь и Украина сыграли ключевую роль в образовании как мирян, так и духовенства, а также помогли сохранить самобытность русинской культуры в преимущественно польско-римско-католической Речи Посполитой до перегородки Польши в конце 18 века. В 1772 г. у Ордена было более 200 монастырей и более 1000 монахов, шесть семинарий, двадцать школ и училищ и четыре типографии.
В последние годы 18 века большая часть русинских земель попала в состав Российской Империи, где Орден вместе со всей Русинской церковью подвергался гонениям. Со временем монастыри были подчинены Русской Православной Церкви. Небольшая часть современной Украины попала под австрийское правление, где судьба Русинской церкви была намного лучше. Однако орден пострадал в результате политики императора Иосифа II, направленной против всех религиозных орденов. Во второй половине 19 века были предприняты попытки обновить Орден. К 1882 году он сократился до 60 монахов в 14 монастырях. С разрешения Папы Льва XIII конституция василиана была обновлена с помощью Общества Иисуса, начиная с Добромыльского монастыря, благодаря которому он стал менее оседлым и более миссионерство, в том числе позволяющее монахам работать с украинской диаспорой за границей. Василийцы достигли Бразилии (1897 г.), Канады (1902 г.), США (1907 г.) и Аргентины (1934 г.). Были созданы новые провинции, охватывающие Закарпатье, Венгрию, Югославию и Румынию. К 1939 году число монахов выросло до более чем 650. В 1944 году орден приобрел поместье Джона Э. Олдреда в Латтингтауне, Нью-Йорк, теперь известное как монастырь Святого Иосафата.
После Второй мировой войны, Советы вторглись в Европу и заставили Украинскую греко-католическую церковь подпасть. На всех территориях, контролируемых Советским Союзом, остался открытым только один монастырь базилиан в польской столице Варшаве. Тем не менее, Орден выжил среди украинской диаспоры в свободном мире (и в коммунистической Югославии, где режим был относительно мягким) и в самой Украине, где монахи тайно молились и проповедовали катехизацию.
После распада Советского Союза Орден был восстановлен в независимой Украине и других Центральной и Восточной Европе страны, такие как Венгрия, Румыния и Словакия. Были восстановлены некоторые старые монастыри и созданы новые. В 2001 году здесь было более 600 монахов, 300 из них в Украине.