Франц Шрекер (первоначально Шрекер; 23 марта 1878 - 21 марта 1934) был австрийским композитором, дирижером, учителем и администратором. Первоначально композитор опер, Шрекер разработал стиль, характеризующийся эстетической множественностью (смесь романтизма, натурализма, символизма, Импрессионизм, Экспрессионизм и Neue Sachlichkeit ), тембральное экспериментирование, стратегии расширенной тональности и концепция музыкального театра в целом в повествование о музыке ХХ века.
Родился Шрекер в Монако, старший сын богемского еврейского придворного фотографа Игнаца Шрекера и его жены Элеоноры фон Клоссманн, которая была членом Католическая аристократия из Штирии. Он вырос во время путешествий по половине Европы, и после ранней смерти его отца семья переехала из Линца в Вену (1888 г.), где в 1892 г. с помощью стипендии, Шрекер поступил в Венскую консерваторию. Начав со занятий скрипкой, с Сигизмундом Бахрихом и Арнольдом Розе, он перешел в класс композиции Роберта Фукса, получив диплом композитора. в 1900 году. Его первым успехом стало Интермеццо для струнных соч. 8, который получил важную премию, спонсируемую Neue musikalische Presse в 1901 году. После окончания консерватории он несколько лет работал на различных рабочих местах. Его первая опера Фламмен была закончена в 1902 году, но не получила постановочной постановки.
Шрекер начал дирижировать в 1895 году, когда он основал Verein der Musikfreunde Döbling. В 1907 году он сформировал Венский филармонический хор, которым руководил до 1920 года: среди его многочисленных премьер были Псалом XXIII и Шёнберг Friede auf Erden и Гюрре-Лидер.
Его "пантомима ", Der Geburtstag der Infantin, заказанная танцовщицей Гретой Визенталь и ее сестрой Эльзой для открытия Kunstschau 1908 года, впервые привлекла внимание к его развитие как композитора. Проект был настолько успешным, что Шрекер сочинил еще несколько танцевальных произведений для двух сестер, включая Der Wind, Valse lente и Ein Tanzspiel (Rokoko).
В ноябре 1909 года состоялась бурная премьера сложной оркестровой интерлюдии (названной Nachtstück) из Der ferne Klang, оперы, над которой он работал с 1903 года. В 1912 году первое исполнение всей оперы во Франкфурте закрепило его славу. В том же году директор Вихельм Бопп предложил Шрекеру временную должность преподавателя в консерватории, где Шрекер учился, теперь Венской музыкальной академии. В начале 1913 года он был назначен профессором .
. Этот прорыв знаменует десятилетие больших успехов композитора. Его следующая опера, Das Spielwerk und die Prinzessin, премьера которой состоялась одновременно во Франкфурте и Вене 15 марта 1913 года, была встречена хуже (впоследствии произведение было переработано как одноактный "Mysterium", названный просто Das Spielwerk в 1915 году), но скандал, вызванный этой оперой в Вене, только сделал имя Шрекера более широко известным.
Шрекер на литографии Генриха Готцелига, ок. 1922Начало Первой мировой войны прервало успех композитора, но с премьерой его оперы Die Gezeichneten во Франкфурте 25 апреля 1918 года Шрекер вышел в первые ряды современные оперные композиторы. Первое выступление Der Schatzgräber во Франкфурте 21 января 1920 года стало кульминацией его карьеры. Произведение, составленное между двумя операми для факультета Венской академии в 1916 году, быстро вошло в репертуар и сегодня остается наиболее часто исполняемым произведением Шрекера.
В марте 1920 года он был назначен директором Hochschule für Musik в Берлине, а между 1920 и 1932 годами он давал обширное музыкальное образование по различным предметам с Бертольдом Гольдшмидтом, Алоис Хаба, Яша Хоренштейн, Юлиус Бюргер, Эрнст Кренек, Артур Родзинский, Стефан Вольпе, Зденка Тихарих и Грета фон Цириц числятся среди его учеников.
Слава и влияние Шрекера были на пике в первые годы Веймарской республики, когда он был самым исполняемым из ныне живущих оперных композиторов после Рихард Штраус. Упадок его творческих успехов начался с неоднозначного приема, оказанного Иррелохе в Кельне в 1924 году под руководством Отто Клемперера, и неудачи Der singende Teufel, данной в Берлине. в 1928 г. при Эрихе Кляйбере.
политические события и распространение антисемитизма также были сопутствующими факторами, оба из которых ознаменовали конец карьеры Шрекера. Демонстрации правого толка омрачили премьеру Der Schmied von Gent в Берлине в 1932 году, и национал-социалистическое давление вынудило отменить запланированную Фрайбург премьеру Христофор в 1933 году (окончательно работа там была выполнена в 1978 году). Наконец, в июне 1932 года Шрекер потерял должность директора Musikhochschule в Берлине, а в следующем году также должность профессора композиции в Akademie der Künste.
За свою жизнь он прошел путь от того, чтобы его провозгласили будущим немецкой оперы, до того, как его сочли нерелевантным как композитор и маргинализировали как педагог. После перенесенного инсульта в декабре 1933 года он умер в Берлине 21 марта 1934 года, за два дня до своего 56-летия.
Хотя Шрекер находился под влиянием таких композиторов, как Рихард Штраус и Рихард Вагнер, его зрелый стиль демонстрирует очень индивидуальный гармонический язык, который, хотя в широком смысле тональный, но искажается с помощью хроматических и политональных пассажей.
После десятилетий в безвестности, Шрекер начал пользоваться значительным возрождением репутации в немецкоязычном мире и в Соединенных Штатах. В 2005 году на Зальцбургском фестивале была смонтирована неполная постановка Die Gezeichneten, проведенная Кентом Нагано (и снятая), и Еврейский музей в Вене представил выставку, посвященную его жизни и творчеству. Новые постановки Der ferne Klang были поставлены в Staatsoper Unter den Linden в Берлине и Zurich Opera в 2010 году, а также в небольших оперных театрах Германии.. Irrelohe был исполнен в Volksoper в Вене в 2004 году и снова в Bonn Opera в ноябре 2010 года. Ранее в том же году опера Шрекера была поставлена в США для впервые: Die Gezeichneten в Los Angeles Opera ; и через несколько месяцев после этого появился второй: Der ferne Klang во время Барда Summerscape Festival.
Главный издатель: Universal Издание
Примечания
Источники