Карта
Римской Дакии, показывающая Костобоки на севере.
Костобоки ( ; Латинский : Costoboci, Costobocae, Castabocae, Coisstoboci, древнегреческий : Κοστωβῶκοι, Κοστουβῶκοι или Κοιστοβοι) были древнеримскими людьми) имперская эпоха, между Карпатами и рекой Днестром. Во время маркоманских войн костобоки вторглись в Римскую империю в 170 или 171 году нашей эры, грабя ее балканские провинции вплоть до центральной Греции, пока они не были изгнаны римлянами. Вскоре после этого территория Костобоци была захвачена и оккупирована вандалом Хасдинги, а костобоки исчезли из сохранившихся исторических источников, за исключением упоминания позднего римлянина Аммиана Марцеллина, написанное около 400 г. н.э.
Содержание
- 1 Этимология имени
- 2 Территория
- 3 Материальная культура
- 4 Ономастика
- 4.1 Надпись
- 4.2 Перевод
- 4.3 Анализ имени
- 5 Этнолингвистическая принадлежность
- 5.1 Дак
- 5.2 Фракийец
- 5.3 Кельтский
- 5.4 Скифо-сарматский
- 6 Конфликт с Римом
- 6.1 Вторжение 170/1
- 6.1.1 Северные Балканы
- 6.1.2 Греция
- 6.1.3 Дакия
- 6.2 Пришествие вандалов
- 7 См. Также
- 8 Цитаты
- 9 Библиография
Этимология имени
Название племени засвидетельствовано в различных написаниях на латыни : Costoboci, Costobocae, Castaboci, Castabocae, Coisstoboci и в древнегреческом : Κοστωβῶκοι, Κοστουβῶκοι, <βοιστοι. 258>
По словам Иона И. Руссу, это Тра cian составное имя, означающее «сияющие». Первый элемент - это совершенное пассивное причастие Cos-to-, образованное от протоиндоевропейского корня kʷek̂-, kʷōk̂- «казаться, видеть, показывать», и второй элемент происходит от протоиндоевропейского корня bhā-, bhō- «сиять», дополненного суффиксом -k-. Иван Дуриданов считал это дакийским именем с неясной этимологией.
Некоторые ученые утверждают, что «Костобоки» имеют кельтскую этимологию.
N.B. Георгиев считает все этимологии, основанные на индоевропейских корневых словах (так называемые Wurzeletymologien), «лишенными научной ценности»: сами корневые слова являются реконструкциями, обязательно неполными и могут иметь несколько потомков в несколько языков IE. В этом случае имя Costoboci могло означать «сияющие» на языках, отличных от фракийского (например, на иранском или кельтском языках), или оно могло иметь корень (корень), отличный от предположил Руссу.
Территория
Глиняная посуда 2-го века липинской культуры, связанная некоторыми учеными с костобочцами,
Краковский археологический музей.
Согласно современным исследованиям, это племя находилось к северу или северо-востоку от Римская Дакия. Некоторые ученые считают, что самое раннее известное упоминание об этом племени содержится в Natural History of Плиний Старший, опубликованном ок. 77 г. н.э. как сарматское племя называло котобакки, живущие в нижнем Доне долины. Другие ученые подвергли сомнению эту идентификацию и признали «котобакки» отдельным племенем.
Аммиан Марцеллин, запись ок. 400, расположено Костобоки между реками Днестр и Дунай, вероятно, к северо-востоку от бывшей римской провинции Дакия. В своей Географии (опубликованной между 135 и 143 годами нашей эры) греческий географ Птолемей, кажется, указывает, что костобоки населяли северо-западную или северо-восточную Дакию. Кроме того, некоторые ученые идентифицируют людей, которых Птолемей назвал трансмонтанами (буквально: «люди за горами»), расположенные к северу от Карпат, как даков Костобоци.
Материальная культура
Археологические культуры Восточной Европы в конце I века нашей эры. Липинская культура расположена в северной части культурного ареала даков.
Некоторые ученые связывают костобоци с липиньской культурой. Однако Роджер Бэтти, не желающий соотносить материальную культуру с групповой идентичностью, утверждает, что липинская культура принадлежала либо к подгруппе костобочей, либо к некоторому населению, которым они управляли. Эта культура развивалась на северной стороне Карпат в бассейнах Верхнего Днестра и Прута в поздний латиноамериканский период <258.>
Носители этой культуры вели оседлый образ жизни и занимались земледелием, скотоводством, обработкой железа и гончарства. Поселения не были укрепленными и содержали затонувшие перекрытия, надводные постройки, ямы для хранения, очаги, печи и печи. Существует множество находок различных видов керамики, как круглая, так и сделанная вручную, имеющая сходство по форме и декору с керамикой доримской Дакии. Керамические находки из северных липинских стоянок в верхнем бассейне Золотой Липы аналогичны находкам Зарубинецкой культуры. Кладбища найдены вблизи поселений. Преобладающим погребальным обрядом была кремация с урнами с пеплом, захороненным в простых могилах, но также были раскопаны несколько погребальных могил.
Ономастики
CIL VI, 1801 = 854 ILS, надпись в Риме, посвященная Зии или Зиаису, жене Пьепора, царя Костобочей.
A Латинская погребальная надпись найденный в Риме, предположительно датируемый II веком нашей эры, был посвящен Зии, или Зиаису, дакианцу, дочери Тиатуса и жене Пиепора, царя Костобоков. Памятник установили Натопорус и Дригиса, внуки Зии. Надпись была впервые опубликована итальянским ученым Мариангелом Аккурсиусом в 16 веке, но теперь она утеряна.
Надпись
D (является) M (анибус). ZIAI. TIATI FIL (iae). DACAE. УКСОРИ. ПЬЕПОРИ. REGIS. COISSTOBOCENSIS. NATOPORUS ET. DRIGISA AVIAE. CARISS (imae) B (ene) M (erenti) FECER (unt)
Перевод
"К Духи мертвых. (Посвящается) Зиа (ИС) дакийцу, дочери ТИАТУСА, жене Пиепора, царя Костобокана. НАТОПОР и ДРИГИСА сделали (этот памятник) своей самой дорогой и достойной бабушке ».
Анализ имени
- Дригиса : фракийское или дакийское имя. Считается вариантом с инфиксом -l- имени Дригис (s) a, именем римского ветерана Аврелия Дригиса из Нижняя Мезия и из легионера Тита Аврелия Дригисса из Верхней Мезии. Последний элемент -gis (s) a часто встречается в ономастике даков.
- Natoporus : фракийское или дакийское имя. Солдат Натопор известен по нескольким остракам, найденным в Монс Клавдиан в восточном Египте. Римский военный диплом был выдан в 127 г. в Mauretania Caesariensis дакийскому солдату и его двум детям, сыну Наттопорису и дочери Дуччидаве. Это имя, оканчивающееся на -por, частый фракийский и дакийский ономастический элемент. В военном дипломе, выданном в 127 г. в Germania Inferior, отца дакийского солдата зовут Natusis, имя, образованное тем же первым элементом nat- и суффиксом -zi - / - si-.
- Pieporus : фракийское или дакийское имя. Это имя, оканчивающееся на -por, частый фракийский и дакийский ономастический элемент.
- Тиат : фракийское или дакийское имя. Тиатус - это, возможно, имя, начинающееся с тиа-, типичное для даков. Имя Тиато засвидетельствовано на фрагментарном дипинто, найденном в Максимианоне, римском форте в восточном Египте.
- Зия или Зиаис : фракийское или дакское имя. Зия - женское имя, засвидетельствованное в Нижней Мезии.
Этнолингвистическая принадлежность
Этническая и языковая принадлежность костобочей неизвестна из-за отсутствия доказательств. Основная точка зрения состоит в том, что они были дакийским племенем среди так называемых «свободных даков », не подчинявшихся римскому правлению. Однако некоторые ученые предположили, что они были фракийцами, сарматами, славянами, германцами, кельтами или даками с кельтским надслойом.
Карта Римской империи в 125 г. н.э., показывающая Костобоки на востоке.
Доказательства, представленные в поддержку Основные этнические гипотезы можно резюмировать следующим образом:
Дакийцы
- Ономастики: Семья костобоканского царя по имени Пиепор (II век) имела имена, которые, по мнению некоторых ученых, имели дакское происхождение.
- Рубрика Dacpetoporiani на Tabula Peutingeriana была истолкована некоторыми учеными как элизия «Daci Petoporiani», означающая «даки царя Петопора». Шютте утверждал, что Петопор - это то же самое, что и Пиепор, король Костобоков.
- Археология: Костобоки были связаны на основе их географического положения с липицкой культурой. Особенности этой культуры, особенно ее гончарные стили и погребальные обычаи, были идентифицированы некоторыми учеными как дакийские, что привело к выводу, что костобоки были этническим дакийским племенем.
- Этимология имени: Согласно Шютте, дакийцу Элемент -bokoi также встречается в названии другого дакийского племени, Sabokoi. Однако Роджер Бэтти утверждает, что липицкая культура плохо подходит для костобоков, не в последнюю очередь потому, что она, кажется, исчезла в I веке до нашей эры, задолго до периода 100-200 н.э., когда они засвидетельствованы в и вокруг Дакии по сохранившимся историческим документам.
фракийский
- ономастики: некоторые ученые считают имена Пиепора и его внуков фракийскими (см. ономастики выше).
- Археология: Согласно Яздевскому, в раннеримский период, на Верхнем Днестре, черты липицкой культуры указывают на этнических фракийцев, находившихся под сильным кельтским культурным влиянием, или на тех, кто просто впитал кельтские этнические компоненты.
- Тот факт, что царица Зия, названная «дакийцем», может указывать на то, что Пиепор и костобоки сами не были даками.
Кельтские
- Некоторые ученые считают, что имя Костобоки имеет кельтскую этимологию. В частности, они видят в первом элементе своего имени искаженное слово coto-, кельтский корень, означающий «старый» или «кривой» (ср. Cotini, восточное кельтское племя в том же Карпатском регионе; Коттий, король кельтов Тауринов в западных Альпах. Один из вариантов имени Костобоци в рукописи Плиния - Котобоки). Однако Фалиев утверждает, что, хотя и возможно, кельтское происхождение менее вероятно, чем «автохтонное».
- В период 400-200 до н.э. Трансильвания и Бессарабия были свидетелями интенсивного кельтского заселения, поскольку о чем свидетельствует большая концентрация кладбищ типа Ла-Тен. По словам Бэтти, Центральная Трансильвания, похоже, стала кельтским анклавом или унитарным королевством. Птолемей перечисляет 3 племени, присутствовавших в Трансильвании: (с запада на восток): таврицы, анартес и костобоки. Первые два обычно считаются кельтскими.
- Липицкая культура демонстрирует многочисленные кельтские черты.
Скифо-сарматы
По мнению некоторых ученых, костобоки не были оседлая группа вообще, но полукочевой степной конной культуры скифо-сарматского характера. Эта гипотеза была первоначально предложена выдающимся немецким классиком 19 века Теодором Моммзеном.
- Племя, названное Cotobacchi (или Cotoboci, или другие варианты рукописи) в списке сарматских племен в Плинии. Naturalis Historia, по мнению некоторых ученых, относится к костобочам. Однако Руссу и другие ученые считают котобакков отдельной группой, не связанной с костобочами.
- Утверждение Аммиана Марцеллина (около 400 г. н.э.) о том, что это северный регион Понтийские степи населяли «европейские аланы, костобоки и бесчисленные скифские племена». По мнению некоторых ученых, упомянутый регион представляет собой всю степь между Дунаем и рекой Дон, и отрывок идентифицирует Costobocae как иранский степно-кочевой народ. Однако другие ученые утверждают, что упомянутый регион намного меньше, чем между Дунаем и Днестром.
- Присутствие на всей территории региона, идентифицированного древними географами как населенное Костобочами (SW Украина, северная Молдавия и Бессарабия ), чередующиеся между местами оседлых кремационных культур, такими как Липица, отдельных погребальных кладбищ сарматского стиля, датируемых I и II веками нашей эры.
- Надпись, найденная в Святилище мистерий в Элевсине в Греции, которое, как полагают, было вырезано священниками после того, как этот храм был разграблен костобоцитами во время их вторжения из 170/1. Надпись относится к «преступлениям сарматов». Некоторые ученые утверждают, что это доказывает, что костобоки были сарматами. Однако другие ученые предполагают, что имя сарматов использовалось как общий термин для рейдеров, пересекающих нижний Дунай, или что оно свидетельствует о совместном вторжении костобоков и сарматов.
Конфликт с Римом
Конная статуя
Марка Аврелия. Возможно, он был воздвигнут в 176 или 177 году в ознаменование его походов на северные границы.
Во время правления Марка Аврелия Римская империя воевала Маркоманнскими войнами, огромными и длительная борьба против маркоманов, квадов и других племен вдоль среднего Дуная. Костобоки также присоединились к антиримской коалиции на каком-то этапе.
Вторжение 170/1
Легио V Македоника выделило кирпичи из
Потайсы В 167 году нашей эры римский легион V Македоника, вернувшись с парфянской войны, перенесла свою штаб-квартиру из Троесмиса в Нижнюю Мезию в Потайссу в Дакию Поролиссенсис, для защиты дакийских провинций от нападений маркоманов. Другие вспомогательные подразделения из Нижней Мезии участвовали в кампаниях по Среднему Дунаю, в результате чего оборона нижней границы Дуная была ослаблена. Воспользовавшись случаем, в 170 или 171 году костобоки вторглись на римскую территорию. Не встречая небольшого сопротивления, они пронеслись через провинции Нижняя Мезия, Верхняя Мезия, Фракия, Македония и Ахея..
Северные Балканы
Перейдя Дунай, Костобочцы сожгли район Хистрия, который таким образом был заброшен. Их атаки также затронули Каллатиса, и стены города потребовали возмещения ущерба. Две надгробные надписи, обнаруженные в Tropaeum Traiani в Нижней Мезии, увековечивают память римлян, погибших во время атак: Луция Фуфидия Юлиана, декуриона и дуумвира города и человека по имени Дайзус, сын Комозуса. vexillatio, состоящий из отрядов легионов I Italica и V Macedonica, был развернут в Тропее в этот период, возможно, для защиты от этих атак. Затем налетчики двинулись на запад, достигнув Дардании. Надгробие, найденное в Скупи в Верхней Мезии, было посвящено Тимонию Дассусу, декуриону из римской вспомогательной когорты, павшему в бою. против костобочей. Их наступление продолжалось на юг, через Македонию в Грецию.
Греция
В своем описании города Элатеи в центральной Греции, современный путешественник Павсаний упомянул инцидент, связанный с местным сопротивлением костобочам:
Армия бандитов, называемых костобочами, которые вторглись в Грецию в мои дни, посетила среди других городов Элатейю. После этого некий Мнесибул собрал вокруг себя отряд людей и предал мечу многих варваров, но сам пал в битве. На двести тридцать пятом
Олимпийском фестивале этот Мнесибул получил несколько призов в беге, среди которых были призы в беге по бегу и в двойном беге со щитом. На Бегун-стрит в Элатее стоит бронзовая статуя Мнесибула.
Павсаний, Описание Греции, X, 34, 5.
Руины в
Элевсине. Вид на раскопки в сторону
Саронического залива.
После этого варвары достигли Афин, где они разграбили знаменитый храм мистерий в Элевсине. В мае или июне 171 года оратор Элий Аристид выступил с публичной речью в Смирне, сетуя на ограниченный ущерб, недавно нанесенный священному месту. В трех местных надписях хвалят элевсинского жреца за сохранение секретов ритуала.
. Несмотря на то, что большая часть сил вторжения была потрачена, местного сопротивления было недостаточно, и прокуратор Луций Юлий Вехилиус Гратус Юлиан был отправлен в Греция с вексилляцией, чтобы очистить от остатков захватчиков. Таким образом, костобоки были побеждены.
Дакия
В тот же период костобоки, возможно, напали на Дакию. Бронзовая рука, посвященная Юпитеру Долихену солдатом из когорты, расквартированной в Дакии, была найдена в Мышкове в Западной Украине. Было высказано предположение, что это могло быть добычей из рейда Костобокан. Некоторые ученые предполагают, что именно в этот неспокойный период члены семьи короля Пьепора были отправлены в Рим в качестве заложников.
Приход вандалов
Вскоре после 170 г. н.э. вандалы Астинги под властью своих царей Рауса и Рапта достигли северных границ римской Дакии и предложили римлянам свой союз в обмен на субсидии и землю. Губернатор провинции отклонил их требования, но призвал их атаковать проблемных Костобочей, предлагая защиту их женщинам и детям. Астинги заняли территорию Костобочей, но вскоре были атакованы другим племенем вандалов, Лакринги. И Астинги, и Лакринги в конечном итоге стали римскими союзниками, что позволило римлянам сосредоточить внимание на среднем Дунае в маркоманских войнах. Ученые по-разному предполагают, что остатки этого племени были покорены вандалами или бежали и искали убежища на соседних территориях Карпи или в римской провинции Дакия.
См. Также
Цитаты
Библиография
- AE: L'Année épigraphique
- Альфельди, Андреас (1944). Zu den Schicksalen Siebenbürgens im Altertum. Будапешт.
- Андрей Арическу (1980). Армия в Романской Добрудже.
- Басотова, Майя (2007). «Новый ветеран VII легиона Клаудиа из колонии Флавия Скупи». Археолоски Вестник. 58 : 405–409.
- Бэтти, Роджер (2008). Рим и кочевники: Понтийско-Дунайский регион в древности.
- Бичир, Георге (1976): История и археология Карпий со 2-го по 4-й века нашей эры (англ. Пер. BAR, серия 16 i)
- Бичир, Георге (1980). "Dacii liberi în secolele II - IV e.n.". Revista de Istorie. 33 (3): 443–468.
- Бирли, Энтони Р. (2000) [1987]. Марк Аврелий: Биография (2 - е изд.). Рутледж.
- Кирикэ, Эдуард (1993). "Une invasion" barbare "dans la Grèce Centrale au temps de Marc-Aurèle". Thraco-Dacica. 14 : 157–158.
- Клинтон, Кевин (2005). Элевсин, Надписи на камне: документы святилища двух богинь и публичные документы Деме. 1.
- Колледж, Малкольм А. Р. (2000). «Искусство и архитектура». Кембриджская древняя история. XI (2-е изд.). С. 966–983.
- Кортес, Хуан Мануэль (1995). "La datación de la Expedición de los Costobocos: la subscripción de XXII K de Elio Arístides". Хабис. 25 : 187–193.
- Кроитору, Костин (2009). «Despreorganizarea Limes-ului la Dunărea de Jos. Note de lectură (V)». Истрос. XV : 385–430.
- Дана, Дэн (2003). "Les daces dans les ostraca du desert oriental de l'Égypte. Morphologie des noms daces". Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 143 : 166–186.
- Дана, Дэн (2006). «Исторические имена даков и их память: новые документы и предварительный обзор». Studia Universitatis Babes-Bolyai - Historia (1): 99–127.
- Дуриданов, Иван (1995). "Thrakische und dakische Namen". Namenforschung. Ein Internationales Handbuch zur Onomastik. 1 . Берлин-Нью-Йорк: Де Грюйтер. стр. 820–840.
- Den Boeft, Jan; Драйверс, Ян Виллем; Ден Хенгст, Даниэль; Тейтлер, Ханс К. (1995). Филологические и исторические комментарии к Аммиану Марцеллину. XXII . Гронинген.
- Дессау, Герман (1892). Inscriptiones Latinae Selectae. 1 . Берлин.
- Детшев, Димитер (1957). Die thrakischen Sprachreste. Вена.
- Фалиев, Александр (2007): Celtic Dacia
- Фрейзер, Джеймс Джордж (1898). Описание Греции Павсанием. 5.
- Георгиев, Владимир (1983). "Thrakische und Dakische Namenkunde". Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt. II.29.2. Берлин - Нью-Йорк. С. 1195–1213.
- Хизер, Питер (2010). Империи и варвары: падение Рима и рождение Европы. Oxford University Press.
- Яздзевски, Конрад (1948). Атлас к предыстории славян: Выпуск 2, Часть 1. Lodz Towarzystwo Naukowe.
- Джонсон, Дайан (2011). "Монодия Либания для Дафны (Речь 60) и Элевсиниевый Логос Элия Аристида". У Шмидта, Томаса; Флери, Паскаль (ред.). Восприятие Второго софизма и его времени. С. 199–214.
- Джонс, Уильям Генри Сэмюэл (1935). Павсаний Описание Греции, книги VIII.22-X. Издательство Гарвардского университета.
- Казански, Мишель ; Шаров Олег; Щукин, Марк Б. (2006) [2006]. Des Goths Aux Huns: археологические исследования поздней античности и раннего средневековья Европы (400–1000 гг. Н. Э.): Le Nord De La Mer Noire Au Bas-Empire Et a L'epoque Des Grandes Migrations. : Британские археологические отчеты. ISBN 978-1-84171-756-2.
- Клодзинский, Кароль (2010). "Equestrian cursus honorum, основанный на карьере двух выдающихся офицеров императора Марка Аврелия". В Темпоре. 4 : 1–15.
- Колендо, Ежи (1978). "Un Romain d'Afrique élevé dans le pays de Costoboces: à Propos de CIL VIII 14667". Acta Musei Napocensis. 15 : 125–130.
- Ковач, Петер (2009). Чудо дождя Марка Аврелия и маркоманские войны. Brill.
- Кропоткин, Владислав В. (1977). "Denkmäler der Przeworsk-Kultur in der Westukraine und ihre Beziehungen zur Lipica- und Cernjachov-Kultur". В Хроповском, Богуслав (ред.). Симпозиум. Ausklang der Latène-Zivilisation und Anfänge der germanischen Besiedlung im mittleren Donaugebiet. Братислава. С. 173–200.
- Macrea, Mihail (1970). "Les Daces libres à l'époque romaine". В Филип, Ян (ред.). Акты VII Международного конгресса доисторических и протоисторических наук, Прага, 21–27 августа 1966 г. 2 . С. 1038–1041.
- Матееску, Джордж Г. (1923). "I Traci nelle epigrafi di Roma". Ephemeris Dacoromana. Рим. I : 57–290.
- Матей-Попеску, Флориан (2003–2005). «Обратите внимание на эпиграфию I». SCIVA. 54-56: 303–312.
- Merrills, Andrew H.; Майлз, Ричард (2010), Вандалы, Вили-Блэквелл
- Менхен-Хельфен Отто Дж. (1973) Мир гуннов: исследования по их истории и культуре под редакцией Макса Найта, опубликовано Беркли, Калифорнийский университет Press, ISBN 0-520-01596-7
- Mikołajczyk, Andrzej (1984). «Закарпатские находки гето-дакийских монет». Археология Полона. 23 : 49–66.
- Маркуанд, Аллан в Американском журнале археологии »(1895) Том 10, №4
- Мюлленхофф, Карл (1887). Deutsche altertumskunde. 2 . Берлин.
- Моммзен, Теодор (1885/6, 1996 англ. Перевод): История Рима при императорах
- Муратори, Лодовико Антонио (1740). Novus Thesaurus Veterum Inscriptionum. 2 . Милан.
- Мюссе, Люсьен (1994) [1965]. Les invasions: les vague germaniques (3-е изд.). Париж: Press Universitaires de France.
- Нандрис, Джон (1976) ». Железный век Даков: комментарий в европейском контексте ». Festschrift für Richard Pittioni zum siebzigsten Geburtstag. I . Wien. Pp. 723–736. ISBN 978-3 -7005-4420-3.
- Опряну, К. (1997). "Римская Дакия и ее варварские соседи. Экономические и дипломатические отношения ". Римские пограничные исследования 1995: материалы XVI Международного конгресса римских пограничников. С. 247–252.
- Опряну, К. (1994)." Neamurile barbare de la frontierele Daciei Romane si relatiile lor политико-дипломатическая модель cu Imperiul ". Ephemeris Napocensis, EPH IV - 14. Institutul de Arheologie şi Istoria Artei Cluj. ISSN 1220-5249.
- Ормерод, Генри Ардерн (1997) [1924]. Пиратство в древнем мире: очерк по истории Средиземноморья.
- Паркер, Генри Майкл Дин (1958) [1935]. История римского мира с 138 по 337. Лондон: Метуэн.
- Петерсен, Лейва; Wachtel, Klaus (1998). Prosopographia Imperii Romani. Saec. I, II, III. VI . Berlin-New York: De Gruyter.
- Petolescu, Constantin C. (2007). Cronica epigrafică a României (XXVI, 2006) ". SCIVA. 58 (3–4): 365–388.
- фон Премерштейн, Антон (1912)." Untersuchungen zur Geschichte des Kaisers Marcus ". Klio. 12 : 139–178.
- Робертсон Браун, Амелия (2011). «Бандитизм или катастрофа? История, археология и набеги варваров на Римскую Грецию». В Mathisen, Ralph W.; Шанзер, Данута (ред.). Римляне, варвары и преобразование римского мира. С. 79–95.
- Руссу, Ион Иосиф (1959). "Les Costoboces". Дачия. NS 3 : 341–352.
- Руссу, Ион Иосиф (1969). «Die Sprache der Thrako-Daker» («фрако-дакский язык»). Editura Stiintifica.
- Scheidel, Walter (1990). "Probleme der Datierung des Costoboceneinfalls im Balkanraum unter Marcus Aurelius". Historia. 39 : 493–498.
- Schuddeboom, Feyo L. (2009). Греческая религиозная терминология - Telete Orgia. Brill.
- Schütte, Gudmund (1917). Карты Северной Европы Птолемеем: реконструкция прототипов. Копенгаген.
- Щукин, Марк Б. (1989). Рим и варвары в Центральной и Восточной Европе: 1 век до н.э. - 1 век н.э.
- Тальберт, Ричард Дж. А. (2000). Баррингтонский Атлас греческого и римского мира.
- Точилеску, Григоре Г. (1903). "Câteva monmente epigrafice descoperite in România". Revista pentru istorie, archeologie şi filologie. 9 (1): 3–83.
- Томашек, Вильгельм (1980a) [1893]. Die alten Thraker. Я (2 изд.). Вена.
- Томашек, Вильгельм (1980b) [1894]. Die alten Thraker. II.2 (2-е изд.). Вена.