Данстан

редактировать
Архиепископ Кентерберийский 10 века и святой
Дунстан
Архиепископ Кентерберийский
Сен-Ду nstan.jpg
Установлено959
Срок полномочий закончился988
ПредшественникБиртельм
ПреемникЭтельгар
Личные данные
Дата рожденияc.909. Балтонсборо, Уэссекс
Умер19 мая 988 г. (около 79 лет). Кентербери, Англия
ПохороненКентерберийский собор
Святость
Праздник19 мая
Почитается вРимско-католической церкви. Восточной православной церкви. Англиканская община
канонизирована1029
Атрибутымужчина держит кузнечные щипцы; рядом с ним парит голубь; с отрядом ангелов перед ним
Покровительствокузнецы; Шарлоттаун, Канада; ювелиры; слесари; музыканты; ювелиры; Bellringers
СвятыниКентерберийский собор (но также требуются Аббатство Гластонбери ), оба уничтожены

Данстан (ок. 909-19 мая 988 г.) английский епископ. Он был последовательно аббатом Гластонберийского аббатства, епископом Вустера, епископом Лондона и архиепископом Кентерберийским, позже канонизированным как святой. Его работа восстановила монашескую жизнь в Англии и реформировала английскую церковь. Его биограф XI века Осберн, сам художник и писец, утверждает, что Данстан умел «рисовать и формировать буквы», как и другие священнослужители его возраста, достигшие высшего ранга. Дунстан служил важным государственным министром нескольких английских королей. Он был самым популярным святым в Англии на протяжении почти двух столетий, прославившись множеством историй о своем величии, в том числе рассказами о его знаменитой хитрости в победе над дьяволом.

Содержание

  • 1 Ранние годы жизнь (909–43)
    • 1.1 Рождение
    • 1.2 Школа при королевском дворе
  • 2 Монах и аббат (943–957)
    • 2.1 Жизнь монаха
    • 2.2 Аббат Гластонбери
    • 2.3 Изменения в судьбе
  • 3 Епископ и архиепископ (957–978)
    • 3.1 Епископ Вустерский и Лондонский
    • 3.2 Архиепископ Кентерберийский
  • 4 Последние годы (978–88)
  • 5 Наследие
    • 5.1 Святыни
    • 5.2 Покровительство и праздник
    • 5.3 В литературе
    • 5.4 Святой Восточный Лондон
    • 5.5 Посвящения церкви
    • 5.6 Благотворительность
    • 5.7 Школы
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Цитаты
    • 6.3 Источники
    • 6.4 Дополнительная литература
      • 6.4.1 Первичные источники
      • 6.4.2 Вторичные источники
  • 7 Внешние ссылки

Ранние годы (909–43)

Рождение

Данстан родился в Балтонсборо, Сомерсет, в то время входила в состав королевства Уэссекс. Он был сыном Хеорстана, дворянином Уэссекса. Хеорстан был братом Ательма, епископа Уэллса и Винчестера. Сообщается, что его мать, Синетрит, была набожной женщиной. В «Жизни Данстана» Осберна рассказывается, как посланник чудесным образом рассказал ей о святом ребенке, которого она родит:

Она была в церкви Святой Марии в день Священного Писания, когда все огни внезапно погасли. Затем свеча, которую держал Кинетрит, так же внезапно зажглась, и все присутствующие зажгли свои свечи на этом чудесном пламени, тем самым предвещая, что мальчик «будет служителем вечного света» англиканской церкви.

— Toke 1909

Анонимный автор самого раннего Жизни помещает рождение Дунстана во время правления Ательстана, в то время как Осберн определил его как «первый год правления короля Этельстана», 924 или 925. Эта дата, однако, не может быть согласовано с другими известными датами жизни Дунстана и создает множество очевидных анахронизмов. Таким образом, историки предполагают, что Данстан родился около 910 года или раньше.

Школа при королевском дворе

В детстве Данстан учился у ирландских монахов, которые затем оккупировали руины аббатства Гластонбери. Отчеты говорят о его юношеском оптимизме и о его видении восстановления аббатства. Еще будучи мальчиком, Данстан заболел почти смертельной болезнью и, казалось, чудесным образом выздоровел. Еще в детстве он был известен своей преданностью обучению и владением многими видами художественного мастерства. С согласия родителей он был пострижен, получил второстепенные ордена и служил в старинной церкви Святой Марии. Он стал настолько известен своей преданностью обучению, что, как говорят, его вызвал на службу его дядя Ательм, архиепископ Кентерберийский. Позже он был назначен при дворе короля Ательстана.

Данстан играл на арфе, пока дьявол наносит визит

Дунстан вскоре стал фаворитом короля и стал предметом зависти для других. члены суда. Был составлен заговор с целью опозорить его, и Данстан был обвинен в причастности к колдовству и черной магии. Король приказал ему покинуть двор, и когда Дунстан выходил из дворца, враги напали на него, жестоко избили, связали и бросили в выгребную яму. Ему удалось выползти наружу и пробраться к дому друга. Оттуда он отправился в Винчестер и поступил на службу к своему дяде, Эльфии, епископу Винчестера.

Епископ пытался убедить его стать монахом, но Данстан сомневался, есть ли у него призвание к целомудрию. Ответ пришел в виде приступа опухолей по всему телу Данстана. Этот недуг был настолько тяжелым, что его приняли за проказу. Скорее всего, это была какая-то форма заражения крови, вызванная избиением и брошением в выгребную яму. Какой бы ни была причина, это изменило мнение Данстана. Он принял Святой Орден в 943 году в присутствии Эльфхиа и вернулся, чтобы жить жизнью отшельника в Гластонбери. Напротив старой церкви Святой Марии он построил маленькую камеру пять футов длиной и два с половиной фута глубиной. Там Данстан учился, занимался ремеслами и играл на арфе. Именно в это время, согласно легенде конца XI века, Дьявол искушал Дунстана и был схвачен за лицо щипцами Дунстана.

Монах и настоятель (943–957)

Жизнь монаха

Возможный автопортрет Дунстана. Фрагмент из учебника Гластонбери. Полное изображение

Данстан работал серебряным делом и в скриптории, когда жил в Гластонбери. Считается вероятным, что именно он был художником, который нарисовал хорошо известный образ Христа с маленьким преклоненным монахом рядом с ним в «Классной книге Гластонбери», «одном из первых из серии набросков, которые должны были стать особой чертой Anglo -Саксонское искусство этого периода ». Дунстан прославился как музыкант, осветитель и мастер по металлу. Леди Этельфлед, племянница короля Этельстана, сделала Данстан надежным советником и после своей смерти оставила ему значительное состояние. Позже он использовал эти деньги для поддержки и поощрения монашеского возрождения в Англии. Примерно в то же время умер его отец Хеорстан, и Дунстан унаследовал его состояние. Он стал очень влиятельной личностью, и после смерти короля Этельстана в 940 году новый король, Эдмунд, вызвал его ко двору в Чеддер и назначил его министром. 16>

И снова королевская милость вызвала зависть среди придворных, и снова враги Дунстана преуспели в своих замыслах. Король был готов отослать Дунстана. Тогда в Чеддере были некие посланники из «Восточного королевства», что, вероятно, означало Восточную Англию. Дунстан умолял посланников взять его с собой, когда они вернутся в свои дома. Они согласились сделать это, но этого не произошло. История записана:

... король поехал охотиться на оленя. Он отделился от своих слуг и на огромной скорости последовал за оленем в направлении утесов Чеддер. Олень вслепую бросился над пропастью, за ним последовали гончие. Эдмунд тщетно пытался остановить свою лошадь; затем, видя неминуемую смерть, он вспомнил о своем жестоком обращении с Сент-Данстаном и пообещал исправить положение, если его жизнь будет сохранена. В этот момент его лошадь остановилась на самом краю обрыва. Поблагодарив Бога, он тотчас же вернулся в свой дворец, позвал святого Дунстана и велел ему следовать, а затем поехал прямо в Гластонбери. Войдя в церковь, царь сначала преклонил колени в молитве перед алтарем, затем, взяв святого Дунстана за руку, поцеловал его мира, привел к трону аббата и, усадив его после этого обещал ему всяческую помощь в восстановлении Божественного поклонения и регулярного соблюдения.

— Ток 1909

Аббат Гластонбери

Данстан, ныне аббат Гластонбери, немедленно приступил к работе над задачей реформы. Ему пришлось воссоздать монашескую жизнь и восстановить аббатство. Он начал с установления бенедиктинского монашества в Гластонбери. Правило святого Бенедикта было основой его восстановления, согласно автору «Основания монастырей Эдгара» (написанному в 960-х или 970-х годах) и по словам первого биографа Дунстана, который был членом общины в Гластонбери. Их заявления также согласуются с характером его первых мер в качестве настоятеля, со значением его первых построек и с бенедиктинскими взглядами его самых выдающихся учеников.

Тем не менее, не все члены общины Дунстана в Гластонбери были монахи, которые следовали Правилу бенедиктинцев. Фактически, первый биограф Данстана, Б., был священнослужителем, который в конечном итоге присоединился к сообществу канонов в Льеже после ухода из Гластонбери.

Остатки хора церкви аббатства Гластонбери

Первой заботой Дунстана было восстановление церкви Св. Петра, восстановление монастыря и восстановление монастырского двора. Светские дела в доме были поручены его брату Вулфрику, «чтобы ни он сам, ни кто-либо из якобы монахов не мог нарушить ограждение». Была основана школа для местной молодежи, которая вскоре стала самой известной в то время в Англии. Также было завершено значительное расширение ирригационной системы на окружающих уровнях Сомерсета.

В течение двух лет после назначения Данстана, в 946 году, король Эдмунд был убит. Его преемником был Эадред. Политика нового правительства была поддержана королевой-матерью, Эадгифу Кентской, архиепископом Кентерберийским Ода и дворянами Восточной Англии, во главе которого стоял могущественный олдормен Этельстан «Полукороль». Это была политика объединения и примирения с датской половиной королевства. Целью было твердое установление королевской власти. В церковных вопросах он способствовал распространению католических обрядов, восстановлению церквей, моральной реформе духовенства и мирян, а также прекращению религии датчан в Англии. Против всех этих реформ были дворяне Уэссекса, в число которых входило большинство родственников Дунстана, и которые были заинтересованы в сохранении устоявшихся обычаев. В течение девяти лет влияние Дунстана было доминирующим, за это время он дважды отказывался от должности епископа (Винчестера в 951 г. и Кредитона в 953 г.), утверждая, что он не оставит сторону короля, пока король жил и нуждался в нем.

Перемены в судьбе

Правление короля Эдвига было омрачено конфликтами с его семьей и Дунстаном.

В 955 году Эадред умер, и ситуация сразу изменилась. Эдвиг, старший сын Эдмунда, взошедшего на престол, был упрямым юношей, целиком преданным реакционной знати. Согласно одной легенде, вражда с Дунстаном началась в день коронации Эдвига, когда он не смог присутствовать на собрании знати. Когда Дунстан в конце концов нашел молодого монарха, он скакал с дворянкой по имени Эльфгифу и ее матерью и отказался вернуться с епископом. Разъяренный этим, Данстан оттащил Эдвига назад и заставил его отказаться от девушки как от «проститутки». Позже осознав, что он спровоцировал короля, Дунстан сбежал в очевидное святилище своего монастыря, но Эдвиг, подстрекаемый Эльфгифу, на котором он женился, последовал за ним и разграбил монастырь.

Хотя Дунстану удалось бежать, он увидел, что его жизнь в опасности. Он бежал из Англии и пересек пролив во Фландрию, где обнаружил, что не знает языка и обычаев местных жителей. граф Фландрии, Арнульф I принял его с честью и поселил в аббатстве Мон-Бланден, недалеко от Гента. Это был один из центров возрождения бенедиктинцев в этой стране, и Дунстан впервые смог соблюсти строгие правила, возродившиеся в Клюни в начале века. Его ссылка была недолгой. Перед концом 957 года мерсийцы и нортумбрийцы восстали и изгнали Эдвига, избрав его брата Эдгара королем страны к северу от Темзы. Юг остался верен Эдвигу. Сразу же советники Эдгара отозвали Дунстан.

Епископ и архиепископ (957–978)

Епископ Вустерский и Лондонский

По возвращении Данстана архиепископ Ода посвятил его в епископа, и после смерти Коенвальда из Вустера в конце 957 года Ода назначил Дунстана на престол.

В следующем году см. Лондон стал вакантным и был передан Дунстану, который владел им одновременно с Вустером. В октябре 959 года Эдвиг умер, и его брат Эдгар был с готовностью принят правителем Уэссекса. Одним из последних действий Эдвига было назначение преемника архиепископа Оды, который умер 2 июня 958 года. Избранным кандидатом был Эльфсиге из Винчестера, но он умер от холода в Альпах, когда путешествовал в Рим за паллий. Затем на его место Эдвиг назначил епископа Уэллса, Биртельма,. Как только Эдгар стал королем, он отменил этот второй выбор на том основании, что Биртельм не мог должным образом управлять даже своей первой епархией. Затем архиепископство было передано Дунстану.

Архиепископ Кентерберийский

Богословский манускрипт из Гластонберийского аббатства (Бодлианская библиотека ): Аббат Данстан приказал написать эту книгу.

Данстан пошел в Рим в 960 г. и получил паллий от Папы Иоанна XII. Во время своего путешествия туда Дунстан оказывал настолько щедрую благотворительность, что не оставлял ничего для себя и его сопровождающих. Его управляющий пожаловался, но Данстан, похоже, предположил, что они доверяют Иисусу Христу.

По возвращении из Рима Данстан сразу же восстановил свое положение виртуального премьер-министра королевства. По его совету Эльфстан был назначен епископством Лондона, а Освальд - епископством Вустера. В 963 году Этельволд, аббат Абингдона, был назначен на престол Винчестера. С их помощью и при готовой поддержке короля Эдгара Данстан продвигал свои реформы в английской церкви. Монахов в его общинах учили жить в духе самопожертвования, и Дунстан активно соблюдал закон безбрачия, когда это было возможно. Он запретил практику симонии (продажа церковных должностей за деньги) и положил конец обычаю священнослужителей назначать родственников на должности, находящиеся под их юрисдикцией. Были построены монастыри, и в некоторых великих соборах монахи заняли место светских канонов; в остальном каноники обязаны жить по правилам. Приходские священники были вынуждены соответствовать требованиям своей должности; их призывали обучать прихожан не только истинам христианской веры, но и ремеслам, чтобы улучшить их положение. В государстве тоже были реформы. Во всем королевстве поддерживался порядок и соблюдался закон. Обученные отряды охраняли север, а флот охранял берега от набегов викингов. В королевстве царил мир, неизвестный в памяти живых.

В 973 году государственная мудрость Данстана достигла апогея, когда он возглавил коронацию короля Эдгара. Эдгар был коронован в Бате на имперской церемонии, запланированной не как инициация, а как кульминация его правления (шаг, который, должно быть, потребовал большой предварительной дипломатии). Эта служба, разработанная самим Данстаном и отмеченная стихотворением в англосаксонских хрониках, составляет основу современной британской церемонии коронации. Позже состоялась вторая символическая коронация. Это был важный шаг, так как другие короли Британии пришли и выразили свою преданность Эдгару в Честере. Шесть королей Британии, в том числе короли Шотландии и Стратклайда, поклялись в своей вере в то, что они будут сюзеренами короля на море и на суше.

Эдгар правил как сильный и популярный король 16 лет. В 975 году ему наследовал его старший сын Эдуард «Мученик». Его вступление было оспорено его мачехой, Эльфрит, которая хотела, чтобы ее собственный сын Этельред правил. Под влиянием Данстана Эдвард был выбран и коронован в Винчестере. Смерть Эдгара воодушевила реакционную знать, и сразу же последовала решительная атака на монахов, протагонистов реформ. По всей Мерсии их преследовали и лишали имущества. Их дело, однако, поддерживал Этельвин, элдормэн Восточной Англии, и королевство находилось в серьезной опасности гражданской войны. Для урегулирования этих споров были проведены три собрания Витана : в Киртлингтоне, в Калне и в Эймсбери. У второго из них пол холла, где сидел Витан, подался, и все, кроме Данстана, который цеплялся за балку, упали в комнату внизу; несколько человек были убиты.

Последние годы (978–88)

В марте 978 года король Эдуард был убит в замке Корф, возможно, по наущению его мачехи, и Этельред Неподготовленный стал королем. Его коронация Низкое воскресенье 31 марта 978 года была последним государственным мероприятием, в котором принимал участие Дунстан. Согласно Вильгельму Мальмсберийскому, написанному более века спустя, когда молодой король дал обычную присягу хорошо управлять, Данстан обратился к нему с торжественным предупреждением. Он раскритиковал насильственный акт, в результате которого он стал королем, и предсказал несчастья, которые вскоре обрушились на королевство, но влияние Дунстана при дворе было прекращено. Данстан уехал в Кентербери, чтобы преподавать в соборной школе.

Известно лишь о трех публичных актах. В 980 году Данстан присоединился к Эльфиру из Мерсии в торжественном переводе мощей короля Эдуарда, который вскоре будет считаться святым, из их могилы в Вэрхэме в святыню в аббатстве Шефтсбери. В 984 году, согласно видению святого Андрея, он убедил короля Этельреда назначить Эльфхеа епископом Винчестера в порядке преемственности Этельволда. В 986 году Данстан убедил короля, пожертвовав 100 фунтов серебра, прекратить преследование престола Рочестера.

. Отставка Дунстана в Кентербери состояла из долгих часов, как днем, так и ночью, проводимых в частной молитве., а также его регулярное посещение мессы и ежедневного офиса. Он посетил святыни святого Августина и святого Этельберта, и есть сообщения о видении ангелов, которые пели ему небесные песнопения. Он работал над улучшением духовного и мирского благополучия своего народа, над строительством и восстановлением церквей, над созданием школ, над рассмотрением исков, защитой вдов и сирот, за установление мира и за соблюдение чистоты. Он занимался своим ремеслом, делал колокола и органы, исправлял книги в соборной библиотеке. Он поощрял и защищал европейских ученых, которые приехали в Англию, и был активным учителем мальчиков в соборной школе. Во время бдения в День Вознесения 988 года записано, что в видении ангелы предупреждали, что он умрет через три дня. В день праздника Дунстан отслужил мессу и проповедовал людям трижды: в Евангелии, в благословении и после Agnus Dei. В этом последнем обращении он объявил о своей скорой смерти и пожелал всего наилучшего своему собранию. В тот же день он выбрал место для могилы, а затем лег в свою кровать. Его силы быстро иссякли, и в субботу утром 19 мая он собрал духовенство. В его присутствии отслужили мессу, затем он получил Чрезвычайное Соборование и Виатикум и умер. Сообщается, что последние слова Дунстана были такими: «Он вспомнил о своих чудесных делах, будучи милосердным и милосердным Господом: Он дал пищу тем, кто боится Его».

Английский народ принял его как святой вскоре после этого. Формально он был канонизирован в 1029 году. В том же году на Синоде Винчестера праздник Святого Дунстана был приказан торжественно отмечаться по всей Англии.

Наследие

Святыни

Пока Томас Бекет не затмил славу Дунстана, он был любимым святым англичан. Дунстан был похоронен в своем соборе ; и когда это здание было разрушено пожаром в 1074 году, его мощи были перенесены архиепископом Ланфранком в гробницу на южной стороне главного алтаря в восстановленном Кентерберийском соборе.

. украшения сбоку от его могилы все еще видны и состоят из нескольких расписных пеленок, которые могут быть просмотрены посетителями собора.

Монахи Гластонбери утверждали, что во время разграбления Кентербери датчанами в 1012 году тело Дунстана было перенесено в их аббатство в целях безопасности. Эта история была опровергнута архиепископом Уильямом Уорхэмом, который открыл гробницу в Кентербери в 1508 году. Они обнаружили, что мощи Данстана все еще находятся там. Однако в течение столетия его святыня была разрушена во время Английской Реформации.

Покровительство и праздник

Дунстан стал покровителем английских ювелиров и серебряных дел мастеров, потому что он работал серебряником, изготавливая церковную утварь. Восточная православная церковь, Римско-католическая церковь и англиканская община отмечают его праздник 19 мая. Вот почему, до Реставрации год даты на пробирной палате Лондона клеймо проходил с 19 мая одного года по 18 мая следующего, а не календарного года. Это было изменено при реставрации Карла II в 1660 году, так что год клеймения начался в день рождения короля, 29 мая.

В литературе

английская литература содержит много ссылок на него, например, в Рождественская песнь Чарльза Диккенса, и в этом народном стихотворении:

Святой Данстан, как гласит легенда,. Однажды дернул дьявола за нос. Раскаленными щипцами, от которых он рычал,. Что его услышали за три мили или больше.

Эта народная история уже показана в инициале в «Жизни Данстана в Кентерберийских страстях» второй четверти XII века (Британская библиотека, Harley MS 315, f. 15v.) И щипцы стали символом Святого Дунстана.

Данстан подковывает копыто дьявола, как проиллюстрировано Джорджем Крукшенком

Дэниел Анлезарк предварительно предположил, что Данстан может быть средневековым автором Соломона и Сатурна, ссылаясь на стиль, выбор слов и Гиберно-латынь в текстах. Однако Клайв Толли рассматривает это утверждение с лингвистической точки зрения и не соглашается с утверждением Анлезарка.

Другая история рассказывает, как Данстан прибил подкову к ноге Дьявола, когда его попросили заново подковать его раздвоение. копыто. Это причинило Дьяволу сильную боль, и Данстан согласился снять туфлю и освободить Дьявола только после того, как пообещал никогда не входить туда, где подкова находится над дверью. Это считается источником счастливой подковы. В различных отрывках в «Дептфордской трилогии » канадского писателя Робертсона Дэвиса персонаж Данстан Рамзи сравнивается с одноименным святым, а в В частности, некоторые бурные события в любовной жизни персонажа с юмором сравнивают со знаменитой борьбой Святого Дунстана с сатаной.

Беллетризованный рассказ о его жизни рассказывается в историческом романе 2017 года «Данстан» Конном Иггулденом.

Святым из Восточного Лондона

Щипцы Данстан включены в пальто герб лондонского района Тауэр-Хамлетс, чтобы отразить сильную связь святого с лондонским Ист-Эндом.

Как епископ Лондона, Данстан был также лордом поместья Степни, и, возможно, как и последующие епископы, жили там. Зарегистрировано, что Дунстан основал (или перестроил) церковь Степни в 952 году нашей эры. Эта церковь была посвящена Всех Святых, но была повторно посвящена Дунстану после его канонизации в 1029 году.

Первоначально это была единственная церковь на всей усадьбе, усадьба который покрывал большую часть того, что позже стало Ист-Эндом. Рост населения и другие факторы привели к тому, что Степнейский приход был разделен на большое количество дочерних приходов. По сей день церковь Святого Дунстана в Степни известна как Материнская церковь Ист-Энда.

Церковные посвящения

Есть церкви, посвященные Дунстану по всему миру. Сент-Данстанс, Мейфилд, Сент-Данстанс, Степни, Санкт-Данстан-на-Востоке, Лондон и Сент-Данстан-ин-те- Вест, Лондон - четыре из самых известных в Британии. церковь на пересечении Лондон-роуд и Уитстабл-роуд дает свое название кварталу Кентербери на северном берегу реки Ривер Стоур.

Благотворительность

Сент-Данстанс - благотворительная организация, которая оказывает поддержку, реабилитацию и временный уход слепым бывшим военнослужащим британских вооруженных сил - названа в честь Дунстана.

Школы

По сей день местная средняя школа Гластонбери носит его имя, а на школьной эмблеме изображена его арфа.

Ссылки

Примечания

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Первичные источники

Вторичные источники

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Данстан.
Кристиан титулы
Ему предшествовал. Кенвальд Епископ Вустера. 957–9Преемник. Освальд из Вустер
Предыдущий. Брихтельм епископ Лондона. 958–9Преемник. Эльфстан
Предыдущий. Биртельм Архиепископ Кентерберийский. 959–88Преемник. Этельгар

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:30:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте