Convoy | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Кригсмарине | Королевский флот. Королевский флот Канады | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Адмирал Карл Дёниц | Связь: Х.М. Сандерс. ЗП: лейтенант С.В. Дэвис. : капитан Л. Тибо. : командир Бейкер-Крессвелл | ||||||
Сила | |||||||
Мордбреннер. 8 подводных лодок | 52 корабля. 18 эскортов | ||||||
Потери и потери | |||||||
никто не потерян. 1 подводная лодка повреждена | 9 торговых судов потоплен. 2 боевых корабля потоплен. 1 боевой корабль поврежден |
SC 48 был Североатлантическим конвоем из серии SC, который бежал во время битвы за Атлантику в Второй мировой войны.
Это было примечательно тем, что стало поводом инцидента Кирни, в результате которого Соединенные Штаты на шаг ближе к войне с Германией.
SC 48 был конвоем из 52 кораблей, направлявшимся на восток с военными материалами и отправлявшимся из Сиднея, Кейп-Бретон 5 октября 1941 г. направлялся в Ливерпуль. Он находился под командованием коммодора Х.М. Сандерса из MV Castalia.
Его сопровождала канадская эскортная группа, состоящая из Wickes- класса разрушителя HMCS Columbia (лейтенант-коммандер С.В. Дэвис в качестве старшего офицера сопровождения) и семь корветов Класса ; HMCS Wetaskiwin, HMCS Rosthern, HMCS Baddeck, HMCS Camrose, HMCS Shediac, HMS Gladiolus и ВМС Свободной Франции 'Мимоза.
Этим силам противостояла патрульная линия Мордбреннер, которая должна была состоять из восьми подводных лодок и формировалась к югу от Исландии около точки встречи в Срединном океане. Это был момент, когда конвои в Северной Атлантике передавались между Океаном и конвоем Западных подходов на данном этапе Атлантической кампании.
Союзная разведка узнала о присутствии Мордбреннера и начала отклонять конвои в море, но потеря Ультраразведки 12/13 октября оставила SC 48 в темноте; а в ночь с 14 на 15 октября его заметил U-553 (K / L Карл Турманн ).
В этот момент SC 48 находился в некотором беспорядке; 11 его кораблей, включая Castalia, потерпели неудачу из-за непогоды в ночь с 9 на 10 октября. Колумбия и два корвета, Камроуз и Ростерн, отправились искать их. Третий корвет, Шедиак, также был отделен штормом и лишился радиосвязи. 14 октября эскорт SC 48 насчитывал всего четыре корвета; Вэтаскивин (как действующий ГП), Баддек, Гладиолус и Мимоза.
Рано утром 15 октября Турманн из U-553 сообщил о своем контакте командованию подводной лодки (BdU ) и ему было приказано прятаться в тени, в то время как другие подводные лодки были собраны для атаки. Однако Турманн решил атаковать той ночью, и ему удалось потопить два корабля, Silvercedar, который потерял 21 команду, и Ila, большая часть команды которого была спасена. U-553 был замечен Сильверхельмом, следующим кораблем в колонне, который попытался протаранить, но потерпел неудачу; U-553 также была замечена У. К. Тиглом, но она не смогла поднять оружие до того, как U-553 сбежала.
15 октября Enigma была повторно приобретена, и Командование западных подходов осознало, что готовится крупная атака; некоторое количество эскортов из соседних конвоев было отвлечено, чтобы усилить SC 48. Сначала отряд американских эсминцев (DesRon 13) отделился от ON 24; два эсминца Королевского флота (HMS Highlander и HMS Broadwater ) из ТК 14; два корвета Королевского флота (HMS Abelia и HMS Veronica ) из ON 25; и корвет RCN (HMCS Pictou ) из Исландии.
Позже 15 октября Колумбия присоединилась, а к U-553 присоединились еще две лодки; U-558 (Гюнтер Крех ) и U-568 (Иоахим Прейс). Пока U-553 продолжала тень, она была замечена Колумбией, которая напала на нее, отогнав, но без повреждений; U-553 выпустила торпеду по Колумбии, но промахнулась. В течение дня к нам присоединилась U-558, столкнувшаяся с самостоятельным плаванием корабля «Остров Ванкувер»; он был потоплен с потерей всего 73 членов экипажа и 32 пассажиров. Еще до наступления темноты прибыла U-568, и все три лодки приготовились к атаке.
С наступлением темноты в ночь с 15 на 16 октября подводные лодки атаковали снова. U-568 атаковал и потопил Empire Heron, Gladiolus контратаковал, и U-568 был отброшен. Затем Гладиолус отделился, чтобы забрать выживших, но так и не присоединился к конвою; она была потеряна всеми руками, по сообщениям, из-за U-568 17-го, но более вероятно 16-го из-за U-432.
После полуночи 15/16 октября, Южная Каролина 48 сделал экстренный поворот влево, за которым до рассвета последовал поворот на правый борт, пытаясь уйти от преследования; первоначально это было успешным, но во второй половине дня 16-го группа восстановила контакт и снова приблизилась.
Также во второй половине дня 16 октября прибыло первое подкрепление в виде DesRon 13; в него вошли эсминцы USS Decatur, USS Kearny и USS Livermore, возглавляемые USS Plunkett (капитан Л. Тибо). Позже к ним присоединился пятый эсминец Thebaud, USS Greer в сопровождении HMCS Pictou. В качестве старшего офицера Тибо принял на себя командование эскортом; однако, несмотря на то, что у него был стаж, у Тибо был небольшой опыт работы в сопровождении, и был допущен ряд ошибок, позволивших подводным лодкам провести успешную атаку той ночью.
К ночи 16 октября БДУ собрало десять подводных лодок для атаки; три лодки Mordbrenner плюс семь новичков, (U-101, U-109, U-208, U-374, U-432, U-502 и U-573 )
Ночью 16/17 октября стая атаковала, приближаясь к ней без особых помех со стороны эскорта. U -553 потопила Bold Venture примерно в 8 часов вечера. U-558 потопила WC Teagle примерно через час; Эрвикен была атакована и потоплена, когда она остановилась, чтобы подобрать выживших, и Рим также был потоплен, когда она замедлилась, чтобы сделать то же самое. U-432 потопила Evros и Барфонн незадолго до полуночи.
Сразу после полуночи U-568 ударила по эсминцу, который остановился, чтобы избежать столкновения с корветом; это был USS Kearny. Он был серьезно поврежден, 11 убитыми и 22 ранеными, но был спасен усилиями экипажа. Он был отправлен в Исландию в сопровождении Декейтера и Грира.
Рано утром 17 октября прибыло еще несколько военных кораблей: HMS Highlander и Broadwater из ТК 14 и HMS Abelia и Veronica с ON 25. С этим подкреплением дальнейшие атаки были отражены, но стая оставалась на связи, ожидая новой возможности.
На рассвете 17 октября к колонне присоединился эскорт Западных подходов; Это был EG 3, состоящий из четырех эсминцев (HMS Bulldog, HMS Amazon, HMS Richmond и HMS Georgetown ) и одного корвета (HMS Heartsease ) с двумя траулерами и спасательным судном. Группа RCN покинула этот пункт из-за низкого уровня топлива; также DesRon 13 ушел вслед за Кирни в Исландию.
Стая все еще поддерживала контакт, но все дальнейшие атаки были сорваны эскортом. Вероника решительно атаковала контакт и заявила об убийстве, но потери подводной лодки не было подтверждено. Летящее прикрытие Каталина также бомбило U-558, который был поврежден, но продолжал оставаться в тени, пока атака не была отменена.
В ночь с 17 на 18 октября стая снова попыталась; все атаки были отражены, но U-101 открыла огонь по Бродуотеру, причинив ей смертельный урон; она оставалась на плаву еще 12 часов, но ее пришлось бросить и потопить.
18 октября BdU приказал прекратить атаку. Мордбреннер, который так и не сформировался полностью, был распущен, а оставшиеся лодки были отправлены на запад, чтобы сформировать новую линию патрулирования у побережья Канады. Остальные лодки были перемещены на восток, чтобы сформировать новую линию патрулирования, Рейсвольф, к юго-востоку от Гренландии.
SC 48 продолжил движение без дальнейших потерь, 31 корабль прибыл в Ливерпуль 22 октября. Октябрь 1941 г. 11 отставших от штурма 10 октября собрали Камроуз и Ростерн. Под командованием коммодора Сандерса в Касталии и всего с двумя корветами в качестве эскорта эта группа смогла беспрепятственно пересечь границу и прибыла в Великобританию через 10 дней после основных сил.
Это, несомненно, победа подводной лодки ; SC 48 потерял девять судов водоизмещением 51 093 тонны, в то время как эскорт потерял два потопленных или поврежденных; подводные лодки не были потеряны. Некоторые потери перед лицом большой и мощной эскортной силы можно отнести на счет неопытности капитана Тибо в сопровождении конвоя. В этом и других случаях появилась практика оставлять командира группы сопровождения конвоя, отвечающего за его защиту, независимо от стажа; серьезный разрыв с традициями. Нападение на Кирни и гибель американцев было воспринято как оскорбление Соединенных Штатов и было еще одним шагом к выходу из их изоляции во время Второй мировой войны.
Корабли союзников потоплены
Дата | Имя | Национальность | Потери | Тоннаж | Потоплен... |
---|---|---|---|---|---|
14/15 октября 1941 г. | Сильверседар | Соединенное Королевство | 20 | 4,354 | U-553 |
14/15 октября 1941 | Ила | Норвегия | 14 | 1583 | U-553 |
15/16 октября 1941 года | Empire Heron | Соединенное Королевство | 42 | 6,023 | U-568 |
16/17 октября 1941 г. | Bold Venture | Панама | 17 | 3222 | U-553 |
16/17 октября 1941 г. | WC Teagle | Соединенное Королевство | 48 | 9,552 | U-558 |
16/17 октября 1941 г. | Эрвикен | Норвегия | 28 | 6,595 | U-558 |
16/17 октября 1941 г. | Рим | Норвегия | 0 | 1369 | U-558 |
16/17 октября 1941 | Эврос | Греция | 30 | 5283 | U-432 |
16/17 октября 1941 | Барфонн | Норвегия | 14 | 9,739 | U-432 |
поражение боевых кораблей союзников
Дата | Имя | Национальность | Потери | Тип | Судьба | Удар по... |
---|---|---|---|---|---|---|
16/17 октября 1941 года | Гладиолус | Королевский флот | 89 | Флауэр-класса корвет | потоплен | U-558 |
16/17 октября 1941 года | Кирни | ВМС США | 11 | Бенсон-Ливермор -класс эсминец | поврежден | U-568 |
17/18 октября 1941 года | Broadwater | Royal Navy | 56 | Town-class эсминец | потоплен | U-101 |
подбитые подводные лодки
Дата | Номер | Тип | Капитан | Пострадавшие | Судьба | пораженный... |
---|---|---|---|---|---|---|
18 октября 1941 года | U-558 | VIIC | Креч | 0 | Поврежденный | Каталина летающая лодка |