Болгарская литература

редактировать
Берковица-HMIV-Петко-Славейков-Смесена-Китка-1852

Болгарская литература - это литература, написанная болгарами или жители Болгарии, или написанные на болгарском языке ; обычно последнее является определяющим признаком. Можно сказать, что болгарская литература - одна из древнейших среди славянских народов, берущая свое начало в конце IX века и во времена Симеона I из Первого болгарского царства..

Известные произведения современной болгарской литературы: Персиковый вор Эмилиян Станев, сентябрь Гео Милев, Под игом Иван Вазов, Ветряная мельница Элин Пелин и Глубины Дора Гейб. Книга Николая Хайтова «Дикие сказки» (Divi Razkazi / Диви разкази) включена в Исторический сборник ЮНЕСКО.

Содержание
  • 1 Средневековье
  • 2 Ранняя Османская империя Правило
  • 3 Болгарское национальное возрождение
  • 4 Болгарская литература после 1878 года
  • 5 Болгарская модернистская литература
  • 6 Болгарская литература в период между мировыми войнами
  • 7 Болгарская литература после 1944 года
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Средневековье

Когда Болгарская империя приветствовала учеников Кирилла и Мефодия после их изгнания из Великой Моравии, страна стала центром богатая литературная деятельность в период так называемого золотого века средневековой болгарской культуры. В конце 9-го, 10-го и начале 11-го веков в Болгарии процветала литература, многие книги переводились с византийского греческого, но также создавались новые произведения. Многие ученые работали в Преславской и Охридской литературной школе, создавая кириллицу для своих нужд. Черноризец Храбар написал свой популярный труд «Отчет о письмах», Климент Охридский работал над переводами с греческого языка и ему приписывают несколько важных религиозных книг, Джон Экзарх написал свои Шестоднева и перевод «О православии» Иоанна Дамаскина, Наума Преславского также внесли значительный вклад. Болгарские ученые и труды оказали влияние на большую часть славянского мира, распространив старославянский, кириллический и глаголический алфавит на Киевскую Русь, средневековую Сербию. и средневековая Хорватия.

Тетраевангелия Ивана Александра (1355-1356)

Поскольку Болгарская империя была покорена византийцами в 1018 году, болгарские литературная деятельность снизилась. Однако после основания Второй болгарской империи последовал еще один период подъема во времена патриарха Евтимия в 14 веке. Евтимий основал литературную школу Тырново, которая существенно повлияла на литературу Сербии и Московской Руси, так как многие писатели бежали за границу после османского завоевания. Помимо Евтимия, другими авторитетными писателями того периода были Константин Костенец (1380-первая половина 15 века) и Григорий Цамблак (1365–1420).

В средневековой болгарской литературе преобладали религиозные темы, большинство произведений - гимны, трактаты, религиозные сборники, апокрифы и жития, чаще всего героический и поучительный.

Раннее османское владычество

Падение Второй болгарской империи оттоман в 1396 году нанесло серьезный удар по болгарской литературе и культуре в целом. Литературная деятельность в основном прекратилась, сосредоточившись в монастырях, ставших центрами болгарской культуры в чужой империи. Религиозная тема продолжала доминировать в нескольких произведенных произведениях.

Основной литературной формой XVII и XVIII веков были поучительные проповеди, сначала переведенные с греческого, а затем составленные болгарами.

Титульный лист Абагара, первой печатной книги на современном болгарском языке (1651)

Литературная традиция продолжала существовать относительно непрерывно во время раннего османского владычества в северо-западной Болгарии вплоть до Восстание Чипровцев в конце 17 века среди болгарских католиков, которых поддерживали католические государства Центральной Европы. Многие из этих произведений были написаны на смеси местных болгарских, церковнославянских и сербохорватских и назывались «иллирическими». Среди них была первая книга, напечатанная на современном болгарском языке, бревиарий Абагар, изданный в Риме в 1651 году епископом Никополя.

. Иллирийское движение На южнославянское единство коснулось болгарской литературы 18-19 веков. Книга Христофора Жефаровича Stemmatographia 1741 года считается самым ранним примером современной болгарской светской поэзии для ее четверостиший, хотя по сути это был сборник гравюры.

Болгарское национальное возрождение

Почти пять веков османского правления Болгарии сыграли решающую роль в развитии болгарской культуры. Страна была отделена от движений европейского Возрождения и высших форм художественного самовыражения и развивала в основном свои фольклорные песни и сказки. Новое возрождение болгарской литературы началось в XVIII веке с историографических сочинений Паисия Хилендарского, История Славяноболгарской. Другим влиятельным произведением была «Жизнь и страдания грешного Софрония» Софрония Врацкого.

. В период 1840-1875 гг. Литература ожила благодаря сочинениям на преимущественно революционные, антитурецкие темы. Это был ранний этап болгарского Возрождения, и наиболее выдающимися поэтами того времени были: Васил Друмев, Райко Жинзифов и Добри Чинтулов.

Известный поэт и революционер. Христо Ботев (1848–1876) работал в конце 19 века и в настоящее время считается одним из самых выдающихся болгарских поэтов того времени. Ему удалось использовать живой язык фольклорных песен, чтобы выразить современные идеи, сомнения и вопросы. Его работ немного, большинство из них имеют интенсивную диалоговую форму и сильный эмоциональный посыл.

Памятник Христо Ботеву

Среди писателей, которые вели революционную деятельность, были также Любен Каравелов и Георгий Сава Раковский. Самая известная работа Раковского «Горский патник» (в переводе «Путешественник в лесу» или «Лесной странник») была написана во время Крымской войны (1853–1856 гг.), Когда он скрывался от турецких властей недалеко от города Котел. Считается одним из первых болгарских литературных стихотворений, оно не публиковалось до 1857 года.

Типичной чертой этого периода был рост интереса к болгарскому фольклору, например, Братья Миладиновы и Кузман Шапкарев составил сборники народных песен и этнографические исследования. Другой писатель с очень важными произведениями - это Захари Стоянов (1850–1889) с его «Воспоминаниями о болгарских восстаниях 1870–1876». Его произведения имеют историческую, биографическую и художественную ценность.

Болгарская литература после 1878 года

Болгария получила частичную независимость после русско-турецкой войны (1877-1878). Недавно созданная болгарская церковь, развивающаяся национальная школьная система, возвращение образованных болгар из-за границы и энтузиазм недавно наступившего Возрождения были среди факторов, которые способствовали формированию новой болгарской литературы. Он потерял большую часть своего революционного духа, и писания пастырского и регионального типа стали более распространенными.

Иван Вазов был первым профессиональным болгарским литератором и отцом-основателем новой болгарской литературы. Вазов был очень популярен и продуктивен, и в его произведениях одинаково виртуозно сочетаются и проза, и поэзия. Его роман 1893 года Под игом, изображающий османское угнетение Болгарии, является самым известным произведением классической болгарской литературы и был переведен более чем на 30 языков. Среди его самых известных рассказов - «Немили-недраги», «Чичовци» и другие; он также написал большое количество рассказов, путевых заметок, мемуаров, эссе, критических замечаний, драм, комедий и т. д. Некоторые из наиболее известных сборников включают: Draski i sharki, Videno i chuto и другие.

Одним из наиболее значительных его сборников стихов является «Эпопея забытых» (1881-1884), состоящая из 12 од, посвященных героям болгарской истории, а также образам и идеям, которые следует запомнить. Другие поэтические сборники: «Пряпорец и гусла», «Тагите на Болгарии», «Гусла», «Сливница», «Лулека ми замириса» и другие.

Удивительный образец ранней философской мысли нового времени можно найти в поэтических произведениях известного интеллектуала Стояна Михайловского.

болгарской модернистской литературы

Поэт Пенчо Славейков, сын выдающегося болгарского поэта и учителя эпохи Возрождения Петко Славейков, является одним из самых эрудированных писателей своего времени. Он приложил сознательные усилия, чтобы заложить основы современной литературы и модернизма в стране, внедряя европейские философские и метафизические идеи, частично измененные и перестроенные на традиционном лингвистическом и образном наследии.

Славейков известен своими философскими стихотворениями, эпическими песнями и сборником стихов-символистов «Сон о счастье». Среди прочего, он написал загадочную антологию поэтов под названием «На острове блаженного», где он собрал в одном месте все традиционные идеи болгарской поэзии того времени, представив их как принадлежность к воображаемому острову. Его незаконченный эпос «Песнь крови» (1911–13) посвящен борьбе с турками. В его поисках Славейкова поддерживали и другие выдающиеся интеллектуалы - ученые, писатели, поэты и критики.

Один из самых замечательных прозаиков первых лет после освобождения - Алеко Константинов (1863–1897). Его юмористические сочинения и сочинения о путешествиях (Бэй Ганьо; В Чикаго и обратно) проницательны и ярки. Его лучше всего помнят за его характер Бэй Ганьо, один из самых противоречивых и любопытных персонажей в болгарской литературе с разнообразными слоями и богатыми нюансами. Так же, как Швейк у чехов, Тартарин из Тараскона у французов и Остап Бендер у русских народов, залив Ганьо - собирательный образ многих типичных болгарских черт.. Хотя их высмеивали, они никогда не могли получить одностороннюю (положительную или отрицательную) оценку и интерпретацию. Писателя убили случайно, когда его карьера была на грани взлета.

