Эрих Кляйбер

редактировать
Австрийский дирижер Эрих Клейбер

Эрих Клейбер (5 августа 1890 - 27 января 1956) был австрийцем, позже аргентинский дирижер, известный своими интерпретациями классики и сторонником новой музыки.

Клейбер родился в Вене, и после учебы в Пражской консерватории он пошел традиционным для начинающих дирижером маршрутом в немецкоязычных странах того времени, начиная с répétiteur в оперном театре и становится дирижером на все более высоких должностях. После работы в Дармштадте (1912), Бармен-Эльберфельде (1919), Дюссельдорфе (1921) и Мангейме (1922) он был назначен в 1923 году на важный пост музыкального директора Берлинской государственной оперы.

В Берлине скрупулезная музыкальность и инициативное программирование Клейбера снискали ему высокую репутацию, но после нацистской партии власть в Германии в 1933 году, он ушел в отставку в знак протеста против ее репрессивной политики и покинул страну, обосновавшись вместе со своей семьей в Буэнос-Айресе. До конца своей карьеры он был фрилансером, приглашенным дирижером на международном уровне в оперных и концертных залах. Он сыграл важную роль в создании Королевской оперы в Лондоне, но его план вернуться в Берлинскую государственную оперу в 1950-х годах не соответствовал политике.

Клейбер считался выдающимся дирижером Моцарта, Бетховена и Рихарда Штрауса и поощрял современных композиторов, в том числе Альбана Берга, чью Воццек он представил. Он внезапно умер в Цюрихе в возрасте 65 лет.

Содержание
  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Берлин
    • 1.3 Эмигрант
    • 1.4 Пост- война
  • 2 Репутация, почести и наследие
    • 2.1 Записи
    • 2.2 Фильмография
  • 3 Примечания, ссылки и источники
    • 3.1 Примечания
    • 3.2 Ссылки
    • 3.3 Источники
  • 4 Внешние ссылки
Жизнь и карьера

Ранние годы

Кляйбер родился в Видене, Вена, 5 августа 1890 года и был вторым из двух детей доктора Франца Отто Клейбера., учитель, и его жена Врони, урожденная Шёппл. Отец Клейбера умер в 1895 году, а его мать умерла в следующем году. Клейбер и его сестра переехали жить к бабушке и дедушке по материнской линии в Прагу. В 1900 году, после смерти деда, Клейбер вернулся в Вену, чтобы жить с тетей и учиться в гимназии. Он имел возможность посещать выступления в Musikverein, Volksoper и Hofoper, где Густав Малер был музыкальным руководителем. Вместе со своим другом Гансом Галем, Клейбер услышал исполнение Шестой симфонии Малера под управлением композитора; в конце Клейбер сказал Галу, что намеревается стать дирижером. Гал указал, что традиционный путь к тому, чтобы стать дирижером, - это начать с должности Коррепетитора (répétiteur ) в одном из многих оперных театров в немецкоязычных странах, но Клейбера никогда не учили игре на фортепиано.

В июле 1908 года Клейбер покинул Вену и изучал искусство, философию и историю искусства в Карловом университете в Праге. На основании некоторых его сочинений, которые он представил в Пражскую консерваторию, он был принят с оговоркой, что, если он не достигнет требуемого стандарта в течение года, ему придется уйти. Он купил пианино и сам научился играть на нем, брал уроки игры на органе и достаточно хорошо усвоил программу, чтобы сдать экзамены в консерватории. Он был принят тренером в Немецкий театр в 1911 году и начал работать концертмейстером, работая в 1912 году с Альфредом Пиккавером. Интендант Дармштадтского придворного театра заметил потенциал Клейбера и пригласил его дирижировать там. Он проработал в Дармштадте семь лет. Дальнейшие назначения последовали в Бармен-Эльберфельд в 1919 году, Дюссельдорфе в 1921 году и Мангейме в 1922 году.

Берлин

Как музыкальный руководитель Берлинской государственной оперы он отстаивал произведения Альбана Берга, Дариуса Мийо

В 1923 году Лео Блех ушел с поста музыкального руководителя Берлинская государственная опера после 17 лет руководства. Бруно Вальтер и Отто Клемперер были приглашены на его место, но подходы были безрезультатными. Клейбер, приглашенный дирижировать синглом Fidelio в августе 1923 года, произвел очень благоприятное впечатление и через три дня был назначен на место Блеха с пятилетним контрактом.

Музыкальный словарь Гроува и «Музыканты» описывают берлинские годы Клейбера как «исключительно продуктивные»:

В 1924 году он дирижировал Яначеком Jenůfa в постановке, которая считается решающей для широкого успеха композитора.. Die Zwingburg Кренека была представлена ​​в том же году, а в 1925 году последовала премьера Берга Воццек. Другие новые работы, которые он исполнил, включали Шрекера Der singende Teufel (1928) и Milhaud Christophe Colomb (1930) и он также дирижировал Das Liebesverbot Вагнера и различными опереттами.

В 1926 году Клейбер женился на американке Рут Гудрич (1900–1967). У них было двое детей, Вероника (1928–2017), позже помощник Клаудио Аббадо, и сын Карл, позже известный как Карлос (1930–2004), который стал знаменитым дирижер.

В берлинские годы Клейбер начал международную карьеру, дирижируя концертами в Буэнос-Айресе (1926, 1927) и Москве (1927); в Нью-Йорке он проработал шесть или семь недель в сезонах 1930–31 и 1931–32, дав от 20 до 30 концертов.

Время Клейбера в Берлине закончилось в 1934 году, через год после НСДАП (нацистская партия) пришла к власти в Германии. Кляйбер, который не был евреем, политически активным или иным образом персонажем нон грата с нацистами, мог бы продолжить свою карьеру при их режиме, но он не принял их расовую политику или их удушение художественной свободы. Когда новая опера Берга Лулу была запрещена как Entartete Musik (дегенеративная музыка ), Кляйбер ушел со своего поста в Государственной опере. Он был возмущен, когда Берг - его близкий друг - предположил, что он вступил или присоединится к нацистской партии, чтобы защитить свою карьеру. Он написал Бергу: «Я никогда не был членом НСДАП - и никогда не собирался им становиться !!! Несмотря на несколько просьб!»

Не позволивший исполнить Лулу, Кляйбер сделал жест неповиновения régime, включив мировую премьеру сюиты из оперы в программу своего последнего концерта в нацистской Германии. Мероприятие привлекло международное внимание. The New York Times сообщила

В течение почти пятнадцати минут огромная аудитория, состоящая из многих членов дипломатического корпуса, слушала, напряженно аплодировала, топтала ногами и аплодировала, снова и снова возвращаясь к трибуне. Эрих Клейбер, который подготовил и дирижировал захватывающим представлением, оркестром Государственной оперы и венским легким сопрано Лилли Клаус.

Клейбер дирижировал заключительными оперными представлениями, на которые он был возложен по контракту, а затем покинул Германию со своим жена и дети в январе 1935 года.

Emigré

Биограф Клейбера Джон Рассел называет свою главу, охватывающую 1935-1939 годы, «Бродяжничеством». Клейбер дебютировал в Великобритании с Лондонским симфоническим оркестром в 1935 году и был частым гостем в Амстердаме, Брюсселе и других европейских городах. В 1938 году по приглашению сэра Томаса Бичема он впервые появился в Ковент-Гарден, дирижируя «Кавалером роз» в звездном составе во главе с Лоттой Леманн. Он отказался от контракта с Ла Скала, Миланом в апреле 1939 года, вскоре после того, как фашистский режим Муссолини установил свой собственный антисемитское законодательство. Клейбер сказал:

Я слышал, что евреям запрещен доступ к Скале. Музыка, как воздух и солнечный свет, должна быть для всех. Когда в эти тяжелые времена людям отказывают в утешении по причинам расы и религии, тогда я как христианин и художник чувствую, что больше не могу сотрудничать.

Поскольку Клейбер имел база в эти годы находилась в Буэнос-Айресе; он стал гражданином Аргентины в 1936 году. Он руководил немецкими оперными сезонами в Teatro Colón с 1937 по 1949 год и дирижировал в Чили, Уругвае, Мексике и на Кубе.

Post- война

После Второй мировой войны Клейбер возобновил свою деятельность в Европе, сначала с Лондонским филармоническим оркестром в 1948 году, а в Ковент-Гарден с 1950 по 1953 год. Послевоенный Ковент-Гарден сильно отличался от звездных международных довоенных сезонов. Новая компания, созданная с нуля преимущественно из британских певцов, не имела тогда международного уровня и даже не приближалась к нему. Вклад Клейбера имел решающее значение для развития компании. Продюсер звукозаписи Джон Калшоу написал:

Никто из присутствующих никогда не забудет преобразование в яме Ковент-Гарден, когда в начале 1950-х Эрих Клейбер погрузился в прелюдию «Кармен». Клейбер не импортировал филармонию для этого случая и не заполнял оркестр депутатами-специалистами; он просто заставил оркестр играть точно, ритмично и со строгими динамическими градациями. Эффект от этого, после многих лет небрежного, рутинного выступления Кармен, стал откровением.

Руководство Ковент-Гарден надеялось, что Клейбер станет музыкальным руководителем компании, но он не хотел брать на себя обязательства. В Европе было много конкурирующих запросов на его услуги. В 1951 Maggio Musicale во Флоренции он провел знаменитую постановку Les vêpres siciliennes с Марией Каллас в главной роли и мировую премьеру Гайдна Орфей и Эвридика, написанная 160 лет назад (также с Каллас). Были планы его назначения в Венской государственной оперы, но они провалились, и его единственным оперным занятием в его родном городе было «Кавалер роз» в 1951 году. В 1953 году он провел полный цикл «Кольцо» в Риме; он транслировался, но записи считаются утерянными. В период с 1948 по 1955 год он записал ряд работ для звукозаписывающей компании Decca.

Почти в конце карьеры Клейбера произошел фиаско после того, как он принял приглашение возобновить свою довоенную жизнь. почта в Берлинской государственной опере. После послевоенного разделения города дом находился в Восточном Берлине. Старое здание подверглось бомбардировке и медленно восстанавливалось. В 1951 году власти Восточной Германии предложили Кляйберу стать музыкальным руководителем после завершения реконструкции. В то время враждебность между советским блоком и западными союзниками была сильной, и некоторые пылкие демократы считали, что Кляйбер ошибался, работая на тоталитарный восточногерманский режим. Берлинский филармонический оркестр отозвал его приглашение дирижировать на его концертах, но он чувствовал, что наводит мосты между востоком и западом. Повторное открытие было запланировано на 1955 год, но с приближением времени Клейбер все больше осознавал вмешательство государства в управление домом. Ситуация достигла апогея, когда власти сняли старый памятник Фридриху Великому, который был ключевой особенностью здания. Клейбер писал: «Я должен был признать, что дух старого театра не может царить в новом здании», и он ушел в отставку перед повторным открытием. Чувствуя, что западные немцы злонамеренно пытались помешать ему дирижировать в Восточном Берлине, он покинул город и так и не вернулся.

По мнению Рассела, крушение надежд Клейбера на Государственную оперу было ударом от который он не восстановил. Он внезапно скончался в Цюрихе 27 января 1956 года в возрасте 65 лет.

Репутация, почести и наследие

По мнению Гроув, Клейбер был:

Выдающийся дирижер Моцарта, Бетховена и Рихарда Штрауса, отказавшийся от романтических интерпретаций как средства самопроекции, игнорирование ложных исполнительских традиций и усердное изучение партитур. Он никогда не терял своего взгляда на произведение, и его подход был строго несентиментальным. Он завоевал неизменную преданность оркестровых исполнителей и певцов.

Среди наград, удостоенных Кляйбера, были Commandeur Ordre de Léopold, Бельгия ; Комендатор делла Корона д’Италия ; Орден эль-Соль де Перу ; и Comendador del Merito, Чили.

Клейбер был композитором; Среди его работ - Концерт для скрипки, Концерт для фортепиано, оркестровые вариации, Каприччио для оркестра, многочисленные произведения камерной музыки, фортепианные пьесы и песни.

Записи

Гроув отмечает, что записи Клейбера Der Rosenkavalier, «Свадьба Фигаро» и симфонии Бетховена «демонстрируют его необыкновенный ритмический контроль и динамическую гибкость». Его записи включают следующие, многие из которых были переизданы в цифровых переводах:

Записи
КомпозиторРаботаОркестрДата
БетховенФиделиоСимфония Кельнского радио 1956
БетховенСимфония №3Венская филармония 1953
БетховенСимфония № 3Концертгебау 1950
БетховенСимфония № 5Концертгебау1953
БетховенСимфония № 6Концертгебау1953
БетховенСимфония № 6Лондонский филармонический оркестр 1948
БетховенСимфония № 7Концертгебау1950
БетховенСимфония № 9Венская филармония1952
ДворжакКарнавальная увертюраЛондонская филармония1948
ГендельБеренис, Анданте ЛаргеттоЛондонская филармония1949
МоцартLe nozze di FigaroВенская филармония c1955
МоцартСимфония № 39Симфонический оркестр Кельнского радио1956
МоцартСимфония № 40Лондонский филармонический оркестр1949
МоцартЧетыре немецких танцаСимфонический оркестр Кельнского радио1956
ШубертСимфония № 5Симфония Северогерманского радио 1953
ШубертСимфония № 8Берлинская филармония 1953
ШубертСимфония № 9Симфония Кельнского радио1953
Штраус, Иоганн IIDer Zigeunerbaron OvertureЛондонский филармонический оркестр1948
Штраус, ЙозефСферен-КленгеЛондонский филармонический оркестр1948
Штраус, РичардТиль УленшпигельСимфония Северогерманского радио1951
Штраус, РихардКавалер РозенкавальеВенский филармонический оркестр1954
ЧайковскийСимфония №4Парижская консерватория 1949
ЧайковскийСимфония № 6Парижская консерватория1953
Различные«Оркестровые представления»Берлинская филармония1930–1934
РазличныеКонцертные записиNBC Symphony 1947–48
VerdiI vespri sicilianiMaggio Musicale Fiorentino 1951
ВагнерТристан и ИзольдаТеатр Колон 1948
ВеберDer FreischützСимфония Кельнского радио1955
ВеберСимфония №1Симфонический оркестр Кельнского радио1956

Фильмография

Фильмография
КомпозиторРаботаОркестрДатаЭтикетка
МоцартНемецкие танцы, К. 605, № 3 Берлинская государственная опера 1931-
Штраус, Иоганн IIAn der schönen, blauen Donau Staatskapelle Berlin 1932Teldec (1997) 0927.42668.2
Новак, Витезслав Южночешская сюитаЧешская филармония c.1949-
Штраус, Иоганн IIКюнстлерлебенГосударственная капелла Берлин 1949-
БетховенСимфония № 9Чешская филармония 23 августа 1949 годаHearst Metrotone News
Примечания, ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

Внешние ссылки
Культурные учреждения
Предыдущий. Лео Блех Музыкальный руководитель Берлинской государственной оперы. 1923–1934Преемник. Клеменс Краусс
Предыдущий. Йозеф Кейлберт Музыкальный руководитель Берлинской государственной оперы. 1954–1955Преемник. Франц Конвичный
Последняя правка сделана 2021-05-19 13:25:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте