Дажбог

редактировать
A современный языческий алтарь с изображением Дажбога

Дажбога (Прото -Славянский : * Daďьbogъ ; церковнославянский : Даждьбог; древневосточнославянский (древнерусский) : Дажьбогъ; сербохорватский : Даждбог / Даждбог, Дажбог / Дажбог, Дайбог / Дајбог или Дабог / Дабог; болгарский, украинский и македонский : Даждбог Дажбог, Дайбог или Дабог ; белорусский : Даждбог, Дажбог или Дабог; Русский : Дажьбог, Дажбог, Дайбог или Дабог; Польский : Dadźbóg, Dażbóg, Dabóg), альтернативно Даждьбок (Белорус : Даждзьбог), Даждьбог, Даждьбог, Дайбог, Дайбог, Дабог, или Дадзбог, был одним из главных богов славянской мифологии, скорее всего, солнечным божеством и, возможно, культурный герой. Он является одним из нескольких подлинных славянских богов, упомянутых в ряде средневековых рукописей, и одним из немногих славянских богов, поклонение которым можно найти во всех славянских племенах.

Содержание
  • 1 Источники
  • 2 Этимология
  • 3 Характеристики
  • 4 Бог в современной культуре
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
Источники

Дажбог (или Дажбох) - это упоминается в Первичной летописи, истории ранней Киевской Руси как одного из семи богов, статуи которых князь Владимир Великий воздвиг перед своим дворцом в Киев 980 г., когда он взошел на престол. Имя упоминается также в Ипатьевском кодексе, а также в средневековом русском эпосе Сказание о полку Игореве.

Этимология

Праславянский реконструкция - это * даджьбогъ, и состоит из * даджь, повелительного наклонения глагола * дати «отдавать», и существительного * болото «бог ". Таким образом, первоначальное значение слова «Дажбог», согласно Дубенскому, Огновскому и Нидерле, было бы «дающий бог», «богодатель», «бог-даритель».

Морфологически это слово является старым составным, а именно: интересен тем, что сохраняет старое значение протославянского * bogъ "земное богатство / благополучие; удача », с семантическим сдвигом на« раздатчик богатства / удачи »и, наконец,« бог ». Из-за отсутствия убедительных родственных слов в других индоевропейских языках праславянское * bogъ часто считается иранским заимствованием, поскольку связанные с индоиранским бхагой, или, по крайней мере, находящиеся под их семантическим влиянием; как в славянских, так и в индоиранских родственных формах означают как "божество", так и "богатство, разделить". Таким образом, в буквальном переводе Дажбог будет быть «раздатчиком удачи».

Характеристики
Дажбог (автор: М. Пресняков, 1998)

Самый интересный отрывок о Дажбоге происходит из Гипатского кодекса, 15-го -вековая компиляция нескольких гораздо более старых документов из Ипатьевского монастыря в России. Полный отрывок, реконструированный по нескольким рукописям, переводится следующим образом:

(Тогда) начало своего правления Феоста (Гефест ), которого египтяне называли Сварог... во время его правления с небес упали зубья кузнеца и выковали оружие для первый раз; до этого (люди) дрались дубинками и камнями. Феоста также велел женщинам иметь только одного мужа... и поэтому египтяне называли его Сварог... После него правил его сын, его звали Солнце, а они звали его Дажбог... Солнечный царь, сын Сварога, это Дажбог.

Фактически, это славянский перевод оригинальной греческой рукописи Малалина VI века. В греческом тексте имена богов: Гефест и Гелиос. По всей видимости, неизвестный русский переводчик попытался пересказать всю историю (действие которой происходит в Египте), заменив имена классических божеств более известными его читателям. Остается только надеяться, что он действительно заменил имена греческих богов их соответствующими славянскими аналогами; однако, по крайней мере, один вопрос остается проблемным: во всех славянских языках слово, обозначающее Солнце, Sunce, имеет нейтральный или женский род, но никогда не мужской (однако, есть русский эпический персонаж Владимир Прекрасное Солнце, которое занимает то же место, что и Артур в английском языке. культура.) Также в балтийской мифологии, наиболее близкой к славянской, Солнце - женское божество, Сауле, а Луна - мужское. Тот же образец можно наблюдать в фольклоре многих славянских народов, где Солнце чаще всего отождествляется с матерью или невестой, а Луна - с отцом или мужем, их дети - звезды. Где именно это оставляет Дажбога как возможное мужское солнечное божество славянского пантеона, остается под вопросом.

Кроме того, этот отрывок поднял довольно много теорий о семейных отношениях между славянскими богами. Если предположить, что действительно Сварог считался отцом Дажбога, то возникает вопрос о его отношениях с Сварожичем, другим божеством, которое упоминается как бог огня и войны в нескольких других средневековьях. документы, описывающие языческие верования славян. Сварожич - это просто уменьшительное от имени Сварога, то есть «маленький Сварог», что подразумевает, что он считался ребенком Сварога. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров предложили реконструкцию этой мифической генеалогии, согласно которой у Сварога, божества огня и кузницы, сходного с греческим Гефестом, было два сына; Дажбог, олицетворявший огонь на небе (то есть Солнце), и Сварожич, символизировавший пламя на земле, в кузнице. Генрик Ловминьский, однако, предположил, что Сварог был славянским богом неба и олицетворение самого дневного неба, возможно, продолжение протоиндоевропейского * Диеуса Pdiv class="ht"тер, в то время как Сварожич и солнечный Дажбог были одним и тем же божеством, хотя, заключил он, два других аспекта Существовали и Сварожичи: огненный Сварожич, как на Солнце (упоминается в русских средневековых рукописях), и лунный Сварожич, связанный с Луной. Франьо Ледич, с другой стороны, предположил, что Сварог и Дажбог - один и тот же бог.

Многие мифологи также считают, что Дажбог идентичен другому восточнославянскому божеству с возможными солнечными атрибутами, Хорс. Осип Максимович Боджанский основывал эту теорию на следующем отрывке из Первой летописи :

И Владимир начал свое княжение в Киеве один и воздвиг идолов на холме у своего дворца с крыльцом: Перун из дерева с серебряной головой и золотыми усами, и Хорс Дажбог, и Стрибог, и Симаргл, и Мокошь.

Обратите внимание, что имена Хорс и Дажбог - единственные два, которые четко не разделены словом «и» в тексте. Это могло быть указанием на составное божество, Хорс Дажбог. На этом основании Топоров предположил, что Хорс могло быть иранским (возможно, сарматским или скифским) именем этого бога, а Дажбог - славянским. Борис Рыбаков сравнил Хорса и Дажбога с Гелиосом и Аполлоном соответственно, заключив, что оба они были солнечными богами, но в то время как Хорс представлял само Солнце, Дажбог, как deus dator, скорее символизировал живительную силу Солнца. То, что Хорс действительно был солярным божеством, следует из следующего отрывка из «Повести о полку Игореве»:

Всеслав князь судил людей; как князь, он правил городами; но ночью он бродил в образе волка. Из Киева, крадясь, он до петухов добрался до Тмуторокани. Путь великого Хорса, как волк, крадущийся, он пересек.

Другими словами, князь Всеслав достиг Тмуторокана до рассвета, таким образом перейдя путь Хорса, Солнца. В мифическом представлении о мире Солнце должно пройти через подземный мир в течение ночи, чтобы к рассвету достичь восточного горизонта. Это, а также тот факт, что князь Всеслав ночью превращается в волка, «переходя тропу Хорса», проводит параллель с сербским Дабогом, который, как уже говорилось, считался хромым «волчьим пастырем». кто правит преступным миром. Особый интерес представляет тот факт, что сербские народные источники описывают его как хромого; хромота была постоянным атрибутом греческого Гефеста, которого, как мы видели, в Гипатском кодексе сравнивали со славянским богом-кузнецом Сварогом, отцом Дажбога. (На самом деле, большинство индоевропейских богов-кузнецов были хромыми; причиной этого, скорее всего, был арсеникоз, низкие уровни отравления мышьяком, что привело к хромоте и коже. раковые заболевания. Мышьяк был добавлен в бронзу, чтобы укрепить ее, и большинство кузнецов бронзового века пострадали бы от хронического отравления на рабочем месте.)

сербский дабог, будучи повелителем подземного мира, также ассоциировался с драгоценными металлами, а иногда и имел серебряную бороду. Веселин Чайканович пришел к выводу, что хтонический персонаж Дабога в сербском фольклоре очень хорошо сочетается с солнечным Дажбогом, упомянутым в русских источниках, указывая на то, что во многих мифологиях солнечные божества, как правило, имеют двойной аспект., один доброжелательный, связанный с Солнцем в течение дня, а другой злобный, связанный с ночью, когда Солнце оказывается в ловушке в подземном мире. В своих исследованиях сербского фольклора Чайканович также пришел к выводу, что многие другие доброжелательные аспекты Дажбога были переданы популярным святым в народном христианстве, в частности, в Св. Сава, национальный сербский святой, который, хотя, несомненно, был реальной исторической личностью, в народных сказках часто выступает в роли культурного героя. Тот факт, что в «Сказке о полку Игореве» русские и их князья упоминаются как «внуки Дажбога», указывает на то, что Дажбог считался родовым божеством, обычная роль архетипа культурного героя в мифологиях.

Бог в современной культуре
Изображение Дадомбога в начале 21-го века Мареком Хапоном

Скульптура бога была установлена ​​в Голе Пристан, Украина в начале 2001 года. Спустя несколько дней он был разобран из-за возражений церкви.

10 апреля 2016 года идол Даждьбога был установлен славянскими язычниками в особо почитаемом месте в город Астрахань, Россия. 12 апреля 2016 года стала известна информация об осквернении идолов и уничтожении всех прилегающих территорий.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 04:23:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте