Средневековая болгарская литература является болгарской литературой в средних веках.
Когда Болгарская империя приветствовала учеников Кирилла и Мефодия после того, как они были изгнаны из Великой Моравии, страна стала центром богатой литературной деятельности во время так называемого Золотого века средневековой болгарской культуры. В конце 9-го, 10-го и начале 11-го веков литература в Болгарии процветала, многие книги переводились с византийского греческого языка, но также создавались новые произведения. Многие ученые работали в Преславской и Охридской литературных школах, создавая кириллицу для своих нужд. Болгарские ученые и труды оказали влияние на большую часть славянского мира, распространив староболгарский (старославянский), кириллический и глаголитический алфавит на Киевскую Русь, средневековую Сербию и средневековую Хорватию. Важным произведением этого периода является « Дидактические евангелия», собрание проповедей, прототипом которых является дидактика епископа Константина Преславского, написанная на староболгарском (старославянском) языке в 894 году. Другой важный труд - « Закон судного человека», старейший сохранившийся славянский закон. текст, написанный на староболгарском языке в конце девятого или начале десятого века, вероятно, в Болгарии. Его источником был византийский закон.
Когда Болгарская империя была покорена византийцами в 1018 году, болгарская литературная деятельность пришла в упадок. Однако после основания Второй Болгарской империи последовал еще один период подъема во времена патриарха Евтимия в 14 веке. Евтимий основал Тырновскую литературную школу, которая оказала значительное влияние на литературу Сербии и Московской России, поскольку некоторые писатели бежали от болгаро-османских войн. Болгарская литература продолжалась в Османской империи. Важные работы этого периода:
- Тетраевангелия Ивана Александра, 1355–1356 - одно из самых известных произведений Тырновской литературной школы;
- Софийская Псалтырь, 1337 г.;
- Псалтырь Томич, ок. 1360.
В средневековой болгарской литературе преобладали религиозные темы, большинство произведений были гимнами, трактатами, религиозными сборниками, апокрифами и житиями, чаще всего героическими и поучительными.