Вместе с Петко Тодоровым, Крастё Крастевым и Пейо Яворовым Пенчо Славейков основал модернистский кружок Мисал (Мысль). Крастёк Крастев - уважаемый литературовед и эрудит. Петко Тодоров (1879-1916) - один из крупнейших стилистов того времени. Человек европейского образования и нравов, он сумел модернизировать болгарскую драму, а также написал серию впечатляющих импрессионистических рассказов на фольклорных мотивах под названием «Идиллии».

Пейо Яворов (1878–1914) считается поэтом-символистом, одним из лучших поэтических талантов fin de siècle Королевства Болгарии. Стихи Яворова разнообразны по тематике, но всегда имеют сильное воздействие - эмоциональное и интеллектуальное. Они имеют разнообразные и оригинальные формы, богатый и изысканный язык; они во многом интроспективны, выражают одиночество современного человека, невозможность достичь счастья и любви в жизни, постоянную угрозу и предчувствие смерти. Они также сосредоточены на описании исторических, мифологических и визионерских сюжетов с теми же декадентскими эмоциональными нюансами.

Под влиянием французского и русского символистского движений были и другие популярные болгарские поэты, довольно большое число, которые способствовали быстрому развитию литературы в стране в первые десятилетия 20 века. Среди них были: Димчо Дебелянов и многие другие. Символизм превратился в одно из самых влиятельных движений, и его можно было почувствовать во всей поэзии 20 века. В Болгарии он остается близким к европейскому: это снова попытка преодолеть реальность, ее бремя, однообразие и тяжесть. Поиск смысла и основания в другом измерении реальности: внешнем, высоком, духовном, мистическом, неизвестном и непонятном; новая сказочная реальность, которая ближе к красоте и гармонии. Ответ ищут не только в изображениях, но и в чистоте и красоте языка.

Болгарская литература в период между мировыми войнами

Димчо Дебельянов (1887–1916) был поэтом, смерть которого в Первой мировой войне оборвала его многообещающую литературную карьеру. Его работы были собраны друзьями после его смерти и стали очень популярными в послевоенной Болгарии. Христо Смирненский (1898-1923) - еще один талантливый поэт-символист с чрезвычайно мелодичным языком, раннюю смерть которого можно было оплакивать.

Межвоенный период в болгарской литературе запомнится не только драматическими социальными изменениями, но и реформами в литературных жанрах. Большая часть из них связана с фигурой и деятельностью Гео Милева (1895-1925), который издавал модернистский журнал «Везни» (Масштаб) в Софии, как поэт., переводчик, театральный обозреватель, режиссер, редактор антологий и даже как художник. Он испытал влияние авангардных движений, таких как немецкий экспрессионизм и французский сюрреализм. Его искусные стихи («Жестокое кольцо» (1920); «Иконы спят» (1922); Сентябрь (1923)) и прозаические произведения («Маленький экспрессионистский календарь на год» (1921)) сочетают в себе традиционные мотивы, современные идеи и экспериментальный язык. Он был убит в возрасте 30 лет, и хотя его карьера длилась не более 6 лет, он пользуется большим уважением и многими рассматривается как один из самых влиятельных модернистских поэтов и переводчиков.

Гео Милев (1895-1925)

Болгарская поэзия достигнет новой вершины с еще одним преждевременно убитым поэтом - Никола Вапцаров (1909-1942). За свою жизнь он успел издать только 1 сборник стихов (Моторные песни (1940)) тиражом 1500 экземпляров. Он был приговорен к смертной казни за свою подпольную коммунистическую деятельность против правительства.

Болгарская проза процветала в период между мировыми войнами главным образом благодаря рассказам и рассказам Элин Пелин (1877-1949) и Йордана Йовкова (1880). -1937). Оба они были довольно плодовитыми и стали популярными не только у себя на родине, но и за рубежом. По сюжету они близки традициям реализма. Оба они сосредоточены на сельской жизни, но Йордан Йовков известен своей любовью к традициям и мифам, а Элин Пелин более беззаботна и остроумна; Последний также является известным писателем детской литературы. Оба они использовали яркий, сложный язык и образы.

Замечательная писательница исторических романов Фани Попова-Мутафова достигла пика своей популярности перед Второй мировой войной, но, несмотря на свой талант, после нее терпит репрессии со стороны коммунистического режима. Еще одна фигура, которую трудно забыть из этого периода, - юмористический писатель и рисовальщик Чудомир (1890-1967), рассказы которого (часто не более 3-4 страниц) блестят как по стилю, так и по оригинальности. Уникальное изящество его произведений должно вызывать восхищение.

Болгарская литература после 1944 года

После Второй мировой войны болгарская литература попала под контроль Коммунистической партии и, особенно в первые годы, требовалось соответствовать стилю под названием «Социалистический реализм ». Димитар Димов (1909-1966) был вынужден пересмотреть свой бестселлер «Табак» (1952), адаптированный для кино как фильм 1962 года «Табак», чтобы сделать его приемлемым с точки зрения социалистический реализм за счет добавления коммунистов и персонажей рабочего класса и сюжетных линий.

Писателю Димитару Талеву (1898-1966) на время коммунистический режим также не позволял публиковать свои романы. Как и многие другие интеллектуалы, он был сослан в провинцию, но продолжал писать. Его самая известная работа - «Железный подсвечник» (1952).

И Димов, и Талев также были известными рассказчиками, составившими множество сборников рассказов вместе со своими романами. В то же время, даже так рано после прихода к власти коммунистов, развитие их карьеры показало идеологические ограничения, с которыми писателям придется столкнуться в будущем.

Антон Дончев, Йордан Радичков, Эмилиян Станев, Станислав Стратиев, Николай Хайтов, Ивайло Петров и Вера Мутафчиева - одни из самых талантливых и уважаемых писателей, которым удалось издать свои книги при коммунистическом режиме в последующие десятилетия. Их произведения составляют основной состав новеллистов в современной болгарской литературе.

Писатель Эмилиян Станев с режиссерами Николой Корабовым и Руменом Сурджийским на съемках Ивана Кондарева

Некоторые жанры были почти приговорены к смертной казни, такие как криминальная фантастика и научная фантастика как их культивировали очень немногие писатели (Святослав Миньков, Павел Вежинов, Святослав Славчев, Любен Дилов ). Обычно писатели испытывали соблазн (или заставляли) обращаться к реалистическим или историческим предметам. Аллегорические театральные комедии и драмы стали умелым способом избежать порицания, которое могло стоить писателям запрета на публикацию, репрессий, ссылок, тюремного заключения или даже концлагеря.

На самом деле болгарская национальная проза была вполне, но не полностью изолирована от западной литературы и идей сюрреализма, экспрессионизма, экзистенциализма, постмодернизм, структурализм и другие теоретические парадигмы. До 80-х авангардные литературные движения были представлены почти и бессистемно. Многие считали, что эксперименты с языком и формой не соответствуют принципам господствующей идеологии и эстетики. Политическая принадлежность и убеждения писателя стали определяющим признаком оценки его произведений; отдельные книги были запрещены, а некоторым писателям вообще не разрешалось публиковать или даже читать.

Тем не менее, послевоенный период был наиболее богатым для все еще слабой современной болгарской поэзии. После политических изменений 1944 и 1989 годов были опубликованы тысячи сборников стихов.

Некоторые из поэтов, которые со временем завоевали устойчивое уважение: Атанас Далчев (1904-1978) и Валерий Петров. Далчева также помнят как одного из лучших переводчиков с самых разных языков.

Здесь и далее прослеживаются общие тенденции. Поэзия становится более интимной и конфессиональной, и требует большего количества изобретений, чтобы влиять или провоцировать; тем не менее иногда оригинальность превращается в самоцель; свободный стих допускал более высокую интенсивность языка и разнообразие форм; абстрактность возросла и стала влиять на баланс философской глубины и ясности; поиск лиризма иногда более очевиден, чем смысл стихов.

Крах Восточного блока в 1989 г. сопровождался значительным увеличением частных публикаций и литературных премий, а также сложным распределением и, как следствие, обесцениванием социального статуса писателя в целом.. Явное отсутствие национального консенсуса и недостаточная историческая дистанция - это еще другие факторы, которые не позволяют выделить более известные или влиятельные молодые голоса. Обычно считается, что некоторые более устоявшиеся поэты из предыдущего поколения сохранили свою популярность, но она едва ли выходит за пределы национальных границ. Среди них: Константин Павлов, Борис Христов, Стефан Кисёв, Екатерина Иосифова, Эдвин Сугарев, Георгий Господинов, Яна Букова и Кристина Димитрова.

Список литературы
  1. ^«Исторический сборник». www.unesco.org. Проверено 20 марта 2020 г.
  2. ^Маргарет Х. Байссинджер; Джейн Тайлус; Сюзанна Линдгрен Уоффорд (1999). Эпические традиции в современном мире: Поэтика сообщества. Калифорнийский университет Press. п. 79. ISBN 0-520-21038-7.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-13 04:51:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте