Трансильванские саксы

редактировать
Трансильванские саксы
Зибенбюргер Саксон (немецкий ). Sași transilvani (румынский ). Erdélyi szászok (Венгерский )
Flag of Transylvania Saxons.svg
Universitatea Saseasca Sapte Scaune CoA.png Герб Трансильванского Саксонского университета в средние века
Общая численность населения
c.13,000–200,000
Регионы со значительным населением
Румыния Румыния. (в основном Трансильвания )c.13000
Языки
Религия
лютеранское большинство с реформатскими, католическими и унитарными меньшинствами
родственными этническими группами
немцами, люксембуржцы, фламандцы и валлоны

трансильванские саксы (немецкий : Siebenbürger Sachsen; трансильванцы Саксон : Siweberjer Såksen; румын : Sași ardeleni, sași transilvăneni / transilvani; венгерский : Erdélyi szászok) - народ немецкой национальности, который поселился в Трансильвании (немецкий : Siebenbürgen) волнообразно, начиная с середины 12 века до н. конец Новое время (точнее, середина XIX века). Трансильванские «саксы» первоначально произошли от Фландрии, Эно, Брабанта, Льежа, Зеландии, Мозель, Лотарингия и Люксембург, затем расположенные на северо-западных территориях Священной Римской империи около 1140-х годов.

После 1918 года и распада Австро-Венгрии, после Трианонского договора, Трансильвания была присоединена к Королевству Румыния. Следовательно, трансильванские саксы вместе с другими этническими немецкими подгруппами в недавно расширенной Румынии (а именно банатские швабы, сатмарские швабы, бессарабские немцы, Буковинские немцы, добруджанские немцы и немцы ципсеров ) стали частью более широкого немецкого меньшинства этой страны. Сегодня относительно немногие из них все еще живут в Румынии, где последняя официальная перепись, проведенная в 2011 году, выявила 36 042 немца, из которых 11700 были трансильванского саксонского происхождения.

Содержание

  • 1 Исторический обзор
  • 2 Истоки и средневековые поселения
  • 3 Средневековая организация
    • 3.1 Правовая организация
    • 3.2 Религиозные организации
  • 4 Укрепление городов
  • 5 Статус привилегированного сословия
  • 6 Утрата статуса элиты
  • 7 Вторая мировая война и после нее
  • 8 Культура
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Исторический обзор

Историческое население
ГодНаселение±%
1880211,748
1890217,640+ 2,8%
1900233,019+ 7,1%
1910244,085+ 4,7%
1941241,000-1,3%
1948160,000-33,6%
198995,000-40,6%
200314,000-85,3%
Статистика трансильванского саксона конца XIX - начала XXI века русские зарегистрированы в Трансильвании, а позже и в Румынии в целом.

Колонизация Трансильвании немцами началась при правлении короля Гезы II Венгерского (1141–1162). На протяжении десятилетий основной задачей этих средневековых немецкоязычных поселенцев была защита юго-восточных границ Венгерского королевства от иностранных захватчиков, происходящих в первую очередь из Центральной Азии (например, Половцы и татары ).

Первая волна заселений продолжалась до конца 13 века. Хотя колонисты происходили в основном из западной Священной Римской империи и обычно говорили на франконских диалектах, их стали называть «саксами » из-за работы немцев. для венгерской канцелярии. Постепенно тип средневекового немецкого языка, на котором когда-то говорили эти мастера, гвардейцы и рабочие, стал известен на местном уровне как Såksesch.

Население трансильванских саксов неуклонно сокращается со времен Второй мировой войны в родной Румынии. Трансильванские саксы начали массово покидать территорию современной Румынии во время и после Второй мировой войны, перемещаясь сначала в Австрию, затем преимущественно в южную Германию (особенно в Баварию ).>).

Процесс эмиграции продолжался во время коммунистического правления в Румынии. После краха режима Чаушеску в 1989 году примерно полмиллиона из них бежали в объединенную Германию.

В настоящее время подавляющее большинство трансильванских саксов проживает либо в Германии, либо в Австрии. Тем не менее значительная часть трансильванского саксонского населения сегодня проживает в Северной Америке, в первую очередь в Соединенных Штатах (в частности, в Айдахо, Огайо и Колорадо ), поскольку а также в Канаде (точнее, южный Онтарио ).

Истоки и средневековые поселения

Регионы происхождения, из которых вышли первые волны трансильванских саксов (пунктирная линия представляет границу Священной Римской империи в период высокого средневековья). Легенда: Лотарингия - основной регион происхождения первых поселенцев Брабант, Бавария и Тюрингия - второстепенные регионы origin

Начальная фаза немецкого поселения началась в обширной середине 12-го века, когда колонисты путешествовали в то, что впоследствии стало Altland или Hermannstadt Provinz, расположенное вокруг города Германштадт, сегодняшнего Сибиу. Хотя основной причиной приглашения Гезы II была защита границы, аналогичная использованию Секели против захватчиков, немцев также привлекали за их опыт в горнодобывающей промышленности и способность развивать экономику региона. Большинство колонистов в этой области происходило из Люксембурга и региона реки Мозель (см., Например, Medardus de Nympz ).

Вторая фаза немецких поселений в начале 13 века состояла из поселенцев в основном из Рейнской области, южных Нижних стран и региона Мозель, а также других жителей Тюрингия, Бавария и даже из Франции. Поселение на северо-востоке Трансильвании было сосредоточено в городе Нёсен, более поздний Бистриц (Бистрица ), расположенный на реке Бистрица. Окрестности стали известны как Нёснерланд.

. Продолжающаяся иммиграция из Империи расширила ареал саксов дальше на восток. Поселенцы из региона Германштадт распространились в долину реки Хартибачу (Харбахталь) и у подножия Цибин (нем. : Зибин) и Себень (Немецкий : Мюльбахер) горы.

Последний регион, сосредоточенный вокруг города Мюльбах (Себень ), был известен как Унтервальд. К северу от Германштадта они поселились в том, что они назвали Weinland, включая деревню Nympz (латинское название Nemșa / Nimesch) около Медиаша (Mediaș ). Якобы термин саксонский применялся ко всем немцам этих исторических регионов, потому что первые немецкие поселенцы, прибывшие в Венгерское Королевство, были либо бедными шахтерами, либо группами заключенных из Саксонии.

В 1211 году король Андрей II Венгрия пригласил тевтонских рыцарей обосноваться и защитить Бурценланд в юго-восточном углу Трансильвании. Для защиты горных перевалов Карпат (Карпатен) от половцев рыцари построили множество замков и городов, в том числе главный город Кронштадт (Брашов ). Встревоженный быстро растущей властью рыцарей, в 1225 году Андрей II изгнал Орден, который с этого момента переместился в Пруссию в 1226 году, хотя колонисты остались в Бурценланде. Таким образом, средневековые восточные границы Венгерского королевства защищали на северо-востоке саксы Нёснерланд, на востоке - племя венгерских пограничников Секели, на юго-востоке - замки, построенные тевтонскими рыцарями и бурценландскими саксами, а на юге саксов Альтланда.

Средневековая организация

Юридическая организация

Хотя рыцари покинули Трансильванию, саксонские колонисты остались, и король позволил им сохранить права и обязанности, включенные в Диплом Андреанума 1224 г. от Андрея II Венгерского. Этот документ наделял немецкое население территории между Драасом (Drăușeni) и Бросом (Orăștie) как административной, так и религиозной автономией и обязанностями по отношению к королям Венгрии. Территория, которую колонизировали немцы, занимала площадь около 30 000 км2. Регион назывался Королевскими землями или Саксонскими землями (немецкий: Königsboden; венгерский: Királyföld; румынский: Pământul crăiesc; латинский: Fundus Regius). Во время правления короля Венгрии Карла I (вероятно, 1325-1329) саксы были организованы в саксонские кафедры (или сиденья):

геральдикасиденьеГород
Scaunul Rupea CoA.png Repser StuhlReps / Räppes (Rupea, Kőhalom)
Coa Romania Town Nagysink.svg Grossschenker StuhlGroß-Schenk / Schoink (Cincu, Надьсинк)
Scaunul Sighisoarei CoA.png Schässburger StuhlSchäßburg / Schäsbrich (Sighioara, Segesvár)
Scaunul Sebesului CoA.png Mühlbacher StuhlMühlbach / Melnbeach (348>, Szászsebes)
Scaunul Orastiei CoA.png Brooser StuhlBroos (Orăștie, Szászváros)
Scaunul Sibiului CoA.png Hermannstädter HauptstuhlHermannstadt / Härmeschtat (Sibáros, Nagyszeben)
Scaunul Miercurea CoA.png Reussmarkter StuhlReussmarkt / Reismuert (Miercurea Sibiului, Szerdahely)
Scaunul Mediasului CoA.svg Mediascher StuhlMediasch / Medwesch (Mediaș, Medgyes)
Scaunul Seica CoA.svg Schelker StuhlMarktschelken (eica Mare, Nagyselyk)

Религиозные организации

Наряду с Тевтонским орденом, другие религиозные организации Важными для развития немецких сообществ были цистерцианские аббатства Игриш (румынский : Игринь) в Банат регионе соответственно Керц (румынский : Cârța) в Fogaraschland (румынский : ara Făgărașului). Самой ранней религиозной организацией саксов было Провостство Германштадта (ныне Сибиу ), основанное 20 декабря 1191 года. В первые годы своего существования оно включало территории Германштадта, Лешкирх (румынский : Nocrich) и Groß-Schenk (румынский : Cincu), районы, которые были первыми колонизированы этническими немцами в область.

Под влиянием Иоганна Хонтера подавляющее большинство трансильванских саксов приняло новое вероучение Мартина Лютера во время протестантской Реформации ( почти все стали лютеранскими протестантами, с очень немногими кальвинистами ), в то время как другие незначительные сегменты трансильванского саксонского общества оставались стойкими католиками (из латинского обряда, а точнее) или были обращены в католицизм позже. Тем не менее, одним из последствий Реформации стало появление почти полной эквивалентности в трансильванском контексте терминов лютеранская и саксонская, причем лютеранская церковь в Трансильвании де-факто являлась «фолькскирхе», то есть «национальная церковь» трансильванских саксов.

Городское укрепление

Монгольское нашествие 1241–1242 годов опустошило большую часть Венгерского королевства. Хотя саксы изо всех сил сопротивлялись, многие поселения были разрушены. После вторжения многие города Трансильвании были укреплены каменными замками, и упор был сделан на экономическое развитие городов. В средние века около 300 деревень защищали Кирхенбурген или укрепленные церкви с массивными стенами. Хотя многие из этих укрепленных церквей обратились в руины, в настоящее время в юго-восточной Трансильвании области находится одно из самых больших количества существующих укрепленных церквей с 13 по 16 века, поскольку более 150 деревень в этом районе насчитывают различные типы. укрепленных церквей в хорошем состоянии, семь из которых включены в всемирное наследие ЮНЕСКО под названием Деревни с укрепленными церквями в Трансильвании. Быстрое расширение городов, населенных саксами, привело к тому, что Трансильвания стала известна на немецком языке как Зибенбюрген и Септем Кастра на латинском, имея в виду семь укрепленных городов (см. Исторические названия Трансильвании ), наиболее вероятно:

) Другие потенциальные кандидаты на это Список включает:

) Другие известные городские саксонские поселения включают:

Статус привилегированного сословия

Наряду с преимущественно венгерской -трансильванской знатью и секели трансильванские саксы были членами Unio Trium Nationum (или «Союз трех наций»), который был хартией, подписанной в 1438 году. Это соглашение сохраняло значительную степень политических прав для трех вышеупомянутых групп, но исключало в основном венгерский и румынское крестьянство из политической жизни в княжестве.

Этнографическая карта Австро-Венгрии 1899 года, на которой красным выделены территории, населенные трансильванскими саксами.

Во время протестантской Реформации большинство трансильванских саксов обратились в лютеранство. Поскольку полунезависимое княжество Трансильвания было одним из самых религиозно терпимых государств в Европе в то время, саксам было разрешено исповедовать свою собственную религию (то есть они пользовались религиозной автономией). Тем не менее, Габсбурги все еще продвигали римский католицизм саксами во время Контрреформации, но подавляющее большинство из них оставались стойкими лютеранами.

Война между Габсбургской монархией и Венгрией против Османской империи в 16–18 веках уменьшила население трансильванских саксов. Все это время саксы в Трансильвании служили администраторами и военными. Когда Княжество Трансильвания перешло под контроль австрийцев - Габсбургов, произошла небольшая третья фаза заселения, чтобы оживить их демографию.

Эта волна заселения включала изгнанных протестантов из Верхней Австрии (а именно трансильванских землевладельцев ), которым была предоставлена ​​земля около Германштадта (Сибиу ). Германштадт, населенный преимущественно немцами, в свое время был примечательным культурным центром Трансильвании, а Кронштадт (Брашов ) представлял собой жизненно важный политический центр трансильванских саксов.

Утрата элитного статуса

Распределение саксов в Трансильвании в конце XIX века Саксонские крестьяне из области Сибиу / Германштадт, ок. 1900

Император Иосиф II пытался отменить Unio Trium Nationum в конце 18 века. Его действия были направлены на политическое неравенство в Трансильвании, особенно на политическую мощь саксов.

Хотя его действия были в конечном итоге отменены, многие саксы стали считать себя небольшим меньшинством, противостоящим националистическим румынам и венграм. Хотя они оставались богатой и влиятельной группой, саксы больше не были доминирующим классом в Трансильвании Нового времени.

Венгры, с другой стороны, поддерживали полное объединение Трансильвании с остальной Венгрией. Стефан Людвиг Рот, пастор, руководивший немецкой поддержкой политических прав Румынии, был казнен венгерскими радикалами во время революции.

Этническая карта Румынии в 1930 году. Трансильванские саксы были в основном сосредоточены в уездах Сибиу, Тырнава Маре, Тырнава Мика, Фэгэраш, Брашов и Нэсэуд (отмечены красным).

Хотя контроль Венгрии над Трансильванией был побежден Австрийские и имперские русские войска в 1849 г., Аусглейх компромисс между Австрией и Венгрией в 1867 г. не повлияли на политические права саксов. После окончания Первой мировой войны 8 января 1919 года представители трансильванских саксов решили поддержать объединение Трансильвании с Королевством Румыния.

. Им были обещаны полные права меньшинства, но многие богатые саксы потеряли часть своих земель в процессе земельной реформы, которая была проведена во всей Румынии после Первой мировой войны. Принимая во внимание рост Адольфа Гитлера в Германии, многие Трансильванские саксы стали стойкими сторонниками национал-социализма, евангелическо-лютеранская церковь сильно утратила свое влияние в обществе.

Вторая мировая война и после нее

В феврале 1942 года, соответственно, в мае 1943 года Германия заключила соглашения с Венгрией, соответственно с Румынией, после чего немцы, годные к военной службе, хотя и граждане Венгрии (в Северной Трансильвании, вошедшие в состав Венгерского государства посредством Второй Венской премии ) или румынские граждане (в Южной Трансильвании, оставшаяся часть Румынии), могли быть включены в регулярные немецкие воинские части., в Ваффен-СС и на военные предприятия или в Организацию Тодта.

В результате этих соглашений примерно 95% представителей немецкой этнической группы годных к военной службе (трансильванские саксы и банатские швабы ) добровольно вступили в подразделения Ваффен-СС (около 63000 человек), несколько тысяч служили в специальных подразделениях Службы безопасности СС (SD-Sonderkommandos), из которых не менее 2000 эл. Национальные немцы были зачислены в концентрационные лагеря (KZ-Wachkompanien), из которых не менее 55% служили в лагерях смерти, преимущественно в Освенциме и Люблине. Около 15% румынских этнических немцев, которые служили в Ваффен-СС, погибли на войне, и лишь несколько тысяч выживших вернулись в Румынию.

Когда Румыния подписала мирный договор с Советским Союзом в 1944 году, немцы военные начали вывод саксов из Трансильвании; эта операция была наиболее тщательной с саксами из Неснерланда (область Бистрица). Около 100 000 немцев бежали от Советской Красной Армии, но Румыния не провела изгнание немцев, как это сделали соседние страны в конце войны. Однако более 70 000 немцев из Румынии были арестованы Советской Армией и отправлены в трудовые лагеря на территории современной Украины за предполагаемое сотрудничество с нацистской Германией.

Поскольку они считаются Auslandsdeutsche («немцы из-за границы») правительством Германии, саксы имеют право на немецкое гражданство в соответствии с законом о возвращении. Многие саксы эмигрировали в Германию, особенно после падения Восточного блока в 1989 году, и представлены Ассоциацией трансильванских саксов в Германии. Из-за этой эмиграции из Румынии население саксов сокращается. В то же время, особенно после вступления Румынии в НАТО и ЕС, многие трансильванские саксы возвращаются из Германии, возвращая собственность, утраченную бывшим коммунистическим режимом, и / или начинают свою деятельность малые и средние предприятия. Саксы, оставшиеся в Румынии, представлены Демократическим форумом немцев в Румынии (FDGR / DFDR), политической партией, которая дала Румынии пятого президента, Клауса Йоханниса.

Культура

Перед изгнанием из коммунистической Румынии трансильванские саксы сформировали отдельные общины в городах и деревнях, где они поддерживали этнические традиции, характеризующиеся особыми обычаями, фольклором, образом жизни и самобытным характером. стиль одежды (т.е. национальные костюмы ). Одной из традиций было «Соседство» (Nachbarschaften), в котором многие семьи образовывали небольшую поддерживающую общину. Это, по мнению некоторых ученых, имеет древнегерманское происхождение.

См. Также

Литература

  1. ^Самый низкий показатель указывает на приблизительное современное распределение в Трансильвании, центральная Румыния, тогда как самый высокий относится по всему миру.
  2. ^Новотник, Микаэла (30 декабря 2016 г.). "Herbst über Siebenbürgen". Neue Zürcher Zeitung.
  3. ^Перепись населения в Румынии 2011 г.
  4. ^Проф. Ян де Мар: ФЛАНДРЕНС, МИЛИ И БОЛЬНИЦЫ "ИСТОРИЯ ТРАНСИЛЬВАНИИ (2013) Ссылка: [1]
  5. ^http://www.recensamantromania.ro/rezultate-2/, таблица № 8"
  6. ^Стивен МакГрат (10 сентября 2019 г.). «Последний из саксов Трансильвании». BBC. Проверено 21 октября 2019 г.
  7. ^К. Гюндиш, «Автономия страны». i Regionalitate в Ardealul средневековом, в Трансильвании i sașii ardeleni "в историографии, Asociația de Studii Transilvane, Sibiu, Heidelberg, 2001, стр. 33–53.
  8. ^Деревни с укрепленными церквями в Трансильвании. 1992 Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. –2010
  9. ^Пол Милата: Цвишен Гитлер, Сталин и Антонеску. Rumäniendeutsche in der Waffen-SS, Böhlau Verlag Köln, Веймар, Вена 2007, ISBN 978-3-412- 13806-6, с. 262
  10. ^Ян Эрих Шульте, Майкл Вильдт (Hg.), Die SS nach 1945: Entschuldungsnarrative, populäre Mythen, europäische Erinnerungsdiskurse, VR unipress, Göttingen, 2018, p.384 -385
  11. ^Поль Милата, Motive rumäniendeutsch er Freiwilliger zum Eintritt in die Waffen-SS в Die Waffen-SS, Neue Forschungen, Series; Krieg in der Geschichte, Volume: 74, ISBN 9783657773831, Verlag Ferdinand Schöningh, 2014, стр. 216-217
  12. ^Поль Милата: Цвишен Гитлер, Сталин и Антонеску. Rumäniendeutsche in der Waffen-SS, Böhlau Verlag Köln, Weimar, Wien 2007, ISBN 978-3-412-13806-6
  13. ^Wolfgang Mieder. Крысолов: Справочник. Greenwood Press, 2007. стр. 67. ISBN 0-313-33464-1. Доступ через Google Книги 3 сентября 2008 г.

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с трансильванскими саксами.
Последняя правка сделана 2021-06-11 10:11:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте