Икат

редактировать

Тораджан Погребальный покров икат, Сулавеси, Индонезия

Икат ( буквально означает «галстук» на различных индонезийских языках. означает «связывать») - это техника окрашивания, используемая для создания рисунка на текстильных изделиях, при которой используется устойчивое окрашивание пряжи перед окрашиванием и ткачеством ткани.

Инкат резист формируется путем связывания отдельных нитей или пучков нитей с плотной оберткой, нанесенной по желаемому рисунку. Затем пряжа окрашивается. Затем переплеты можно изменить, чтобы создать новый узор, и пряжу снова окрасить в другой цвет. Этот процесс можно повторять несколько раз, чтобы получить сложные разноцветные узоры. Когда крашение закончено, все связки удаляются, и пряжа вплетается в ткань. В других методах окрашивания резиста, таких как тай-краситель и батик, резист наносится на тканую ткань, тогда как в икате резист наносится на пряжу до того, как они вплетены в ткань.. Поскольку рисунок поверхности создается нитями, а не готовой тканью, в икате обе стороны ткани имеют узор.

Характерной чертой текстильных изделий икат является явная «размытость» дизайна. Размытость - результат чрезвычайной трудности, с которой ткач выстраивает окрашенную пряжу так, чтобы узор идеально отображался на готовой ткани. Размытость можно уменьшить, используя более тонкую пряжу или мастерство мастера. Икаты с небольшой размытостью, множеством цветов и сложными узорами создать сложнее и, следовательно, зачастую дороже. Тем не менее, размытость, столь характерная для иката, часто ценится коллекционерами текстиля.

Икат производится во многих традиционных текстильных центрах по всему миру, от Индии до Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Японии (где он называется касури ), Африки и Латинской Америки. Двойные икаты - в которых и основа , и уточная пряжа связываются и красятся перед тем, как ткать их в единый текстильный материал, - относительно редки из-за интенсивного квалифицированного труда, необходимого для их производства.

Содержание

  • 1 Типы
  • 2 Этимология
  • 3 Распределение
  • 4 История
  • 5 Производство
    • 5.1 Основа икат
    • 5.2 Уток икат
  • 6 Двойной икат
    • 6.1 Ошима
  • 7 Другие страны
    • 7.1 Камбоджа
    • 7.2 Таиланд
    • 7.3 Иран
    • 7.4 Латинская Америка
  • 8 Аккредитация
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Далее чтение
  • 12 Внешние ссылки

Типы

Деталь классического гуджаратского патола двойного иката начала XIX века. LACMA коллекции текстиля.

В икат основы окрашивают только пряжу основы в технике икат. Уточная пряжа окрашивается в сплошной цвет. Узор икат отчетливо виден на нитях основы, наматываемых на ткацкий станок, еще до того, как в него вплетен уток. Икат основы, среди прочего, производится в Индонезии; более конкретно в Калимантане, Сулавеси и Суматре соответственно даяками, тораджанами и батаками.

В уточном икате это плетение уточной пряжи, несущей окрашенные узоры. Поэтому узор появляется только в процессе плетения. Уточный икат плетется намного медленнее, чем основной икат, поскольку уточные нити необходимо тщательно регулировать после каждого прохода челнока, чтобы сохранить ясность рисунка.

Двойной икат - это техника, при которой и основа, и уток окрашиваются резистом перед ткачеством. Очевидно, это самый сложный в изготовлении и самый дорогой. Двойной икат производится только в трех странах: Индия, Япония и Индонезия. Двойной икат, изготовленный в Патане, Гуджарат в Индии, является наиболее сложным. Она называется «патола» и изготавливается из тонкой шелковой пряжи разных цветов. На него может быть нанесен небольшой узор, который многократно повторяется на протяжении шестиметрового сари. Иногда двойной икат Патана является графическим, без повторов по всей длине. То есть каждый небольшой элемент дизайна каждого цвета был индивидуально связан в нити основы и утка. Это выдающееся достижение в текстильном искусстве. Эти столь востребованные ткани были проданы голландской Ост-Индской компанией в обмен на эксклюзивные права на торговлю специями с султанатами Индонезии. Двойной икат, сотканный в небольшой деревне Бали Ага, Тенганан на востоке Бали в Индонезии, отражает влияние этих ценных тканей. Некоторые мотивы двойных икатов Тенганана взяты непосредственно из традиции патола. В Индии двойной икат также ткется в Путтапаке, округ Налгонда и называется Путтапака Сари. В Японии двойной икат ткут на островах Окинава, где его называют татэ-йоко гасури.

Пасапалли икат - одно из сари икат и пасапалли икат, сделанных в Одише. Слово Pasapalli происходит от слова «Pasa», что означает настольную игру с четырьмя четкими частями (очень похожую на Ludo). Каждое пасапалли икат сари или материал, изготовленный с использованием той же техники, что и самбалпури икат, имеет ту или иную форму этого клетчатого узора.

Этимология

Икат - индонезиец. слово, которое в зависимости от контекста может быть существительными : шнур, нить, узел или связка, а также готовая ткань икат, а также глаголы «связать» или «связать». В то время как термин икатан - существительное, обозначающее связь или связь. Он имеет прямое этимологическое отношение к яванскому языку того же слова, а также к различным индонезийским языкам от Суматры, Борнео, Явы, Бали, Сулавеси до Сумбы, Флореса и Тимора. Таким образом, название готовой тканой ткани икат происходит от того, что тали (нити, веревки) являются икат (связанными, связанными, завязанными узлами), прежде чем они будут помещены в целупан (окрашены путем окунания), затем бержалин (тканы, переплетены) в результате берджалин икат- сокращается до икат.

Введение термина икат в европейский язык приписывают Руффаеру. Икат теперь является общим английским заимствованным словом, используемым для описания процесса и самой ткани, независимо от того, где ткань была произведена или как она была сформирована.

В индонезийском языке множественное число от икат остается икат. Однако в английском языке обычно добавляется суффикс множественного числа «s», как в икатс. Это верно и для других языков. Все верно.

Распространение

Ребенок в халате икат, Самарканд, XIX век. Дети часто носили уменьшенные копии взрослой одежды.

Икат - это метод окрашивания резистом, распространенный во многих мировых культурах. Вероятно, это одна из древнейших форм текстильного декора. Однако наиболее распространен он в Индонезии, Индии и Японии. В Южной Америке, Центральной и Северной Америке икат все еще распространен в Аргентине, Боливии, Эквадор, Гватемала и Мексика соответственно.

В 19 веке Шелковый путь оазисы пустыни Бухара, Самарканд, Хотан и Кашгар (на территории нынешнего Узбекистана и Синьцзяна в Средней Азии ) славился своими тонкими шелковыми узбекскими / уйгурскими икатами.

Индия, Япония, Индонезия и многие другие страны Юго-Восточной Азии, включая Камбоджу, Мьянму, Филиппины и В Таиланде есть ткацкие культуры с долгой историей окрашивания икат резистом.

Текстиль двойного иката до сих пор встречается в Индии, Японии и Индонезии. В Индонезии текстиль из иката производится на всех островах от Сумарты на западе до Тимора на востоке и Калимантана и Сулавеси на севере. Икат также встречается в Иране, где персидское имя - дараи. Дараи означает богатство, и эта ткань часто включается в приданое невесты во время свадебных церемоний; и люди, которые покупают эти ткани, были богаты.

История

Погребальная ткань бантон, старейший существующий образец варп-иката в Юго-Восточной Азии, выставленный в Национальном музее Филиппин. Ткань была найдена в священной пещере Ипот в Ромблоне.

Поскольку текстиль не сохранился в истории, ученые до сих пор не могли определить, откуда возникла техника иката. Тем не менее, некоторые части Азии демонстрируют сильные традиции икат, которые предполагают его возможное происхождение; это Приморская Юго-Восточная Азия, Индийский субконтинент и Средняя Азия. Однако, вероятно, он независимо развился в нескольких разных местах.

Термин «икат» имеет индонезийское происхождение, и он был введен в европейский текстильный словарь еще в начале 20-го века, когда голландские ученые начали изучать богатые текстильные традиции Ост-Индия архипелаг (сегодня Индонезия).

Уйгуры называют его атласом (IPA [ɛtlɛs]) и используют его только для женской одежды. Исторические записи указывают на то, что во время китайской оккупации Цин существовало 27 типов атласов. Сейчас осталось только четыре типа уйгурских атласов: кара-атлас, черный икат, используемый для одежды пожилых женщин; ходжа 'электронный атлас, желтый, синий или фиолетовый икат, используемый для замужних женщин; кызыл-атлас - красный икат для девочек; и Яркент -атлас, ханский или царский атлас.

Яркент-атлас более разнообразен по стилям; во время Яркентского ханства (1514–1705) было десять разных стилей Яркент-атласа.

Производство

Варп икат

Молодая женщина из Камберы, Сумба, одетый в одежду икат и с основой ткани, связанной и готовой к умиранию. 1931 Трехцветное переплетение Икат основы из Тенансинго, Мексика

Икат, созданное окрашиванием основы (основа икат) проще в изготовлении, чем уток икат или двойной икат. Сначала пряжа - хлопок, шелк, шерсть или другие волокна - наматываются на вязальную раму. Затем они разделяются на жгуты. Поскольку процесс связывания является очень трудоемким, прилагаются усилия к тому, чтобы свести работу к минимуму, сложив связки ниток, как в бумажных куклах, и связав базовый узор икат (BIM), который будет повторяться, как в бумажных куклах, когда нити развернуты. для плетения после завершения крашения. Пучки ниток могут быть сложены вокруг вертикальной и / или горизонтальной оси. Связки могут быть покрыты воском, как в батик. (Однако при изготовлении батика мастер наносит резист на готовую ткань, а не на пряжу, которая будет ткаться.) Затем пряжу основы плотно оборачивают нитью или другим стойким к красителям материалом с желаемым рисунком, чтобы предотвратить нежелательное проникновение красителя. Процедура повторяется в зависимости от количества цветов, необходимых для завершения дизайна. Множественная окраска является обычным явлением, требующим нескольких раундов связывания и окрашивания. По окончании окрашивания связки удаляются, и нити наматываются на ткацкий станок в виде основы (продольные нити). Нитки отрегулированы для точного совмещения мотивов, а тонкие бамбуковые полоски привязаны к нитям, чтобы они не запутались или не соскользнули во время ткачества.

В некоторых традициях икат, например в Средней Азии, в дизайне присутствует размытая эстетика. Другие традиции отдают предпочтение более точному и более сложному выравниванию пряжи икат. Южноамериканские и индонезийские икаты известны высокой степенью выравнивания деформации. Ткачи тщательно корректируют нити основы, когда они помещаются на ткацкий станок, чтобы узор был четким. Затем тонкие полоски бамбука привязывают к основе, чтобы сохранить выравнивание рисунка во время ткачества.

Узоры на нитях основы видны еще до того, как будет вплетена уток, однотонная нить. Некоторые традиции икат основы разработаны с симметрией вертикальной оси или имеют «зеркальное отображение», проходящее по длине центральная линия. То есть любой узор или узор, сотканный справа, дублируется слева в обратном порядке относительно центральной группы нитей основы. Узоры можно создавать по вертикали, горизонтали или диагонали.

Уточный икат

Уточный икат использует окрашивание резистом для уточной пряжи. Движение уточных нитей в процессе ткачества затрудняет получение точно очерченных узоров. Уточную пряжу необходимо регулировать после каждого прохода челнока, чтобы сохранить четкость узоров.

Тем не менее, высококвалифицированные мастера могут произвести точный уточный икат. Японские ткачи производят очень точный икат цвета индиго и белого утка с мелкими узорами из хлопка. Ткачи в Одише, Индия воспроизвели прекрасный алфавит урду в уток икат. В Таиланде ткачи делают шелковые саронги с изображениями птиц и сложными геометрическими узорами в семицветном уточном икате.

В некоторых точных традициях утка икат (Гуджарат, Индия) два мастера ткут ткань: один проходит челнок, а другой регулирует положение пряжи в сарае.

Поскольку уток представляет собой непрерывную прядь, аберрации или вариации натяжения плетения являются кумулятивными. Некоторые традиции утка икат включают этот аффект в свою эстетику. В процессе ткачества узоры трансформируются в неправильные и беспорядочные узоры. Гватемальский икат хорошо известен своими красивыми «пятнами».

Двойной икат

Двойное плетение икат из Сулу, Филиппины, сделанное из волокна абака (стебель бананового листа).

Двойной икат создается сопротивляться окрашиванию основы и утка перед ткачеством. В некоторых источниках термин двойной икат используется только тогда, когда узоры основы и утка накладываются друг на друга, образуя общие идентичные узоры. В противном случае результат называют сложным икат.

Эта форма ткачества требует наибольшего мастерства для создания точных узоров и считается основной формой икат. Требуемый объем рабочей силы и навыков также делают его самым дорогим, и многие некачественные ткани наводняют туристические рынки. Примеры из Индии и Индонезии олицетворяют высокоточный двойной икат. Особенно ценятся двойные икаты, сотканные из шелка, известные в Индии как патола (в единственном числе: патолу). Это из Кхамбата, Гуджарат. В колониальную эпоху голландские купцы использовали патолу в качестве престижной торговой ткани во время пика торговли специями.

В Индонезии двойной икат ткут только в Бали-Ага деревне Тенганан.. Эти одежды имеют высокое духовное значение. В Тенганане их до сих пор носят для особых церемоний. За пределами Тенганана джерингинг ценятся, так как якобы обладают магической силой.

Двойной икат Японии соткан на островах Окинава и называется татэ-ёко гасури.

Ткацкий станок с двойным икатом самбалпури (Танта) из Одиша, известный как Одиша Икат. Двойной икат Самбалпури сари, Индия

Почампалли Сари, разновидность небольшой деревни в районе Налгонда, Андхра-Прадеш, Индия, известна шелковыми сари, сотканными в двойной икат.

Путтапака сари производится в деревне Путтапака, Самстхан Нараянпурам мандал в районе Налгонда, Индия. Он известен своим уникальным стилем шелковых сари. Симметричному дизайну более 200 лет. Икат основан на варпе. Сари Путтапака - это двойной икат.

Перед тем, как ткачество будет закончено, необходимо выполнить ручную намотку пряжи, называемую Асу. Этот процесс занимает до пяти часов на сари и обычно выполняется женщинами, которые испытывают физическое напряжение из-за постоянного движения руками вперед и назад более 9000 раз для каждого сари. В 1999 году молодой ткач К. Маллешем разработал машину, которая автоматизировала Асу, тем самым разработав технологическое решение нерешенной проблемы десятилетней давности.

Ōshima

shima ikat - уникальный японский икат. В Амами Осима нити основы и утка используются в качестве основы для плетения жесткой ткани, на которой нить для плетения икат окрашивается точечными красками. Затем циновки распускаются, и окрашенная нить вплетается в ткань Осима.

Процесс Осима дублируется на Яве и Бали и предназначен для правящей королевской семьи, особенно Клунгкунг и Убуд: в первую очередь, полуфабрикаты из ткани додот. пояс яванской придворной одежды.

Другие страны

Икат абр, шелк и хлопок, середина XIX века, Узбекистан. Смитсоновские коллекции.

Камбоджа

Камбоджийский икат - это уточный икат, сотканный из шелка на многовальном ткацком станке с неровной саржей переплетение, в результате чего уточные нити проявляются более заметно на передней части ткани, чем на оборотной стороне.

К 19 веку камбоджийский икат считался одним из лучших текстильных изделий в мире. Когда король Таиланда приехал в США в 1856 году, он привез в подарок президенту Франклину Пирсу прекрасную камбоджийскую ткань икат. Самыми замысловатыми узорами камбоджийских тканей являются сампот хол - юбки, которые носят женщины, и пиданы - настенные ковры, используемые для украшения пагоды или дома во время особых церемоний.

К сожалению, камбоджийская культура претерпела массовые разрушения и разрушения во время войн в Индокитае середины 20-го века, но особенно во время режима красных кхмеров. Большинство ткачей было убито, и все искусство камбоджийского иката находилось под угрозой исчезновения.

- выдающийся пионер в восстановлении иката в Камбодже. В 1995 году он переехал из Японии и нашел одного или двух пожилых ткачей и выживших «красных кхмеров», которые знали это искусство и научили ему новое поколение.

Таиланд

В Таиланде местный уток типа икат тканой ткани известен как Матми (также пишется «Мудми» или «Мудми»). Традиционная ткань мудми была соткана для повседневного использования среди знати. Другое использование включало церемониальные костюмы. Икат основы из хлопка также производится племенами карен и лава в северном Таиланде.

Этот тип ткани - излюбленное изделие из шелка, которое ткают кхмеры, живущие на юге Исана, в основном в Сурине, Сисакет и Бурирам провинции.

Иран

Изготовление иката в Йезде, Иран

В Иране икат, известный под названием darayee, была соткана в разных областях. В Йезде есть несколько мастерских, которые его производят. Говорят, что эта ткань исторически включалась в приданое невесты. В популярной культуре есть цитата, в которой говорится, что люди, покупавшие этот тип ткани, были богатыми.

Латинская Америка

Кошельки и обувь ручной работы из ткани, окрашенной в икат, которые продаются в Малиналько, ЭдоМекс, Мексика. Рапасехо (бахрома) на нижнем правом кошельке характерны для ребозо и могут быть довольно замысловато сплетенными. Молодая женщина из Гватемалы в Хайленде, носит одежду икат

Узоры икат распространены среди Анд народы и коренные жители Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Эквадор, Гватемала, Мексика, Перу и Венесуэла. Шаль или пончо мапуче чилийских ковбоев хуасо, пожалуй, самый известный на Западе предмет. Чаще всего используются шерсть и кабуя. Индия: В Индии искусство икат существует уже тысячи лет. Сейчас также в некоторых частях Индии очень популярна ткань, обработанная икатом, такая как сари и курти. простыня, дверная ширма, полотенца также очень предпочтительны.

Мексиканские ребозо могут быть сделаны из шелка, шерсти или хлопка и часто окрашиваются в икат. Эти шали считаются частью мексиканской национальной идентичности, и у большинства женщин есть хотя бы один.

Латиноамериканские ткани икат (яспе, как его называют ткачи майя ) обычно ткут на ткацком станке ткацком станке. Предварительно окрашенные нити основы являются обычным товаром на традиционных рынках, что позволяет ткачу сэкономить массу времени, денег и труда. Латиноамериканское новшество, которое также может быть использовано в других местах, заключается в использовании круглой палки, вокруг которой группами наматываются нити основы, что позволяет более точно контролировать желаемый дизайн. «Корте» - это типичная юбка с запахом, которую носят гватемальские женщины.

Аккредитация

В 2010 году правительство Республики Индонезия объявило, что будет добиваться аккредитации ЮНЕСКО в области нематериального культурного наследия на производство икатов, а также сонгкетов и гамеланов успешно получив признание ЮНЕСКО за свои ваянг, батик и крис.

См. также

  • icon Портал одежды
  • Портал моды
  • flag Индонезия портал

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Икатом.
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:10:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте