Guwen Guanzhi | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 古文 觀 止 | ||||||||||||||||||
Упрощенный китайский | 古文 观 止 | ||||||||||||||||||
Буквальное значение | древний стиль лучшее из | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Guwen Guanzhi (китайский : 古文 觀 止) - это антология эссе, написанных на литературном китайском. Впервые он был опубликован во время династии Цин в 1695 году. Он включает более двухсот работ от периода Сражающихся царств до династии Мин. Сегодня антология (полностью, но в основном частично) широко используется в качестве обязательного или дополнительного материала для чтения литературного китайского языка в средних школах Большого Китая, включая Материковый Китай, Гонконг, Макао и Тайвань.
Всего у Гувен Гуаньчжи 221 текст. Тексты отсортированы по периодам, и первоначально книга состояла из 12 глав (цзюань, 卷). Составление выглядит следующим образом:
Большая часть тексты - это проза, написанная в "древнем стиле", о котором говорится в guwen (古文). В подборку также вошли три (или четыре) произведения, написанные «параллельной прозой» (обычно не считающиеся гувен), а также три ci и четыре fu стихотворения в прозе. Гуаньчжи (буквально «конец чтения») - это идиома, означающая «несравненное хорошее; лучшие из лучших».
Гувен Гуаньчжи создавалась в первую очередь как практическое учебное пособие. Составители избегали излишне сложных текстов и сделали свои объяснения максимально ясными и краткими. В свое время главными достоинствами Гувен Гуаньчжи были ее идеальный размер (с точки зрения количества и длины отобранных текстов), относительная полнота ее выбора, отсутствие чрезмерно моралистического или тенденциозного подхода, а также хорошие примечания и комментарии. Те же особенности помогли антологии выжить на протяжении веков.
Гувен Гуаньчжи был составлен и отредактирован и, на момент публикации публикации, работали учителями в частной деревенской школе в Шаосин. Очень мало известно об У Чукая (имя У Чэнцюань 吳 乘 權, прозвище Чукай, 楚 才, 1655–1719), за исключением того, что он был родом из Шаосина и никогда не становился частью авторитетных литераторов. У Дяохоу (настоящее имя Ву Дачжи 吳大 職, любезное имя Дяоху, 調 侯) был его младшим племянником.
У Чуцай начал работу над антологией в 1678 году в Фуцзянь куда он отправился, чтобы взять на себя обязанности личного секретаря своего дяди, высокого имперского чиновника (吳興祚, 1632–1697). Позже к работе присоединился его племянник.
Изначально антология была издана в двух изданиях. Первое издание 34-го года правления императора Канси (1695 г., место печати неизвестно) имеет предисловие У Синцзуо, которое во втором издании 1697 г. было заменено предисловием Ву Чукаи и Ву Дяохоу. Издание 1697 г. также содержало некоторые исправления и изменения в примечаниях и комментариях, но в остальном было более низкого качества, чем первое издание. Только первое издание послужило основой для всех последующих изданий (до двух эпохи Цяньлун изданий).
Анализ показывает, что композиция Guwen Guanzhi в значительной степени основана на бывшей антологии, созданной совсем другой компилятор. Хотя «проект» часто считался «имперской» антологией (古 文淵 鑑), отредактированной во время ранней династии Цин под личным руководством императора Канси, и включающей стандартные комментарии, необходимые для имперских экзаменов, оказалось, что это не так. Вместо этого в целом почти 90% текстов в Guwen Guanzhi происходят из другой антологии эпохи Цин (古文 析 義), часто копируемой по символам. Однако примечания и комментарии у всех разные.
Guwen xiyi был составлен и отредактирован (林雲銘, 1628–97, Fujian). Линь Юньминь был чиновником среднего звена, сдавшим экзамен на столицу (цзиньши ) в 1658 году. Более ранняя версия рукописи Линя «считается утерянной в ходе« проблем Фуцзянь ».. », имея в виду Восстание Трех Феодатов. В 1674 году Линь был заключен в тюрьму про-Минскими повстанцами, которые, в свою очередь, потерпели поражение от войск под командованием У Синцзуо и других в 1675 году. Guwen xiyi был опубликован в 1682 году.
Каллио, Юрки: Просвещение для масс. Конфуцианское образование в духе Гувен гуаньчжи. Gaudeamus Helsinki University Press. Хельсинки (электронная книга) 2011. ISBN 978-952-495-607-9.