Тырновская литературная школа (болгарский : Търновска книжовна школа) конца XIV и XV веков была крупной средневековой болгарской культурной академией. внес важный вклад в средневековую болгарскую литературу, основанную в столице Болгарии Тырново. Он был частью Тырновской художественной школы, характерной для культуры Второй болгарской империи.
С орфографической реформой святого Евтимия Тырновского и выдающихся представителей, таких как Григорий Цамблак или Константин Костенец школа оказала влияние на русскую, сербскую, валашскую и молдавскую средневековую культуру. Это известно в России как второе южнославянское влияние.
Основная предпосылка для Тырново Литературная школа была культурным возрождением конца 14 века. Во многом это было связано с интересом императора Ивана Александра (1331–1371) к литературе и искусству и традициями, которые он оставил своим сыновьям и преемникам Иван Шишман и Иван. Страцимир в том направлении. Патриарх Феодосий Тырновский тоже имел определенную заслугу в создании школы.
Школа была основана в столице Болгарской империи Тырново святым Евтимием Тырновским. Он установил его правила болгарского языка, и неправильно переведенные тексты были исправлены, став образцом для Православных церквей Болгарии, Сербии, Валахии, Молдавии. и Россия, в которой также использовался церковнославянский язык.
Основная работа писателей Тырновской литературной школы включала написание оригинальной литературы, перевод книг с греческого языка и создание сборников.
Литература Тырновской литературной школы делится на две основные части - религиозную и светскую. Религиозная литература представлена восхваляющими посланиями, пассионалами, гимнами и др. Главной задачей авторов пассионалов было прославление святых, и здесь делается заметный акцент на элементе чудес, который является обязательным для этого жанра, используемого большинством писателей, таких как Евтимий и Цамблак. Отношение к различным еретическим движениям, таким как богомилизм, варлаамизм или адамизм, очень враждебно, что отражало официальную позицию Тырновского патриархата.
. Светская литература включает рассказы, романы, повести, стихи и летописи. По типу рассказов повести можно разделить на три основные части: античные («Александрия», «Троянская притча» (троянская легенда) и другие, изображающие сцены из истории Древней Греции ), Восточные повести («Варлаам и Йоасаф», «Акир Премадри» - тексты из индийской и ассирийско-вавилонской литературы ) и средневековые («Теофана - владычица» и события в истории Болгарии и Византии). Романы очень разнообразны, но также могут быть разделены на три группы: хроники (рассказы об исторических событиях), патетические тексты (рассказы с одним рассказом) и древне-фольклорные («Сказки Эзопа», «По происхождению Самодивас "на темы из болгарской мифологии и древней истории).
Истории для движения мощей святых были очень распространены, но нет единого мнения, можно ли считать эти рассказы продолжением пассионалов или отдельным жанром. Наряду с закреплением чудодейственных свойств реликвий реликвий авторы похвалили правителей, позаботившихся об их перемещении и хранении, всегда содержащих краткие, но ценные исторические сведения.
К основным представителям относятся:
страница Томичской Псалтири, созданная около 1360 года.