Экономика Узбекистана

редактировать
Экономика Узбекистана
Центр города. Ташкент 2019.jpg Коммерческие здания в Ташкенте
ВалютаСум (UZS)
Финансовый год Календарный год
Торговые организацииСНГ, ECO, SCO, CISFTA, ВТО (наблюдатель)
Группа стран
Статистика
НаселениеУвеличить 32 955 400 (2018)
ВВП
  • Увеличить 60 490 долл. США млрд (номинал, оценка на 2019 год)
  • Увеличить 297,222 миллиарда долларов (ППС, оценка на 2019 год)
Рейтинг по ВВП
Рост ВВП
  • 5,4% (2018) 5,6% (2019e)
  • 1,5% (2020f) 6,6% (2021f)
ВВП на душу населения
  • Увеличить 1832 доллара (номинал, оценка 2019)
  • Увеличить 9000 долларов (ППС, оценка 2019)
Рейтинг ВВП на душу населения
ВВП по секторам
Инфляция (ИПЦ )14,1% (Оценка на 2020 г.)
Население низкий черта бедности
  • 14% (оценка 2016 г.)
  • Отрицательное увеличение 86,4% при менее чем 3,20 доллара в день (2003 г.)
коэффициент Джини средний 36,7 (2013 г.)
Индекс человеческого развития
  • Увеличить 0,710 высокий (2018) (108-е )
  • Н / Д IHDI (2018)
Рабочая сила
  • Увеличить 15555364 (2019)
  • Уменьшить Уровень занятости 67,4% (2018)
Рабочая сила по роду занятий
  • сельское хозяйство: 25,9%
  • промышленность: 13,2%
  • услуги: 60,9%
  • (2012 г.)
Безработица
  • Отрицательное увеличение 9,0% (2018)
  • 20% неполная занятость (2017 г.)
Основные отраслитекстильная промышленность, пищевая промышленность, машиностроение, металлургия, горнодобывающая промышленность, добыча углеводородов, химическая промышленность
Легкость- место в бизнесе Увеличить 69-е (легко, 2020)
Внешний
ЭкспортУвеличить 11,48 млрд долларов (2017 г.)
Экспортные товарыэнергопродукты, хлопок, золото, минеральные удобрения, черные и цветные металлы, текстиль, продукты питания, оборудование, автомобили
Основные партнеры по экспорту
ИмпортУвеличить 11,42 миллиарда долларов (оценка за 2017 год)
Импорт товаровмашины и оборудование, продукты питания, химия, черные и цветные металлы
Основные партнеры по импорту
Текущий счет Увеличить 1,713 миллиарда долларов (оценка за 2017 год)
Валовой внешний долг Отрицательное увеличение 16,9 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 года)
Государственные финансы
Государственный долг Отрицательное увеличение 24,3% ВВП (оценка 2017 г.)
Сальдо бюджета + 0,3% (ВВП) (оценка 2017 г.)
Доходы15,22 млрд (оценка 2017 г.)
Расходы15,08 миллиарда (2017 г.)
Экономическая помощь172,3 миллиона долларов из США (2005)
Валютные резервыУвеличить 16 миллиардов долларов ( 31 декабря 2017 г.)
Основной источник данных: Всемирная книга фактов ЦРУ. Все значения, если не указано иное, даны в долларах США.

С момента обретения независимости экономика Узбекистана продолжает существовать как командная экономика советского типа с медленным переходом к рыночной экономике. Реформы государственной экономической политики продвигались осторожно, но в целом Узбекистан показал достойные достижения. Его ограничительный торговый режим и в целом интервенционистская политика продолжают оказывать негативное влияние на экономику. Необходима существенная структурная реформа, особенно в этих областях: улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов, укрепление банковской системы и освобождение сельскохозяйственного сектора от государственного контроля. Сохраняющиеся ограничения на способность конвертации валюты и другие меры правительства по контролю экономической деятельности, включая введение строгих ограничений на импорт и периодическое закрытие границ Узбекистана с соседним Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистан побудили международные кредитные организации приостановить или урезать кредиты.

Работая в тесном сотрудничестве с МВФ, правительство добилось значительного прогресса в сокращении инфляции и дефицита бюджета. Национальная валюта была конвертирована в 2003 году в рамках программы стабилизации, разработанной МВФ, хотя некоторые административные ограничения сохраняются. Сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность вносят равный вклад в экономику, на каждую из них приходится около четверти ВВП. Узбекистан является крупным производителем и экспортером хлопка, хотя значение этого товара значительно снизилось с момента обретения страной независимости. Узбекистан также является крупным производителем золота с крупнейшим открытым золотым рудником в мире. В стране есть значительные месторождения серебра, стратегических полезных ископаемых, газа и нефти.

Содержание
  • 1 ВВП и занятость
  • 2 Труд
  • 3 Цены и денежно-кредитная политика
  • 4 Сельское хозяйство
  • 5 Природные ресурсы и энергия
  • 6 Внешняя торговля и инвестиции
  • 7 Банковское дело
  • 8 Туризм
  • 9 Разные данные
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
ВВП и занятость

Это диаграмма, отображающая тенденцию валового внутреннего продукта в Узбекистане в постоянных ценах 1995 года, по оценке Международного валютного фонда с цифрами в миллионах сом. На диаграмме также показан индекс потребительских цен (ИПЦ) в качестве меры инфляции из того же источника и обменный курс доллара США на конец года из базы данных Центрального банка Узбекистана. Для сравнения паритета покупательной способности в 2006 г. США доллар обменивается на 340 сом.

ГодВВП (в постоянных ценах)Обмен доллара СШАИПЦ (2000 = 100)
1992330,0421 сом0,07
1995302,79036 сом20
2000356,325325 сом100
2003402,361980 сом166
2006497,5251,240 сом226
Узбекистан: рост ВВП в постоянных ценах 1992–2008 гг.

ВВП Узбекистана, как и у во всех странах СНГ, спад в первые годы переходного периода, а затем восстановление после 1995 г., когда стал ощущаться совокупный эффект политических реформ. Он показал устойчивый рост, увеличиваясь на 4% в год в период с 1998 по 2003 год, а затем ускоряясь до 7-8% в год. В 2011 году темп роста составил 9%.

В условиях растущей экономики общее количество занятых выросло с 8,5 миллионов в 1995 году до 13,5 миллионов в 2011 году. Этот значительный рост рабочей силы почти на 25% отставал от роста ВВП за тот же период. (64%, см. Диаграмму), что означает значительное повышение производительности труда. Официальная безработица очень низкая: в 2005-2006 гг. На государственных биржах труда было зарегистрировано менее 30 000 ищущих работу (0,3% от рабочей силы). С другой стороны, неполная занятость считается довольно высокой, особенно в сельском хозяйстве, на которое приходится 28% всех занятых, многие из которых работают неполный рабочий день на крошечных приусадебных участках. Однако достоверных данных нет из-за отсутствия достоверных обследований рабочей силы.

Минимальная заработная плата, заработная плата в государственном секторе и пенсии по старости обычно повышаются дважды в год, чтобы гарантировать, что базовый доход не будет подорван инфляцией. Хотя статистика средней заработной платы в Узбекистане не публикуется, пенсии как показатель средней заработной платы значительно выросли в период с 1995 по 2006 год как в реальном выражении, так и в долларах США. В период с 1995 по 2006 год ежемесячная пенсия по старости увеличилась в реальных суммах (с поправкой на ИПЦ) почти в 5 раз. Ежемесячная пенсия в долларах США составляла около 20-25 долларов США до 2000 года, а затем упала до 15-20 долларов США в период с 2001 по 2004 год., а сейчас стоит 64 доллара. В ноябре 2011 года минимальная заработная плата была повышена до 34,31 доллара США. Предполагая, что средняя заработная плата в стране в 3-4 раза превышает месячную пенсию, мы оцениваем заработную плату в 2006 году в размере 100–250 долларов США в месяц, или 3–8 долларов США на человека. день.

Согласно прогнозу Азиатского банка развития, ВВП Узбекистана в 2009 году вырастет на 7%. Между тем, в 2010 году рост ВВП Узбекистана прогнозируется на уровне 6,5%.

Труд

Грамотность в Узбекистане почти всеобщая, и рабочие, как правило, хорошо образованы и обучены соответствующим образом в своих соответствующих областях.. Большая часть местного технического и управленческого обучения не соответствует международным стандартам ведения бизнеса, но иностранные компании, занимающиеся производством, сообщают, что нанятые на месте работники быстро учатся и работают эффективно. Правительство делает упор на иностранное образование. Каждый год сотни студентов направляются в США, Европу и Японию для получения университетских степеней, после чего они обязаны работать на правительство в 5 лет. По имеющимся данным, около 60% студентов, обучающихся за границей, после получения степени находят работу в иностранных компаниях, несмотря на их 5-летнее обязательство работать в правительстве. Некоторые американские компании предлагают своим местным сотрудникам специальные программы обучения в Соединенных Штатах.

Кроме того, Узбекистан субсидирует обучение студентов в Вестминстерском международном университете в Ташкенте - одном из немногих учебных заведений западного типа в Узбекистане. В 2002 году государственный фонд «Истедод» (ранее называвшийся Фондом «Умид») оплачивает 98 из 155 студентов, обучающихся в Вестминстере. В следующем учебном году Вестминстер рассчитывает принять 360 студентов, из которых Истедод рассчитывает заплатить за 160 студентов. Обучение в Вестминстере стоит 5200 долларов за академический год. В 2008 году начал свою работу Сингапурский институт развития менеджмента в Ташкенте. Этот вуз предоставляет качественное образование международного уровня. Стоимость обучения в 2012 году составила 5000 долларов. В 2009 году был открыт Туринский политехнический университет. Это единственный университет в Центральной Азии, который готовит высококлассных сотрудников для различных отраслей. В связи с закрытием или сокращением многих иностранных компаний относительно легко найти квалифицированных сотрудников, хотя зарплаты очень низкие по западным стандартам. Ограничения заработной платы, которые правительство вводит в явную попытку помешать фирмам обходить ограничения на снятие наличных из банков, не позволяют многим иностранным фирмам платить своим работникам столько, сколько они хотели бы. Правила рынка труда в Узбекистане аналогичны правилам Советского Союза, при этом все права гарантированы, но некоторые права не соблюдаются. Безработица - растущая проблема, и число людей, ищущих работу в России, Казахстане и Юго-Восточной Азии, увеличивается с каждым годом. Министерство труда Узбекистана не публикует информацию о гражданах Узбекистана, работающих за границей, но Федеральная миграционная служба России сообщает о 2,5 миллионах узбекских рабочих-мигрантов в России. Есть также сведения о том, что до 1 миллиона узбекских мигрантов работают в Казахстане нелегально. Таким образом, трудящиеся-мигранты Узбекистана могут составлять около 3,5-4 миллионов человек, или ошеломляющие 25% его рабочей силы, составляющей 14,8 миллиона человек. Госдепартамент США также подсчитал, что от трех до пяти миллионов граждан Узбекистана трудоспособного возраста проживают за пределами Узбекистана.

Цены и денежно-кредитная политика

В Узбекистане наблюдалась стремительная инфляция примерно 1000% в год сразу после обретения независимости (1992–1994 гг.). Усилия по стабилизации, осуществленные под активным руководством Международного валютного фонда, быстро окупились, поскольку темпы инфляции снизились до 50% в 1997 году, а затем до 22% в 2002 году. С 2003 года среднегодовые темпы инфляции составляли менее 10%..

Сильное инфляционное давление, характерное для первых лет независимости, неизбежно привело к резкому обесцениванию национальной валюты. Обменный курс первой валюты Узбекистана, «условного» рубля, унаследованного от советских времен, и его преемника, переходного «купонного сома», введенного в ноябре 1993 года в соотношении 1: 1 к рублю, повысился со 100 рублей за доллар США. $ в начале 1992 года до 3627 рублей (или купонных сомов) в середине апреля 1994 года. 1 июля 1994 года "купонный соъм" был заменен постоянным новым узбекским соъм (UZS) в соотношении 1000: 1, а начальный обменный курс для новой национальной валюты был установлен на уровне 7 сомов за доллар США, что означает почти двукратное снижение курса с середины апреля. В течение первых шести месяцев, с июля по декабрь 1994 г., национальная валюта обесценилась еще до 25 сом / доллар США и продолжала стремительно обесцениваться до декабря 2002 г., когда обменный курс достиг 969 сом / доллар США, т.е. 138 раз. начальный обменный курс восемь с половиной лет назад или почти в 10 000 раз превышал обменный курс в начале 1992 года, вскоре после провозглашения независимости. Затем обесценивание сома практически прекратилось в ответ на правительственную программу стабилизации, которая в то же время резко снизила уровень инфляции. В течение последующих четырех лет (2003–2007 гг.) Обменный курс сома к доллару США увеличился всего в 1,33 раза, с 969 сомов до примерно 1865 сомов в мае 2012 года.

С 1996 по 2012 год Весной 2003 года официальный и так называемый «коммерческий» обменный курс, установленный в административном порядке Центральным банком, был сильно завышен. Многие предприятия и частные лица не могли легально покупать доллары по таким «низким» ценам, поэтому для удовлетворения спроса на твердую валюту возник широко распространенный черный рынок. Спрэд между официальным обменным курсом и курсом ограничения увеличился, особенно после финансового кризиса в России в августе 1998 года: в конце 1999 года он составлял 550 сом / доллар США по сравнению с официальным курсом 140 сом / доллар США. разрыв почти в 4 раза (по сравнению с «всего» 2 раза в 1997 году и в первой половине 1998 года). К середине 2003 года усилия правительства по стабилизации и либерализации сократили разрыв между курсами черного рынка, официальными и коммерческими ставками примерно до 8%, и он быстро исчез, поскольку с октября 2003 года сом стал конвертируемым. Сегодня четыре иностранных валюты - Доллар США, евро, фунт стерлингов и иена - свободно обмениваются в торговых точках по всему городу, в то время как другие валюты, включая российский рубль и казахстанский тенге, покупаются и продаются отдельными менялами («черный рынок»), которым разрешено действовать открыто и без притеснений. Валютный режим с октября 2003 г. характеризуется как «регулируемый плавающий курс». Либерализация торгового режима остается предпосылкой для перехода Узбекистана к программе, финансируемой МВФ. В 2012 году курс «черного рынка» снова значительно выше официального, 2850 сом / доллар США против 1865 сом / доллар США (на середину июня 2011 года). Эту ставку часто называют «базарной ставкой», потому что обменные пункты работают на «базарах» - крупных фермерских рынках или рядом с ними.

Уровень собираемости налогов оставался высоким из-за использования правительством банковской системы в качестве коллекторского агентства. Техническая помощь со стороны Всемирного банка, Управления технической помощи Министерства финансов США и ПРООН предоставляется в реформировании Центрального банка и Министерства финансов в институты, способные вести рыночную деятельность. ориентированная фискальная и денежно-кредитная политика.

Сельское хозяйство

В конце 2013 года правительство через Центральный банк Республики Узбекистан объявило, что оно прогнозирует, что сельское хозяйство будет играть важную роль в экономическом развитии страны в будущем. В сельском хозяйстве Узбекистана занято 28% рабочей силы и составляет 24% ВВП (данные за 2006 г.). Еще 8% ВВП приходится на переработку отечественной сельскохозяйственной продукции. Хлопок, когда-то главный источник доходов Узбекистана, значительно утратил свой блеск с момента обретения независимости, поскольку пшеница стала приобретать все большее значение из соображений продовольственной безопасности для быстро растущего населения.. Посевные площади под хлопок сократились более чем на 25% с 2 млн га в 1990 г. до менее 1,5 млн га в 2006 г., а посевы пшеницы подскочили на 60% с примерно 1 млн га в 1990 г. до 1,6 млн га в 2006 г. Производство хлопка упало с 3 миллиона тонн ежегодно в период, предшествовавший обретению независимости, до примерно 1,2 миллиона тонн с 1995 года, но даже при таком снижении уровня Узбекистан производит в 3 раза больше хлопка, чем все другие страны Центральной Азии и Азербайджан вместе взятые. Экспорт хлопка упал с примерно 45% от общего экспорта Узбекистана в начале 1990-х годов до 17% в 2006 году. Узбекистан является крупнейшим производителем джута в Западной Азии, а также производит значительное количество шелка. (узбекский икат ), фрукты и овощи, при этом на продукты питания приходилось почти 8% общего экспорта в 2006 году. Практически все сельское хозяйство требует ирригация, но из-за бюджетных ограничений практически не было расширения орошаемых площадей с момента обретения независимости: они остаются неизменными на уровне 4,2 млн га, уровня, достигнутого к 1990 году после быстрого роста в советский период.

Государственное вмешательство в сельское хозяйство отражается в сохранении государственных заказов на две основные товарные культуры, хлопок и пшеницу. Фермеры получают обязательные директивы относительно посевных площадей для этих товаров и обязаны сдавать свой урожай назначенным торговцам по фиксированным государством ценам. Доходы фермеров и сельскохозяйственных рабочих значительно ниже, чем в среднем по стране, потому что правительство платит им меньше мировых цен за хлопок и пшеницу, используя разницу для субсидирования капиталоемких промышленных предприятий, таких как заводы, производящие автомобили, самолеты и тракторы. Следовательно, многие фермеры сосредотачиваются на производстве фруктов и овощей на своих небольших приусадебных участках, поскольку цены на эти товары определяются спросом и предложением, а не постановлениями правительства. Фермеры также прибегают к контрабанде хлопка и особенно пшеницы через границу с Казахстаном и Кыргызстаном, чтобы получить более высокие цены.

Дискриминационное установление государством цен на основные товарные культуры, хлопок и пшеницу, по-видимому, является причиной исключительно быстрого роста поголовья крупного рогатого скота в последние годы, поскольку цены на молоко и мясо, как и на фрукты и овощи, также определяются рыночными силами. Поголовье крупного рогатого скота увеличилось с 4 миллионов голов в 1990 году до 7 миллионов голов в 2006 году, и практически все эти животные содержатся в сельских семьях, насчитывающих всего 2-3 головы на домохозяйство. Продажа молока, мяса и овощей собственного производства на городских рынках является важным источником увеличения доходов сельских семей.

Советская практика использования «волонтерского труда» для сбора хлопка продолжается в Узбекистане, где школьников, студентов университетов, медицинских работников и государственных служащих ежегодно массово выгоняют на поля. В недавней статье, опубликованной отечественным информационным агентством (по общему признанию с сильной антиправительственной направленностью), хлопок в Узбекистане описывается как «богатство, собранное руками голодных детей».

Природные ресурсы и энергия

Минералы и горнодобывающая промышленность также важны для экономики Узбекистана. Золото, наряду с хлопком, является основным источником поступлений иностранной валюты, по неофициальным оценкам около 20% от общего объема экспорта. Узбекистан является седьмым по величине производителем золота в мире, добывая около 80 тонн в год, и занимает четвертое место в мире по запасам золота. В Узбекистане в изобилии природный газ, который используется как для внутреннего потребления, так и для экспорта; масло для внутреннего потребления; и значительные запасы меди, свинца, цинка, вольфрама и урана. Неэффективность использования энергии обычно высока, потому что низкие регулируемые цены не стимулируют потребителей к экономии энергии. Узбекистан является страной-партнером энергетической программы EU INOGATE, которая включает четыре ключевые темы: усиление энергетической безопасности, конвергенция государств-членов энергетических рынков на основе принципов внутреннего энергетического рынка ЕС, поддержки устойчивого развития энергетики и привлечения инвестиций для энергетических проектов, представляющих общий и региональный интерес.

Внешняя торговля и инвестиции
Экспорт Узбекистана в 2006 г. Графическое изображение экспорта продукции Узбекистана в 28 цветных категориях.

Внешнеторговая политика Узбекистана основана на импортозамещении. Система множественных обменных курсов в сочетании с жестко регулируемым торговым режимом привела к падению как импорта, так и экспорта с примерно 4,5 млрд долларов США в 1996 году до менее 3 млрд долларов США в 2002 году. Успех стабилизации и валютной либерализации в 2003 году привел к значительным рост экспорта и импорта в последние годы, хотя импорт рос гораздо медленнее: в то время как экспорт увеличился более чем вдвое до 15,5 долларов США к 2011 году, импорт увеличился только до 6,5 млрд долларов США, что отражает влияние государственной политики импортозамещения, направленной на поддержание валютные резервы. Драконовские тарифы, спорадическое закрытие границ и «сборы» за пересечение границы отрицательно сказываются на легальном импорте как потребительских товаров, так и капитального оборудования. Узбекские фермеры лишены сезонной возможности продавать свои популярные помидоры и овощи по хорошим ценам в Казахстане на законных основаниях. Вместо этого они вынуждены сбрасывать свою продукцию по сниженным ценам на местных рынках или, в качестве альтернативы, продолжать «экспорт», давая высокие взятки пограничникам и таможенникам. Узбекские потребители лишены доступа к дешевым китайским товарам, которые пересекают границу из Кыргызстана в обычное время. Традиционными торговыми партнерами Узбекистана являются страны Содружества независимых государств (СНГ), в частности Россия, Украина и Казахстан, которые в совокупности приходится более 40% ее экспорта и импорта. В последние годы возрастает важность партнеров из стран вне СНГ: Турция, Китай, Иран, Южная Корея и ЕС наиболее активен. По состоянию на 2011 год Россия остается основным внешнеторговым партнером Узбекистана.

Узбекистан является членом Международного валютного фонда, Всемирного банка, Азиатского банка развития и Европейского банка реконструкции и Развитие. Он имеет статус наблюдателя при Всемирной торговой организации, является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности и подписал Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и Граждане других государств, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Мадридское соглашение об охране товарных знаков и Договор о патентной кооперации. В 2002 году Узбекистан снова был включен в специальный список «301» из-за отсутствия защиты интеллектуальной собственности.

Daewoo Gentra в настоящее время является флагманом UzDaewooAuto.

Согласно показателям перехода ЕБРР, инвестиционный климат в Узбекистане остается одним из наименее благоприятных в СНГ, ниже только Беларусь и Туркменистан. Неблагоприятный инвестиционный климат привел к тому, что приток иностранных инвестиций сократился до минимума. Считается, что в Узбекистане самый низкий уровень прямых иностранных инвестиций на душу населения в СНГ. С момента обретения Узбекистаном независимости фирмы США инвестировали в страну около 500 миллионов долларов, но из-за снижения доверия инвесторов, преследований и проблем с конвертируемостью валюты многие международные инвесторы покинули страну или собираются уехать. В 2005 году Центробанк отозвал лицензию у зарождающейся, сославшись на неустановленные нарушения правил обмена местной валюты. Аннулирование вызвало немедленную процедуру банкротства, в соответствии с которой депозиты клиентов остаются арестованными на два месяца. В течение этого двухмесячного периода проценты не начислялись. В 2006 году правительство Узбекистана вытеснило Newmont Mining Corporation (в то время крупнейшего инвестора США) из своего совместного предприятия по добыче золота на золотом руднике Мурунтау. Newmont и правительство разрешили спор, но это действие отрицательно сказалось на имидже Узбекистана среди иностранных инвесторов. Правительство сделало то же самое с британской компанией Oxus Mining. Coscom, телекоммуникационная компания, принадлежащая США, невольно продала свою долю в совместном предприятии другой иностранной компании. GM-DAT, корейская дочерняя компания GM, является единственным известным американским бизнесом, прибывшим в Узбекистан более чем за два года. Недавно было подписано соглашение о создании совместного предприятия с UzDaewooAuto по сборке автомобилей корейского производства для экспорта и продажи на внутреннем рынке. Другие крупные американские инвесторы в Узбекистане включают Case IH, производящую и обслуживающую хлопкоуборочные комбайны и тракторы; Coca-Cola, с заводами по розливу в Ташкенте, Намангане и Самарканде ; Texaco, производство смазочных материалов для продажи на узбекском рынке; и Baker Hughes, в области разработки нефти и газа.

Банковское дело

Банки Узбекистана продемонстрировали достаточно стабильные показатели в местной экономике, в которой преобладает государство. Стабильность сектора в настоящее время поддерживается быстрым экономическим ростом, низкой зависимостью от внешних финансовых рынков и сильной внешней и бюджетной позицией государства. Однако сектор остается уязвимым для возможных экономических потрясений из-за слабого корпоративного управления и управления рисками, быстрого роста активов в последнее время, значительного целевого кредитования и приобретения проблемных активов. Обязательства банков в иностранной валюте, особенно связанные с торговым финансированием, особенно уязвимы из-за существующих валютных ограничений.

Согласно Fitch Ratings, существуют заметные риски ухудшения качества активов в случае разворота экономических тенденций. База фондирования в основном краткосрочная, в основном поступающая с текущих счетов юридических лиц, в то время как средства физических лиц составляют лишь небольшие 25% от общей суммы депозитов. Долгосрочное финансирование предоставляется Министерством финансов и другими государственными агентствами, на которые приходится значительная часть пассивов сектора. Внешнее финансирование невелико, около 10% от общих обязательств, и планы по дальнейшим заимствованиям умеренные. Управление ликвидностью ограничивается отсутствием глубоких рынков капитала, и банки обычно имеют на своих балансах значительные резервы наличности. Качество капитала иногда снижается из-за менее консервативных нормативных требований в отношении признания кредитного обесценения и инвестиций в непрофильные активы.

Туризм

Три важных города Шелкового пути расположены в Узбекистане: Хива, Бухара и Самарканд. В Узбекистане есть множество хорошо связанных туристических направлений. В Узбекистане пять ЮНЕСКО объектов всемирного наследия и 30 включены в предварительный список.

Прочие данные

В следующей таблице показаны основные экономические показатели в 1993–2017 гг.

Год1993199520002005200620072008200920102011201220132014201520162017
ВВП в. долл. США (ППС)38,21 млрд.37,42 млрд. Руб.49,15 млрд. Руб.71,64 млрд. Руб.79,39 млрд. Руб.89,24 млрд руб.99,18 млрд. Руб.108,03 млрд. Руб.118,65 млрд. Руб.131,15 млрд. Руб.144,52 млрд. Руб.158,60 млрд. Руб.174,36 млрд. Руб.190,17 млрд. Руб.207,62 млрд. Руб.222,56 млрд. Руб.
ВВП на душу населения в долл. США. (ППС)1,7481,6492,0052,7643,0203,3493,6723,9464,2774,6554,8545,2445,6696,0766,5196,929
Рост ВВП. (реальный)-2,6%−0,9%3,8%7,0%7,5%9,5%9,0%8,1%8,5%8,3%8,2%8,0%8,0%7,9 %7,8%5,3%
Инфляция. (в процентах)534,2%304,6%25,0%10,7%13,1%11,1%13,1%12,3%12,3%12,4%11,9%11,7%9,1%8,5%8,0%12,5%
Государственный долг. (в процентах от ВВП)......42%28%21%16%12%11%10%10 %11%11%11%9 %11%25%

Доход или потребление домохозяйства в процентах:

  • самые низкие 10%: 2,8%
  • самые высокие 10%: 29,6% ( 2003)

Распределение доходов семьи - Индекс Джини : 36,8 (2003)

Сельское хозяйство - продукция: хлопок, овощи, фрукты, зерно; животноводство

Темпы роста промышленного производства: 6,2% (оценка 2003 г.)

Электроэнергия:

  • производство: 47,7 ТВтч (2002)
  • потребление: 46,66 ТВтч (2002)
  • экспорт: 4,5 ТВтч (2002)
  • импорт: 6,8 ТВтч (2002)

Электроэнергия - производство по источникам:

  • ископаемое топливо: 88,2%
  • гидроэнергетика: 11,8%
  • другое: 0% (2001)
  • атомная энергия: 0%

Нефть:

  • добыча: 143 300 баррелей в сутки (22 780 м / сут) ( 2004 г.)
  • потребление: 142 000 баррелей в день (22 600 м / сут) (оценка 2001 г.)
  • экспорт: нет данных
  • импорт: нет данных
  • Доказанные запасы: 297 000 000 баррелей (47 200 000 м3) (1 января 2002 г.)

Природный газ:

  • добыча: 63,1 млрд м³ (оценка 2001 г.)
  • потребление: 45,2 млрд м³ (оценка 2001 г.)
  • экспорт: 17,9 млрд м³ (оценка 2001 г.)
  • импорт: 0 м³ (оценка 2001 г.)
  • доказанные запасы: 937,3 млрд м³ (1 января 2002 г.)

Остаток текущего счета: 3,045 миллиарда долларов (2007 г.)

Экспорт - товары: хлопок 17,2%, энергетические товары товары 13,1%, металлы 12,9%, машины и оборудование 10,1%, продукты питания 7,9%, химические продукты 5,6%, услуги 12,1% (2006 г.)

Импорт - товары: машины и оборудование 40,3%, химические продукты 15,0%, металлы 10,4%, продукты питания 8,1%, энергоносители 4,3%, услуги 9,1% (2006)

Запасы иностранной валюты и золота: 5,6 миллиарда долларов (декабрь. 2007 г.)

Обменный курс:

  • сум за доллар США - 1865 (начало 2012 г.)
  • сум (сом) за доллар США - 10 097 (апрель 2020 г.)
  • сум за евро - 2900
  • сум за евро - 10 981 (апрель 2020 г.)

Текущий рост экономики (6 месяцев 2009 г.)

  • рост ВВП + 8,2%
  • Объем промышленного производства + 9,1%
  • Объем сельскохозяйственной продукции + 4,6%
См. Также
Список литературы

Узбекистан: Присоединение Узбекистана к зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:15:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте